Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе детского сада «Чудо-огород на окне»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Дети младшего возраста в течение года хорошо усвоили названия овощей, как они выглядят, каковы на вкус, в каком виде употребляют в пищу (сырые или варёные), а вот откуда берутся семена и как появляются овощи, где растут, какие условия для роста необходимы, знают очень слабо. Проект «Чудо огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений.

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.

Авторы проекта: воспитатели: Асанжанова Ж.Д, Копейкина Л.Ю

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, (феврвль,март,апрель).

Продукты проекта: диагностические материалы, продуктивная деятельность, авторские пособия, фото, дневник наблюдения.

Место проведения проекта: групповое помещение.

Актуальность проекта:

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует познавательную, речевую активность воспитанников младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;

2. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, развивать связную речь детей.

3. Воспитывать уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.

Предполагаемые результаты: 

- представление детей о видах овощных культур, особенностях их развития и роста;

- умение вести дневник наблюдения за развитием растений, выстраивать простейшие выводы на основе экспериментальной деятельности.

- усвоение знаний о строении растения, специфику высадки в грунт (корнеплоды, семена).

План реализации проекта:

Подготовительный: Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для реализации проекта, чтение, рассматривание иллюстраций.

Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность)

Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской и практической деятельности. Конкурс книжек-малышек «Загадки про овощи». Инсценировка сказки «Репка». Презентация опыта работы.

 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный:

• Изучение методической литературы по теме.

• Составление плана работы по проекту «Чудо – огород на окне».

• Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.

• Создание условий для проекта.

• Беседа с родителями «Огород на окне». Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

• Консультация для родителей «Огород на окне».

2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

1. Беседы по изучению культурных растений ("Строение растения", "Правила ухода за растениями", консультация "Лук от простуд".

2. Наблюдения и уход за растениями, ведение дневника наблюдений, организация дежурства по уходу за растениями, коллективные индивидуальные поручения.

3. Эксперименты и опыты, творческая деятельность.

4. Рассматривание иллюстраций и книг.

5. Настольно-дидактические игры - «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек», «Сад – огород», «Овощи – фрукты», сюжетно-ролевые игры - «Цветочный магазин», «В гостях у повара»; подвижные игры «Мыши в кладовой», «Огуречик, огуречик…», драматизация сказки «Репка».

6. Чтение экологических сказок: «Репка», «Все живое нуждается в воде», «Почему у земли платье зеленое», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

7. Исследовательская деятельность: особенности выращивания культурных растений (подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление).

8. Посадка – лук, петрушка, укроп, перец, огурцы.

9. Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей и фотоотчет.

3. Заключительный:

1. Конкурс книжек «Загадки про овощи».

2. Обед с витаминным луком.

3. Инсценировка сказки «Репка».

4. Результаты работы над проектом - оставление фотоальбома «Наш чудо огород!», презентация «Чудо- огород»

 

 

 

Практический:

Рассматривание иллюстраций

Беседы:

1. «Что такое огород на окне?»

2. Какие растения можно вырастить на подоконнике?

3. Строение растения.

4. Роль солнца, воздуха и воды для роста растений.

5. Правила ухода за растениями

6. Лук бывает разный…

7. Лук –от семи недуг!

Дидактические игры:

1. «Вершки и корешки».

2. Чудесный мешочек

3. Узнай и назови (Овощи и фрукты).

4. Угадай на вкус.

5. Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу.

6. «Что лишнее?»

7. Скажи ласково!

8. «Путаница». (Собери правильно растение: корень, стебель и т. д.)

9. Собери пазлы на тему «Овощи».

Сюжетно- ролевые игры:

1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.

2.«Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.

3. Продуктовый магазин.

Пальчиковая гимнастика:

3. «Мы капусту рубим»

4. «Про овощи»

5. «Репка»

Подвижные игры:

1. «Круг-кружочек»

Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе».

Чтение детям художественной литературы: сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко»; стихи об овощах и фруктах» Однажды с базара хозяйка пришла», загадки про овощи.

Раскрашивание раскрасок для детей на тему «Овощи»

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Участвуем в проекте «Огород на окне»».

2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, земля.

3. Посоветовать дома с родителями прорастить семена кабачка.

4. Создание условий для организации «экологического пространства» на территории детского сада (благоустройство клумбы).

План реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1.

Изучение методической литературы:

«Энциклопедия Садовода -огородника»

(М.В.Цветкова)

«Не просто огород»

(В.С.самойлова)

-Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

- работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

Февраль

Воспитатели, родители.

2.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;

-Консультация для родителей «Огород на окне».

-приобретение необходимого оборудования;

(кашпо,семян,грунта)

Февраль

Воспитатели, родители.

2 этап. Основной.

1.

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях, беседа,

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах  растений.

Март

1неделя

2.

Образовательная деятельность «Что растет на огороде».

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

март

2 неделя

3.

Практическая деятельность: рассматривание и сравнение семян (морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль,)

посадка лука, фасоли, перца, укропа. (коллективно)

индивидуально;

-посев: цветочных семян;(Бархацы)

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление;

- оформление огорода на окне;

- установка дежурства по уходу;

Март

3 неделя

4.

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- ведение дневника наблюдения;

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.

Март

4 неделя

5.

Труд на «огороде на окне»

Опрыскивание.

Наблюдение

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Апрель

1неделя

6.

Опытническая и экспериментальная деятельность детей

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений.

Апрель

2 неделя

7.

Наблюдение «Как развиваются растения»

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»

Апрель

3 неделя

8.

Сюжетно-ролевая игра «Репка»

- отражение результата в художественно - творческой деятельности;

- чтение детской литературы про овощи;

- отгадывание загадок про овощи;

- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др.

Апрель

4 неделя

3 этап. Заключительный

1.

Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатели.

2.

Творческие работы детей «Наш огород»

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с роди-телями.

Воспитатели, родители.

3.

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки

Подведение итогов работы по проекту

Воспитатели, родители.

      

 

Список используемой литературы:

 

1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001г.

2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М. : Росмэн, 2010г.

3. Мартынова Е. Н. Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г

4. Интернет ресурсы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo_ogorod_na_okne.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе детского сада «Чудо-огород на окне»

Дети младшего возраста в течение года хорошо усвоили названия овощей, как они выглядят, каковы на вкус, в каком виде употребляют в пищу (сырые или варёные), а вот откуда берутся семена и как появляются овощи, где растут, какие условия для роста необходимы, знают очень слабо. Проект «Чудо огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений.

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.

Авторы проекта: воспитатели: Асанжанова Ж.Д, Копейкина Л.Ю

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, (феврвль,март,апрель).

Продукты проекта: диагностические материалы, продуктивная деятельность, авторские пособия, фото, дневник наблюдения.

Место проведения проекта: групповое помещение.

Актуальность проекта:

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует познавательную, речевую активность воспитанников младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;

2. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, развивать связную речь детей.

3. Воспитывать уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.

Предполагаемые результаты:

- представление детей о видах овощных культур, особенностях их развития и роста;

- умение вести дневник наблюдения за развитием растений, выстраивать простейшие выводы на основе экспериментальной деятельности.

- усвоение знаний о строении растения, специфику высадки в грунт (корнеплоды, семена).

План реализации проекта:

Подготовительный: Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для реализации проекта, чтение, рассматривание иллюстраций.

Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность)

Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской и практической деятельности. Конкурс книжек-малышек «Загадки про овощи». Инсценировка сказки «Репка». Презентация опыта работы.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный:

• Изучение методической литературы по теме.

• Составление плана работы по проекту «Чудо – огород на окне».

• Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.

• Создание условий для проекта.

• Беседа с родителями «Огород на окне». Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

• Консультация для родителей «Огород на окне».

2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

1. Беседы по изучению культурных растений ("Строение растения", "Правила ухода за растениями", консультация "Лук от простуд".

2. Наблюдения и уход за растениями, ведение дневника наблюдений, организация дежурства по уходу за растениями, коллективные индивидуальные поручения.

3. Эксперименты и опыты, творческая деятельность.

4. Рассматривание иллюстраций и книг.

5. Настольно-дидактические игры - «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек», «Сад – огород», «Овощи – фрукты», сюжетно-ролевые игры - «Цветочный магазин», «В гостях у повара»; подвижные игры «Мыши в кладовой», «Огуречик, огуречик…», драматизация сказки «Репка».

6. Чтение экологических сказок: «Репка», «Все живое нуждается в воде», «Почему у земли платье зеленое», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

7. Исследовательская деятельность: особенности выращивания культурных растений (подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление).

8. Посадка – лук, петрушка, укроп, перец, огурцы.

9. Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей и фотоотчет.

3. Заключительный:

1. Конкурс книжек «Загадки про овощи».

2. Обед с витаминным луком.

3. Инсценировка сказки «Репка».

4. Результаты работы над проектом - оставление фотоальбома «Наш чудо огород!», презентация «Чудо- огород»

Практический:

Рассматривание иллюстраций

Беседы:

1. «Что такое огород на окне?»

2. Какие растения можно вырастить на подоконнике?

3. Строение растения.

4. Роль солнца, воздуха и воды для роста растений.

5. Правила ухода за растениями

6. Лук бывает разный…

7. Лук –от семи недуг!

Дидактические игры:

1. «Вершки и корешки».

2. Чудесный мешочек

3. Узнай и назови (Овощи и фрукты).

4. Угадай на вкус.

5. Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу.

6. «Что лишнее?»

7. Скажи ласково!

8. «Путаница». (Собери правильно растение: корень, стебель и т. д.)

9. Собери пазлы на тему «Овощи».

Сюжетно- ролевые игры:

1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.

;Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.

3. Продуктовый магазин.

Пальчиковая гимнастика:

3. «Мы капусту рубим»

4. «Про овощи»

5. «Репка»

Подвижные игры:

1. «Круг-кружочек»

Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе».

Чтение детям художественной литературы: сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко»; стихи об овощах и фруктах» Однажды с базара хозяйка пришла», загадки про овощи.

Раскрашивание раскрасок для детей на тему «Овощи»

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Участвуем в проекте «Огород на окне»».

2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, земля.

3. Посоветовать дома с родителями прорастить семена кабачка.

4. Создание условий для организации «экологического пространства» на территории детского сада (благоустройство клумбы).

План реализации проекта

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап. Подготовительный.

1.

Изучение методической литературы:

«Энциклопедия Садовода -огородника»

(М.В.Цветкова)

«Не просто огород»

(В.С.самойлова)

-Создать условия для реализации проекта «Огород на окне»

- работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.

Февраль

Воспитатели, родители.

2.

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;

-Консультация для родителей «Огород на окне».

-приобретение необходимого оборудования;

(кашпо,семян,грунта)

Февраль

Воспитатели, родители.

2 этап. Основной.

1.

Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях, беседа,

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений.

Март

1неделя

2.

Образовательная деятельность «Что растет на огороде».

Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах.

март

2 неделя

3.

Практическая деятельность: рассматривание и сравнение семян (морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль,)

посадка лука, фасоли, перца, укропа. (коллективно)

индивидуально;

-посев: цветочных семян;(Бархацы)

Вызвать интерес к выращиванию огородных культур.

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление;

- оформление огорода на окне;

- установка дежурства по уходу;

Март

3 неделя

4.

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- ведение дневника наблюдения;

Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений.

Март

4 неделя

5.

Труд на «огороде на окне»

Опрыскивание.

Наблюдение

Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.

Апрель

1неделя

6.

Опытническая и экспериментальная деятельность детей

Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений.

Апрель

2 неделя

7.

Наблюдение «Как развиваются растения»

Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений»

Апрель

3 неделя

8.

Сюжетно-ролевая игра «Репка»

- отражение результата в художественно - творческой деятельности;

- чтение детской литературы про овощи;

- отгадывание загадок про овощи;

- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др.

Апрель

4 неделя

3 этап. Заключительный

1.

Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом.

Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей.

Воспитатели.

2.

Творческие работы детей «Наш огород»

Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с роди-телями.

Воспитатели, родители.

3.

Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки

Подведение итогов работы по проекту

Воспитатели, родители.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001г.

2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М. : Росмэн, 2010г.

3. Мартынова Е. Н. Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""

1.      Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....

Проект для второй младшей группы детского сада "Прогулка с интересом""

Проект о важности активного отдыха родителей с детьми 3-4 лет. Обмен информацией с родителями о лучших прогулок и отдыха с детьми в городе. Заинтересовать родителей в активном проведении прогулок...

ПРОЕКТ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»

Охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься п...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Экологический познавательно - исследовательский творческий проект во второй младшей группе «Трудолюбивые муравьи»

Весна! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки во  дети...

Проект «Прогулка с интересом» краткосрочный практико - ориентированный проект для второй младшей группы детского сада.

Цель:Обменяться информацией о лучших местах прогулок и отдыха с детьми в городе и заинтересовать родителей к их активным проведениям.Задачи:1.Дать информацию родителям о важности активного отдыха с де...

Проект «Прогулка с интересом» краткосрочный практико - ориентированный проект для второй младшей группы детского сада

Обоснование проблемы:1. Нежелание родителей проводить активный отдых с детьми на улице.2. Незнание родителями важности правильного выбора мест отдыха в городе, мест более экологически благоприятных и ...