Экологический проект "Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вербина Нина Витальевна

Проект в области познавательного развития

Тема: Волшебная вода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_voda.docx27.86 КБ
PDF icon volshebnaya_voda.pdf696.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ФИО: Вербина Нина Витальевна

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Тема занятия: «Волшебная вода»

Возрастная группа: дети 7-го года жизни

Цель занятия: формирование представлений у детей 7-го года жизни о свойствах воды: отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества, посредством экспериментирования

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания детей о природном объекте вода посредством беседы «Для чего нужна вода?»;
  • Познакомить детей со свойствами воды отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества;
  • Учить детей навыкам проведения лабораторных опытов.

Развивающие:

  • Развивать память и мышление;
  • Развивать логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей);
  • Развивать речь детей, умение рассуждать и делать выводы

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде;
  • Воспитывать коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.

Словарная работа: жидкость, воронка, фильтр, кипятильник, вода - журчит, льётся, булькает, переливается, плещется, кипит, булькает, шипит, безвкусная, солёная, сладкая, растворяется.

Планируемый результат: Формирование представлений детей о природном объекте воде; формирование познавательного интереса; обогащение словарного запаса; воспитание бережного отношения к воде;

Подготовительная работа: Беседа о воде, её роли в жизни человека, беседа о бережном отношении к воде и водоёмам, проведение экспериментирования с водой, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», развивающие игры: «Какая бывает вода», «Хорошо – плохо», «Разрезные картинки», «Ходят капельки по кругу», «Волшебная палочка» и др, чтение художественной литературы, стихов и поговорок о воде, знакомство со схемой круговорота воды в природе, рассматривание глобуса, карты России, иллюстративного материала, разгадывание кроссвордов, загадок.

Материал и оборудование: Кроссворд на листе ватмана, иллюстрации с изображением воды, водоёмов, разрезные картинки, схемы, «Костюм» «Глобусник» - модель карты мира, прозрачные ёмкости разной формы, салфетки, две ложечки, соль, сахар, вода, кипятильник, зеркало, предметы разной формы.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, два одноразовых стаканчика (один с водой, другой пустой, пипетки, фильтровальная бумага, ватные диски, растительное масло в баночке, салфетки. Шапочки для игры: тучка, солнышко.

Призы: кулончик, в виде капельки, с надписью - «Береги воду!».

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Организовать детей создать положительно эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

- Здравствуйте ребята!

Я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее, и вы готовы заниматься!

Словесный метод: художественное слово

- Здравствуйте!

Умеют управлять своим поведением;

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Учить детей понимать проблемную ситуацию

- Дети, у нас сегодня не совсем обычное занятие. Оно необычно, потому что вы сами скажете тему занятия. Посмотрите на иллюстрации, которые объединены по одному общему признаку. Какому?

- А сейчас, ребята, послушайте загадку:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять»

- Значит, сегодня будем говорить о воде.

- Давайте поиграем в игру «Разрезные картинки». Делаем вывод, что полученные изображения объединяет одна тема – вода.

- А сейчас, дети пройдём за столы. Рассмотрите кроссворд, попробуем разгадать. (Кроссворд на мольберте). Отгадаем загадки. (Отгадки в кроссворде расположены по горизонтали, ключевое слово – по вертикале).

По морю шумно идёт, к берегу подойдёт – сразу пропадёт?

Кругом вода, а с питьём беда?

Из-под земли в подарок людям чистое оконце.

Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит не выбежит.

(Стук в дверь, воспитатель надевает «костюм» «Глобусника»)

Глобусник: - Здравствуйте, ребята, это я, «Глобусник». А что вы тут делаете? (ответы детей). Сейчас я посмотрю, что у вас получилось. Вижу пять отгаданных слов. (Дети ищут пятое слово «ВОДА»).

Проблемно-поисковый метод.

Словесный (вводная беседа, вопросы поискового характера, загадки)

- Везде на картинках вода: река, озеро, болото, ручей, море и т. д.

-Вода

Дети складывают, из отдельных фрагментов целую картинку.

- Волна

-Море

-Родник

-Река

Умеют включаться в обсуждение проблемы, делать выбор

Этап поиска решения проблемы

Сформировать умение находить решение проблемы.

- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Посмотрите на меня.

(Кружится. Дети рассматривают «костюм» «Глобусника»).

- Какого цвета у меня больше?

- Да, синего и голубого больше - это цвет воды. Вода занимает большую часть поверхности Земли – 3/4, а остальное – 1/4 - суша, на которой мы живём (показ схемы долей: суши и воды). Воде принадлежит важнейшая роль и в природе, и в жизни человека. И сегодня я помогу вам вспомнить и познакомить с новыми свойствами воды. Вы делали уже опыты? А что это такое – опыт?

- Так что же такое вода?

- Что делает вода?

- Вы сказали: - Вода льётся, течёт. Давайте проверим.

Метод частично-поисковый.

Словесный метод (беседа)

Дети рассматривают костюм «Глобусника»

- Синего и голубого больше

Отвечают на вопрос

- Жидкость, без вкуса, запаха, цвета

- Льётся, течёт, журчит, бежит, плещется и т. д.

Готовность к предстоящей деятельности

Этап практического решения проблемы

Упражнять детей в практическом выполнении заданий

Смена деятельности.

Опыт №1. Переливание воды в разные сосуды, в блюдечко.

Глобусник: - Почему вода растеклась по блюдечку?

- Правильно. Если бы вода не была жидкая, она бы не могла течь в реках, ручьях, из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. (Показать схему №1).

- У меня на столе кубик и шарик. Какой формы эти предметы? (ответы детей). Если я положу на стол, в стакан, на ладонь, на блюдце – они изменят свою форму?

- А теперь посмотрите на эти сосуды, какие они все разные. В них налита вода, но имеет ли она форму? Вода принимает форму сосуда, в котором она находится – банки, бутылки, пузырька и т. д. значит. Вывод: Вода не имеет собственной формы. (Показать схему №2.)

- А теперь мы поиграем.

Игра: «Хорошо – плохо».

• Вода – это хорошо, потому что. (ответы детей)

• Вода – это плохо, потому что. (ответы детей)

Опыт №2. Кипячение воды.

Глобусник: - Ребята, ответьте на вопрос – когда вода булькает, шипит, кипит?

- Чем можно нагреть воду?

- У меня есть кипятильник, я сейчас опущу его в воду и подсоединю к розетке. Вода нагревается. Что ещё происходит с водой?

- Как вы думаете, вода, кипящая опасна или нет? Приведите примеры, где можно встретить тёплую, горячую воду.

- Итак, мы узнали из опыта, что вода может нагреваться. (Посмотреть схему №3).

- Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но остаётся горячей. А что это поднимается над банкой? (ответы). Правильно, это пар. А откуда он взялся, ведь в банке была только вода? (ответы). Сейчас приложим зеркало к горлышку банки. Оно запотело, появились капельки (дать детям потрогать). Какой можно сделать вывод? Вода может превратиться в пар. Вывод: пар – это тоже вода, только сильно нагретая.

- Дети, вы внимательно слушаете и хорошо работаете, но неплохо бы немножко отдохнуть.

Физкультминутка «Дождик».

Дождик капнул на ладошку, на цветы и на дорожку.

Льётся, льётся, ой-ёй-ёй. Побежали мы домой.

Опыт №3. Растворение в воде веществ.

Глобусник: - Отгадайте на вкус, что у меня спрятано под салфеткой. (Дети пальчиком пробуют на вкус, что под салфеткой)

- Соль и сахар боятся воды? Давайте проверим. (Дети самостоятельно растворяют в воде соль и сахар, пользуясь ложечкой).

- Посмотрите, соль видна? Помешайте воду в стакане. Видите ли вы соль? Куда же она исчезла? А теперь попробуйте воду? Какая стала вода по вкусу? Вода растворила соль. Тот же опыт с сахарным песком. Вода растворила песок.

- А все ли вещества растворимы в воде? У вас на столе есть стакан с водой и пипетка. А в другом стаканчике, что такое жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде шипит и пенится. Наберите в пипетку несколько капель масла и капнете его в воду, размешайте палочкой. (Работа детей).

- Что происходит с маслом?

Вывод: вода одни вещества растворяет, а другие – не растворяет совсем. (Показать схему №4)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Опыт №4. Очистка воды.

Глобусник: - Ребята, пока мы играли, масло так и не растворилось, так и осталось на поверхности воды. Такую воду можно пить? Хотя с этим маслом вода и не ядовитая, это не пищевой продукт. А вот если в воду попадёт машинное масло или бензин, или нефть?

- Что нужно сделать, чтобы вода стала пригодной для питья? (ответы детей).

- Правильно, её нужно очистить. Очищают воду с помощью прибора – фильтра.

(Дети изготавливают простейший кулёк из бумаги, по технике оригами, и закладывают в него ватные диски, установив всё это в одноразовый стаканчик).

- Фильтр готов, попробуем, как он работает.

(Дети сливают воду с маслом сквозь фильтр, наблюдают за результатом).

- Какая стала вода? Куда делось масло? Всё масло осталось на фильтре.

- Мы с вами познакомились с самым простым способом очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Где? (ответы). Да, в водопроводе вода уже, очищенная. Сначала воду берут из рек или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью больших сложных фильтров, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. Затем вода попадает в водопровод, которую, после очистки, можно употреблять в пищу. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять!

- Ребята, вода у нас есть везде. Как охранять воду? Как будем беречь воду?

- Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

- Запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают небольшие речки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Игра: «Какая вода» (подбор прилагательных о воде)

- Какие же свойства воды мы сегодня вспомнили и узнали? (ответы по схемам).

Метод частично-поисковый. Прием словесный.

Практический метод.

- Жидкая

- Вода булькает, закипает, бурлит.

Выполняют физкультминутку.

- Соль, сахар

- Да

-Нет

- Она растворилась

- Соленая

- Масло

- Плавает на поверхности, не растворяется

- Нужно не забывать закрывать краны.

Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

Не засорять водоемы.

Не мусорить на берегах рек.

Не мыть в водоемах машины.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи,

3.

Заключительный этап

Проанализировать
уровень усвоение
материала по теме; умение осуществлять
мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, вывод, классификация; проводить наблюдение, экспериментировать.

- Ребята, а что вы поняли о воде, в чём разобрались? Что особенно понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Чему вы научились и сможете научить других? (ответы детей).

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. О своих знаниях вы можете рассказать своим родителям. Вода имеет и другие свойства. О них вы узнаете на наших следующих занятиях.

Вода – добрый друг и помощник человека. (Дети читают строчки стихотворения «О воде» Н. Рыжовой, по очереди).

Глобусник: - Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными. Ребята, спасибо вам за то, что вы столько много рассказали о воде, мне очень понравилось с вами работать. Я дарю вам на память о себе частичку своей воды – капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и берегите её. А мне пора. До свидания!

(Каждому ребёнку дарится кулон в виде капли, с надписью «Береги воду!»).

Рефлексия

Прием: словесный, практический.

Умеет выражать оценку своей работы Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект « Водичка, водичка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 5Экологический проект « Водичка, водичка»( краткосрочный ноябрь – декабрь)...

Экологический проект «Водичка, водичка» в средней группе

Тип проекта: познавательно-поисковыйУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 3 месяца ( январь, февраль, март)....

Экологический проект "Вода? Вода! Ты откуда и куда?"

Материал содержит описание экологического проекта округовороте воды в природе....

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...