Хлеб - это жизнь
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!"
- В поле, в доме, в державе!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ
Тип проекта : познавательный
• Участники проекта: дети подготовительной группы, родители.
• Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
• Актуальность проекта:
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!"
- В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю
жизнь.
Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь,
переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой
ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом
поминали тех, кто уже никогда не вернется.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб,калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Задачи проекта:
• обогащать познавательный опыт детей;
• сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
• дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,
агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления
из муки хлеба);
• показать значимость сельскохозяйственной техники;
• воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям
сельскохозяйственного труда;
• развивать память, внимание, мышление;
• поддерживать естественный интерес и любознательность.
• Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
• Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам
на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст.
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций.
Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации.
В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Разработка проекта: Донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Планируемый результат.
• знание детей информации о злаковых культурах;
• понимание детьми ценности и пользе хлеба
• знание детей о производстве хлеба
• умение детей применять трудовые навыки
• понимание детьми важности труда хлебороба
• умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
• проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.
Этапы реализации проекта.
• Подготовительный этап март-апрель
• Практический этап май-октябрь
• Аналитический этап ноябрь
• Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.
Вопросы:
• Основополагающий: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Что
во главе стола стоит? Вопросы проблемные: Как люди выращивают хлеб? Почему люди
с большим уважением относятся к хлебу?
• Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц ,поговорок.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем .
• Хлеб продается в магазине.
• Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке.
• Из зерен делают муку.
• Хлеб бывает белый и черный.
• Хлеб пекут на хлебозаводе.
Что мы хотим узнать?
• Как называются люди, которые выращивают хлеб?
• Что надо, чтобы вырастить хлеб?
• Как растили хлеб раньше?
• Как готовится тесто?
• Что можно сделать из муки еще?
• Как пекут хлеб?
• Какие еще есть крупы?
• Как работает мельница?
• Почему говорят :Хлеб всему голова?
• Как называют хлеб в других странах?
• Что можно приготовить из черствого хлеба?
Где мы можем узнать?
• Сходить на экскурсию.
• Спросить у родителей.
• Посмотреть в Интернете.
• Спросить у воспитателя.
• Провести опыты.
• Посмотреть в книгах, энциклопедиях
Реализация проекта
• Образовательная деятельность.
• Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
• Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу .
• Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с
электроприборами», рассказ о коллекциях и музеях ,выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста.
• Коллаж «Что можно сделать из муки?», конструирование из бросового материала.
Самостоятельная деятельность
• Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел», с\р игры «Магазин», «Больница»,
«Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры.
Работа с родителями
• Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как
раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста
Художественно-эстетическое развитие
• «Мельница», изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста
«Хлебное поле»,рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,
• Составление букетов из листьев, колосков.
• Самостоятельная деятельность
• Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен
• Работа с родителями
• Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб -всему голова», изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие
колобка», изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова»
Познавательно-речевое развитие
• Экологическая игра «что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз, два, три-сказка выходи»
• опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу», чтение
Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг
• «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич
«От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по
выращиванию семян (ржи, пшеницы).
• Познавательное развитие
• Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе,
рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов
• Работа с родителями
• Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе
Физическое развитие (здоровье, физкультура)
• Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова»,пальчиковые игры, психо-этюд «Тесто», психо-гимнастика «Хлеборобы».
• Самостоятельная работа.
• Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
• Работа с родителями .
• Составление альбома «О пользе хлеба», Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»
• Презентация проекта «Хлеб –всему голова». Мини-музей «Хлеб-батюшка»
• Выводы :
• -дети владеют информации о злаковых культурах;
• -понимание детьми ценности и пользы хлеба;
• -знание детей о производстве хлеба; -умение детей применять трудовые навыки;
• -понимание детьми важности труда хлебороба;
• -умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;
• -проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Хлеб - всей жизни голова"
Образовательный проект в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова"...

Приложение2 к проекту Сценарий КВН "Хлеб - всей жизни голова"
Сценарий КВН в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова", составили И. А. Румянцева, Н.Ю. Абдалова...

Приложение3 Подборка стихов и загадок по теме "Хлеб - всей жизни голова"
Подборка стихов, загадок, считалок и чистоговорок по теме "Хлеб - всей жизни голова", составитель И.А. Румянцева...

Музыкально - познавательное развлечение для детей старшей и подготовительной к школе групп «Хлеб – всей жизни голова».
Дети входят в зал, рассаживаются на стулья.Муз.рук. Ребята, послушайте загадку:Рос сперва на воле, в поле,летом цвел и колосился, А когда меня смололи,Я в муку превратился. (колос)Правильно...

проект У народа есть такие слова "Хлеб всей жизни голова"
Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей задействованных в этом процессе....

План реализации проекта У народа есть такие слова: "Хлеб всей жизни голова"
С помощью этого проекта у детей расширятся знания: о хлебе, о тружениках села хлеборобах, пополнится словарный запас....
Презентация инновационного проекта "На Кубани есть слова- хлеб всей жизни голова!"
презентация инновационного прроекта...
