Свойства соли.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект исследовательской деятельности детей в технологии деятельностного подхода
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 270 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей старшей группы
Тема: «Знакомство со свойствами соли».
Воспитатель:
Агатьева В.В.
квалификационная категория
Используемые технологии:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Технология деятельностного подхода;
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Санкт-Петербург
2025 год
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей через практическое самостоятельное познание в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
- продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для
познания свойств соли;
-формировать умение детей самостоятельно делать выводы в соответствии с результатами опыта;
-активизировать и обобщать словарь детей по теме эксперимента;
-продолжать знакомить детей с различными способами словообразования: суффиксальным, префиксальным и суффиксально-префиксальным.
- Развивающие:
-развивать интерес к экспериментированию;
-развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, разрешать проблемные ситуации путём опытов;
-развивать мыслительные способности: анализ и формирование вывода.
- Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к сверстникам, развивать желание помочь друг другу для достижения общей цели;
-воспитывать чувство удовлетворения от экспериментирования, открывая новое в знакомом;
-воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа:
-беседа о применении обычной соли в домашних условиях;
-рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли;
-рассматривание образцов каменной, морской соли.
Материалы к занятию:
-тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы по количеству детей;
-4 банки с водой,4 яйца;
-карточки «Для чего нужна соль»;
-карточки с правилами поведения в лаборатории.
-таблица для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей.
Примерный ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организация детей перед занятием | Игра приветствие «Ладошки» -Поднимите все ладошки и потрите их немножко. Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5. Продолжайте потирать! Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши. И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши. Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: Ура!
| Поднимают руки, трут ладошки Хлопают Жмут ладошки друг другу Поднимают руки и вместе громко произносят: «Ура»! |
Мотивация | -Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка от Фиксиков. | Дети рассматривают содержимое посылки и достают мешочки, письмо и схему. Предлагают почитать письмо. |
Проблематизация | Воспитатель читает: «Дорогие ребята, мы делали уборку дома и нашли мешочки с надписью «Соль». Помогите разобраться, подскажите, какие свойства у этого вещества, где соль можно использовать и в каком месте её хранить дома?» | Дети внимательно слушают письмо. Рассматривают схему. Изучают мешочки. |
Целеполагание | Воспитатель: -что Фиксики просят вас сделать? Какая им нужна помощь? -и что же делать, как помочь? | -Фиксики просят рассказать о свойствах соли. -Они просят рассказать о том, где используется соль. -Нужно воспользоваться научной лабораторией. |
Планирование будущей деятельности | -Молодцы, а что мы будем делать в лаборатории? С чего начнём? -Отлично, а какая ещё просьба была в письме? -Как расскажем? | Дети предлагают заполнить схему. Для этого необходимо воспользоваться лабораторией: Дети предлагают примерный план: -рассмотреть цвет соли; -потрогать; -рассмотреть крупинки соли через лупу; -попробовать на вкус; -смешать соль с водой; -сравнить чистую воду и воду с солью. Дети: -Фиксики просили рассказать о том, где она применяется. -Мы вспомним о том, что мы знаем и расскажем Фиксикам. -Нет, пошлём ответное послание. |
Реализация плана | -Прежде чем перейти в нашу научную лабораторию-вспомним правила поведения: в одну сторону сложите картинки, показывающие, что можно делать в лаборатории, а что нельзя! -Как вы думаете куда определим сегодня карточки «пробовать», «нюхать», «трогать»? -Почему? Опыт № 1: «Внешний вид». -Хорошо, и что вы можете рассказать о цвете? Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит». -Что мы будем определять во втором опыте? -Как вы думаете, почему соль хрустит? Опыт №3 «Соль состоит из мелких кристалликов». -Как же рассмотреть эти частички получше? -Ребята сегодня воспользуемся лупой, а завтра рассмотрим её с помощью микроскопа. -Молодцы! Дружно работаете! Предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять! Наклонился правый бок- раз, два, три. А сейчас поднимем ручки
Воспитатель предлагает детям вернуться в лабораторию и определиться какой опыт будет следующим. Воспитатель ещё раз напоминает, что не все вещества можно нюхать и пробовать на вкус. Опыт №4 «Есть ли у соли запах и вкус». -Итак, какой опыт следующий? Опыт №4. «Соль растворяется в воде». -Вы молодцы, не забывайте, что для того, чтоб попробовать на вкус воду, необходимо взять всего несколько капель жидкости. Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности». Воспитатель предлагает схематический алгоритм данного опыта. (вот здесь можно ли воспользоваться такой схемой? Или дети самостоятельно смогут догадаться, что нужно сделать?) -Да. Это действительно так. И чем море соленее, тем легче держаться на воде. -Молодцы, ребята! Вы заполнили всю схему для Фиксиков. А сейчас, подумаем, как правильно сказать: -если блюдо необходимо сделать солёным, его нужно…. -если блюдо сильно солёное, то оно… -если в блюде мало соли, то оно … -мама на зиму в банке готовит… -соль на столе находится в … -какие ещё слова вы знаете, которые образуются от слова «соль»? (Воспитатель помогает с образованием незнакомых слов). -Итак, ребята, мы заполнили карточку с описанием свойств воды. О чём нас Фиксики ещё просили? -Ребята, для того, чтоб вы вспомнили о том, где соль используется, предлагаю рассмотреть картинки. Итог. Воспитатель: -Что мы узнали о свойствах соли сегодня? -Где используется соль? -Где же Фиксикам соль хранить? -Вы молодцы. Справились. О соли известно много интересного. Я вам расскажу сегодня вечером как соль добывают, почему говорят: «Без соли стол кривой» и «Недосол на столе-пересол на спине». -Сейчас нужно что-то ответить Фиксикам. -А я предлагаю положить в посылку вот такую красивую солонку, чтоб соль всегда была под рукой в нужный момент у Фиксиков и всегда использовали её по назначению. | Дети с опорой на сематические изображения, описывают правила поведения. Можно: -помогать друг другу; -думать; -задавать вопросы. Нельзя: -кричать; -баловаться. Карточки «пробовать», «нюхать», «трогать» в данном случае окажутся в стороне «Можно». Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать Дети отвечают,что сегодня нам точно известно,что исследуемое вещество-соль. Дети надевают шапочки, халаты. Находят подходящий по объёму прозрачный стаканчик и пересыпают соль. Далее дети с опорой на схему предлагают очерёдность опытов. -В первом опыте мы определим цвет соли. -Для этого её необходимо внимательно рассмотреть. Рассматривают соль в прозрачном стакане и определяют, что она белого цвета, что если посмотреть сквозь соль-ничего не видно, значит соль непрозрачная. Дети делают вывод: соль белая и непрозрачная. Заносят результат в схему. -Потрогаем соль и определим какая она наощупь. Насыпают соль в тарелку. -Соль сыпется-значит она сыпучая. -Если на неё надавить ложечкой-соль хрустит. -Если присмотреться, то видно, что соль состоит из мелких частичек, которые трутся друг о друга и издают звук. Заносят результат в схему. -Можно воспользоваться увеличительными приборами-лупой или микроскопом. Рассматривают с помощью лупы соль и приходят к выводу: -соль состоит из кристалликов; -если на соль нажать, кристаллики трутся и хрустят. Заносят результат в схему. Дети выходят на свободное пространство, становятся так, чтоб не мешать друг другу. Прыжки на месте. Наклоны туловища влево-вправо. На носочках тянутся руками вверх. Присели на пол. Сгибаем ноги в колене поочерёдно, сначала левую, затем правую. Подняли ноги вверх, руки упираются в пол за спиной Движения головой, медленно вперёд-назад. Встали. Дети рассматривают схему и определяют, что следующим будет определение запаха и вкуса. Дети определяются, что следующий опыт-это определить имеет ли соль запах вкус. Аккуратно нюхают соль, пробуют пару кристалликов на вкус. Приходят к выводам: -Соль не имеет запаха; -У соли солёный вкус. -Соль не имеет запаха, но имеет вкус Заносят результат в схему.
Дети самостоятельно определяют, что будут растворять соль в воде. -Сначала определим вкус воды (пробуют пару капель). -Простая вода вкуса не имеет. Добавляют ложку соли в стакан с водой и перемешивают. Пробуют несколько капель: -Вода растворила соль и стала на вкус солёная, как соль. Заносят результат в схему. Дети определяют, что следующий опыт-это опыт с яйцами. Дети рассматривают алгоритм и определяют, что в одну из банок с водой нужно насыпать три ложки соли. Затем в каждую Банку поместить яйцо: -В солёной воде яйцо плавает, а в обычной воде –тонет. -Если поменять яйца, то происходит тоже самое- в солёной воде яйцо не тонет. -Солёная вода помогает предметам держаться на поверхности. -Я заметил, что на море плавать легче, чем в озере. А это оказывается потому что море солёное!
Дети: -посолить; -пересолено; -недосолено; -соленья. -солонке. - солить, подсолить, пересолить, недосолить, солёный, подсоленный -Фиксики просили рассказать им для чего соль нужна. Дети выбирают картинки и объясняют способ использования. 1.В приготовлении пищи. 2.В медицинских целях, например, при лечении насморка и кашля. 3.Соль необходима животным. Дети: -Мы проводили опыты и установили, что соль белого цвета, она рассыпчатая и состоит из мелких крупинок-кристалликов, непрозрачная, соль на вкус солёная, хорошо смешивается с водой и делает её солёной. Вода с солью держит предметы на плаву. С опорой на картинки дети отвечают: -в приготовлении пищи; -в приготовлении домашних солений; -при лечении болезней -На кухне, потому что она необходима каждый день. -Мы можем отправить им посылку, в неё положим схему с результатами опытов, картинки с изображением вариантов использования соли человеком |
Оценка и рефлексия | Ребята, вам понравилось занятие? Что было лёгким? Что показалось сложным. Что нового вы узнали сегодня? | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со свойствами соли и сахара.
Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....

Проект исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полезные свойства соли"
Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...

Конспект НОД в средней группе. "Свойства соли и муки"
Конспкт НОД по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....

Проект исследовательской работы для детей 5 -6 лет «Полезные свойства соли"
Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого - соли, её свойств и качеств, характер использования человеком....

Проект исследовательской работы для детей 5 -6 лет «Полезные свойства соли"
Проектисследовательской работы для детей 5 -6 лет «Полезные свойства соли"Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУчастники проекта: дети и воспитатели группыЦЕЛЬ: Создан...


