Проект по экологическому воспитанию «Выращивание лука на подоконнике и в шкафу»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Аксентьева Евгения Юрьевна

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука  поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение

Проектная работа

в средней  группе

Тема: «Выращивание лука на подоконнике и в шкафу»

Руководитель: 

Аксентьева Е.Ю., воспитатель

Малоенисейское, 2022

Паспорт проектной работы

Название проекта

Выращивание лука на подоконнике и в шкафу

Руководитель проекта

Аксентьева Евгения Юрьевна

Состав проектной группы

Воспитанники средней группы

Этапы работы над проектом

  1. Теоретическая часть
  2. Экспериментальная часть

Краткое описание

Данный исследовательский проект является краткосрочным,  основан на эксперименте. В ходе эксперимента выявили, как влияет свет на рост лука.

Вид проекта

Исследовательский, экспериментальный

Цель проекта

Выяснить,  как свет влияет на рост лука

Задачи проекта

- дать представление о полезности лука для здоровья человека, особенно весной;

- закрепить знания детей об условиях произрастания растений (влага, свет, тепло);

- расширить знания о способах посадки растений (посадка луковицы);

- закрепить умения ухаживать за посадками;

- понаблюдать, в какой среде лучше растет лук (на подоконнике или в шкафу)

- учить наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений.

Необходимое оборудование

2 луковицы

2 емкости для посадки

Грунт для посадки

Лейка

Оглавление

Введение        4

Глава I. Теоретическая часть        6

1.1.        Лук репчатый и его польза для человека        6

Глава II. Практическая часть ……………………………………………….........7

2.1. Посадка лука        7

2.1.1.        Проведение наблюдения         7

Заключение        8

Приложения ………………………………………………………………………9

Введение

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука  поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

 Перо лука можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Место выращивания – подоконник, на нем достаточно солнечного         света, тепла солнечных лучей. Свет - это одно из немногих условий выращивания растений,  ведь он  нужен для растений. А что будет, если поставить лук в темный шкаф? Это мы и проверим!

Объект исследования – лук.

Предмет  исследования – воздействие света  на рост и развитие лука.

Цель исследования: выяснить,  как свет влияет на рост лука 

Гипотеза: предположим, что без света лук расти не будет.

Задачи исследования:

- дать представление о полезности лука для здоровья человека, особенно весной;

- закрепить знания детей об условиях произрастания растений (влага, свет, тепло);

- расширить знания о способах посадки растений (посадка луковицы);

- закрепить умения ухаживать за посадками;

- понаблюдать, в какой среде лучше растет лук (на подоконнике или в шкафу)

- учить наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений.

Для реализации поставленных задач выбраны следующий методы:

Теоретические

  • Беседа на тему «Лук и его польза»
  • Чтение стихов, загадок про лук

Глава I. Теоретическая часть

  1. Лук репчатый и его польза для человека

Лук репчатый – широко распространенный овощ. Если у каждого овоща есть родина, то лук интернационален, так как каждая страна считает его своим. Луку преклонялись, луковка служила моделью церковных куполов для зодчих Византии и России. Луком  лечили многие болезни. Высоко ценил лук и русский народ, сложивший поговорку «Лук – от семи недуг». Зеленые листья лука являются источником фитонцидов  которые убивают болезнетворные микробы и вирусы. Также в его зеленой части содержится 20 мг витамина С, а в луковицах – 10-30 мг.

Лук имеет листья, чешуйки,  донце, мочковатую корневую систему, относится к семейству лилейных.

C:\Users\1\Desktop\image001.jpg

 Лук – светолюбивое и влаголюбивое растение. Для его выращивания в помещении  необходимо создать благоприятные условия: достаточное освещение, тепло, влага.

Для реализации проекта была проведена предварительная работа:

Беседа «Лук и его полезные свойства» (Приложение 1.)

Цель: продолжить знакомство с луком и его полезными свойствами.

Чтение стихов. Отгадывание загадок. (Приложение 2.)

Цель: развивать мышление, сообразительность, связную речь детей

Глава II. Практическая часть

2.1. Посадка лука

Посадка лука  проекта была проведена в групповой комнате. С детьми средней  группы «Солнышко» (Приложение 3.)

Перед посадкой были рассмотрены схемы посадки и роста лука.

https://documents.infourok.ru/636d421a-813b-49fd-8ac0-26e97826619e/0/image004.jpg

https://documents.infourok.ru/636d421a-813b-49fd-8ac0-26e97826619e/0/image007.jpg

Для эксперимента выбрали 2 луковицы одинаковых размеров. Подобрали 2 емкости и наполнили их грунтом. Дети посадили лук, одну луковицу поставили в темный шкаф, вторую на подоконник.

2.1.1.        Проведение наблюдения

Каждый день воспитатель с  детьми наблюдали за ростом лукового пера и делали фотографии. В конце эксперимента лук срезали, промыли. Порезали и добавили в суп по желанию детей.  (Приложение 4.)

Заключение

Лук, выращенный на подоконнике имеет темный цвет пера. Луковое перо прямое, толстое. 

Лук, выращенный в шкафу,  рос достаточно быстро, быстрее, чем лук на подоконнике. Цвет пера светло-желтый. Луковое перо длинное.

Вывод: свет влияет на рост лукового пера и его цвет.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

Приложение 1.

Беседа «Лук и его полезные свойства» 

Цель: продолжить знакомство с луком и его полезными свойствами.

Ход беседы

Дети рассаживаются полукругом.

В группе «появляется» доктор Айболит: здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют, не болеют ли. Рассказывает о том, что весна — трудное время для организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. Доктор объявляет детям, что познакомит их с волшебным полезным овощем и загадывает загадку о луке

Он на грядке зеленеет.

Под землёю сам толстеет.

От всех хворей и недуг

Нас спасёт, конечно… лук!

Показывает детям луковичку: «Я подарю вам свою знакомую луковичку»

Дети благодарят доктора

Воспитатель показывает детям луковицы:

Ребята посмотрите, наша гостья привела к нам своих друзей. Давайте организуем в нашей группе свой маленький огород.

Что выращивают в огороде?

Правильно, овощи! Овощами называют все части огородных растений, употребляемые в пищу (воспитатель показывает плоды, листья, стебли, корни).

Затем обращает внимание на модель строения лука:

Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.

Подземный часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек.

Наземная часть – листья (зелёные перья).

Лук – это непростой овощ, что вы о нём знаете?

Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком: источник витамина С, необходимого для укрепления организма после долгой полярной ночи; лечебные свойства лука: запечённая луковица лечит больное горло, луковый сок лечит насморк, заболевания кожи, укрепляет волосы; воины выпивали луковый сок перед сражением, он долго и хорошо хранится зимой и т.д.

Молодцы ребята, много полезного и интересного вы знаете о луке,

Приложение 2.

Загадки о луке

Пришел барин с грядки,

Весь в заплатках,

Кто ни взглянет,

Всяк заплачет.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Под землей не велик

В шубе золотой старик

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает,

Часто слёзы проливает.

Сидит Игнатка на грядке,

Кафтан Игнатки в заплатках.

Кто Игнатку тронет,

Тот слезу обронит.

Стихи про лук

Разговорам вы не верьте,

В пище очень ценен лук,

Луком лечим мы недуг.

И не враг он нам, а друг.

Со мной общаться вам бывает сложно.

Без слёз очистить даже невозможно

Но я полезен очень — вот так штука:

Нет от простуды средства лучше лука.

На Букву «Л» тут зреет Лук,

Он для здоровья лучший друг.

 Хоть Лук порой до слёз доводит,

Но со стола у нас не сходит.

В салат порежем мы лучок,

Иди, сорви скорей пучок.

       

Приложение 3.

Конспект занятия «Посадка лука»

Цели:  

  • Продолжить знакомство детей с овощной культурой – лук.
  • Уточнить характерные свойства лука (форма, цвет, особенности поверхности, целебные свойства и его значение для человека, необходимые условия для роста).
  • Закрепить трудовые умения и навыки работы с землей и посадочным материалом.
  • Развивать мышление, сообразительность, связную речь детей и умение работать по алгоритму с использованием проблемной ситуации.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, интерес к устному народному творчеству.

Материал: Алгоритм посадки лука, почва, посадочный материал (лук), лейки, горшочки, лопатки.

Ход занятия.

Орг. момент. Дети входят в группу, здороваются, садятся по местам.

В: Ребята, отгадайте загадку: «Сидит бабка на грядках, вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет».

Д: Лук.

В: Конечно, вы догадались, что это лук. Именно о луке мы сегодня с вами поговорим.

Я предлагаю каждому взять по луковице, рассмотреть его и рассказать, как он выглядит и все, что вы знаете о луке.

Д: Рассматривают лук и говорят что он: круглый, овальный, твердый, чашуйки золотистого цвета.

В: Такой лук называют репчатый. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Ребята, лук человек выращивает уже 8 тыс. лет. И нет такой в мире страны, где бы лук не выращивали. Как вы думаете ,почему лук так широко распространен в мире?

Д: Лук человек использует в пищу, он вкусный и полезный.

В: В какие блюда добавляют лук? (ответы детей).

А чем полезен лук? (ответы).

В: В луке много витаминов, он укрепляет наш организм и помогает бороться с различными вирусными заболеваниями (грипп, простуда, ангина), им смазывают раны т.к. он обладает бактерицидными свойствами.

Очень давно, когда еще не продавали в аптеке готовых витаминов, моряки, отправляясь в дальнее плавание по морям, обязательно брали с собой на борт корабля много лука. Как вы думаете, почему? (ответы).

Существует такая болезнь: цинга. (когда организму не хватает витаминов, у человека начинают выпадать зубы, ломаться ногти).Именно лук помогал бороться с цингой. На севере, где пол года полярная ночь от недостатка солнечного света организму не хватает витаминов. А лук, особенно зеленый,восполняет эти витамины. Поэтому человеку без лука никак нельзя. А у вас дома мама выращивает лук? (ответы детей).

Недаром уже 8 тыс. лет лук- одна из важнейших овощных культур. Его выращивали и очень ценили наши предки. На Руси, когда женщины сажали на грядки разные овощи в т.ч. и лук, дети в это время поблизости играли в игры («Посадим лук»). Давайте и мы с вами поиграем.

 Подв. Игра « Посадим лук».

Баба сеяла лучок. Прыг-скок, прыг-скок.

Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.

Баба стала на носок, а потом на пятку, стала

Русского плясать, а потом вприсядку.

В:Ребята, как вы думаете, почему посаженное растение растет?

Д: ответы детей.

В: Каждое растение состоит из клеток. При определенных условиях (свет, вода, тепло) клетки начинают расти, вырастает и само растение.

Давайте рассмотрим в микроскоп клетки лука.(рассматривание клетки лука)

В: Лук так ценили и ценят во всех странах мира, что про него сложено много разных загадок, песенок, стихов и даже сказок. В какой сказке говорится о разных овощах и фруктах, где главный герой лук? (ответы).

Конечно, это сказка итальянского писателя Дж.Родари «Чиполлино».

Ребята, как же нам быть, где взять зеленый лук? Ведь именно сейчас, когда кончилась долгая зима, наш организм особенно нуждается в витаминах

Правильно. Мы устроим «огород» у себя в группе и посадим лук, чтобы через 10 дней у нас была зелень.

Как правильно это сделать? В каком порядке мы будем работать?

Дети по алгоритму рассказывают:

  • Надеваем фартук.
  • Насыпаем в стаканчик почву (не много, но и не мало, чуть больше половины).
  • Делаем в почве углубление и садим в него луковицу донцем вниз по «плечико» засыпаем землей.

Проблемная ситуация.

Что нужно сделать после того как посадили лук?

Д: Полить.

В: Какой водой нужно поливать растение? У нас есть горячая, холодная вода.

Дети решают эту проблему и приходят к выводу: растение нужно поливать водой комнатной температуры(19о с).

В: Куда же мы поставим посаженный лук? Давайте поставим в шкаф, чтобы не мешал или на улицу?

Д: предлагают свои варианты, куда можно поставить лук, и, работая по алгоритму, приходят к выводу: Растению необходимы свет, вода, тепло.

В: Для нашего эксперимента мы одну луковицу поставим на подоконник, а вторую в шкаф. Будем наблюдать, как растет лук.

В: Ребята, давно на Руси, когда сажали лук, говорили специальные слова (приговорки). Считалось, что тогда лук  вырастет на славу: крепкий, крупный, спелый.

«Расти лучок стрелой зеленой, прогони лучок все болезни долой».

А теперь приступим к работе.

Дети надевают фартуки и начинают работу.

После окончания работы воспитатель спрашивает детей, куда нужно поставить стаканчики с рассадой.

В: Теперь мы ежедневно будем наблюдать за тем, как будет подрастать наш лук.

Итог: Сегодня вы познакомились с полезными свойствами лука, узнали как его выращивали на Руси, как правильно за ним ухаживать.

 Приложение 4.

Фотографии наблюдений за ростом лука

C:\Users\1\Desktop\проект лук\1650386004357.jpg                                          C:\Users\1\Desktop\проект лук\1650386004346.jpg

Лук растущий в шкафу (5 день)            Лук растущий на подоконнике (5 день)

 

                           C:\Users\1\Desktop\проект лук\1650386004325.jpg

Слева - лук растущий в шкафу, справа – на подоконнике (10 день)

C:\Users\1\Desktop\проект лук\1650386004283.jpg

Слева - лук растущий в шкафу, справа – на подоконнике (15день)

На 20 день наблюдений лук срезали.

C:\Users\1\Desktop\проект лук\1650386004272.jpg

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Выращивание лука на подоконнике"

В данной методической разработке я представила проект "Выращивание лука на подоконнике"...

Проект по экологическому воспитанию: "Наш огород на подоконнике"

Самое лучшее открытие для ребенка то, которое делает он сам. Каждую весну дома на подоконнике мы сажаем рассаду  в ящиках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать...

Проект "Выращивание лука на подоконнике" во второй младшей группе

Проект "Выращивания лука на подоконнике" для детей 3-4 лет второй младшей группы....

Проект по экологическому воспитанию "Выращивание кресталов"

В комнатных условиях можно получить кристалл соли....

Проект «Выращивание лука на подоконнике»

У п р а в л е н и е   о б р а з о в а н и яАдминистрации Клинского муниципального районаМуниципальное  дошкольное образовательное учреждениедетский сад   № 48 «СНЕ...

Проект "Выращивание лука на подоконнике"

Проект "Выращивание лука на подоконнике"...