Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
план-конспект занятия (средняя группа)

Крот Елена Дмитриевна
Знакомя детей с бытом и традициями русского народа, происходит Воспитание патриотических чувств, приобщение детей к культуре своего народа, помогая сформировать уважение и гордость за землю, на которой живёт ребёнок. Развивается интерес к окружающему миру, через знакомство с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством. Помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Формируются нравственные качества. Знакомство с русскими традициями помогает научить детей доброте, терпению, умению помогать другим. Расширяется словарный запас ребенка. Знакомство с исконно русскими словами и понятиями прививает любовь к красоте и мудрости русской речи. А игровые подходы и народные игры помогают развить связную монологическую речь и коммуникативные умения детей. А также развиваются творческие способности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»


Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба, создание благоприятной среды для детского творчества.
Задачи: Обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу. Расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси. Развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему. Продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором. Обогащать представление о народных играх.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.) ; русский народный костюм для хозяйки; изображение камня с табличкой, музыкальное сопровождение, массажный коврик.
Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба, матрешки в одноцветных сарафанах, краски, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов. Чтение русских народных сказок. Русские народные игры.

ХОД: (звучит русская народная мелодия).
В.:Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

В.: А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи.
(Обращаю внимание детей на волшебный камень)

- Что это за камень? Посмотрите, на нем что-то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

В.: Как вы думаете, куда нам пойти? Где правая сторона? (дети показывают). Тогда в путь! Я вам помогу попасть на древнюю Русь. Ступайте за мной по дорожке. Дети идут по массажному коврику под русскую народную песню «Во поле береза стояла».

Дети приходят в зону «изба».









В.: Посмотрите, какой необычный наряд у хозяюшки! Как называется мой наряд? (Сарафан).
В.: Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались
совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Демонстрация картинки старинной русской одежды.
Женщины носили головные уборы – платки, кокошники мужчины картузы. Наши девочки тоже нарядились в сарафаны, сейчас мы им покроем головы платочками.
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
В.: А знаете, почему Русь называли деревянной?
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим проходите.
-Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает.
(Печь)
Демонстрация макета «Русская печь»
- Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Демонстрация картинки из сказки «По щучьему велению»
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!
Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (
Чугунок)
Демонстрация чугунка.
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (
Ухват)
-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
-А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру 
«Ручеек».
Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка-малинка».
Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
- А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Легкая, удобная, не бьется).
-А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из нее, играть ею).
-А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.
А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.
Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (матрешки)
Показ игрушки.
- Посмотрите, какая матрешка? (Красивая, нарядная).
Много интересного мы сегодня с вами увидели, но для вас есть ещё один сюрприз – к нам
пришли сегодня в гости матрешки (
демонстрирую нарисованных матрешек в
одноцветных сарафанах). Только на самом деле они совсем не весёлые. Как вы думаете, почему? (Не нарядные)
Правильно, их сарафаны не нарядные, не яркие. Давайте украсим сарафаны наших матрешек, и настроение у них улучшится.

Дети садятся за столы.
Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи? (прямые и волнистые линии, точки, кружки).
Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия) 

-Теперь наши матрешки нарядные, красивые и весёлые. А какое настроение у вас?
-Вот и подошло наше путешествие к концу - давайте возвращаться домой, нас уже ждут в детском саду. Отправимся обратно в путь по волшебной тропинке. (
Дети идут по массажному коврику). Понравилось вам путешествие в прошлое?
А пока вы работали мои хорошие, в печи испеклись вкусные пирожки.
Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова,
повторяйте вместе со мной.
Ой, ты печка - сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети,
полечи и спаси,
В дом богатство неси!
А теперь будем угощаться пирогами, которые испекла нам печка- матушка.




























































































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Конспект занятия в средней группе: «Знакомство с традициями и бытом русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных фор...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение пр...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям...

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с традициями и бытом русского народа» с детьми средней группы

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям...