Хлеб - это жизнь
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Самая

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!"

 - В поле, в доме, в державе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ

Тип проекта : познавательный

• Участники проекта: дети подготовительной группы, родители.

• Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

• Актуальность проекта:

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!"

- В поле, в доме, в державе!

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю

жизнь.

Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь,

переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой

ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом

поминали тех, кто уже никогда не вернется.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.

Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб,калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Задачи проекта:

• обогащать познавательный опыт детей;

• сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;

• дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,

агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления

из муки хлеба);

• показать значимость сельскохозяйственной техники;

• воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям

сельскохозяйственного труда;

• развивать память, внимание, мышление;

• поддерживать естественный интерес и любознательность.

• Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.

• Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам

на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст.

В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций.

Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации.

В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Разработка проекта: Донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Планируемый результат.

• знание детей информации о злаковых культурах;

• понимание детьми ценности и пользе хлеба

• знание детей о производстве хлеба

• умение детей применять трудовые навыки

• понимание детьми важности труда хлебороба

• умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении

• проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.

Этапы реализации проекта.

• Подготовительный этап март-апрель

• Практический этап май-октябрь

• Аналитический этап ноябрь

• Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.

Вопросы:

• Основополагающий: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Что

во главе стола стоит? Вопросы проблемные: Как люди выращивают хлеб? Почему люди

с большим уважением относятся к хлебу?

• Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц ,поговорок.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем .

• Хлеб продается в магазине.

• Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке.

• Из зерен делают муку.

• Хлеб бывает белый и черный.

• Хлеб пекут на хлебозаводе.

Что мы хотим узнать?

• Как называются люди, которые выращивают хлеб?

• Что надо, чтобы вырастить хлеб?

• Как растили хлеб раньше?

• Как готовится тесто?

• Что можно сделать из муки еще?

• Как пекут хлеб?

• Какие еще есть крупы?

• Как работает мельница?

• Почему говорят :Хлеб всему голова?

• Как называют хлеб в других странах?

• Что можно приготовить из черствого хлеба?

Где мы можем узнать?

• Сходить на экскурсию.

• Спросить у родителей.

• Посмотреть в Интернете.

• Спросить у воспитателя.

• Провести опыты.

• Посмотреть в книгах, энциклопедиях

Реализация проекта

• Образовательная деятельность.

• Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

• Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу .

• Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с

электроприборами», рассказ о коллекциях и музеях ,выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста.

• Коллаж «Что можно сделать из муки?», конструирование из бросового материала.

Самостоятельная деятельность

• Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел», с\р игры «Магазин», «Больница»,

«Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры.

Работа с родителями

• Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как

раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста

Художественно-эстетическое развитие

• «Мельница», изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста

«Хлебное поле»,рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,

• Составление букетов из листьев, колосков.

• Самостоятельная деятельность

• Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен

• Работа с родителями

• Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб -всему голова», изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие

колобка», изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова»

Познавательно-речевое развитие

• Экологическая игра «что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз, два, три-сказка выходи»

• опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу», чтение

Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг

• «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич

«От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по

выращиванию семян (ржи, пшеницы).

• Познавательное развитие

• Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе,

рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов

• Работа с родителями

• Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе

Физическое развитие (здоровье, физкультура)

• Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова»,пальчиковые игры, психо-этюд «Тесто», психо-гимнастика «Хлеборобы».

• Самостоятельная работа.

• Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

• Работа с родителями .

• Составление альбома «О пользе хлеба», Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»

• Презентация проекта «Хлеб –всему голова». Мини-музей «Хлеб-батюшка»

• Выводы :

• -дети владеют информации о злаковых культурах;

• -понимание детьми ценности и пользы хлеба;

• -знание детей о производстве хлеба; -умение детей применять трудовые навыки;

• -понимание детьми важности труда хлебороба;

• -умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;

• -проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Хлеб - всей жизни голова"

Образовательный проект в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова"...

Приложение2 к проекту Сценарий КВН "Хлеб - всей жизни голова"

Сценарий  КВН в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова", составили И. А. Румянцева, Н.Ю. Абдалова...

Приложение3 Подборка стихов и загадок по теме "Хлеб - всей жизни голова"

Подборка стихов, загадок, считалок и чистоговорок по теме "Хлеб - всей жизни голова", составитель И.А. Румянцева...

Музыкально - познавательное развлечение для детей старшей и подготовительной к школе групп «Хлеб – всей жизни голова».

Дети входят в зал, рассаживаются на стулья.Муз.рук. Ребята, послушайте загадку:Рос сперва на воле, в поле,летом цвел и колосился, А когда меня смололи,Я в муку превратился. (колос)Правильно...

проект У народа есть такие слова "Хлеб всей жизни голова"

—Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба и профессиях людей задействованных в этом процессе....

План реализации проекта У народа есть такие слова: "Хлеб всей жизни голова"

С помощью этого проекта у детей расширятся знания: о хлебе, о тружениках села хлеборобах, пополнится словарный запас....