Тематическое мероприятие "Путешествие в прошлое России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жуйкова Инна Анатольевна

Знакомство детей с историческим прошлым русского народа. Расширение представление детей о оружие и доспехах воинов. Обобщение представление о русском городе времен княжеской Руси.

Вызвать интерес к изучению истории Отечества, к прошлому наших предков. Воспитание чувства патриотизма, стремление подрожать героям нашей Родины. Развитие творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_istorii_1.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по истории «Путешествие в прошлое России»

Задачи: Знакомить детей с историческим прошлым русского народа. Расширять представление детей о оружие и доспехах воинов. Обобщить представление о русском городе времен княжеской Руси.

Вызвать интерес к изучению истории Отечества, к прошлому наших предков. Воспитывать чувство патриотизма, стремление подрожать героям нашей Родины. Развивать творческие способности детей.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: У нас в группе есть традиция всем с утра дарить друг другу улыбки, хорошее настроение, желать мира нашей планете и любви нашей родине.
У меня есть огромная семья:  (дети кладут свои ладошки на ладонь педагога)
И тропинка, и лесок, (марширование; руки вверх)
В поле каждый колосок (ладони сжаты в замок, пальцы рук вверх)
Речка, небо голубое 
–(«волна» руками, раздвинуть руки вверх)
Это всё моё родное.     (пальцы сжаты в замок)
Всех люблю на свете я 
- (вращать, соединёнными ладошками вверху)
Это – Родина моя!      (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)

Дети садятся на стульчики. 

Воспитатель: Собрались мы сегодня для беседы доброй и складной, чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась наша беседа речью плавною. А ещё хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.  Ребята, что такое Родина?
· Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живём.
· Это земля, на которой жили наши предки и защищали её от врагов.
· Родина – это русские леса, поля, моря и реки.                                              

 · Родина – это Москва и наш город Лихославль.
· Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
· Это место, где стоит наш детский сад.
· Родина – это земля, по которой скучают люди, находясь вдалеке от неё.

Воспитатель:  Как называется наша родина? (Россия). Да, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя-Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия- единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина, Посмотрите на экран(глобус), и скажите, какая она-наша Родина. (Предполагаемые ответы детей: большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы, леса, поля. Россия- самая большая страна в мире.) А всегда ли Родина была такой? ( нет, она была маленькой, не такой красивой, проживало мало народу).
Воспитатель:  Дети, скажите, пожалуйста, как называлась наша родина в старину, когда ещё не было ваших бабушек и дедушек?  ( Матушка-Русь. Русь, земля Русская).

Воспитатель: Почему нашу Родину называли матушкой? (Мама, матушка- главное для каждого человека, так и Родина наша, как мама кормит, поит, заботится о нас. «Одна у человека мать, одна и Родина») Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки? (это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек).Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. А что вы знаете про славян? Какие были древние русичи? (ответы детей: славяне были светлорусые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые, любят свою Родину, когда надо всегда защищали свой дом и свою Родину)

Воспитатель: Родину любят, берегут, защищают - так было всегда, во все времена.

Сегодня мы поговорим с вами о героях- богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Звучит колокольный звон.

Воспитатель: На Руси колокольный звон звучал не только на праздники, а также предупреждал о беде, пожаре, о нападении врагов.

Вечерняя тает заря.

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они!

И гордо стоят на страже

Нашей родной земли!

Как звали могучих богатырей, которые стояли на стражи нашей Родины. Ответы детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Леша Попович.

Воспитатель:А как вы понимаете слово богатырь (силач, воин, борец). А кого можно назвать богатырем (смелого, храброго, доброго, сильного).

Звучит музыка: "Богатырская" А. Бородина. (Беседа о музыке)

Воспитатель: Что за шум, что за топот в степи раздается? Кто это скачет?

Вбегает глашатый: Низкий поклон вам, люди добрые!

Воспитатель: Кто ты и откуда прибыл?

Глашатый: Шел я к вам через горы и леса, через степи и поля и принес от царя великого указ.    Отдает и уходит.

Воспитатель: Сейчас посмотрим, какой указ издал царь (читает)

"Всем праваславным христианам, всякого звания людям!

Готовить оружие и доспехи богатырские.

Враги и с запада и с востока

Грозят нашей Родины и хотят ее захватить"

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем царю? Выполним его указ? Нам нужно подготовиться.

Офтальмологическая гимнастика «Зоркий дозор»

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Воспитатель: Ребята давайте вспомним оружие и доспехи богатырей, но сначала мы соберемся в команды. Дети объединяются в команды по самостоятельно выбранному «билету» - в соответствии с цветом билета. Образовываются команды «Белых» «Синих», «Красных».Ребята, выберите капитана – командира вашей дружины.

Игра: "Историческое лото" Детям раздаются карточки. Дается описание, дети поднимают соответствующую картинку и называют. Ответ показывается на большом экране.

1. Ее надевали, идя в бой. Это одежда из металлических колец, не мешала в бою, а надежно защищала владельца от ударов (кольчуга)

2. Он нужен для того, чтобы оберегать голову владельца от ран. (шлем)

3. Воин закрывается им наподобие стены. Бывает различной формы, из железа или дерева, на руке крепится шнурами. (щит)

4. Состоит из клинка и рукоятки. Был военным и государственным Символом Руси. (меч)

Входит богатырь:

Богатырь, я вот каков:

Я силён, я здоров,

Я из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-Матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган

Я защищаю землю

От злобных басурман.

Я силой, удалью богат.

Я защищаю стольный град.

Спасаю бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Рассматривание одежды, боевые доспехи, оружие защитников древней Руси (слайды) и вопросы: Зачем были нужны воинам щит, кольчуга, шлем?

Воспитатель: Издана Русь славилась не только богатырями, но и мастерами. Я вам предлагаю стать мастерами и собрать оружие для защитников родной земли, чтобы врагу дали достойный отпор.

 Физминутка:- 

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось,

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот!

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Верх и вниз, верх и вниз,

Приседать не торопись,

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Творческая командная игра «Соберем оружие и доспехи для дружины»

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Соберем оружие и доспехи для дружины». Капитаны подойдите ко мне, чтобы получить задание для своей команды.

Капитаны команд получают от воспитателя конверты с заданием: собрать разрезные картинки (щит, меч, лук со стрелами). Дети должны правильно подобрать части картинок и рассказать, что это, для чего нужно и как им действуют.

Воспитатель: Команда, которая первой справится с полученным заданием, поднимает руки. Дети выполняют задание и объяснят предназначение предметов.

Воспитатель: Да, ребята, вы собрали древнее оружие воинов тех времён. С помощью щитов, мечей и копий воины в старину защищали свои семьи, свою Родину.

Воспитатель: Какие у нас хорошие воины получились. И оружия много и доспехов.

Под музыку дети подходят к макету древнего русского города.

Воспитатель: Вам знакомо это место? Да, это древний город. Вот отсюда пришел заказ изготовить оружие и доспехи. А почему мы называем этот город древним. Что мы видим? (дома, церкви и т. д.) Из чего строили дома? (из дерева) А кто был правителем? (царь)     

Звучит музыка. Входит царь.

Царь:  Приветствую вас, гости дорогие! С чем пожаловали?

Воспитатель: Кланяемся тебе, великий царь! Мы выполнили твой указ. Принимай работу (отдает богатырей и оружие).

Царь: Спасибо! Да у вас руки золотые. Хорошая работа. Добротные доспехи у моих богатырей. Всех воинов отправляю на службу. Да на вас любо посмотреть. Порадовали вы меня. Хочу вас я наградить и дарю вам шапку золота (шапка с золотыми шоколадными монетками).

Дети благодарят царя и под музыку он уходит.

Воспитатель: Сегодня наша страна переживает сложные времена. Россия вновь встала на защиту от поднявшего голову, нацизма. Встала на защиту людей Донбасса. Сегодня ЧЕСТЬ и ДОЛГ проверяются не на словах, а на деле. В нашей истории так случалось. В самые разные эпохи, в дни тяжёлых испытаний, мы всегда ждали, поддерживали и вверили в тех наших ребят, кто – защищает Родину!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взяться за руки. (Дети встают в круг и берутся за руки.) Всех нас, объединяет чувство гордости за свою страну — Россию, за ее историю. И мы с особенной силой ощущаем, что мы - единый могучий русский народ, у нас одно Отечество — Россия! И мы горячо любим свою Родину.                                                                                   

"Слышишь песенку ручья - это Родина твоя!

Слышишь голос соловья - это Родина твоя!

Видишь звёздочки Кремля - это Родина твоя!

Дом, где живут твои друзья - это Родина твоя!

Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей

И в лесу смородина-это тоже Родина!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ, СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитание уважения к культурному прошлому России – это патриотическое воспитание.Прекрасные возможности в воспитании патриотизма  представляет знакомство детей с традициями, обычаями, бытом и пр...

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ И ТАТАРСТАНА. (Поликультурно-белингвальное воспитание в детском саду.)

Формировать чувство причастности к культурному наследию России и Республики Татарстан (фольклору, народным промыслом, мифологии, праздникам и т.д.)....

педсовет "Путешествие в прошлое России"

Нетрадиционная форма работы с педагогами детского сада....

педсовет "Путешествие в прошлое России"

нетрадиционный педсовет в виде деловой игры-викторины "Эрудит"...

Проект "Путешествие в прошлое России" с презентацией.

Проект "Путешествие в прошлое России"с презентацией....

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....