Игровое путешествие «ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тюпакова Алёна Юрьевна

Хлеб — это один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни. Поэтому не удивительно, что у него есть свой праздник — Всемирный день хлеба, который отмечается в октябре месяце.

С чего же начинается хлеб?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_hleb_vsemu_golova.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое путешествие

«ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА»

Дети входят в зал, встают в большой полукруг.

1 реб.: Слава урожаю в закромах!

2 реб.: Слава караваю на столах!

3 реб.: Слава трудовым рукам!

4 реб.: Слава труженикам!

(дети делятся пополам и расходятся в стороны, открывая декорацию:

 русскую печь с хлебом)

Ведущий 1:

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Ведущий 2:

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведущий 1:

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Игра «Посади зерно»

Ведущий 2:

С чего же начинается хлеб? Давайте вспомним…

(Несколько детей уходят за кулисы одевать крылья (птицы), одному ребенку одевают кепку (хозяин), остальные одевают желтые пелеринки (зерна))

Хозяин:

В поле я сейчас пойду

Всё зерно посажу.

(Под эти слова Хозяин дотрагивается до зерен и каждый, до кого дотронулись, занимает место по всему залу, сев на корточки – зерна посажены)

Ведущий 1 или Хозяин:

Зернышки прорастайте,

Колоски вырастайте,

Солнышко согревай,

Урожай созревай!

(Под эти слова Зерна медленно встают

Когда все Зерна посажены, влетают под музыку птицы, летают и дотрагиваются до зерен. До кого дотронулись, тот выходит с поля.

По окончании музыки птицы улетают)

Хозяин:

Птицы в поле прилетали

Урожай весь мой склевали.

Смена ролей - Хозяин передает кепку другому ребенку – тот становится Хозяином.

Игра повторяется несколько раз.

Ведущий 2: 

Хватит урожай таскать,

Буду птиц я отгонять!

Влетают под музыку птицы, Хозяин –взрослый (Ведущий 1) их отгоняет, не давая запятнать зернышки

Ведущий 1: 

Золотой Колосок, кто расти тебе помог?

Дети:

Теплый ветер, майский гром, солнце в небе голубом.

А еще – людские руки, что в труде не знали скуки.

Нам не стать без них такими – сильными, рослыми, золотыми.

Ведущий 1: 

Колоски мы все пожнем –

Много хлеба напечем,

А еще наварим каши

И подкрепим силы наши!

Игра «Собери колосья в снопы»

(По залу раскладывается несколько обручей (по количеству детей). По сигналу дети должны разместиться в обручах по 3, по 2, по 4, формируя сноп)

Ведущий 1: 

Пора собранное зерно дальше отправлять – куда? (на мельницу) и превращать его? (в муку). (Дети в обручах уходят за занавес, снимают атрибутику, возвращаются в зал)

Ведущий 2: 

Дорогие друзья! Наша печь рада приветствовать вас на своем мероприятии – интерактивной игре, посвященной Всемирному дню хлеба.

Действительно, хлеб — это один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни. Поэтому не удивительно, что у него есть свой праздник — Всемирный день хлеба, который отмечается в октябре месяце.

Сегодня в игровое путешествие печь предлагает Вам отправится двумя командами. Кто в какую попадет команду, рассудит случай – вытяните каждый свой жетон.

Уважаемые команды, давайте познакомимся.

Представление команд:

Первая команда ….

Вторая команда, вам слово …

Ведущий 2: 

Ознакомление с правилами игры-путешествия

В игре вам необходимо будет выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание, за правильный ответ, вы будете получать жетоны, которые потом сможете обменять в хлебной лавке на разные хлебные вкусности. Принимаются ответы, только после поднятия руки.

Конкурсная программа

  1. Станция «Загадочная»

Задание: отгадать загадки.

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос (Комбайн)

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто —

Есть мясо или капуста (Пирожок)

Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной (Батон)

Он — сильней

Десятка коней:

Где в полях пройдет весной

Летом хлеб встает стеной (Трактор)

За железным конем

Ящик тащится с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно (Сеялка)        

Из меня пекут ватрушки.

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (Мука)

Без выходных из года в год

Работает хлебозавод.

Ванилью пахнет улочка,

Когда печется… (Булочка)

Если буханку ножом измельчить,

Эти кусочки в печи подсушить,

Смело с собою в поход их бери,

Ведь получаешь всегда… (Сухари)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня (Тесто)

Он всегда на вкус прекрасный,

Сам собою и под маслом!

Без него любой народ

Не «сварганит» бутерброд! (Кусочек хлеба)

  1. Станция «Порядковая»

Задание: разложить карточки, выстроив все действия по порядку.

Достижение: команда получает 7 баллов, если очередность действий не нарушена; если есть нарушения, то команда получает столько баллов, сколько действий выстроено в правильном порядке до первого нарушения.

2. ПОСЕВ ЗЕРНА

3. УХОД ЗА ЗЁРНАМИ

5. ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

4. СБОР УРОЖАЯ

1. ВСПАШКА ЗЕМЛИ

6. ЗАМЕС ТЕСТА

  1. Станция «Художественная»

Задание: раскрасить колоски, эстафетно – каждый по зернышку.

Достижение: команды получают жетоны за скорость и за качество выполненной работы

  1. Станция «Ассоциативная»

Задание: на слово «ХЛЕБ» назвать слова-ассоциации.

(Например, хруст, обед, машина, хлебница, хлебороб, лепешка, бутерброд, лаваш, ломоть, буханка, тостер, масло, дом…)

  1. Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»

Дети – «колоски» встают в круг. Водящий – «хлебороб» со скакалкой двигается по кругу и крутит по полу скакалку – «косит». Дети должны успеть подпрыгнуть, чтоб скакалка прошла под ногами, не зацепив. Тот, кого задели, выбывает из игры.

5 оставшихся колосков приносят очки своей команде.

  1. Станция «Вопросительная»

Задание: ответить на вопросы.

Назовите хлеб ласково (хлебушек)

Поджаристая часть хлеба (корочка)

После его съедания остается только дырка (бублик)

Самая маленькая частица хлеба (крошка)

Детская хороводная игра, получившая название в честь хлеба (каравай)

Какой хлеб пекут на пасху? (кулич)

Сказочный персонаж из теста (Колобок)

Часть хлеба, которая находится внутри (мякиш)

Как называется смесь из воды, муки, соли, яиц? (тесто)

Добавляют в тесто, чтобы оно увеличилось в размере (дрожжи)

Как называют хранилище для зерна: эскалатор, элеватор, экскаватор? (элеватор)

Чем принято есть хлеб? (руками)

Как называется старый засохший хлеб? (чёрствый)

Длинная узкая французская булка (багет)

В перевод с немецкого: хлеб с маслом (бутерброд)

Как правильно надо есть бутерброд по мнению кота Матроскина (колбасой вниз)

  1. Станция «Конструкторская»

Задание: собрать пазл и рассказать, что на нем

1. Каравай.

2. Плетенка

  1. Станция «Профессиональная»

Задание: отметить из предложенного перечня профессий те, которые, так или иначе, связаны с хлебом.

портной

столяр

тракторист

инженер

хлебороб

сталевар

музыкант

машинист

хлебопек

астроном

шофёр

учитель

агроном

артист

комбайнер

кондуктор

мукомол

Воспитатель

Водитель трамвая

Космонавт

мельник

прачка

ветеринар

уборщик

стоматолог

доярка

продавец

компьютерщик

полицейский

доктор

заправщик

дизайнер

мастер маникюра

пекарь

  1. Станция «Трудолюбивая»

Задание: связать колосья в снопы.

Под музыку дети начинают собирать команду за руку в змейку и, когда последний игрок будет в змейке, туго закрутить змейку в сноп, не разорвав цепочку. Вторая рука с колоском поднята вверх. Игра повторяется несколько раз.

  1. Станция «Хлебная»

Задание: передать мячи по цепочке над головой

Команды выстраиваются в колонны, по сигналу передают мячи назад над головой и складывают в обозначенное место. В команде, справившейся быстрее, каждый участник получает по два жетона; во второй команде – по одному. За каждый потерянный мяч минус жетон.

  1. Станция «Вкусная»

Задание: перенести выпечку на лопате из печи в условленное место

Эстафета. Команды выстраиваются в колонны, по сигналу каждый с хлебной лопатой бежит к печи и берет ту выпечку, которую назовет пекарь, несет в условленное место и передает лопату следующему игроку.

Достижение: в выигравшей команде каждый получает по два жетона в копилку команды, в другой команде – по одному. За каждое неправильно выбранное или потерянное изделие – минус жетон.

Дети под музыку выстраиваются полукругом

Ведущий:

Во все времена к хлебу было особое бережное отношение. И такое уважение к хлебу должно быть всегда. А как же иначе, ведь он — всему голова!

Дети:

Хлеб наш берегите! Хлеб наш уважайте!

Хлебом не сорите! С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Подведение итогов: подсчет жетонов.

Ведущие (при необходимости) добавляют командам жетоны за выдержку, дружную работу, за старание и т. д. – чтоб у всех было по несколько жетонов. И приглашают всех в ХЛЕБНУЮ ЛАВКУ для обмена жетонов на хлебные угощения (бублики, баранки, сухарики, соломка, пряники, рогалики (круассаны), печенье и пр.

Продавец хлебной лавки, прежде, чем упаковать вкусность, предлагает детям выбрать, назвать и ответить на несложные вопросы (например, из чего сделано?, какое по вкусу?, пробовал ли ты это раньше?, твердое или мягкое?, сладкое, соленое или пресное? какое по форме? и т.д.)

Если выпечки много, а жетоны потрачены, организовано место приобретения жетонов – в ней, правильно ответив на вопрос – можно заработать дополнительные жетоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Методическая разработка к комплексному игровому пособию (для детей старшего дошкольного возраста) «Хлеб – всему голова!»

     В данный игровой комплекс входит разнообразные игры, игровые упражнения: дидактические игры решающие широкий спектр задач, сюжетные картинки, речевые игры и упражнения, игры...

Мини - музей группы "Непоседы". Познавательно - игровая экспозиция "Хлеб всему голова!"

Одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения является формирование познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики. Для реализации этой задачи в нашей группе был создан м...

Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...