Конспект по ФЦКМ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ТИХОНОВА (КЛЕЙМЕНОВА) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Программное содержание:

Закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми (свиристель, клест, поползень), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время .

Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».  Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, навыка чтения слогов и слов.

Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по ФЦКМ "Зимующие птицы"28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 36 города Ельца»

Конспект открытой образовательной деятельности  по познавательному развитию ( ФЦКМ) в подготовительной логопедической группе

на  тему: «Зимующие птицы»

                                                                                              Составила:

                                                                                                 воспитатель

                                                                                                    Тихонова Т.Н.

г.Елец

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры

Программное содержание:

 Закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить с новыми (свиристель, клест, поползень), изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время .

Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».  Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, навыка чтения слогов и слов.

Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Развивать мелкую моторику рук.

   Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

 Предварительная работа: чтение рассказа Е.И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г.Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К.Орешина), заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке.

Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, Д/У, Д/И,  беседа,  психогимнастика,  объяснение воспитателя, физкультминутки.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

ИКТ (интерактивная доска) с подборкой материала.  картинки птиц, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны пряников для птиц, клейстер, кисточки.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся и с нашими гостями.

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

— Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.

-Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
-Хотите помочь сороке?

-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина. И птиц совсем не видно .Они появятся, если мы отгадаем загадки.

 Игра «Угадай птицу 

Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) 

 Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(ворона).

 Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

А это кто гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует, дружка целует? (голубь)

              
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло ( сова)

Воспитатель:

Воспитатель: Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет.

 Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её.

 - Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

- Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. И назвали его так, потому что клюв у этой птицы загнут крест на - крест . И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Они кормят своих детенышей еловой кашей, перемалывая семена.

 Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

Воспитатель: - Вот сколько птиц мы уже с вами знаем. Что общего в строении всех птиц?

- Чем отличаются?

- Назовите части тела птиц? Для чего нужен клюв? Какой он у клеста?

Какой ответ мы дадим сороке? Почему в лесу стало меньше птиц?

 Как назовем птиц, которые улетели в теплые края?

Как назовем птиц,  которые остались с нами?
-Зимующие.

А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

 Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру 

 «Зимующие и перелетные птицы»

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.

Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

  Гимнастика для глаз.

1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.

2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.

3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2 – 3 секунды, потом прикрыть веки и опять открыть.

4. В течение 5 секунд смотреть обоими глазами на переносицу.

5. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой

усталости.

« Скажи одним словом»

- У сороки белые бока, по этому какая она? – белобокая

- у синицы желтая грудка- желтогрудая

-У вороны черные крылья-

-У снегиря красная грудка-

-У сороки длинный хвост-

- У совы большие глаза-

- У дятла красная голова-

— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

  Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица  

Игра ‘’Поломанные слова’’
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.

Логоритмическое упражнение «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы)

Распушили перышки, (частое потряхивание руками)

Греются на солнышке (хлопок по бокам)

Головой вертят, (по 2 поворота головы)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели! (дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью, за метелью!


- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
 -Как же птицы согреваются в морозы?

- Ребята, а вы знаете, что для того, чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становится гуще, крепнет клюв для того, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов.

- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

Народные  приметы о зимующих птицах. 

Если воробьи нахохлились, притихли — будет снег.

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз

- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
- Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

 
-Чем человек может помочь зимующим птицам?

- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки.

Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные.

 Виды кормушек на икт.

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили
-Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

У каждой птицы свой любимый корм.
-Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

Игра «Угости птиц» 

Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.

- Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.

- Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Но сначала подготовим наши руки
Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе
Звучит музыка «пение птиц».
 

 Итог занятия:

- О каких птицах мы говорили?

- Почему их так называем?

-  С какими новыми птицами познакомились?

-А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?

-Почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа?

 Что еще о птицах вы хотели бы узнать? Почему им надо помогать?

 Дети:  для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.

Чтение детьми стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой...

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель предлагает детям пойти на улицу повесить кормушки с кормом для птиц.


Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Большое вам спасибо! Желаю всем добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЦКМ на тему: "Путешествие в страну женских профессий"

Конспект по окружающему миру для подготовительной группы...

Конспект по ФЦКМ

Конспект по ФЦКМ для старшей группы...

Конспект по ФЦКМ

Конспект по ФЦКМ для старшей группы...

Конспект НОД - ФЦКМ "Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме" (НОД с использованием ИКТ в старшей группе)

Конспект НОД – ФЦКМ «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.Задачи:1....

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....

Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность»

Конспект по ФЦКМ для детей средней группы на тему «Электроприборы и безопасность» Цель: создание условий для формирования у детей среднего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытов...