Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе детского сада «Чудо-огород на окне»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Дети младшего возраста в течение года хорошо усвоили названия овощей, как они выглядят, каковы на вкус, в каком виде употребляют в пищу (сырые или варёные), а вот откуда берутся семена и как появляются овощи, где растут, какие условия для роста необходимы, знают очень слабо. Проект «Чудо огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений.
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.
Авторы проекта: воспитатели: Асанжанова Ж.Д, Копейкина Л.Ю
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, (феврвль,март,апрель).
Продукты проекта: диагностические материалы, продуктивная деятельность, авторские пособия, фото, дневник наблюдения.
Место проведения проекта: групповое помещение.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников.
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует познавательную, речевую активность воспитанников младшего дошкольного возраста.
Цель проекта: воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;
2. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, развивать связную речь детей.
3. Воспитывать уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.
Предполагаемые результаты:
- представление детей о видах овощных культур, особенностях их развития и роста;
- умение вести дневник наблюдения за развитием растений, выстраивать простейшие выводы на основе экспериментальной деятельности.
- усвоение знаний о строении растения, специфику высадки в грунт (корнеплоды, семена).
План реализации проекта:
Подготовительный: Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для реализации проекта, чтение, рассматривание иллюстраций.
Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность)
Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской и практической деятельности. Конкурс книжек-малышек «Загадки про овощи». Инсценировка сказки «Репка». Презентация опыта работы.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
• Изучение методической литературы по теме.
• Составление плана работы по проекту «Чудо – огород на окне».
• Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.
• Создание условий для проекта.
• Беседа с родителями «Огород на окне». Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.
• Консультация для родителей «Огород на окне».
2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:
1. Беседы по изучению культурных растений ("Строение растения", "Правила ухода за растениями", консультация "Лук от простуд".
2. Наблюдения и уход за растениями, ведение дневника наблюдений, организация дежурства по уходу за растениями, коллективные индивидуальные поручения.
3. Эксперименты и опыты, творческая деятельность.
4. Рассматривание иллюстраций и книг.
5. Настольно-дидактические игры - «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек», «Сад – огород», «Овощи – фрукты», сюжетно-ролевые игры - «Цветочный магазин», «В гостях у повара»; подвижные игры «Мыши в кладовой», «Огуречик, огуречик…», драматизация сказки «Репка».
6. Чтение экологических сказок: «Репка», «Все живое нуждается в воде», «Почему у земли платье зеленое», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
7. Исследовательская деятельность: особенности выращивания культурных растений (подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление).
8. Посадка – лук, петрушка, укроп, перец, огурцы.
9. Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей и фотоотчет.
3. Заключительный:
1. Конкурс книжек «Загадки про овощи».
2. Обед с витаминным луком.
3. Инсценировка сказки «Репка».
4. Результаты работы над проектом - оставление фотоальбома «Наш чудо огород!», презентация «Чудо- огород»
Практический:
Рассматривание иллюстраций
Беседы:
1. «Что такое огород на окне?»
2. Какие растения можно вырастить на подоконнике?
3. Строение растения.
4. Роль солнца, воздуха и воды для роста растений.
5. Правила ухода за растениями
6. Лук бывает разный…
7. Лук –от семи недуг!
Дидактические игры:
1. «Вершки и корешки».
2. Чудесный мешочек
3. Узнай и назови (Овощи и фрукты).
4. Угадай на вкус.
5. Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу.
6. «Что лишнее?»
7. Скажи ласково!
8. «Путаница». (Собери правильно растение: корень, стебель и т. д.)
9. Собери пазлы на тему «Овощи».
Сюжетно- ролевые игры:
1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
2.«Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
3. Продуктовый магазин.
Пальчиковая гимнастика:
3. «Мы капусту рубим»
4. «Про овощи»
5. «Репка»
Подвижные игры:
1. «Круг-кружочек»
Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе».
Чтение детям художественной литературы: сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко»; стихи об овощах и фруктах» Однажды с базара хозяйка пришла», загадки про овощи.
Раскрашивание раскрасок для детей на тему «Овощи»
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Участвуем в проекте «Огород на окне»».
2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, земля.
3. Посоветовать дома с родителями прорастить семена кабачка.
4. Создание условий для организации «экологического пространства» на территории детского сада (благоустройство клумбы).
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные | ||
1 этап. Подготовительный. | |||||
1. | Изучение методической литературы: «Энциклопедия Садовода -огородника» (М.В.Цветкова) «Не просто огород» (В.С.самойлова) | -Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» - работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта. | Февраль Воспитатели, родители. | ||
2. | Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; | -Консультация для родителей «Огород на окне». -приобретение необходимого оборудования; (кашпо,семян,грунта) | Февраль Воспитатели, родители. | ||
2 этап. Основной. | |||||
1. | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях, беседа, | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. | Март 1неделя | ||
2. | Образовательная деятельность «Что растет на огороде». | Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. | март 2 неделя | ||
3. | Практическая деятельность: рассматривание и сравнение семян (морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль,) посадка лука, фасоли, перца, укропа. (коллективно) индивидуально; -посев: цветочных семян;(Бархацы) | Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. - установка на светлое место; - полив; - рыхление; - оформление огорода на окне; - установка дежурства по уходу; | Март 3 неделя | ||
4. | - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; - знакомство с моделью строения растения; - ведение дневника наблюдения; | Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. | Март 4 неделя | ||
5. | Труд на «огороде на окне» Опрыскивание. Наблюдение | Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. | Апрель 1неделя | ||
6. | Опытническая и экспериментальная деятельность детей | Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. | Апрель 2 неделя | ||
7. | Наблюдение «Как развиваются растения» | Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» | Апрель 3 неделя | ||
8. | Сюжетно-ролевая игра «Репка» - отражение результата в художественно - творческой деятельности; - чтение детской литературы про овощи; - отгадывание загадок про овощи; | - дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др. | Апрель 4 неделя | ||
3 этап. Заключительный | |||||
1. | Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | Воспитатели. | ||
2. | Творческие работы детей «Наш огород» | Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с роди-телями. | Воспитатели, родители. | ||
3. | Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки | Подведение итогов работы по проекту | Воспитатели, родители. | ||
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001г.
2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М. : Росмэн, 2010г.
3. Мартынова Е. Н. Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г
4. Интернет ресурсы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе детского сада «Чудо-огород на окне»
Дети младшего возраста в течение года хорошо усвоили названия овощей, как они выглядят, каковы на вкус, в каком виде употребляют в пищу (сырые или варёные), а вот откуда берутся семена и как появляются овощи, где растут, какие условия для роста необходимы, знают очень слабо. Проект «Чудо огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений.
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.
Авторы проекта: воспитатели: Асанжанова Ж.Д, Копейкина Л.Ю
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, (феврвль,март,апрель).
Продукты проекта: диагностические материалы, продуктивная деятельность, авторские пособия, фото, дневник наблюдения.
Место проведения проекта: групповое помещение.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно — исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников.
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует познавательную, речевую активность воспитанников младшего дошкольного возраста.
Цель проекта: воспитание экологической культуры детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;
2. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, развивать связную речь детей.
3. Воспитывать уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.
Предполагаемые результаты:
- представление детей о видах овощных культур, особенностях их развития и роста;
- умение вести дневник наблюдения за развитием растений, выстраивать простейшие выводы на основе экспериментальной деятельности.
- усвоение знаний о строении растения, специфику высадки в грунт (корнеплоды, семена).
План реализации проекта:
Подготовительный: Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для реализации проекта, чтение, рассматривание иллюстраций.
Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность)
Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской и практической деятельности. Конкурс книжек-малышек «Загадки про овощи». Инсценировка сказки «Репка». Презентация опыта работы.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
• Изучение методической литературы по теме.
• Составление плана работы по проекту «Чудо – огород на окне».
• Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.
• Создание условий для проекта.
• Беседа с родителями «Огород на окне». Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.
• Консультация для родителей «Огород на окне».
2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:
1. Беседы по изучению культурных растений ("Строение растения", "Правила ухода за растениями", консультация "Лук от простуд".
2. Наблюдения и уход за растениями, ведение дневника наблюдений, организация дежурства по уходу за растениями, коллективные индивидуальные поручения.
3. Эксперименты и опыты, творческая деятельность.
4. Рассматривание иллюстраций и книг.
5. Настольно-дидактические игры - «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек», «Сад – огород», «Овощи – фрукты», сюжетно-ролевые игры - «Цветочный магазин», «В гостях у повара»; подвижные игры «Мыши в кладовой», «Огуречик, огуречик…», драматизация сказки «Репка».
6. Чтение экологических сказок: «Репка», «Все живое нуждается в воде», «Почему у земли платье зеленое», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
7. Исследовательская деятельность: особенности выращивания культурных растений (подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление).
8. Посадка – лук, петрушка, укроп, перец, огурцы.
9. Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей и фотоотчет.
3. Заключительный:
1. Конкурс книжек «Загадки про овощи».
2. Обед с витаминным луком.
3. Инсценировка сказки «Репка».
4. Результаты работы над проектом - оставление фотоальбома «Наш чудо огород!», презентация «Чудо- огород»
Практический:
Рассматривание иллюстраций
Беседы:
1. «Что такое огород на окне?»
2. Какие растения можно вырастить на подоконнике?
3. Строение растения.
4. Роль солнца, воздуха и воды для роста растений.
5. Правила ухода за растениями
6. Лук бывает разный…
7. Лук –от семи недуг!
Дидактические игры:
1. «Вершки и корешки».
2. Чудесный мешочек
3. Узнай и назови (Овощи и фрукты).
4. Угадай на вкус.
5. Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу.
6. «Что лишнее?»
7. Скажи ласково!
8. «Путаница». (Собери правильно растение: корень, стебель и т. д.)
9. Собери пазлы на тему «Овощи».
Сюжетно- ролевые игры:
1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
;Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
3. Продуктовый магазин.
Пальчиковая гимнастика:
3. «Мы капусту рубим»
4. «Про овощи»
5. «Репка»
Подвижные игры:
1. «Круг-кружочек»
Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе».
Чтение детям художественной литературы: сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко»; стихи об овощах и фруктах» Однажды с базара хозяйка пришла», загадки про овощи.
Раскрашивание раскрасок для детей на тему «Овощи»
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Участвуем в проекте «Огород на окне»».
2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, земля.
3. Посоветовать дома с родителями прорастить семена кабачка.
4. Создание условий для организации «экологического пространства» на территории детского сада (благоустройство клумбы).
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные | ||
1 этап. Подготовительный. | |||||
1. | Изучение методической литературы: «Энциклопедия Садовода -огородника» (М.В.Цветкова) «Не просто огород» (В.С.самойлова) | -Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» - работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода; Обсуждение целей и задач проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта. | Февраль Воспитатели, родители. | ||
2. | Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Беседа с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; | -Консультация для родителей «Огород на окне». -приобретение необходимого оборудования; (кашпо,семян,грунта) | Февраль Воспитатели, родители. | ||
2 этап. Основной. | |||||
1. | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях, беседа, | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. | Март 1неделя | ||
2. | Образовательная деятельность «Что растет на огороде». | Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. | март 2 неделя | ||
3. | Практическая деятельность: рассматривание и сравнение семян (морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль,) посадка лука, фасоли, перца, укропа. (коллективно) индивидуально; -посев: цветочных семян;(Бархацы) | Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. - установка на светлое место; - полив; - рыхление; - оформление огорода на окне; - установка дежурства по уходу; | Март 3 неделя | ||
4. | - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; - знакомство с моделью строения растения; - ведение дневника наблюдения; | Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. | Март 4 неделя | ||
5. | Труд на «огороде на окне» Опрыскивание. Наблюдение | Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. | Апрель 1неделя | ||
6. | Опытническая и экспериментальная деятельность детей | Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. | Апрель 2 неделя | ||
7. | Наблюдение «Как развиваются растения» | Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» | Апрель 3 неделя | ||
8. | Сюжетно-ролевая игра «Репка» - отражение результата в художественно - творческой деятельности; - чтение детской литературы про овощи; - отгадывание загадок про овощи; | - дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др. | Апрель 4 неделя | ||
3 этап. Заключительный | |||||
1. | Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | Воспитатели. | ||
2. | Творческие работы детей «Наш огород» | Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с роди-телями. | Воспитатели, родители. | ||
3. | Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки | Подведение итогов работы по проекту | Воспитатели, родители. | ||
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001г.
2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М. : Росмэн, 2010г.
3. Мартынова Е. Н. Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для второй младшей группы детского сада "Книги лучшие друзья""
1. Формирование интереса к книгам, произведениям художественной литературы....

Проект для второй младшей группы детского сада "Прогулка с интересом""
Проект о важности активного отдыха родителей с детьми 3-4 лет. Обмен информацией с родителями о лучших прогулок и отдыха с детьми в городе. Заинтересовать родителей в активном проведении прогулок...

ПРОЕКТ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»
Охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься п...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Экологический познавательно - исследовательский творческий проект во второй младшей группе «Трудолюбивые муравьи»
Весна! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки во дети...

Проект «Прогулка с интересом» краткосрочный практико - ориентированный проект для второй младшей группы детского сада.
Цель:Обменяться информацией о лучших местах прогулок и отдыха с детьми в городе и заинтересовать родителей к их активным проведениям.Задачи:1.Дать информацию родителям о важности активного отдыха с де...

Проект «Прогулка с интересом» краткосрочный практико - ориентированный проект для второй младшей группы детского сада
Обоснование проблемы:1. Нежелание родителей проводить активный отдых с детьми на улице.2. Незнание родителями важности правильного выбора мест отдыха в городе, мест более экологически благоприятных и ...