"Я и моя семья"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx194.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в группе раннего возраста

«Я и моя семья»

Picture background

Авторы Рыбакова В.Д., Лосева О.В.

Организация: МБДОУ д/с «Золотая рыбка Смоленского района Смоленской области»

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Цель: Формирование у детей раннего возраста представление о семье, членах семьи, их взаимоотношениях.

Задачи:

  • Дать детям элементарные знания о семье.
  • Продолжать формировать представления о взаимоотношениях между детьми и родителями, другими членами семьи.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитание формирование первоначальных нравственно-патриотических чувств: чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Сроки проведения: ноябрь2024.

Актуальность темы: в раннем возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.

Проект «Я и моя семья» прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать ребёнку понятие о том, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  • Определение проблемы;
  • Постановка целей и задач;
  • Составление плана мероприятий по реализации проекта;
  • Подбор наглядно-иллюстративного материала;
  • Подбор художественной литературы в рамках проекта;
  • Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке;
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной: Реализация проекта.

Работа с детьми:

  • Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные, дидактические, пальчиковые;
  • Чтение художественных произведений;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Беседы;
  • Продуктивные виды деятельности;

Работа с родителями:

  • Консультация;
  • Беседы;

3 этап – заключительный:

  • Подведение итогов. Оформление стенгазеты к празднику День матери «Я и моя семья». Занятие «Моя семья»

Перспективный план

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Развивающая предметно- пространственная среда

1 неделя

Чтение потешек и поговорок о семье, прослушивание песен, индивидуальные беседы с родителями о воспитании и развитии детей

2 неделя

Чтение рассказа «Мамина дочка» В. Белов

Пальчиковая игра «Моя семья»

Словесная игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Пазл. Чей малыш»

Подвижная игра «Найди свой домик»

Консультация в родительском уголке: «Роль семьи в воспитании детей»

Рекомендация родителям – рассмотреть с детьми семейные фотографии

Пополнение развивающей среды новым игровым пособием «Пазл. Чей малыш»

3 неделя

Беседа «Маленькие помощники»

Лепка «Погремушка для Андрюшки»

Чтение стихотворения «Напекла нам бабушка…»

Дидактическая игра «Лото. Семья»

Пальчиковая игра «Помощники»

Консультация в родительском уголке «Семейные традиции и их значение в становлении личности ребенка»

Индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей

Пополнение развивающей среды новым игровым пособием «Лото. Семья»

Оформление выставки поделок из пластилина «Погремушка для Андрюшки»

4 неделя

Рассматривание предметных и сюжетных картин на тему «Семья»

Сюжетно – ролевая игры «Накорми куклу. Уложи спать»

Словесная игра «С кем я живу»

Изготовление подарков ко дню матери

Физкультминутка

«Мы во двор выходим

Дружною семьёй»

Загадки о семье

Консультация в родительском уголке «Наказания, поощрения или…диалог?»

Привлечение родителей к изготовлению панно «Я и моя семья» (пересмотреть с детьми семейные фотографии, принести в детский сад)

Оформление выставки поделок (подарков) к празднику «День матери»

5 неделя

Беседа на тему «Как я провел выходные. Как отметили праздник «День матери»

ОД «Моя семья»

Привлечение родителей к уборке снега на территории детского сада

Выражение благодарности за помощь на территории детского сада и участие в изготовлении стенгазеты «Я и моя семья»

Изготовление и оформление стенгазеты «Я и моя семья»

Приложение

В. Белов Мамина дочка.

Утром Катюша проснулась первая. Она вспомнила, как с мамой и братиком ехала в деревню к бабушке. Братика звали Антоном. Сначала ехали на паровозике, потом на мотовозике. Потом ехали на машинке, потом на лошадке. Ух, как долго они ехали! И вот теперь Катюша жила с мамой и братиком в деревне у бабушки. А дедушка все время ходил в лес. Однажды он принес живого зайчонка. Антон и Катюша потчевали зайчонка конфетой, а зайчонок есть не стал и ускакал в траву.

— Мама, отчего убежал зайчик?— спросила Катюша.

Мама ничего не сказала. Она долго обнимала Катюшу. Антон еще спал. Мама подошла к нему и тихонько, чтобы не разбудить, поцеловала его.

— Мама,— спросила Катюша,— а я твоя дочка?

— Конечно, Катюша мамина дочка. А мама бабушкина дочка. Катюша нахмурила бровки и сказала:

— Нет, мама, ты не дочка. Ты мама.

— Ну, хорошо, Катюша. Только ты бабушку тоже слушайся. А я поеду искать нашего зайчика.

Мама очень крепко прижала к себе Катюшу и заплакала.

— Тебе жалко зайчика?

— Да,— ответила мама,— мне жалко зайчика, я поеду его искать, а Катюша пусть бежит к бабушке. Ладно, доченька?

Дедушка тоже поехал искать зайчика. Катюша стояла с бабушкой на крылечке и долго махала рукой.

Словесные игры

«С кем я живу?»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры: Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Назови ласково»

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.

Стихотворение «Напекла нам бабушка…»

Напекла нам бабушка

На обед оладушек.

Чашку с горкой напекла!

Я на стол их принесла.

Принялась я звать к обеду

Папу, маму, братца, деда.

Гордо бабушка сказала:

— Внучка стряпать помогала!

Кушайте оладушки

От внученьки и бабушки

Физкультминутка

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку действия по тексту

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Пальчиковые игры

Моя семья

Этот Пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

А это пальчик я Дети поочередно загибают пальчики

Это вся моя семья! Разжимают все пальчики, раскрывают ладошку

Помощники

Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. (ладошки скользят по столу)
Мы белье теперь стираем (
трём руки друг о друга - "стираем")
Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Подметаем все кругом – (
кисти рук "подметают")
И бегом за молоком. (
пальчики бегут по столу)
Маму вечером встречаем, (разводим руки в стороны)
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». (
обнимаем себя за плечи)

Беседа «Маленькие помощники».

Цель: подвести детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход беседы: к детям пришел расстроенный мишка. Он поссорился с мамой, потому что не хотел убирать на место свои игрушки. А теперь не знает, как помириться с мамой.

Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

Загадки о семье

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Книжки вечером читает

И всегда всё понимает,

Даже если я упряма,

Знаю – любит меня (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый. (папа)

Самый смелый, самый сильный,

Утром с бородою мыльной,

Рулит на машине важно,

В стену гвоздь забьет отважно,

Любит нас и нашу маму,

Это наш любимый. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Свяжет тёплые перчатки,

Поиграет в ладушки.

В волосах седые прятки,

Это моя (бабушка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Подвижная игра «Найди свой домик».

Цель игры: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя, упражнять в умении называть и различать основные цвета спектра,

Оборудование: игрушка лиса пластмассовые шарики красного, жёлтого, синего цветов, обручи соответствующих цветов.

Ход игры: предлагаю детям представить, что мы сегодня зайки, которые гуляют на лужайке и, что у каждой зайки свой домик. Проводим беседу о том, кого же боится зайка (лису, и, что при виде лисы зайка прячется в домик (обруч). Предлагаю проговорить цвет шарика у каждого зайки и цвет его домика. Раздаю детям шарики разных цветов, проговариваю с детьми и напоминаю цвет домика.

По сигналу зайки дети гуляют по лужайке, при появлении лисы зайки прячутся в свой домик, дети находят свои домики: те, у кого в руках красный шарик бегут к красному обручу, у кого в руках желтый шарик бегут к желтому, у кого в руках синий шарик бегут к синему обручу.

Игра повторяется несколько раз. Меняем местами домик.

Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» (лепка)

«Погремушки для Андрюшки»

Программное содержание:

Образовательные задачи: продолжать учить детей скатывать кусочек пластилина круговыми движениями между ладонями и раскатывать пластилин продольными движениями между ладонями; продолжать учить детей различать и называть красный, синий цвет. формировать умение детей лепить аккуратно.

Развивающие задачи развивать мелкую моторику рук; ввести в активный словарь слово – погремушка.

Воспитательные задачи воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу. Оборудование: игрушка Куклы Андрюшка, образец погремушки, корзинка, пластилин, влажная салфетка, тарелки для пластилина и салфетки, пластиковая доска для лепки, погремушки, пластиковые доски, 2 кусочка пластилина, салфетки влажные, тарелки.

Ход НОД. Включается аудио запись (плач ребенка). Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто-то плачет! Кто это может быть? Давайте посмотрим. Ой, смотрите ребята, кто это? Воспитатель вносит в группу куклу Андрюшу (плакса). Ребята познакомьтесь это Андрюша он очень маленький и все время плачет. Давайте мы поздороваемся с ним. (Дети здороваются.)

Воспитатель. Посмотрите у вас на столе лежат игрушки, как они называются? (Дети. Погремушки). Возьмите их погремите сначала тихо, потом громко. Слышите Андрюшка перестал плакать, понравились ему наши погремушки. Но ведь это наши погремушки, а давайте мы слепим для него погремушки.

Воспитатель сажает куклу на стульчик. - Ты посиди Андрюшка, а мы с ребятами приготовим для тебя сюрприз. Посмотрите какую я слепила погремушку. Из каких частей состоит погремушка? (Из столбика и шарика.) Правильно из столбика и шарика. Я покажу вам, как мы будем лепить погремушку. Смотрите и слушайте внимательно, сначала я возьму шар пластилина, какого цвета у меня пластилин? (Красного. Хором и индивидуально) Положу его на ладошку, покрываю другой ладошкой и начинаю раскатывать, его туда-сюда, вот так. Покажите, как вы будете раскатывать? Дети в воздухе без пластилина показывают прием раскатывания. Воспитатель. Теперь беру другой кусочек, какого он цвета? (Синего. (Хором и индивидуально) Кладу его на ладошку, покрываю другой ладошкой и начинаю скатывать круговыми движениями. А теперь соединяем шар и столбик прижимая друг к другу. Вот и получилась у меня погремушка. Берем салфетку и вытираем руки. Берете пластилин и начинайте лепить.

Самостоятельная работа. Педагог следит за правильностью выполнения приема раскатывание, скатывание. Не справляющимся детям помогает приемом рука в руке. Детям, быстро справившимся с заданием, предлагает сделать еще одну погремушку. Обращает внимание детей на цвет предмета, аккуратность при работе с пластилином.

Ребята, не забудьте взять салфетку и вытереть руки. Воспитатель. Ребята кладите погремушки в тарелочки берите их и покажем Андрюшке.

Итог НОД: Вы все молодцы! Посмотрите, какие красивые погремушки вы слепили.

Веселее всех игрушек

– Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса –хохотушка.

Воспитатель. Ребята, Андрюшка вам очень благодарен. Андрюшке пора уходить, он спешит к своим друзьям. Давайте скажем Андрюшке до свидания и пойдем мыть руки

Конспект ООД «Я и моя семья»

Цель: продолжать формировать представления детей о семье и её членах, вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение.

Задачи: Образовательные: учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья», закреплять представления детей о семье, как о людях, живущих вместе; продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в умении определять наименования родственных отношений между членами семьи.

Развивающие: развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитательные: воспитывать привязанность ребенка к семье, желание заботиться о близких, радовать их; умение слушать высказывания товарищей.

Ход: Организационный момент (звучит музыка спокойная, встают в круг)

Приветствие

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь.

Игра «Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Вы, ребята, зайчики?(Нет)

А кто вы?

Вы, ребята, девочки и мальчики? (Да)

Здравствуйте, ребята!

А у вас есть имя?

Вы ребятки не молчите, а скорей имя свое назовите! Меня зовут ,Елена Андреевна! А как вас зовут? (дети называют свои имена)

Раздается стук в дверь, воспитатель вносит куклу.

Воспитатель -Здравствуй девочка, как тебя зовут?

Маша: - Здравствуйте, я - Маша.

Воспитатель: - Маша с кем ты живешь?

Маша:- Я одна живу!

Воспитатель: - Ребята, а кто живет с вами? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Правильно, а все вместе - это семья. Маша, а у тебя есть семья?

Маша:- Нет, а что это такое семья? Ребята, вы знаете?

Воспитатель: - Может мы с вами расскажем, Маше, что такое семья? (Да)

Давайте покажем всю семью на ладошке. (маша вместе с детьми повторяет пальчиковую игру)

Пальчиковая игра (стоя )

Этот Пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

А это пальчик я

Это вся моя семья!

Воспитатель: Ребята смотрите. Смотрите, Катя принесла сундучок, что же в нем?

Маша: - Это не простой сундучок он волшебный, чтобы его открыть нужно отгадать загадки.

Воспитатель: - А наши ребята любят отгадывать загадки. Маша, садись с нами отгадывать загадки. (идут на стульчики вместе с Машей)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

Воспитатель:- Правильно. А какая она ваша мама? (Игра с мячом: дети ловят и отвечают: ласковая, добрая, хорошая)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый. (папа)

Маша : -А что папа умеет делать? (Ответы детей: строить, чинить и т.д)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

Воспитатель:- Молодцы, ребята!

Маша: - Я что-то устала.

Воспитатель:- А теперь давайте немного отдохнём.

(встают в круг, Маша идет вместе с детьми)

Физкультминутка (действия по тексту)

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Маша: - Ой, ребята посмотрите сундучок открылся. А в нем альбом (передает альбом воспитателю)

Воспитатель: -В этом альбоме фотографии ваших мам, пап, бабушек и дедушек.

(дети подходят к столу и рассматривают фото)

Воспитатель: -В дружной семье все любят друг друга и называют друг друга ласково. Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Игра «Назови ласково».

Дочь – доченька, дочурка. Сын – сынок, сыночек. Папа – папочка, папуля Мама – мамочка, мамуля. Дед – дедушка. Баба –бабушка, бабуля. Сестра – сестренка. Брат – братик.

Воспитатель:- Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть друг друга.

Маша:- Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, я рада, что у каждого из вас есть свой дом и крепкая, дружная семья! А теперь мне пора домой. А за то, что вы рассказали мне, что такое семья я хочу подарить вам сладкое угощение! (Маша вручает корзинку с угощением) До свидания! (Звучит музыка, дети прощаются с Машей)

Рефлексия. О чём мы сегодня говорили? Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Вам понравилось? Воспитатель обещает сделать красивую стенгазету с фотографиями детей.

Консультация для родителей

«Семейные традиции и их значение

в становлении личности ребенка»

#1055;онятие «семейная традиция» и факторы, влияющие на формирование семейных традиций

Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им традиции, правила, ценности.

Семейные традиции – это определенные действия, принятые в одной семье, которые происходят с регулярной последовательностью и в одно и то же время. Это конкретные правила поведения и ритуалы, которые передаются детям от родителей.

Семейные традиции влияют на психическое и физическое здоровье каждого члена семьи, их характеры и поступки, создают благоприятные предпосылки для воспитания детей и установления положительных внутрисемейных отношений.

Семейные традиции складываются под влиянием многих факторов, как общественных, так и внутрисемейных. Среди них можно выделить:

-Социально-экономическое состояние общества

-Нравственно – психологическая атмосфера общества

-Степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества

-Форма участия супругов в личном хозяйстве

-Форма участия супругов в общественном производстве

-Тип семьи – многодетная, малодетная

-Состав семьи – бездетные супруги, полная или неполная семья

-Структура семьи – главенство и подчинение

-Психологические и личностные свойства родственников

-Степень психологической совместимости родственников между собой

Традиции всегда показывают и подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее вероисповедание, национальность, культурное развитие. И чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок.

#1056;азнообразие семейных традиций

Виды семейных традиций можно разделить на три большие группы:

-Совместное отмечание праздников – Новый год, Дни рождения, Масленица и другие. С самого рождения ребенок привыкает к празднованию конкретных дат всеми членами семьи.

-Распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи. Если каждый в семье отвечает за что-то, а все вместе люди делают одно общее благое дело, то у них формируется чувство общности и полезности.

-Совместное времяпрепровождение. Это игры, походы в музей, кино, кафе, туристические походы, путешествия.

Наиболее распространенные современные семейные традиции:

-Совместные завтраки, обеды и ужины. Собраться за столом хотя бы один раз в день и обсудить планы на день или итоги этого дня.

-Утренняя зарядка дома или в парке.

-Совместный отдых, чтобы было весело, интересно, а, главное, вместе!

-Личные семейные праздники

-Украшение дома (причем на любой праздник, а не только на Новый Год)

-Субботники, уборка дома

-Покупки всей семьей

-Рукоделие, художественное творчество

-Ведение семейных альбомов

А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их замечаете».

#1050;ак и зачем формировать семейные традиции

Традиции мы создаем сами, своими руками. Начните создание традиций с момента рождения ребенка. Чтение сказка на ночь или поцелуй перед сном – тоже отличная традиция. Можно придумать и создать такую традицию, какой точно ни у кого нет, но при этом необходимо учитывать, что:

-Традиция должна быть принята и приносить удовольствие всем членам семьи

-Традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю

-Традиция должна быть эффективной и эффектной: удивлять, радовать, запоминаться

-Традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов

-Формировать традицию надо с любовью, а не для установления жестких воспитательных рамок.

Надо позволить ребенку быть хозяином своей жизни. Пусть он сам придумает действие, которое будет делать вся семья. Даже если это будет обычной чаепитие, все равно это даст ребенку силу и веру в свое влияние на окружающий мир. Создавая традиции, мы создаем жизнь, наполняем ее таким содержанием, каким захотим. Если семейные традиции будут красивы и активны, такой и будет жизнь вашего ребенка. Приучая его к традициям, которые наполнены смыслом, вы моделируете будущее ребенка. Благодаря ним, он будет стремиться к лучшему.

С другой стороны, важно, чтобы ребенок сам хотел участвовать в семейной жизни. Иначе это создаст негатив, который может оттолкнуть его от родителей. Нельзя удерживать малыша за столом просто потому, что у вас семейный ужин. Родители должны быть гибкими. Принимать во внимание пожелание детей. Не стоит насильно внедрять обычаи. Лучше обсудить всем вместе, что кому нравится и выбрать то, что по душе и родителям и детям.

Семейные традиции в воспитании детей играют очень большую роль. Поужинать вместе вечером, нарядить ёлку всей семьей, прогуляться по парку в субботу – все эти, казалось бы, обычные действия очень влияют на эмоциональную стабильность и родителей и детей. Традиции дают чувство общности. Ведь обычно в ритуале участвуют несколько человек. А когда люди делают одно действия вместе и одновременно, это их сближает. Они понимают, что они не одиноки в мире.

Традиции обеспечивают нас чувством стабильности. Каждый Новый год все ждут не только чуда, но и времени, когда все вместе будут украшать дом, готовить праздничный стол, дарить подарки. Ведь традиции – это не только приятное и объединяющее занятие, но и регулярно повторяющееся. Когда ребенок каждый декабрь ожидает чего-то конкретного, это дает ему ощущение понятного и четкого мира.

Кроме этого, устоявшиеся семейные традиции должны дарить родителям и детям положительные эмоции. Это может быть поход в кино каждый месяц или поездка на дачу летом. Важно, чтобы в семье царил позитивный настрой, который позволит ребенку чувствовать себя в безопасности и понимать, что он нужен маме с папой.

Семейные традиции – это еще и способ донести до ребенка жизненные ценности. Забота друг о друге, доверие в кругу семьи, уважение чужого мнения – всего этого можно достичь без «занудных лекций», а просто приобщая ребенка к интересной и увлекательной жизни. Таким образом, роль семейных традиций в воспитании детей очень велика.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания.

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...» Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания «по Споку», забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания? Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Потешки на тему семья

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Уж я Танюше пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....