КОНСПЕКТ занятия Квест-игра по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приметы весны»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Филимонова Марина Игоревна

Тема: «Приметы Весны»

Квест - игра

Цель: Создавать оптимальные условия в ходе приключенческой квест-игры, позволяющие  обобщить и систематизировать знания детей о весне, её характерных признаках.

Задачи:

Образовательные

• Совершенствовать навыки коммуникативного общения, составления предложений, словоизменения и словообразования;

  закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

• Формировать умения обобщать, классифицировать;

Развивающие:

• Развивать диалогическую связную речь, образное представление;

• Расширять словарный запас посредством участия в словесно – речевых играх;

• Развивать активность, наблюдательность, навыки поисковой деятельности

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу, инициативность.

Материалы и оборудование: экран компьютера, мультимедиа презентация, ширма, части картины, большие конверты с заданиями, сундучок, картинки для речевой игры, карточка с цифрой 3, сюрпризы-раскраски, картинки с изображением птиц, картинки «солнышко» и «снежинка», цветочки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

Выборгского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ  занятия

Квест-игра

по познавательному развитию в старшей группе

на тему: «Приметы весны»

Воспитатель: Филимонова Марина Игоревна

Санкт-Петербург

2023 год

Тема: «Приметы Весны»

Квест - игра

Цель: Создавать оптимальные условия в ходе приключенческой квест-игры, позволяющие  обобщить и систематизировать знания детей о весне, её характерных признаках.

Задачи:

Образовательные

• Совершенствовать навыки коммуникативного общения, составления предложений, словоизменения и словообразования;

  закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

• Формировать умения обобщать, классифицировать;

Развивающие:

• Развивать диалогическую связную речь, образное представление;

• Расширять словарный запас посредством участия в словесно – речевых играх;

• Развивать активность, наблюдательность, навыки поисковой деятельности

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу, инициативность.

Материалы и оборудование: экран компьютера, мультимедиа презентация, ширма, части картины, большие конверты с заданиями, сундучок, картинки для речевой игры, карточка с цифрой 3, сюрпризы-раскраски, картинки с изображением птиц, картинки «солнышко» и «снежинка», цветочки для рефлексии.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

 

 Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому давайте улыбнёмся и подарим всем окружающим хорошее настроение! Давайте и гостям подарим хорошее настроение.

(Сдувают с ладошки хорошее настроение гостям)

Присаживайтесь, ребята, на стульчики!

Основная часть: 

Игра «Добавлялки».

- Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц ….(марте).

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц …. (май).

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

- После какого времени года наступает весна?

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам на почту пришло письмо! Давайте посмотрим!

открывает презентацию на компьютере, появляется картинка с изображением Весны (1 слайд, переход по стрелке)

- Вот это да! Ребята, да это  известие от самой Весны!

( 2 слайд, на экране появляется конверт)  

Посмотрите, она прислала нам письмо, давайте откроем его и прочитаем, что в нем написано!

( по щелчку, читает текст письма)

« Дорогие ребята, знаю, что вы меня очень ждете. Я очень к   вам спешила, но  случилась беда. Баба Яга заколдовала и заперла меня в своей избушке. Я прошу вас, помогите, от заточения меня спасите! Соберите все части весенней картины, которую порвала и спрятала Баба Яга и тогда колдовство исчезнет. Помогите мне, пожалуйста, отыскать части и собрать картину! А чтобы отыскать части картины, вам нужно отгадать  загадки и выполнить все задания Бабы Яги!»

(3 слайд, появляется Баба Яга, по щелчку исчезает)

- Ребята, поможем Весне?

Дети:

- Да, поможем!!

4 слайд

Воспитатель:  А вот и загадки!  Давайте откроем первую загадку!

 (по щелчку появляется загадка. )

Ребята, если мы отгадаем эту загадку, то найдем первую подсказку!

«Жаркий шар на небе светит

Этот шар любой заметит

Утром смотрит к нам в оконце

Радостно сияя …. »         (по щелчку исчезает)  

Дети: Солнце!

(по щелчку на экране появляется изображение солнца.)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь надо отыскать в нашей группе солнце! Как вы думаете, где она может быть?

Правильно, там, где окно!

Дети находят картинку солнышка  и конверт с первой частью картины (часть картины с солнцем)

Воспитатель: Ребята, скажите, какая примета весны изображена на первой части картины? (солнышко)

Скажите мне какое солнышко весной?

(Доброе, ласковое, желтое, круглое, радостное, теплое, румяное, лучистое)

Прикрепляют картинку на мольберт.

Воспитатель: Посмотрите, а в конверте следующая подсказка!

«Сундучок мой открывайте и слова в нем разгадайте»

- Где может быть сундучок? (В театральном уголке, он ведь сказочный)

Дети находят в группе  сундучок с карточками для словесной игры

садятся на стулья

Словесная игра «Большой – маленький»

Воспитатель показывает картинки, дети называют слова и придумывают слова с уменьшительно-ласкательными  и  увеличительными  суффиксами.

Лужища-ЛУЖА – лужица

Кустище-КУСТ – кустик

Волчище-ВОЛК – волчок

Паучище-ПАУК-паучок

Жучище-ЖУК-жучок

Гнездище-ГНЕЗДО — гнездышко

Льдинища- ЛЬДИНА — льдинка

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились!

Вот и вторая часть картины! (В сундучке или рядом в конверте)

(дети прикрепляют на мольберт, соединяя с первой частью)

- Ребята, а что изображено на второй части?

(дети выделяют и называют объекты)

- медведица с медвежатами, зайчик.. 

-Ребята, скажите какие это животные домашние или дикие ?

 А какие перемены происходят весной в жизни диких животных. (ответы детей)

Весной звери просыпаются от зимней спячки. Медведи выходят из берлоги. Просыпаются и ежи. Весной линяют белки, зайцы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и тёплую зимнюю шубу на более лёгкую летнюю. У лесных зверей весной появляются детёныши - лесные малыши.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  а в сундучке третья подсказка!

« На экране письмо открывайте, движения выполняйте!»

(5 слайд по щелчку открывается письмо, дети выполняют движения по тексту)

Физминутка:

Улыбаются все люди-  веснавеснавесна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу, лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Воспитатель: Молодцы , отлично движения выполняли!  

(по щелчку, на экране появляется цифра 3)

- Ребята, давайте найдем цифру 3 в группе!

(дети находят цифру и конверт с третьей частью картины, прикрепляют к мольберту)

 садятся на стулья

- Теперь, давайте определим, что изображено на третьем кусочке нашей картины.

Дети также выделяют и называют  объекты:

- птицы, деревья, скворечник, гнездо, ….

По народным приметам весна наступает тогда, когда прилетают  птицы? Как одним словом можно назвать этих птиц? (перелетные)

А какие птицы прилетают к нам  весной?  (грачи, ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы,, стрижи, кукушка).  

 

- Ребята, а в третьем конверте ещё задание - "Назови птиц и угадай перелётных и зимующих"

Воспитатель:  Посмотрите, у нас все птицы перемешались, помогите, пожалуйста, разобраться какие птицы перелетные, а какие зимующие?

  Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Молодцы, вы выполнили задание Бабы Яги и правильно расположили птиц.

Воспитатель: - Ребята, нам осталось найти последнюю, четвертую часть картины!

Посмотрите, на конверте  что-то написано:

Экран открывайте, подсказку  отгадайте! (6 слайд)

На экране появляется изображение снежинки и капельки

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какая примета  весны зашифрована в этой загадке.  Молодцы!  (Звучит звук ручья. )

Весной  снег тает и превращается в воду, ручейки! Как вы думаете, где может находиться  конверт с четвертой частью? Давайте найдем, где в нашей группе спряталась капелька?.

Дети находят последнюю часть картины и соединяют с остальными частями на мольберте.

Воспитатель:  Молодцы! Вы помогли Весне и собрали всю картину с приметами!!

Теперь мы можем сказать, что же изображено на этой картине!

Дети : Весна!

Сейчас мы возьмем подзорную трубу (втулка от туалетной бумаги) и очень внимательно рассмотрим картину.  

Давайте  расскажем, что видим  на этой картине. А предложение вы будете начинать со слов « Весной…!

Весной тает снег и появляются лужи.

Весной тает снег и бегут ручьи.

Весной появляются проталины.

Весной появляется зеленая трава.

Весной появляются насекомые.

Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

           Весной появляются первые весенние цветы. и т.д.

 Слайд 7  – появление Весны (звуки птиц)

- Ребята, спасибо вам большое, вы молодцы! Отгадали все загадки коварной Бабы Яги и спасли меня !

 

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, Весна   оставила цветочки с вопросами:

- Вам было интересно на занятии?

- От кого вы получили письмо?

- Что произошло с Весной?

- Чтобы спасти весну, что надо было сделать?

- Что было нарисовано на частях картины?

- Какое задание было самым интересным и сложным?

Ребята, вы так старались, что Весна на прощание приготовила для вас сюрпризы!

Используемая литература:

1.  Гербова В.В. Развитие речи в  детском саду Старшая группа, М. :Мозаика – Синтез, 2016 .

2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, М.:Мозаика – Синтез, 2016

3. Интернет- ресурсы:

https://nsportal.ru/- образовательная социальная сеть

https://www.maam.ru/- воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"

Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Пришла весна».

Цель: уточнить знание детей о весне (и временах года) и весенних месяцев. Задачи: Уточнить и расширить представление детей о признаках весны и её приметах, формирова...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Здравствуй, весна!»

Образовательные области:  физическое развитие, речевое развитие,Интеграция видов деятельности: Развитие речи (полные ответы на вопросы), коммуникативная (беседа, вопрос-ответ), продуктивная, двиг...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ОП Познавательное развитие) в старшей группе по теме: «Ранняя весна»

Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с...