Технологическая карта занятия по познавательному развитию по теме «Приключения с Магнитом» с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру
В данном материале представлен опорный конспект занятия-экспериментирования с магнитом для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.57 КБ | |
| 1.97 МБ | |
| 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по познавательному развитию с использованием художественной литературы и экспериментирования по теме «Приключения с Магнитом» с детьми старшей группы
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема: «Приключения с магнитом»
Возрастная группа: старшая.
Цель занятия: фиксация свойств магнита в листе эксперимента с помощью готовых картинок и условных обозначений, выделенных в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие: рассмотреть материал (магнит); выбрать оборудование и материалы для проведения опыта; самостоятельно выполнить действия по предлагаемому алгоритму; заполнить лист эксперимента готовыми картинками и условными обозначениями, выделенных в ходе экспериментальной деятельности, обозначающие свойства магнита (магнетизм, способность передавать металлическим предметам свои свойства, притягивать металлические предметы на расстоянии, действовать через препятствия, разные полюса).
Развивающие: выдвинуть гипотезу, проверить ее с помощью опыта, соблюдать последовательность действий при проведении эксперимента, ориентируясь на инструкцию; сформулировать выводы (умозаключения) по результатам опыта.
Воспитательные: подготовить рабочее место для проведения эксперимента; распределить действия между собой, соблюдать правила пользования материалами и оборудованием, аккуратно работать с материалами; навести порядок на рабочем месте по окончании работы.
Дополнительные задачи: слушание сказки Людмилы Поцепун «Приключение с Магнитом».
Словарная работа: намагничивает, магнетизм, полюс.
Планируемые результаты занятия: дети фиксируют результаты проведения опытов с магнитом в листе эксперимента с помощью готовых картинок и условных обозначений, выделенных в ходе экспериментальной деятельности по предложенной схеме.
Подготовительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает).
Материалы и оборудование: коробка с перчаткой, магниты, скрепки; иголки, кусочки ткани, миски с водой; чашки, заполненные манкой; прозрачные стаканы с водой; картон, бумажные кораблики; рисунки-схемы; проектор.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | |||||
1.1. | Организация детей на предстоящую деятельность 2 мин. | Организация направленного внимания и готовности детей к предстоящей деятельности. | Вносит в группу коробку с магнитной перчаткой и железными скрепками. Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками, собирает скрепки на перчатку. Задает вопрос: «Почему так произошло?» Снимает перчатку и показывает магнит. Задает вопросы: 1. Какой магнит на ощупь? 2. Какой магнит на вес? 3. Какой у магнита цвет? | Наглядный: демонстрация опыта. Словесный: вопросы. | Дети высказывают предположения. Рассматривают и ощупывают магнит, отвечают на вопросы. | Дети переключаются на предложенную воспитателем деятельность. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы 1 мин. | Формулирование проблемного вопроса и способа нахождения ответа. | Предлагает детям отправиться в научную лабораторию, чтобы поближе познакомиться со свойствами магнита. Повторяет с детьми технику безопасности при проведении экспериментов. | Словесный: беседа. | Дети повторяют технику безопасности при проведении экспериментальной деятельности. | Дети получают установку на предстоящую деятельность: экспериментирование. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом 2 мин. | Ознакомление с содержанием сказки Л. Поцепун «Приключения с Магнитом» | Педагог читает сказку до слов: «Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень». | Словесный: чтение. | Слушают текст сказки. | Дети прослушали отрывок сказки. |
2.3. | Этап практического решения проблемы 20 мин. | Экспериментирование. | Педагог предлагает провести эксперименты, сопровождая практическую деятельность чтением отрывков из сказки. Опыт №1 «Самодельный компас». Воспитатель дает инструкцию: «Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко – о другую. Воткните ее в ткань и положите на воду». | Практический: экспериментирование. Словесный: указания, пояснения. | Дети проводят эксперимент по инструкции. Выясняют, что магнит может ненадолго передавать свои свойства железным предметам, т.е. намагничивать их; и что с помощью магнита можно определить направление Юг-Север. | Дети проводят эксперимент и делают выводы. |
Опыт №2 «Взаимодействие двух магнитов». Педагог предлагает соединить магниты друг с другом разными и одинаковыми полюсами. | Практический: экспериментирование. Словесный: указания, пояснения. | Дети узнают, что магниты притягиваются разноименными полюсами и отталкиваются одноименными. | Дети проводят эксперимент и делают выводы. | |||
Опыт №3 «Магнит-помощник». Воспитатель предлагает достать железные «сокровища» из «зыбучего песка» с помощью магнита. | Практический: экспериментирование. Словесный: указания, пояснения. | Дети достают скрепки из манки с помощью магнита. Делают вывод, магнит притягивает металлические предметы на расстоянии. | Дети проводят эксперимент и делают выводы. | |||
Опыт № 4 «Магнит преграды не боится». Воспитатель предлагает достать скрепку из стакана, не замочив ни рук, ни магнита. | Практический: экспериментирование. Словесный: указания, пояснения. | Дети достают скрепки из стаканов с водой с помощью магнита. Выясняют, что магнит может притягивать металлические предметы через воду и стенку стакана. | Дети проводят эксперимент и делают выводы. | |||
Опыт №5 «Волшебные кораблики». Воспитатель предлагает взять лист картона синего цвета. Это будет «море». Затем загрузить на бумажный кораблик «сокровища» и провести магнитом под «морем», чтобы передвинуть кораблик. | Практический: экспериментирование. Словесный: указания, пояснения. | Дети проводят магнитом под листом картона, перемещая бумажный кораблик со скрепками по его поверхности. Выясняют, что магнит может действовать через картон. | Дети проводят эксперимент и делают выводы. | |||
2.4. | Динамическая пауза 1 мин. | Снятие мышечного напряжения и удовлетворение двигательной потребности детей. | Педагог проводит физминутку «Магниты». | Словесный: указания. | Дети получают наклейки синего и красного цвета на футболки и начинают хаотично двигаться под музыку. Как только музыка прекращается, дети находят себе пару: «притягиваются» разноименными полюсами. | Дети удовлетворяют двигательную потребность. |
2.5. | Создание итогового продукта 4 мин. | Составление схемы описания свойств магнита | Предлагает детям зафиксировать результаты проведения опытов с магнитом в листе эксперимента с помощью готовых картинок и условных обозначений. | Практический: создание схемы. Словесный: инструкция. | Дети заполняют лист экспериментирования. | Дети изготавливают опорную схему описания свойств магнита. |
3. | Заключительный этап 2 мин. | Подведение итогов деятельности. | Проводит заключительную беседу, задает вопросы. 1. С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? 2. Какие свойства магнита вы запомнили? 4. Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты? 5. А где еще используются магниты? | Словесный: беседа, вопросы. | Отвечают на вопросы воспитателя. | Дети высказываются о прошедшей деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однажды два брата – капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему.
А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил.
Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.
Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг – то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.
После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый и сильный камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.
Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.
- Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. – Наш компас неисправен и находится в ремонте. - Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень. - Как?
- Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко – о другую. Воткните ее в ткань и положите на воду. Иголка покажет направление Юг-Север.
Иголка указала капитанам правильный путь, и они поплыли к таинственному острову. На берегу острова, среди камней и мусора, братья-капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало. - Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический? - Да. - Тогда, ты нам и поможешь! Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ.
Вскоре капитанам попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись сокровища. И снова Магнит помог достать их со дна.
Довольные братья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл. А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.
Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения.
С тех пор Магнит в благодарность стал верой и правдой служить людям.

Предварительный просмотр:
Сказка «Приключения с Магнитом»
Автор Людмила Поцепун
Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему.
А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил.
Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.
Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг – то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.
После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый и сильный камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.
Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.
- Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. – Наш компас неисправен и находится в ремонте.
- Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень.
- Как?
Иголка указала капитанам правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.
На берегу острова, среди камней и мусора, братья-капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.
- Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?
- Да.
- Тогда, ты нам и поможешь!
Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ.
Вскоре капитанам попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись сокровища. И снова Магнит помог достать их со дна.
Довольные братья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл. А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.
Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения.
С тех пор Магнит в благодарность стал верой и правдой служить людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Волшебник Воздух» (эксперименты) с детьми средней группы детского сада
Цель: Расширить представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Забавы вокруг печки» для детей старшей группы.
Приобщать детей к истокам народной культуры....

Итоговое занятие по познавательному развитию на тему: « Ах, уж эти Мишки» в старшей группе при реализации проекта «Животные родного края и России».
В рамках работы по окружающему миру при реализации проекта «Животные родного края и России» в старшей группе детского сада МБДОУ №210 общеразвивающего вида г. Кемерово было проведено итоговое за...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию на тему: "Волшебные свойства воды"
Ознакомление детей со свойствам воды через экспериментальную деятельности....
интегрированное занятие по познавательному развитию на тему "Снег-форма воды" для детей старшей группы
интегрированное занятие по познавательному развитию на тему "Снег-форма воды" для детей старшей группы ...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию по теме «Грузовой транспорт» с детьми подготовительной к школе группы»
Технологическая карта занятия по познавательному развитию по теме «Грузовой транспорт» с детьми подготовительной к школе группы»...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Космос близкий и далекий» в старшей группе.
Цель: продолжить расширять представления детей о многообразии космоса. Вовлечение родителей в образовательный процесс....
