Проект "Макеты жилищ народов России"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Черных Наталья Андреевна

Актуальность: Данный проект актуален, так как направлен главным образом на умение систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека. Помогает сформировать у детей положительное представление о собственном доме. Воспитывает любовь к своему дому, а так же знакомит детей с историей возникновения построек, материалом из которого он построен, разновидностями домов, его частями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhilishcha_nprodov_rossii._gotovo.docx516.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Творческий проект «Жилища народов России»

Продолжительность проекта: Краткосрочный, 1 неделя, январь 2025.
Тип проекта: Познавательно-творческий проект.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность: Данный проект актуален, так как направлен главным образом на умение систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека. Помогает сформировать у детей положительное представление о собственном доме. Воспитывает любовь к своему дому, а так же знакомит детей с историей возникновения построек, материалом из которого он построен, разновидностями домов, его частями.

         Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных жилищах и  народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными жилищами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Цель: формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту.

Задачи: 

  • развитие познавательной активности дошкольников;
  • познакомить детей с разновидностями домов народов России;
  • воспитание любви к своему дому, к Родине;
  • закрепление знаний детей о назначении дома;
  • формирование представлений о взаимосвязи климата, образа жизни народа с типом и видом жилья; развитие представлений об общем и особенном в культуре народов России;
  • расширение словаря детей и словообразование, умения связно отвечать на вопросы воспитателя; расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с избой, турлучным домом, юртой, чумом и иглу,  и предметами быта, традициями  народов России;
  • познакомить детей с особенностями народного быта;
  •  воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
  • развивать художественно — творческие способности детей;              
  • осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Предполагаемые результаты: 

  • Повышение интереса дошкольников к истории возникновения жилища разных народов,  и значимости дома для всех;
  •  Знакомство с различными жилищами народов России изба, турлучный дом, юрта, чум и иглу.
  • Расширение представлений детей об окружающем мире, культуре, образе жизни народов России;
  • Развитие творческих способностей, как у детей, так и родителей;
  • Повышение процента включаемости родителей в жизнь детского сада и группы;  
  • Повышение мотивации к коллективной работе в создании макетов домов.
  • Итог проекта:
  • Изготовление макетов жилищ народов России.

Работа над проектом проводилась в несколько этапов:

I этап – подготовительный

Разработка проекта.        

1. Провести    опрос детей на знании о жилищах  народов проживающих на территории России;

2. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

4. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

5. Составить перспективный план мероприятий.

II этап – основной

Интеграция образовательных областей по проекту

Социально-коммуникативное развитие:

- сюжетно-ролевые игры «Дом, семья», «Встречаем гостей» и др.

- коммуникативные игры «Кто живет в этом домике?

- беседы «Какие народы живут в России»; «Наша страна Россия»;

«Познавательное развитие»:

- беседы «Виды домов»

- НОД «»

 «Развитие речи»:

- составление описательных рассказов «Мой дом»

- рассказывание стихов о доме

- разгадывание загадок;

 «Игровая деятельность»:

-  Дидактические игры: «Наш быт», «Современная квартира и изба»;

- Математические пазлы «Наш дом»;

- Пазлы «Россия»;

 «Художественно-эстетическое развитие»:

- Рисование  «Дом, в котором я живу»

 - Поделка из папье- маше и ваты «Иглу»

 - Аппликация из бумаги «Юрта»

- Конструирования (из бумаги) «Чум».

- Лепка из пластилина «Изба»

- Чтение художественной литературы,  в которой идет речь о жилищах:

 - «Теремок»

- «Три поросенка»

- «Гуси-лебеди»(описание избушки Бабы Яги)

- «Сказка про старый дом» Абрамцева. Н.К

-«Лиса и заяц»

- Слушание фрагментов мелодий народов России.

«Физическая культура»:

- Физминутка «Дом»

- Подвижные игры: «Найди домик»

Взаимодействие детского сада с семьей:

Помощь родителей в изготовлении макетов жилищ «Чум», «Юрта, «Иглу», «Изба», «Турлучный дом».

III этап – заключительный

  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • презентация проекта «Жилища народов России»;

Список литературы:

1. Абрамцева Н.»Сказки добрых дел» из-во «Аркаим», 2007 г.

2. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.

3. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

4. Давыдова О.И. Техники и технологии работы с семьей. Метод проектов / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец.- Барнаул : АлтГПА, 2011.- 186с. (11,4п.л.)

5. Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина?», 2003г. «ТЦ Сфера».

6. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.

7. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.

8. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.

9. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», 2003г., изд-во «Скрипторий 2000».

10. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2005. – N

11. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жилища народов мира"

Презентация по направлению поликультурное образование в ДОУ "Жилища народов мира"...

Конспект проекта "Жилища народов мира

узнать о том, какие жилища были у человека раньше...

презентация "Жилища народов Сибири"

Материал для воспитателей и логопедов. Региональный компонент...

Дидактические игры на закрепление имеющихся представлений о старинном жилище народов Бурятии : бурят, эвенков, русских

Цель этих игр:помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об историческом прошлом  жизни людей, населяющих республику Бурятия: бурят, русских, эвенков....

Проект "Жилища народов России"

https://disk.yandex.ru/i/XAIis2L1JIzk0Q...