Экологический проект "Волшебная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект в области познавательного развития
Тема: Волшебная вода
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.86 КБ | |
| 696.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ФИО: Вербина Нина Витальевна
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Тема занятия: «Волшебная вода»
Возрастная группа: дети 7-го года жизни
Цель занятия: формирование представлений у детей 7-го года жизни о свойствах воды: отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества, посредством экспериментирования
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать знания детей о природном объекте вода посредством беседы «Для чего нужна вода?»;
- Познакомить детей со свойствами воды отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества;
- Учить детей навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие:
- Развивать память и мышление;
- Развивать логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей);
- Развивать речь детей, умение рассуждать и делать выводы
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к воде;
- Воспитывать коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.
Словарная работа: жидкость, воронка, фильтр, кипятильник, вода - журчит, льётся, булькает, переливается, плещется, кипит, булькает, шипит, безвкусная, солёная, сладкая, растворяется.
Планируемый результат: Формирование представлений детей о природном объекте воде; формирование познавательного интереса; обогащение словарного запаса; воспитание бережного отношения к воде;
Подготовительная работа: Беседа о воде, её роли в жизни человека, беседа о бережном отношении к воде и водоёмам, проведение экспериментирования с водой, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», развивающие игры: «Какая бывает вода», «Хорошо – плохо», «Разрезные картинки», «Ходят капельки по кругу», «Волшебная палочка» и др, чтение художественной литературы, стихов и поговорок о воде, знакомство со схемой круговорота воды в природе, рассматривание глобуса, карты России, иллюстративного материала, разгадывание кроссвордов, загадок.
Материал и оборудование: Кроссворд на листе ватмана, иллюстрации с изображением воды, водоёмов, разрезные картинки, схемы, «Костюм» «Глобусник» - модель карты мира, прозрачные ёмкости разной формы, салфетки, две ложечки, соль, сахар, вода, кипятильник, зеркало, предметы разной формы.
Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, два одноразовых стаканчика (один с водой, другой пустой, пипетки, фильтровальная бумага, ватные диски, растительное масло в баночке, салфетки. Шапочки для игры: тучка, солнышко.
Призы: кулончик, в виде капельки, с надписью - «Береги воду!».
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организовать детей создать положительно эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность. | - Здравствуйте ребята! Я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее, и вы готовы заниматься! | Словесный метод: художественное слово | - Здравствуйте! | Умеют управлять своим поведением; |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Учить детей понимать проблемную ситуацию | - Дети, у нас сегодня не совсем обычное занятие. Оно необычно, потому что вы сами скажете тему занятия. Посмотрите на иллюстрации, которые объединены по одному общему признаку. Какому? - А сейчас, ребята, послушайте загадку: «В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять» - Значит, сегодня будем говорить о воде. - Давайте поиграем в игру «Разрезные картинки». Делаем вывод, что полученные изображения объединяет одна тема – вода. - А сейчас, дети пройдём за столы. Рассмотрите кроссворд, попробуем разгадать. (Кроссворд на мольберте). Отгадаем загадки. (Отгадки в кроссворде расположены по горизонтали, ключевое слово – по вертикале). По морю шумно идёт, к берегу подойдёт – сразу пропадёт? Кругом вода, а с питьём беда? Из-под земли в подарок людям чистое оконце. Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит не выбежит. (Стук в дверь, воспитатель надевает «костюм» «Глобусника») Глобусник: - Здравствуйте, ребята, это я, «Глобусник». А что вы тут делаете? (ответы детей). Сейчас я посмотрю, что у вас получилось. Вижу пять отгаданных слов. (Дети ищут пятое слово «ВОДА»). | Проблемно-поисковый метод. Словесный (вводная беседа, вопросы поискового характера, загадки) | - Везде на картинках вода: река, озеро, болото, ручей, море и т. д. -Вода Дети складывают, из отдельных фрагментов целую картинку. - Волна -Море -Родник -Река | Умеют включаться в обсуждение проблемы, делать выбор | |
Этап поиска решения проблемы | Сформировать умение находить решение проблемы. | - Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Посмотрите на меня. (Кружится. Дети рассматривают «костюм» «Глобусника»). - Какого цвета у меня больше? - Да, синего и голубого больше - это цвет воды. Вода занимает большую часть поверхности Земли – 3/4, а остальное – 1/4 - суша, на которой мы живём (показ схемы долей: суши и воды). Воде принадлежит важнейшая роль и в природе, и в жизни человека. И сегодня я помогу вам вспомнить и познакомить с новыми свойствами воды. Вы делали уже опыты? А что это такое – опыт? - Так что же такое вода? - Что делает вода? - Вы сказали: - Вода льётся, течёт. Давайте проверим. | Метод частично-поисковый. Словесный метод (беседа) | Дети рассматривают костюм «Глобусника» - Синего и голубого больше Отвечают на вопрос - Жидкость, без вкуса, запаха, цвета - Льётся, течёт, журчит, бежит, плещется и т. д. | Готовность к предстоящей деятельности | |
Этап практического решения проблемы | Упражнять детей в практическом выполнении заданий Смена деятельности. | Опыт №1. Переливание воды в разные сосуды, в блюдечко. Глобусник: - Почему вода растеклась по блюдечку? - Правильно. Если бы вода не была жидкая, она бы не могла течь в реках, ручьях, из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. (Показать схему №1). - У меня на столе кубик и шарик. Какой формы эти предметы? (ответы детей). Если я положу на стол, в стакан, на ладонь, на блюдце – они изменят свою форму? - А теперь посмотрите на эти сосуды, какие они все разные. В них налита вода, но имеет ли она форму? Вода принимает форму сосуда, в котором она находится – банки, бутылки, пузырька и т. д. значит. Вывод: Вода не имеет собственной формы. (Показать схему №2.) - А теперь мы поиграем. Игра: «Хорошо – плохо». • Вода – это хорошо, потому что. (ответы детей) • Вода – это плохо, потому что. (ответы детей) Опыт №2. Кипячение воды. Глобусник: - Ребята, ответьте на вопрос – когда вода булькает, шипит, кипит? - Чем можно нагреть воду? - У меня есть кипятильник, я сейчас опущу его в воду и подсоединю к розетке. Вода нагревается. Что ещё происходит с водой? - Как вы думаете, вода, кипящая опасна или нет? Приведите примеры, где можно встретить тёплую, горячую воду. - Итак, мы узнали из опыта, что вода может нагреваться. (Посмотреть схему №3). - Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но остаётся горячей. А что это поднимается над банкой? (ответы). Правильно, это пар. А откуда он взялся, ведь в банке была только вода? (ответы). Сейчас приложим зеркало к горлышку банки. Оно запотело, появились капельки (дать детям потрогать). Какой можно сделать вывод? Вода может превратиться в пар. Вывод: пар – это тоже вода, только сильно нагретая. - Дети, вы внимательно слушаете и хорошо работаете, но неплохо бы немножко отдохнуть. Физкультминутка «Дождик». Дождик капнул на ладошку, на цветы и на дорожку. Льётся, льётся, ой-ёй-ёй. Побежали мы домой. Опыт №3. Растворение в воде веществ. Глобусник: - Отгадайте на вкус, что у меня спрятано под салфеткой. (Дети пальчиком пробуют на вкус, что под салфеткой) - Соль и сахар боятся воды? Давайте проверим. (Дети самостоятельно растворяют в воде соль и сахар, пользуясь ложечкой). - Посмотрите, соль видна? Помешайте воду в стакане. Видите ли вы соль? Куда же она исчезла? А теперь попробуйте воду? Какая стала вода по вкусу? Вода растворила соль. Тот же опыт с сахарным песком. Вода растворила песок. - А все ли вещества растворимы в воде? У вас на столе есть стакан с водой и пипетка. А в другом стаканчике, что такое жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде шипит и пенится. Наберите в пипетку несколько капель масла и капнете его в воду, размешайте палочкой. (Работа детей). - Что происходит с маслом? Вывод: вода одни вещества растворяет, а другие – не растворяет совсем. (Показать схему №4) Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Опыт №4. Очистка воды. Глобусник: - Ребята, пока мы играли, масло так и не растворилось, так и осталось на поверхности воды. Такую воду можно пить? Хотя с этим маслом вода и не ядовитая, это не пищевой продукт. А вот если в воду попадёт машинное масло или бензин, или нефть? - Что нужно сделать, чтобы вода стала пригодной для питья? (ответы детей). - Правильно, её нужно очистить. Очищают воду с помощью прибора – фильтра. (Дети изготавливают простейший кулёк из бумаги, по технике оригами, и закладывают в него ватные диски, установив всё это в одноразовый стаканчик). - Фильтр готов, попробуем, как он работает. (Дети сливают воду с маслом сквозь фильтр, наблюдают за результатом). - Какая стала вода? Куда делось масло? Всё масло осталось на фильтре. - Мы с вами познакомились с самым простым способом очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Где? (ответы). Да, в водопроводе вода уже, очищенная. Сначала воду берут из рек или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью больших сложных фильтров, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. Затем вода попадает в водопровод, которую, после очистки, можно употреблять в пищу. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять! - Ребята, вода у нас есть везде. Как охранять воду? Как будем беречь воду? - Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь! - Запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают небольшие речки, а глубоководные реки становятся мелкими. Игра: «Какая вода» (подбор прилагательных о воде) - Какие же свойства воды мы сегодня вспомнили и узнали? (ответы по схемам). | Метод частично-поисковый. Прием словесный. Практический метод. | - Жидкая - Вода булькает, закипает, бурлит. Выполняют физкультминутку. - Соль, сахар - Да -Нет - Она растворилась - Соленая - Масло - Плавает на поверхности, не растворяется - Нужно не забывать закрывать краны. Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым. Не засорять водоемы. Не мусорить на берегах рек. Не мыть в водоемах машины. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, | |
3. | Заключительный этап | Проанализировать | - Ребята, а что вы поняли о воде, в чём разобрались? Что особенно понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Чему вы научились и сможете научить других? (ответы детей). Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. О своих знаниях вы можете рассказать своим родителям. Вода имеет и другие свойства. О них вы узнаете на наших следующих занятиях. Вода – добрый друг и помощник человека. (Дети читают строчки стихотворения «О воде» Н. Рыжовой, по очереди). Глобусник: - Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными. Ребята, спасибо вам за то, что вы столько много рассказали о воде, мне очень понравилось с вами работать. Я дарю вам на память о себе частичку своей воды – капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и берегите её. А мне пора. До свидания! (Каждому ребёнку дарится кулон в виде капли, с надписью «Береги воду!»). | Рефлексия Прием: словесный, практический. |
| Умеет выражать оценку своей работы Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект « Водичка, водичка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5Экологический проект « Водичка, водичка»( краткосрочный ноябрь – декабрь)...

Экологический проект «Водичка, водичка» в средней группе
Тип проекта: познавательно-поисковыйУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 3 месяца ( январь, февраль, март)....

Экологический проект "Вода? Вода! Ты откуда и куда?"
Материал содержит описание экологического проекта округовороте воды в природе....

Экологический проект "Водичка, водичка"
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...

Экологический проект "Водичка, водичка"
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...
- Мне нравится (1)
