Технологическая карта занятия по познавательному развитию по теме «Приключения с Магнитом» с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру

Ковырдюлина Александра Викторовна

В данном материале представлен опорный конспект занятия-экспериментирования с магнитом для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_s_magnitom.docx26.57 КБ
Файл priklyucheniya_s_magnitom.pptx1.97 МБ
Файл skazka_pro_magnit.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по познавательному развитию с использованием художественной литературы и экспериментирования по теме «Приключения с Магнитом» с детьми старшей группы

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема: «Приключения с магнитом»

Возрастная группа: старшая.

Цель занятия: фиксация свойств магнита в листе эксперимента с помощью готовых картинок и условных обозначений, выделенных в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие: рассмотреть материал (магнит); выбрать оборудование и материалы для проведения опыта; самостоятельно выполнить действия по предлагаемому алгоритму; заполнить лист эксперимента готовыми картинками и условными обозначениями, выделенных в ходе экспериментальной деятельности, обозначающие свойства магнита (магнетизм, способность передавать металлическим предметам свои свойства, притягивать металлические предметы на расстоянии, действовать через препятствия, разные полюса).

Развивающие: выдвинуть гипотезу, проверить ее с помощью опыта, соблюдать последовательность действий при проведении эксперимента, ориентируясь на инструкцию; сформулировать выводы (умозаключения) по результатам опыта.

Воспитательные: подготовить рабочее место для проведения эксперимента; распределить действия между собой, соблюдать правила пользования материалами и оборудованием, аккуратно работать с материалами; навести порядок на рабочем месте по окончании работы.

Дополнительные задачи: слушание сказки Людмилы Поцепун «Приключение с Магнитом».

Словарная работа: намагничивает, магнетизм, полюс.

Планируемые результаты занятия: дети фиксируют результаты проведения опытов с магнитом в листе эксперимента с помощью готовых картинок и условных обозначений, выделенных в ходе экспериментальной деятельности по предложенной схеме.

Подготовительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает).

Материалы и оборудование: коробка с перчаткой, магниты, скрепки; иголки, кусочки ткани, миски с водой; чашки, заполненные манкой; прозрачные стаканы с водой; картон, бумажные кораблики; рисунки-схемы; проектор.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

1.1.

Организация детей на предстоящую деятельность 2 мин.

Организация направленного внимания и готовности детей к предстоящей деятельности.

Вносит в группу коробку с магнитной перчаткой и железными скрепками.

Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками, собирает скрепки на перчатку.

Задает вопрос: «Почему так произошло?»

Снимает перчатку и показывает магнит.

Задает вопросы:

1. Какой магнит на ощупь?

2. Какой магнит на вес?

3. Какой у магнита цвет?

Наглядный: демонстрация опыта.

Словесный: вопросы.

Дети высказывают предположения.

Рассматривают и ощупывают магнит, отвечают на вопросы.

Дети переключаются на предложенную воспитателем деятельность.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы 1 мин.

Формулирование проблемного вопроса и способа нахождения ответа.

Предлагает детям отправиться в научную лабораторию, чтобы поближе познакомиться со свойствами магнита.

Повторяет с детьми технику безопасности при проведении экспериментов.

Словесный: беседа.

Дети повторяют технику безопасности при проведении экспериментальной деятельности.

Дети получают установку на предстоящую деятельность: экспериментирование.

2.2.

Этап ознакомления с материалом 2 мин.

Ознакомление с содержанием сказки Л. Поцепун «Приключения с Магнитом»

Педагог читает сказку до слов: «Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень».

Словесный: чтение.

Слушают текст сказки.

Дети прослушали отрывок сказки.

2.3.

Этап практического решения проблемы 20 мин.

Экспериментирование.

Педагог предлагает провести эксперименты, сопровождая практическую деятельность чтением отрывков из сказки.

Опыт №1 «Самодельный компас».

Воспитатель дает инструкцию: «Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко – о другую. Воткните ее в ткань и положите на воду».

Практический: экспериментирование.

Словесный: указания, пояснения.

Дети проводят эксперимент по инструкции. Выясняют, что магнит может ненадолго передавать свои свойства железным предметам, т.е. намагничивать их; и что с помощью магнита можно определить направление Юг-Север.

Дети проводят эксперимент и делают выводы.

Опыт №2 «Взаимодействие двух магнитов».

Педагог предлагает соединить магниты друг с другом разными и одинаковыми полюсами.

Практический: экспериментирование.

Словесный: указания, пояснения.

Дети узнают, что магниты притягиваются разноименными полюсами и отталкиваются одноименными.

Дети проводят эксперимент и делают выводы.

Опыт №3 «Магнит-помощник».

Воспитатель предлагает достать железные «сокровища» из «зыбучего песка» с помощью магнита.

Практический: экспериментирование.

Словесный: указания, пояснения.

Дети достают скрепки из манки с помощью магнита. Делают вывод, магнит притягивает металлические предметы на расстоянии.

Дети проводят эксперимент и делают выводы.

Опыт № 4 «Магнит преграды не боится».

Воспитатель предлагает достать скрепку из стакана, не замочив ни рук, ни магнита.

Практический: экспериментирование.

Словесный: указания, пояснения.

Дети достают скрепки из стаканов с водой с помощью магнита. Выясняют, что магнит может притягивать металлические предметы через воду и стенку стакана.

Дети проводят эксперимент и делают выводы.

Опыт №5 «Волшебные кораблики».

Воспитатель предлагает взять лист картона синего цвета. Это будет «море». Затем загрузить на бумажный кораблик «сокровища» и провести магнитом под «морем», чтобы передвинуть кораблик.

Практический: экспериментирование.

Словесный: указания, пояснения.

Дети проводят магнитом под листом картона, перемещая бумажный кораблик со скрепками по его поверхности. Выясняют, что магнит может действовать через картон.

Дети проводят эксперимент и делают выводы.

2.4.

Динамическая пауза 1 мин.

Снятие мышечного напряжения и удовлетворение двигательной потребности детей.

Педагог проводит физминутку «Магниты».

Словесный: указания.

Дети получают наклейки синего и красного цвета на футболки и начинают хаотично двигаться под музыку. Как только музыка прекращается, дети находят себе пару: «притягиваются» разноименными полюсами.

Дети удовлетворяют двигательную потребность.

2.5.

Создание итогового продукта 4 мин.

Составление схемы описания свойств магнита

Предлагает детям зафиксировать результаты проведения опытов с магнитом в листе эксперимента с помощью готовых картинок и условных обозначений.

Практический: создание схемы.

Словесный: инструкция.

Дети заполняют лист экспериментирования.

Дети изготавливают опорную схему описания свойств магнита.

3.

Заключительный этап 2 мин.

Подведение итогов деятельности.

Проводит заключительную беседу, задает вопросы.

1. С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?

2. Какие свойства магнита вы запомнили?

4. Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

5. А где еще используются магниты?

Словесный: беседа, вопросы.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети высказываются о прошедшей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Однажды два брата – капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему.

Слайд 3

А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил.

Слайд 4

Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.

Слайд 5

Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг – то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.

Слайд 6

После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый и сильный камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.

Слайд 7

Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.

Слайд 8

- Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. – Наш компас неисправен и находится в ремонте. - Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень. - Как?

Слайд 9

- Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко – о другую. Воткните ее в ткань и положите на воду. Иголка покажет направление Юг-Север.

Слайд 10

Иголка указала капитанам правильный путь, и они поплыли к таинственному острову. На берегу острова, среди камней и мусора, братья-капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало. - Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический? - Да. - Тогда, ты нам и поможешь! Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ.

Слайд 11

Вскоре капитанам попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись сокровища. И снова Магнит помог достать их со дна.

Слайд 12

Довольные братья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл. А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.

Слайд 13

Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения.

Слайд 14

С тех пор Магнит в благодарность стал верой и правдой служить людям.



Предварительный просмотр:

Сказка «Приключения с Магнитом»

Автор Людмила Поцепун

Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему.

А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил.

Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.

Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг – то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.

После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый и сильный камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.

Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.

- Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. – Наш компас неисправен и находится в ремонте.

- Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень.

- Как?

Иголка указала капитанам правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.

На берегу острова, среди камней и мусора, братья-капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.

- Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?

- Да.

- Тогда, ты нам и поможешь!

Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ.

Вскоре капитанам попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись сокровища. И снова Магнит помог достать их со дна.

Довольные братья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл. А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.

Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения.

С тех пор Магнит в благодарность стал верой и правдой служить людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по познавательному развитию на тему: « Ах, уж эти Мишки» в старшей группе при реализации проекта «Животные родного края и России».

В рамках работы по окружающему миру при реализации проекта «Животные родного края и России» в старшей группе детского сада МБДОУ №210 общеразвивающего вида г. Кемерово  было проведено итоговое за...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию на тему: "Волшебные свойства воды"

Ознакомление детей со свойствам воды через экспериментальную деятельности....

интегрированное занятие по познавательному развитию на тему "Снег-форма воды" для детей старшей группы

интегрированное занятие по познавательному развитию на тему "Снег-форма воды" для детей старшей группы ...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию по теме «Грузовой транспорт» с детьми подготовительной к школе группы»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию по теме «Грузовой транспорт» с детьми подготовительной к школе группы»...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Космос близкий и далекий» в старшей группе.

Цель: продолжить расширять представления детей о многообразии космоса. Вовлечение родителей в образовательный процесс....