"Путешествие в лабораторию звуков"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Викторовна Лазарева

Знакомство с понятием звук. Сравнение различных звуков. Возникновение причины звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в лабораторию звуков»

Цель: обобщение представления детей о физическом явлении – звуке.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука;
  • Продолжать формировать умение сравнивать различные звуки, определять их источники;
  • Сформировать представление о характеристике звука - громкости;
  • Учить детей рассуждать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, воображение, мышление, речь;

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, любознательность, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Оборудование и материалы: аудиозапись «Дыхание природы», «Шум города», ширма, два стакана с водой, бумага, ветка, пакет, стакан с ложкой, картинки (рупор, микрофон), линейка, коробочки с предметами, таз с водой, камешки, карандаши, бумага А4, бумажные полукруги радиусом 25-30 см, 2 одноразовых стаканчика, веревка.

Словарная работа: звуковая волна, колебание, рупор.

Ход занятия

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам лечь на ковер. Вытянуться и расслабиться. Теперь закрываем глаза и слушаем. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вы отдыхаете... (Упражнение проводится под аудиозапись «Дыхание природы»).

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду. Встаньте. Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

2. Мотивационно-целевой этап

Воспитатель: Ребята, знаете, о чём я хочу вам рассказать? О том, что нельзя взять в руки, к чему нельзя прикоснуться. Но это присутствует повсюду. У моря слышится плеск волн, в лесу – шорох листьев, пение птиц, на улице – шум машин, голоса прохожих (аудиозапись «Шум города»). Вот, кажется, всё стихло… Нет! Снова потрескивает, жужжит, скрипит, звякает-звучит…

- Догадались, о чём мы будем говорить?

Дети: Предположения детей

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много, и они все разные.

Дидактическая игра «Слушаем и воображаем»

Воспитатель: Закройте глаза и попробуйте по звукам отгадать, что я делаю (переливает воду). Слышали?

Дети: Да, слышали, вы переливали воду из стакана в стакан.

(Воспитатель мнет бумагу, ломает ветку, стучит ложкой по стакану, шуршит пакетом. Дети определяют источники звуков).

Воспитатель: А как вы узнали, какие предметы звучат, если вы их не видели?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вы слышали звуки, узнавали их и представляли в своем воображении тот или иной предмет. Значит, звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если это нельзя увидеть.

Звук – это удивительное явление. Я хлопаю в ладоши здесь, а вы слышите звук там, где находитесь. Звук долетает до вас очень быстро, но как он движется от меня к вам, мы не видим. Если бы прямо сейчас вы стали учеными, что бы вы хотели узнать о звуке?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А я бы хотела узнать, почему мы слышим звуки. Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и найти ответы на наши вопросы.

Чтобы попасть в неё, нужно встать в круг, закрыть глаза ладонями и произнести волшебные слова:

Глаза дружно закрываем.

До пяти теперь считаем.

И окажемся тот час,

Там, где рады видеть нас.

1, 2, 3, 4, 5.

Глаза можно открывать.

3. Поисково-исследовательский этап

Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в научной лаборатории, где можно изучить звук. Посмотрите, сколько здесь разного оборудования.

(Подходят к первому столу).

Воспитатель: Здесь мы сможем узнать, как образуется звук. Оказывается, все предметы, когда звучат – дрожат, колеблются. Я могу вам это доказать. Берём линейку, кладём на край стола, так, чтобы один конец линейки лежал на столе, а другой свисал со стола. Теперь попробуйте дёрнуть за свисающий конец линейки. Вы слышите, как звучит линейка?

Дети: Да, слышим.

Воспитатель: Обратите внимание, что происходит с ней в данный момент? Дети: Она вибрирует, колеблется.

(Воспитатель останавливает рукой колебания линейки).

Воспитатель: Что произошло, когда я прекратила колебания линейки?

Дети: Она перестала звучать.

Воспитатель: Попробуйте заставить ее звучать снова. Что происходит с линейкой?

Дети: Она колеблется и звучит.

Воспитатель: И так, ученые, какой вывод мы можем сделать? (когда предмет звучит, он колеблется)

Воспитатель: Значит звук образуют колебания предмета. Иногда эти колебания предметов такие мелкие, что наш глаз не видит. Но как же звук достигает наших ушей? Оказывается, от колебания предмета в воздухе образуются звуковые волны. Проведем следующий опыт.

(Переходят к следующему столу).

Воспитатель: Возьмите камень. Сейчас мы аккуратно бросим его вводу и посмотрим, что произойдет с водой. Что вы видите?

Дети: По воде расходятся круги.

Воспитатель: Верно, расходятся круги похожие на волны. Тоже самое, происходит со звуком в воздухе, только звуковая волна в воздухе не видна. Колебания от звучащего предмета расходятся по воздуху, как волны по воде, поэтому их называют звуковые волны. Давайте повторим, как называется движение звука.

Дети: Звуковые волны.

Воспитатель: Звуковые волны могут передавать звук в воздухе, в воде или в твердом веществе. Когда звуковые волны достигают наших ушей, мы слышим звук.

Как много мы уже узнали о звуке. Пора нам немного передохнуть и поиграть.

Дидактическая игра «Угадай по звуку»  

Воспитатель: Возьмите по одной коробочке. В них находятся разные предметы. Попробуйте, не открывая коробку, догадаться, что лежит внутри. Можно зарисовать на листке, а потом постараться объяснить, что вы нарисовали. (Дети слушают звуки, зарисовывают или рассказывают о догадках, проверяют их верность).

Физкультминутка

Воспитатель: Молодцы! Продолжим играть и заодно проверим как хорошо вы знаете голос друг друга. Для этого нам необходимо встать в круг. С помощью считалки выбрать водящего, который встанет в центр круга и закроет глаза. А мы с вами, взявшись за руки, будем идти по кругу и говорить:

Рома (Эля, Вера и т.д.)

Ты стоишь в кругу,

Мы зовём тебя «Ау!»

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау! ".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Один из играющих называет имя водящего, а водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Если водящий угадал, он занимает место игрока, а игрок – место водящего.

Воспитатель: Вернёмся к нашим научным открытиям. Что о звуке мы уже узнали?

Дети: Звук возникает от колебания предмета, движение звука в воздухе называется звуковая волна.

Воспитатель: А как можно усилить звук?

Дети: Сделать звуковые волны сильнее.

Воспитатель: На концерте артисты пользуются микрофоном. В большом зале, где много людей микрофон необходим, потому что артист не сможет громко кричать, его всё равно никто не услышит. А когда исполнитель берёт микрофон, включает его и начинает петь, то звук становится очень громким, звуковая волна по воздуху распространяется очень далеко и всем людям в зале слышно то, что поёт певец или говорит артист. Нам тоже иногда надо усилить звук голоса. Например, когда человек заблудился в лесу, ему надо очень громко позвать на помощь, но микрофона у него, конечно, нет. Как усилить звук голоса?

Дети: Нужно сложить ладошки вместе, оставив щёлочку, приложить их ко рту и позвать на помощь.

Воспитатель: Правильно, когда вы складываете ладоши вместе, прикладываете ко рту и кричите, вас слышно намного дальше. Попробуйте это сделать сами. Что вы ощущаете на ладонях?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Ваши руки ощущают движение или колебание воздуха. Как вы думаете, почему же звук становится громче?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Дело в том, что ладони не дают звуковой волне расходиться в стороны, а направляют ее вперед, делая сильнее.

4. Практический этап

Воспитатель: Для усиления звука также используют рупор. Им часто пользуются капитаны на кораблях. (Рассматривание иллюстраций). Такой рупор сделан из прочного материала – металла. Рупор также не дает звуковой волне расходиться в стороны, а направляет ее вперед. Кроме того, сам рупор от звуковой волны начинает колебаться и создает дополнительные звуковые волны, усиливая звук.

Простой рупор мы можем сделать сами, попробуем?

(Воспитатель совместно с детьми берет подготовленные круги, сворачивает их конусом).

Воспитатель: Что получилось?

Дети: Рупор

Воспитатель: На что похож рупор?

Дети: На конус

Воспитатель: А сейчас Эля возьмёт рупор из бумаги, отойдёт в самый дальний конец группы и прокричит «Ау», сначала без использования рупора, а затем через рупор.

Воспитатель: Когда звук получился громче?

Дети: Звук через рупор громче.

Воспитатель: Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Звук можно усилить с помощью рупора.

Воспитатель: Правильно, и есть специальные приборы для усиления звука. А еще есть специальные аппараты для передачи звука на большие расстояния, туда, куда звуковая волна по воздуху дойти не может. Как называются такие аппараты?

Дети: Телефоны.

Воспитатель: У меня есть два одноразовых стаканчика и веревка. Можно ли из них сделать простой телефон? Попробуем?

(Воспитатель объясняет детям последовательность выполнения работы, отверстия на дне стаканчиков сделаны заранее):

1. Вставляем один конец веревки в отверстие на дне одного стаканчика, другой конец веревки – в отверстие на дне другого стаканчика.

2. На одном конце веревки завяжем узел и прикрепим скрепку, чтобы веревка не выскочила при натяжении.

3. То же самое проделываем с другим концом веревки.

4. Телефон готов, проверим его в действии.

(Дети расходятся в разные концы группы, натягивая веревку. Когда один ребенок говорит в один стакан, другой – прикладывает свой стакан к уху).

Воспитатель: Звуковая волна двигается по веревке, и мы слышим звук на другом ее конце.

Мы обязательно поиграем с этим телефоном, но сначала нам надо вернуться из научной лаборатории в группу. А чтобы вернуться, нужно встать в круг, закрыть глаза ладонями и произнести волшебные слова.

Глаза дружно закрываем.

До пяти теперь считаем.

И окажемся тот час,

Там, где рады видеть нас.

1, 2, 3, 4, 5.

Глаза можно открывать.

5. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Где мы сегодня побывали?

Дети: В научной лаборатории.

Воспитатель: Что мы там изучали?

Дети: Мы изучали звук.

Воспитатель: Что нового о звуке вы узнали?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Что о звуке вы хотели бы узнать еще?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Мы обязательно еще раз отправимся в научную лабораторию, чтобы найти ответы на все ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Лаборатория звука"

Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...

Познавательно-исследовательский проект по теме "Лаборатория звука"

1.Познавательно - исследовательский проект по теме«Лаборатория звука»1.1 ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ I этап: - Определение проблемы - Выбор темы проекта - Определение цели проект...

Логопедическое занятие "«Путешествие в лабораторию» Звук Б и Б*. Буква Б."

laquo;Путешествие в лабораторию»Звук Б и Б*. Буква Б.Составила :учитель – логопедА.В.КарнауховаЦель:Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков [б], [б’],дифференцировать [б]...

музыкальное занятие для старших дошкольников "Лаборатория звука"

Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. «Лаборатория звука»...

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория звуков» для детей подготовительной группы

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих цел...

Открытая ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы.

ООД по опытно-экспериментальной деятельности  «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы. Занятие направленное на изчение мира вокруг нас, в данном случае на ...