Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему: "День заповедников и национальных парков".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Быштак-оол Шончалай Мергеновна

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему: "День заповедников и национальных парков" для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zapovednikov_i_natsionalnyh_parkov.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Тема: 11 января-день заповедников и национальных парков.

Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, игровая, двигательная

Вид занятия: Интегрированная.

Цель: Формирование представления детей о заповедных местах и  национальных парках.  Расширять представления детей о природе родного края.

 Задачи:

1. познакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей;

2. познакомить детей с местоположением заповедников и национальных парков Ставропольского края

3. развивать мышление, память;

6. развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;

7. активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк,  

8. воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.

Предварительная работа:  чтение рассказов, сказок, загадок, стихов о животных, растениях, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В мире животных»; труд и наблюдения в природе.

Материалы:  презентация «День заповедников и национальных парков». Сборник загадок .

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

организационный момент

- Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе.

- Готовы?

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьёзные и умные.

Смешные, беззаботные.

Зовут же их -  животные.

Сегодня мы поговорим о животных и их защите.

Стоят в кругу

Улыбаются друг другу

2

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Я предлагаю вам послушать одно очень красивое стихотворение:

Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои! (С. Погорельский)

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений и проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

Физкультминутка «Лес»


(Слайд № 3)

 А что именно, подскажут загадки. Слушаем внимательно и отвечаем.

1) Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(Солнце)

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? 

2) Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень  дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой! (Воздух)

Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить? 

3)Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Воспитатель: А без воды мы можем прожить? 

4)Подмигнёт тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (Ягода)

5)Стоял на крепкой ножке.

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

6) Есть в реке работники

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину -

Хоть пиши картину.

бобры

7)Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, животные, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Слайд № 4)

Дети: Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.

Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе?

Воспитатель: А как вы думаете  может ли человек своими поступками губить природу?

Воспитатель: А как?

Воспитатель: Да, эти факты мы стали все чаще и чаще слышать по телевидению и из других источников информации. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди  задумались , что нужно сделать , чтобы  сохранить нашу природу. И придумали заповедники и национальные парки.( Слайд № 5,6,7,8, 9,10)

Воспитатель: Что же такое  заповедники  национальные парки?

Если летом очень жарко,

То прохлада ждёт нас в парке,

Если в доме стало тесно,

Здесь гулять всем интересно.

В заповеднике дремучем

Никогда не будет скучно,

Здесь деревья – великаны

И прекрасные поляны…

В праздник парков этих чудных,

Заповедников не людных,

Всем напомним людям дружно,

Что беречь природу нужно! (Слайд

Воспитатель:  Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений, а также уникальных природных ландшафтов. Нельзя не сказать о роли заповедников в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.

Только в лес мы вошли, (Ходьба)

Появились комары. (Хлопают в ладоши)

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем (раскачиваются)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к верху поднимаем,

Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)

Да, идти нам нелегко.

Дальше по лесу идем –

Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,

Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)

Впереди у нас вода.

К водоему подойдем

И беседу заведем.

После физкультминутки дети садятся к видеопроектору.

Воспитатель: Ребята, а есть заповедные места в нашем Ставропольском крае(Слайд № 11, 12,13, 14, 15)

Воспитатель:  Я хочу рассказать  вам про наши заповедные места и парки в нашего  края.

«Александровский». Александровский заказник является самым масштабным заповедником Ставропольского края. Относится к биологическим (зоологическим). Его площадь 28419,48 га. В климатической зоне, в которой располагается заповедник, наблюдается преимущественно жаркое лето и мягкая зима. Максимальная температура воздуха в летний период может достигать +40 °С. Средняя температура зимнего периода -5 °С.

Животные заповедника разнообразны. Здесь обитают: куница; лось; черная ондатра; белка.

Бештаугорский» Заказник

 «Бештаугорский»  располагается на просторах  Минераловодского городского округа, Предгорного района, городов Пятигорск, Железноводск и Лермонтов. В связи с расположением в пределах заповедника множества гор, он более мягкий, нежели на степных равнинах. Зима сравнительно теплая (Животные в Бештаугорском заказнике типичны для предгорной зоны. Здесь обитают такие млекопитающие, как: заяц-русак; кабан; барсук; косуля. Из птиц выделяют: крякву; фазана; серую куропатку. Всего в заповеднике выявлено более 30 разновидностей, внесенных в региональную и российскую книги редких животных и растений, средняя температура -4°С), а лето – относительно прохладное (+21 °С).

 «Русский лес»

Заказник «Русский лес» представляет собой лесной фонд, располагающийся в окрестностях Шпаковского района и краевого центра. Определен биологическим заказником. Мир фауны характерен для лесов и богат редчайшими видами, включая зарегистрированных в краевой и    федеральной Красных книгах. (Слайд № 16)

Стрижамент» Заказник

Стрижамент» Заказник общей площадью располагается в Кочубеевском и Шпаковском районе. Является заповедником биологического профиля. Расположение заказника «Стрижамент» на одноименной горе абсолютной высотой 831 м во многом объясняет здешний климат, обусловленный постоянными ветрами.

На территории заповедников  бывает создана орнитологическая станция.

( Слайд № 19,20,21)Орнитология – наука, изучающая птиц и их миграцию (передвижение). Орнитологи на лапку птицыодевают  специальное кольцо    взвешивают  ее, отпускают на волю и затем наблюдают за ее жизнью и передвижениями.

«Кисловодский» Парк (Слайд №23)

«Кисловодский» Парк располагается на склонах  Джинальского  хребта по обе стороны реки Ольховки, а начинается в центре города Кисловодск.  Условно парк разделяют на 3 зоны: Нижний, Средний, Горный. На территории Кисловодского парка действует мягкий горный климат, который используют для лечения различных нарушений нервной и дыхательной систем, болезней сердца, сосудов. Климатотерапия способствует борьбе с повышенным артериальным давлением и атеросклерозом. Не менее благотворно влияет солнечное облучение. Заповедники Ставропольского края являются не только памятниками природы, но и несут лечебную нагрузку. Парк выполняет оздоровительные функции. В парке располагаются несколько памятников природы, архитектурных сооружений и рекреационных зон. Все они делают парк уникальным

Ставропольский ботанический сад. ( Слайд № 24)

 Ставропольский ботанический садопределяется самым крупным интродукционным учреждением Юга России. Его площадь 132 га. Климат территории сада, как и всех заповедников Ставропольского края, благоприятный.

Тут выращивается почти полторы тысячи деревьев и кустарников, около тысячи разновидностей тропических и субтропических растений, больше сотни прибрежно-водных. Многие из них записаны в Красные книги региона и страны. Так, в пределах сада содержится и сохраняется примерно 140 травянистых и более 80 древесных редких растений. Воспитатель: Время нашего путешествия подошло к концу.Ребята вам понравилось наше путешествие? Что интересного вы сегодня узнали?  Скажите, как называется место, где  растения и животные чувствуют себя под защитой? И подскажите для чего такие места создают люди?  

 

 

Дети: Нет

Дети: да

Дети: Загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных, которых осталось мало на земле.

6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия, систематизация знаний

Вам понравилось рассказ о животных?

Что мы должны сделать чтобы защитить животных?

Да

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "День победы"

Конспект позволяет провести занятие по патриотическому воспитанию детей, вызвать у детей чувство гордости за свою Родину....

конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема Экскурсия по заповедным местам национального парка Нижняя кама. Гвоздева М.Н

Сформировать у детей представление о растительном и животном мире Республики Татарстан .Познакомить с понятием "Заповедник" и роли человека в жизни его обитателей....

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хлеб – всему голова».

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хлеб – всему голова»....

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ (СМАРТ) оборудования

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ (СМАРТ) оборудования "В гости к Барбоскиным"Тема: «В гости к Барбоскиным»Возрастная группа: старша...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему :" День защитника Отчечества".

Технологическая карта для детей дошкольного возраста старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему :" День защитника Отечества", поможет воспитателям провести интересное занятие ...

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром

Создание условий для систематизации и обобщения знаний детей о растениях леса....

Технологическая карта по ознакомлению с окружающим миром

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетич...