Экологическое воспитание дошкольников посредством организации театрализованной деятельности
методическая разработка по окружающему миру

Опыт работы на тему: Экологическое воспитание дошкольников посредством организации театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Экологическое воспитание дошкольников посредством организации театрализованной деятельности

Как известно, театр начинается с вешалки, а экологическое воспитание - с дошкольного возраста!

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. В возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения, познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.   Именно дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе мы используем театрализованные игры и постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

В этом направлении реализуются следующие задачи:

  • создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира, осознанному отношению к природе и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;
  • создать развивающую художественную сферу, стимулирующую художественно-речевую и театрально – игровую деятельность;
  • формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;
  • развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);
  • активизировать словарь ребенка.

В группе были созданы условия для самостоятельных игр в сказку.

Рядом с книжным уголком размещен уголок театрализации, который плавно переходит в уголок ряженья, где дети могут использовать костюмы в создании персонажей для нужной сказки. В свободное время дети рассматривали знакомые книжки, вспоминали их содержание и у них возникало желание поиграть в сказку.

Решение поставленных задач начинали с формирования интереса к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Вовлекая детей в игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши). В этих играх дети участвовали с удовольствием, ведь они способствуют развитию эмоциональной сферы.

Постепенно перешли к использованию игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке, воробышки машут крыльями).

Следующим этапом были игры -импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», постепенно перешли к играм-импровизациям по текстам коротких сказок и стихотворений, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"). Эти игры использовались с детьми, начиная со среднего возраста.

Для вовлечения детей в ролевой диалог героев использовали сказки «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и только потом инсценировали с детьми сказки о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса» и другие. Эти сказки учат детей любить животных, любить природу, воспитывают положительные эмоции.

Постепенно предлагали детям настольный плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Процесс освоения включал мини – постановки по сюжетам народных и авторских стихов, сказок рассказов. Также использовали фигурки пальчикового театра в совместных импровизациях на заданные темы. Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, ребята познакомились с различными видами театра. В ходе работы выяснилось, что им необходимо совершенствовать образные исполнительские умения и для этого мы стали разыгрывать сказки экологического содержания. Так в группе появилась идея экологического театра.

Цели экологического театра - формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы посредством театрализованной деятельности; создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

Театр экологической направленности позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием. Театр является неисчерпаемым источником для развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности;

Театрализованная деятельность - способ приобщения к духовному богатству.

Работа над экологическим спектаклем проводится поэтапно. В процессе работы определяется характер спектакля: сюжетный, монтажный, сюжетно – монтажный.

Что же такое характер спектакля?

Сюжетный - сценарий более всего напоминает традиционную пьесу («переделки» известных сказок на экологический лад;).

Монтажный - строится на монтаже отдельных законченных сцен и миниатюр, при этом цельность сценария достигается с помощью стихотворных, музыкальных связок.

Сюжетно-монтажный - наиболее распространённый вид (заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные самостоятельные сцены и эпизоды).

Особенно важно для экологических спектаклей придумать оригинальное начало, способное сразу привлечь внимание публики. Желательно заканчивать спектакль на оптимистической ноте, оставлять зрителю надежду на лучшее.

Для овладения навыками актерского мастерства как можно больше внимания уделяем этюдной работе. Она раскрывает творческую природу ребенка, включая в себя упражнения на развитие внимания, адресованные к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.

Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), детям удается побыть и волком, и зайчиком; попробовать себя в роли бабочки или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения, исполненного с большим удовольствием и непосредственностью.

Такому перевоплощению способствуют наблюдения за живыми объектами на экологической тропе ДОУ, фото и видео репортажи детей о домашних питомцах, выезды в зоопарк и т.д.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, брать пример с любимых героев, это помогает им избавиться от затруднений в общении и легко находить общий язык с другими.

Непосредственное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения нам оказывает семья и ее сотрудничество с педагогами по данной теме. В их силах организовать экскурсию и отправиться с детьми на природу, в зоопарк, в лес, театр; Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов для спектаклей, поделок из бросового и природного материала, принимают участие в выставках и конкурсах.

В работе с родителями мы проводим анкетирование по вопросам экологического воспитания. Это дает возможность вести просветительскую работу с родителями: консультировать по вопросам осознанного бережного отношения к природе, рекомендовать чтение художественной литературы и периодических изданий для детей.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические спектакли, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Главная цель - это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова народного артиста Е.Леонова:

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный,

потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не задев, не затронув»

Список использованной литературы:

Экологическое воспитание.

Аксёнова, З. Ф. «Войди в природу другом»

Ковинько, Л. В. «Секреты природы — это так интересно!».

Лопатина, А. А. «Сказы матушки земли.

Николаева, С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Рыжова, Н. А. «Наш дом — природа».

Театрализованная деятельность:

Артемова Л. В. «Театральные игры дошкольников».

Антипина Е. А. «Кукольный театр в детском саду. Сценарии с нотным приложением».

Коромоненка Т. Н. «Кукольный театр — дошкольникам».

Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Теневой театр вчера и сегодня, или как приручить тень?».

Маханева М. Д. «Занятия по театральной деятельности в детском саду».

Михайлова М. А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы». 

Поляк Лора. «Театор сказок. Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников».

Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия».

Улашенко Н. Б. «Организация театрализованной деятельности. Младшая группа».

Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 5–6 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год

Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранн...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и поним...

Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности.

План работы творческой группы "Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности" направлен на повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности...

Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности.

План работы творческой группы "Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности" направлен на повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» Б.М. Теплов. Неоднократно доказано, что дошкольн...

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности»

Целью педагогическойдеятельности является развитие у дошкольников коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности....

Статья "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектно - исследовательской деятельности".

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всѐ больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина ; в деятельности человека в природе, часто безграмо...