"Вторая жизнь упаковки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» № 139 г. Улан-Удэ
СЕМЕЙНЫЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Вторая жизнь упаковки»
Автор проекта: воспитанница старшей группы №6 Бурдуковская Алиса
Исполнители проекта: Бурдуковская Надежда Сергеевна (мама);
Бурдуковский Алексей Сергеевич (папа);
Бурдуковский Савелий Алексеевич (брат).
Руководитель: воспитатель МБДОУ №139 Симонова Светлана Викторовна
г.Улан-Удэ
2024г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта ……………………………………………………………2-3
Введение ……………………………………………………………………4-5
Цели и задачи проекта………………………………………………………6
История возникновения упаковки …………………………………………7-10
Этапы реализации проекта…………………………………………………11
Заключение …………………………………………………………………12
Литература ………………………………………………………………….12
Название проекта | ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Вторая жизнь упаковки» | |
Автор проекта | Бурдуковская Алиса, воспитанница старшей группы МБДОУ №139 г.Улан-Удэ | |
Руководитель | Симонова Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ №139, г.Улан-Удэ | |
Исполнители проекта | Бурдуковская Алиса, воспитаннца старшей группы №6 МБДОУ №139 г. Улан-Удэ; родители: Бурдуковская надежда Сергеевна; Бурдуковский Алексей Сергеевич; брат: Бурдуковский Савелий Алексеевич | |
Тип проекта | Развивающий, творческий с элементами исследования | |
Актуальность проекта | Одна из самых масштабных экологических проблем в мире - утилизация бытовых отходов. Огромные запасы лежат на свалках. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого надо дать им новую жизнь. | |
Гипотеза | Если бытовые упаковочные отходы загрязняют окружающую среду, то необходимо использовать их вторично в виде полезных для дома вещей. | |
Цель проекта | Определить состав и количество бытовых упаковок, накопившихся в семье за неделю; научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования. | |
Задачи проекта | 1. Изучить историю возникновения упаковки и литературу по теме проекта. 2. Собрать коллекцию разных упаковок, появившихся в доме нашей семьи в течение недели. 3. Рассортировать упаковки по категориям, взвесить их, занести данные в таблицу. 4. Способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми упаковками, дав им вторую жизнь в виде логической настольной игры «Шашки». | |
Используемые методы | Сбор информации из книг, интернет – ресурсов, наблюдение, обобщение, практическая работа, эксперимент, ручной труд. | |
Ожидаемый результат | Изготовление логической настольной игры «Шашки», освоить правила игры и научить детей в группе. | |
Этапы реализации проекта | I. Подготовительный II. Практический III. Обобщающий | |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. Во многом виноват человек. Он не думает о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Взять, например, проблему отходов. Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы.
В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются. Вынося из квартиры мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше.
Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Люди считают, что избавиться от мусора можно, если его закопать или сжечь, но вредные вещества попадают в почву, в реки и озёра, отравляя воду, которую мы пьём, а при сжигании - воздух, которым дышим. Проблема уничтожения отходов останется, если её не решать. Уже сегодня она грозит новыми экологическими бедами.
Мы подумали, нельзя ли бытовые отходы, например, упаковку, использовать повторно. Мы вместе решили, что цель нашего проекта – определить состав и количество бытовых упаковок, накопившихся в семье за неделю; научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования.
В нашей семье, как и во многих других семьях, скапливается большое количество пластиковых бутылок из - под воды, молока, пластиковые крышки, различные упаковки и коробки. По предложению воспитателя группы детского сада, в которую ходит Алиса, поучаствовать в проекте «Вторая жизнь упаковок», мы решили показать нашей дочери, как можно использовать вещи, которые мы называем отходами и отправляем их на свалку вторично и превратить их в полезную логическую игру. Вместе мы думали, как и из чего лучше это сделать. Несколько вечеров в доме кипела творческая работа. Все были заняты делом: мастерили и клеили, раскрашивали, резали и соединяли. Нам потребовалось умение аккуратно вырезать, красить, раскрашивать, клеить.
Мы собрали необходимое количество пластиковых крышечек из-под молока, они будут выполнять роль фишек-шашек для игры, купили две пиццы, они нам понадобились для создания шашечной доски и упаковки для хранения игры. Для покраски фишек в черный цвет нам понадобилась черная краска в баллоне и гуашь для раскрашивания шашечной доски и упаковки для хранения. А также пригодились ножницы и клей.
Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только немножко включить свою фантазию. В процессе создания игры у всей семьи появилось много идей для создания разных предметов и игрушек из различных упаковок. Мы запланировали их создание на будущее. Придумывая и мастеря вместе с ребенком, мы воспитываем бережное отношение детей к природе с юного возраста. Даря вторую жизнь старой, использованной упаковке мы тем самым очищаем нашу планету от мусора, делаем ее чище и красивей!
Занимаясь исследованиями, мы сделали вывод: проблемы экологии становятся очень важными для людей. Я хочу, чтобы каждый человек сделал что-нибудь полезное для спасения земли, воды и воздуха.
ЦЕЛИ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы поставили перед собой цель: определить состав и количество бытовых упаковок, накопившихся в семье за неделю; научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования.
Исходя из поставленной цели, нами были намечены следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения упаковки и литературу по теме проекта.
2. Собрать коллекцию разных упаковок, появившихся в доме нашей семьи в течение недели.
3. Рассортировать упаковки по категориям, взвесить их, занести данные в таблицу.
4. Способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми упаковками, дав им вторую жизнь в виде развивающей логической игры.
5. Сделать из различных видов упаковок логическую игру «Шашки», научиться в нее играть и научить играть друзей в детском саду.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПАКОВКИ
Вначале была глина…
В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Сначала глиной обмазывали плетеные корзины, чтобы в них можно было хранить жидкости. Непосредственно глиняная тара появилась на Древнем Востоке в 4-3 тысячелетии до н.э., когда были изобретены гончарный круг, а также горн для обжига керамических изделий.
Самой древней глиняной «упаковкой», из дошедших до нас, считается керамический сосуд, найденный в 1922 году при раскопках поселения шумеров в горах Западного Ирана. Возраст находки составляет не менее 5 тысяч лет.
На внешней поверхности кувшинов могли располагаться символические изображения содержимого: на сосуде с вином – виноградная гроздь, на пивном кувшине – хмель, на кувшине со специями для засолки морепродуктов – рыба.
Спустя почти полторы тысячи лет в Древней Греции появился еще один вариант «глиняной» упаковки – амфора. Обычная амфора делалась объемом 30 литров, с небольшими ручками наверху. В амфорах перевозили и хранили разнообразные продукты, но чаще всего жидкости: вино, масло, воду.
Амфоры, покрытые глазурью, были пригодны для многоразового применения, а неглазированные были одноразовыми и после использования уничтожались. Близ Рима до наших дней сохранился холм Монте Тестаччо, состоящий из осколков 53 миллионов античных амфор.
Эволюция стеклянной тары
Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла.
Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине 4 тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Существовали бутылочки разной формы – круглые, овальные, плоские, высокие и тонкие. Древние египтяне изготавливали оригинальные флакончики в форме фигурки человека или животного, в виде овоща или фрукта.
Универсальный пакет
Предтечей пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся для хранения и транспортировки сыпучих продуктов. Появлению бумажного пакета в начале XVIII века поспособствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников, а надписи и рисунки на его поверхность наносились типографским способом. В России, как и в Европе, бумажные пакеты использовались для упаковывания табака, пудры, муки, зерна и разнообразной бакалеи.
Первый станок для производства бумажных пакетов появился в Пенсильвании в 1852 году. Такая упаковка очень понравилась горожанам, поскольку существенно облегчала переноску покупок. Но при всех плюсах, назвать кульки практичной тарой можно было лишь с большой натяжкой. Одни норовили рассыпаться в руках, другие было не удобно нести. Проблему решил изобретатель Лютер Кроуэлл. Он придумал бумажный пакет с плоским дном, и в 1870-м году запатентовал технологию его изготовления. Новинка зарекомендовала себя великолепно. Сначала пакеты были однотонными, но потом на них начали наносить рисунок, используя плоскую печать. Так пакет подобно древнегреческой амфоре стал универсальной тарой.
Альтернативы бумажному пакету не существовало до 1957 года, когда в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного материала - полиэтилена. С тех пор бумажные пакеты стали планомерно вытесняться полиэтиленовыми. В 70-х полиэтиленовые пакеты обзавелись «ручками». А 1982 год дал миру полиэтиленовый пакет типа «майка».
Сегодня такое ценное качество полиэтилена как сопротивляемость распаду стало причиной экологических проблем. В результате многие страны ввели ограничения на производство и потребление полиэтиленовой тары, а ученые всерьез занялись поисками рентабельных альтернатив полиэтилену. Так в январе 2004 года появилась первая зона свободная от использования полиэтиленовых пакетов – остров Kangaro в Австралии, а осенью того же года в Великобритании были запущены в производство первые в мире пакеты из биоразлагаемого материала.
Складная картонная коробка
Производство коробок из дерева и картона в Европе и США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII – начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Заказывали такие коробки – ювелиры, аптекари и производители конфет. Однако, коробки, поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах место, предназначенное для готовой продукции. Проблему со складированием готовой упаковки отчасти удалось решить, когда в 1850 году появилась первая складная коробка. Проект был не слишком удачен, так как продавцу приходилось самому делать коробку из заготовки, непосредственно в присутствии покупателя, сгибая картон вокруг деревянной формы.
Первая по-настоящему удобная складная коробка была изобретена в 1879 году Робертом Гейром, владельцем бруклинской типографии, специализировавшейся на печати на пакетах. Однажды в его типографии случилась неполадка – металлическая линейка печатного станка стала делать ровные прорези в пакетах. Это навелоГейра на мысль, что отточенные штампы можно использовать для вырубки картонных коробок, а тупые для бигования картона для обеспечения ровного сгиба. В результате Гейрсовместил печатный процесс с процессом производства коробок, что позволило ему производить до 7 500 коробок в час. Первым продуктом, упакованным в складную картонную коробку, стала «Квакерская овсянка», появившаяся спустя 7 лет после изобретения Гейра.
Существенно улучшить качество «картинки» на картонной упаковке позволило изобретение и внедрение в производство белого древесного картона. Произошло это в 1865 году во Франции. Высококачественная полиграфия сделала картонную коробку настоящей фавориткой упаковочной индустрии.
Упаковочная бумага и гофрокартон
До конца XVII века бумага для упаковки применялась крайне редко, поскольку изготавливалась вручную и была предметом роскоши. До наших дней дошли, к примеру, вещественные доказательства того, что в конце XVI века в Нидерландах для упаковки и защиты иголок от ржавчины из черно-серой бумаги изготавливались специальные пакетики.
В XIX веке появились специальные виды упаковочной бумаги. Так, в 1827 году во Франции была изобретена «вощанка» – дешевая, покрытая, с одной стороны, олифой упаковочная бумага, а в 1853 году в Великобритании был выдан патент на так называемую пергаментную бумагу.
Появление гофрированного картона было связано с необходимостью создания не просто упаковочного материала, а материала, обеспечивающего защиту товара от механических воздействий.
Великолепная «жестянка» и консервная банка
Первые «жестянки» - табакерки, сделанные из листовой латуни и меди, подарил миру XVI век. Эти изделия стали прототипом жестяных банок и коробок, ставших популярными в XVIII–XIX веках. Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в старой доброй Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания. Жестяные коробки и банки так искусно декорировали, что они с успехом выполняли сразу две функции – упаковки и предмета кухонного интерьера. Постепенно украшение внутреннего пространства кухни нарядными «жестянками» стало традицией для многих стран, которая отчасти сохранилась и поныне.
Три истории в одном тюбике
Годом рождения тюбика принято считать 1841 год, когда американский ученый и художникДжон Рэнд запатентовал изобретенные им оловянные тюбики для хранения скоропортящихся красок. С появлением тюбиков, существенно обогатилась цветовая палитра, были созданы многочисленные новые краски (например, синий кобальт, заменивший ультрамарин), что принесло в общей сложности более 90 новых тонов.
Следующим этапом в истории тюбиков стало изобретение в 1850 году доктором-дантистом Вашингтоном В. Шеффилдом из Нью-Лондона зубной пасты, которая боролась с «кариозными монстрами» гораздо лучше, чем зубной порошок. В качестве упаковки для своего гениального изобретения Шеффилд решил использовать металлические тюбики. Однако Шеффилд не догадался запатентовать свое изобретение. Более предприимчивым оказался нью-йоркский аптекарь Колгейт, который спустя несколько лет перенял опыт Шеффилда и запатентовал тюбик для зубной пасты как собственное изобретение. Так появилась всемирно известная зубная паста «Colgate». Постепенно олово и свинец, из которых делались первые тубы, заменили на алюминий, а позже – на пластик.
Однако по форме тюбик остался верен своим американским предкам. «Космическая одиссея» тюбиков началась в 1964 году, когда на одном из химкомбинатов в Эстонии было налажено производство алюминиевых туб большого размера для упаковки продуктов питания советских космонавтов. Но тубы эстонского производства имели маленькое выходное отверстие (6 мм) и были удобны только для продуктов пастообразной консистенции, а для упаковки первых и вторых блюд не подходили. Чтобы питание на орбите стало полноценным, в 70-е годы Тираспольский завод металлолитографии освоил производство туб с 8 миллиметровым отверстием. Это предприятие выпускало тубы для космоса вплоть до 1985 года. В период перестройки правительство РФ производство «космических» тюбиков перепоручило парфюмерно-косметической фабрике «Свобода»
Сегодня тюбики – это не только «земная» и «космическая» тара, но и предмет коллекционирования тубоделистов - настоящих фанатов всего тюбикообразного.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап. Подготовительный
На подготовительном этапе осуществления проекта мы решили провести эксперимент и узнать, сколько упаковочного мусора выбрасывает семья за неделю. Для этого провели исследование: в течение недели собирали упаковки раздельно в 3 пакета:
бумажные отходы;
стекло;
пластмасс.
Мусор собирала семья из 6 человек. За неделю у нас получились следующие результаты:
Бумажные отходы | 2 кг |
Стекло | 3 кг 600 грамм |
Пластмасс | 2 кг 300 грамм |
Вместе мы изучили литературу и интернет-ресурсы по теме проекта и узнали о том, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок. Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только немножко включить свою фантазию.
II этап. Практический
Исходя из имеющихся у нас ресурсов, мы с мамой, папой и братом приступили к изготовлению игры.
Из крышек из-под молока мы сделали фишки-шашки, 12 из которых мы покрасили в черный цвет. Из одной упаковки из-под пиццы мы сделали шашечную доску, вырезали квадрат и расчертили 10*10, затем покрасили. Из второй упаковки из-под пиццы мы сделали коробку для хранения игры. И использовали картонную втулку для хранения фишек-шашек. Затем распечатали правила игры. Мы научились играть в шашки, и Алиса хочет принести ее в садик и научить друзей играть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, мы серьезно задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняли, что частично решить эту проблему может каждая семья. А для этого нужно немного пофантазировать и изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.
В результате проведенных исследований по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь различному упаковочному материалу, мы сделали следующие выводы, подтвердив свою гипотезу:
экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);
эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);
экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду!)
ЛИТЕРАТУРА
http://igrushki-svoimi-rukami.ru/index.php/page/4/
Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков / Пер. с англ. И. Шаргородской.- СПб.: Азбука - Терра, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вторая жизнь упаковки"
Этот проект занял 2 место в краевом конкурсе семейных экологических проектов...

Инновационный образовательный проект «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УПАКОВКИ»
Актуальность проекта: Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в естественных условиях или имеет оч...

Экологический проект "Вторая жизнь упаковки"
Разработка проекта по экологическому воспитанию на тему "Вторая жизнь упаковки" (использование бросового материала)...

Семейный экологический проект "Вторая жизнь упаковки"
Ежегодно жители нашей Планеты выбрасывают тысячи тонн ненужных материалов. Это смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит цветные металлы, пластиковые бутылки и контейнеры, пригодны...

Семейный проект "Вторая жизнь упаковки"
Предлагаем вашему внимнию наш семейный проект , который мы провели в подготовительной группе....

Экологический проект "Вторая жизнь упаковки"
В наше время всё более актуальной становятся проблемы экологии – проблемы сохранения чистоты окружающей среды, а значит и о новых способах использования отходов бытового характера. Ежедневно мы ...

