Свойства соли.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект исследовательской деятельности детей в технологии деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследование свойств соли270 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №  

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшей группы

Тема: «Знакомство со свойствами соли».

Воспитатель:

Агатьева В.В.

 квалификационная категория

Используемые технологии:

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

Игровые технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

Санкт-Петербург

2025 год

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей через практическое самостоятельное познание в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные:

- продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для

  познания свойств соли;

-формировать умение детей самостоятельно делать выводы в соответствии с результатами опыта;

-активизировать и обобщать словарь детей по теме эксперимента;

-продолжать знакомить детей с различными способами словообразования: суффиксальным,       префиксальным и суффиксально-префиксальным.

  1. Развивающие:

-развивать интерес к экспериментированию;

-развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, разрешать проблемные   ситуации путём опытов;

-развивать мыслительные способности: анализ и формирование вывода.

  1. Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к сверстникам, развивать желание помочь друг другу   для   достижения общей цели;

-воспитывать чувство удовлетворения от экспериментирования, открывая новое в знакомом;

-воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Предварительная работа:

-беседа о применении обычной соли в домашних условиях;

-рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли;

-рассматривание образцов каменной, морской соли.

Материалы к занятию:

-тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы по количеству детей;

-4 банки с водой,4 яйца;

-карточки «Для чего нужна соль»;

-карточки с правилами поведения в лаборатории.

-таблица для занесения результатов наблюдения, простые карандаши по количеству детей.

Примерный ход занятия:

                                                                            Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Игра приветствие «Ладошки»

-Поднимите все ладошки и потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: 1, 2, 3, 4, 5.

Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший - я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший - и ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора, крикнуть дружное: Ура!

 

Поднимают руки, трут ладошки

Хлопают

Жмут ладошки друг другу

Поднимают руки и вместе громко произносят: «Ура»!

Мотивация

-Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка от Фиксиков.

Дети рассматривают содержимое посылки и достают мешочки, письмо и схему. Предлагают почитать письмо.

Проблематизация

Воспитатель читает: «Дорогие ребята, мы делали уборку дома и нашли мешочки с надписью «Соль».  Помогите разобраться, подскажите, какие свойства у этого вещества, где соль можно использовать и в каком месте её хранить дома?»

Дети внимательно слушают письмо. Рассматривают схему.

Изучают мешочки.

Целеполагание

Воспитатель:

-что Фиксики просят вас сделать? Какая им нужна помощь?

-и что же делать, как помочь?

-Фиксики просят рассказать о свойствах соли.

-Они просят рассказать о том, где используется соль.

-Нужно воспользоваться научной лабораторией.

Планирование будущей деятельности

-Молодцы, а что мы будем делать в лаборатории? С чего начнём?

-Отлично, а какая ещё просьба была в письме?

-Как расскажем?

Дети предлагают заполнить схему. Для этого необходимо воспользоваться лабораторией:

https://files.teacherjournal.ru/images/7998cfd6e09d3b2a9bfb453af16320a622a86697.png

Дети предлагают примерный план:

-рассмотреть цвет соли;

-потрогать;

-рассмотреть крупинки соли через лупу;

-попробовать на вкус;

-смешать соль с водой;

-сравнить чистую воду и воду с солью.

Дети:

-Фиксики просили рассказать о том, где она применяется.

-Мы вспомним о том, что мы знаем и расскажем Фиксикам.

-Нет, пошлём ответное послание.

Реализация плана

-Прежде чем перейти в нашу научную лабораторию-вспомним правила поведения: в одну сторону сложите картинки, показывающие, что можно делать в лаборатории, а что нельзя!

-Как вы думаете куда определим сегодня карточки «пробовать», «нюхать», «трогать»?

-Почему?

Опыт № 1: «Внешний вид».

-Хорошо, и что вы можете рассказать о цвете?

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит».

-Что мы будем определять во втором опыте?

-Как вы думаете, почему соль хрустит?

Опыт №3 «Соль состоит из мелких кристалликов».

-Как же рассмотреть эти частички получше?

-Ребята сегодня воспользуемся лупой, а завтра рассмотрим её с помощью микроскопа.

-Молодцы! Дружно работаете! Предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать!

Наклонился правый бок- раз, два, три.

 
Наклонился левый бок-раз, два, три. 

А сейчас поднимем ручки
И дотянемся до тучки.

 
Сядем на дорожку,
Разомнём мы ножки.


Ножку правую согнём,
Раз, два, три! 
Ножку левую согнём, 
Раз, два, три!


Ноги высоко подняли. 
И немного подержали. 


Головою покачали
И все дружно вместе встали.

Воспитатель предлагает детям вернуться в лабораторию и определиться какой опыт будет следующим.

Воспитатель ещё раз напоминает, что не все вещества можно нюхать и пробовать на вкус.

Опыт №4 «Есть ли у соли запах и вкус».

-Итак, какой опыт следующий?

Опыт №4. «Соль растворяется в воде».

-Вы молодцы, не забывайте, что для того, чтоб попробовать на вкус воду, необходимо взять всего несколько капель жидкости.

Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».

Воспитатель предлагает схематический алгоритм данного опыта. (вот здесь можно ли воспользоваться такой схемой? Или дети самостоятельно смогут догадаться, что нужно сделать?)

-Да. Это действительно так. И чем море соленее, тем легче держаться на воде.

-Молодцы, ребята! Вы заполнили всю схему для Фиксиков. А сейчас, подумаем, как правильно сказать:

-если блюдо необходимо сделать солёным, его нужно….

-если блюдо сильно солёное, то оно…

-если в блюде мало соли, то оно …

-мама на зиму в банке готовит…

-соль на столе находится в …

-какие ещё слова вы знаете, которые образуются от слова «соль»? (Воспитатель помогает с образованием незнакомых слов).

-Итак, ребята, мы заполнили карточку с описанием свойств воды. О чём нас Фиксики ещё просили?

-Ребята, для того, чтоб вы вспомнили о том, где соль используется, предлагаю рассмотреть картинки.

Итог.

Воспитатель:

-Что мы узнали о свойствах соли сегодня?

-Где используется соль?

-Где же Фиксикам соль хранить?

-Вы молодцы. Справились. О соли известно много интересного. Я вам расскажу сегодня вечером как соль добывают, почему говорят: «Без соли стол кривой» и «Недосол на столе-пересол на спине».

-Сейчас нужно что-то ответить Фиксикам.

-А я предлагаю положить в посылку вот такую красивую солонку, чтоб соль всегда была под рукой в нужный момент у Фиксиков и всегда использовали её по назначению.

Дети с опорой на сематические изображения, описывают правила поведения.

https://files.teacherjournal.ru/images/8ba543596757f9db99d43571db5694f739f38d6a.png

Можно:

-помогать друг другу;

-думать;

-задавать вопросы.

Нельзя:

-кричать;

-баловаться.

Карточки «пробовать», «нюхать», «трогать» в данном случае окажутся в стороне «Можно».

Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать

Дети отвечают,что сегодня нам точно известно,что исследуемое вещество-соль.

Дети надевают шапочки, халаты.

Находят подходящий по объёму прозрачный стаканчик и пересыпают соль.

Далее дети с опорой на схему предлагают очерёдность опытов.

-В первом опыте мы определим цвет соли.

-Для этого её необходимо внимательно рассмотреть.

 Рассматривают соль в прозрачном стакане и определяют, что она белого цвета, что

если посмотреть сквозь соль-ничего не видно, значит соль непрозрачная.

Дети делают вывод: соль белая и непрозрачная. Заносят результат в схему.

-Потрогаем соль и определим какая она   наощупь.

Насыпают соль в тарелку.

-Соль сыпется-значит она сыпучая.

-Если на неё надавить ложечкой-соль хрустит.

-Если присмотреться, то видно, что соль состоит из мелких   частичек, которые трутся друг о друга и издают звук. Заносят результат в схему.

-Можно воспользоваться увеличительными приборами-лупой или микроскопом.

Рассматривают с помощью лупы соль и приходят к выводу:

-соль состоит из кристалликов;

-если на соль нажать, кристаллики трутся и хрустят. Заносят результат в схему.

Дети выходят на свободное пространство, становятся так, чтоб не мешать друг другу.

Прыжки на месте.

Наклоны туловища влево-вправо.

На носочках тянутся руками вверх.

Присели на пол.

Сгибаем ноги в колене поочерёдно,

сначала левую,

затем правую.

Подняли ноги вверх, руки упираются в пол за спиной

Движения головой, медленно вперёд-назад.

Встали.

Дети рассматривают схему и определяют, что следующим будет определение запаха и вкуса.

Дети определяются, что следующий опыт-это определить имеет ли соль запах вкус.

Аккуратно нюхают соль, пробуют пару кристалликов на вкус.

Приходят к выводам:

-Соль не имеет запаха;

-У соли солёный вкус.

-Соль не имеет запаха, но имеет вкус

Заносят результат в схему.

 

Дети самостоятельно определяют, что будут растворять соль в воде.

-Сначала определим вкус воды (пробуют пару капель).

-Простая вода вкуса не имеет.

Добавляют ложку соли в стакан с водой и перемешивают.

Пробуют несколько капель:

-Вода растворила соль и стала на вкус солёная, как соль.

Заносят результат в схему.

Дети определяют, что следующий опыт-это опыт с яйцами.

Дети рассматривают алгоритм и определяют, что в одну из банок с водой нужно насыпать три ложки соли. Затем в каждую

Банку поместить яйцо:

-В солёной воде яйцо плавает, а в обычной воде –тонет.

-Если поменять яйца, то происходит тоже самое- в солёной воде яйцо не тонет.

-Солёная вода помогает предметам держаться на поверхности.

-Я заметил, что на море плавать легче, чем в озере. А это оказывается потому что море солёное!

 

Дети:

-посолить;

-пересолено;

-недосолено;

-соленья.

-солонке.

- солить, подсолить, пересолить, недосолить, солёный, подсоленный

-Фиксики просили рассказать им для чего соль нужна.

Дети выбирают картинки и объясняют способ использования.

1.В приготовлении пищи.

2.В медицинских целях, например, при лечении насморка и   кашля.

3.Соль необходима животным.

Дети:

-Мы проводили опыты и установили, что соль белого цвета,

она рассыпчатая и состоит из мелких крупинок-кристалликов, непрозрачная, соль на вкус солёная, хорошо смешивается с водой и делает её солёной. Вода с солью держит предметы на плаву.

С опорой на картинки дети отвечают:

-в приготовлении пищи;

-в приготовлении домашних солений;

-при лечении болезней

-На кухне, потому что она необходима каждый день.

-Мы можем отправить им посылку, в неё положим схему с результатами опытов, картинки с изображением вариантов использования соли человеком

Оценка и рефлексия

Ребята, вам понравилось занятие?

Что было лёгким? Что показалось сложным. Что нового вы узнали сегодня?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Целебные свойства соли"

значение свойст соли в работе с дошкольниками....

Знакомство со свойствами соли и сахара.

Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....

Проект исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Полезные свойства соли"

Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для 2 младшей группы "Исследование свойств соли и сахара"...

Конспект НОД в средней группе. "Свойства соли и муки"

Конспкт НОД по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....

Проект исследовательской работы для детей 5 -6 лет «Полезные свойства соли"

Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого - соли, её свойств и качеств, характер использования человеком....

Проект исследовательской работы для детей 5 -6 лет «Полезные свойства соли"

Проектисследовательской работы для детей 5 -6 лет «Полезные свойства соли"Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУчастники проекта: дети и воспитатели группыЦЕЛЬ: Создан...