цикл наблюдений март подготовительная группа
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Облова Алена Сергеевна

цикл наблюдений март подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдение за живой природой (растения, кусты, цветы, травы)

Наблюдение

за живой природой (животные)

Наблюдение

за неживой природой

Наблюдение за социальными явлениями (труд взрослых, техника, одежда)

понедельник

Тема: Берёза

Цель: расширять и обобщать знания о берёзе, её особенностях.

Вопросы: Какие деревья и кустарники растут на нашем участке, на другой территории детского сада? Найдите берёзу. Берёза – это куст или дерево? Как вы определили? Это хвойное или лиственное дерево? Чем берёза отличается от других деревьев? Почему её называют символом России? Что отличает берёзу от других деревьев, которые вы знаете? Где растёт берёза? Как распространяются семена берёзы? Встаньте рядом с берёзой – кто выше вы или берёза?

Словарная работа: названия деревьев и кустарников, берёза повислая и берёза бородавчатая или пушистая, берёзовая роща, березняк

Художественное слово:

Стих-е «Белоствольная берёза – Символ Родины моей», загадка 

1. «Стройная красавица стоит на поляне, В зелёной кофточке, в белом сарафане».

2. Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

Преемственность в деятельности:

Составление рассказа-описания по сюжетной картине про берёзу.

Тема: Кошка

Цель: продолжать закреплять сведения о домашних питомцах,

Вопросы: Откуда пришла кошка? Куда она направляется? Или: Почему здесь сидит кошка? Что она делает? (кого-то ждёт, греется на солнышке? Кого она может ждать? Боится кошка нас или нет? Почему вы так решили? (не убегает, даёт себя погладить) Где живёт кошка? Домашние животные могут быть как травоядными, так и хищными. К каким животным относится кошка? А почему к хищным животным? Почему некоторых кошек называют бездомными? Почему это происходит? Чем питаются кошки?

Словарная работа: греется, травоядное и хищное животное 

Художественное слово: стих-е В. Берестова «Кошкин щенок», с. Маршак «Отчего кошку назвали кошкой»

Примета: Ложится спать у источника тепла — будет похолодание.

Преемственность в деятельности:

Коллективная работа – изготовление книжки-малышки «Что я знаю о кошке?»

Тема: Признаки весны. Солнце

Цель: формировать представления о первых весенних изменениях в природе – солнечных днях

Вопросы: Какое время года? Какой месяц? Какая сегодня погода? Почему на улице тепло? Какое сегодня солнце? Вспомните, когда идёте утром садик, на улице светло или темно? Подвести к тому, что рано светлеет и позже темнеет, увеличивается световой день. Почему на солнце трудно смотреть? Зимой тоже иногда светит солнце, но холодно, а сейчас от солнца больше тепла и света. Предложить потрогать предметы в тени и на солнце. Почему одни теплые, а другие – холодные?

Словарная работа: солнце, солнышко, солнечный луч, световой день, светлеет, темнеет

Художественное слово: Пословицы «Март – не весна, а предвесенье», «Иногда и март морозом хвалится» 

Стих. Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Примета: «В марте зима сзади и спереди» 

Эксперимент. Предложить измерить длину тени от дерева в одно и тоже время в течение недели. Преемственность в деятельности: рассматривание сюжетной картины с изображение солнечного весеннего дня и составление описательных предложений

Тема: Экскурсия по территории детского сада

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать позитивное отношение к труду

Вопросы: Предложить обойти здание детского сада и посмотреть в каких местах есть мусор – сломанные ветки деревьев и кустарников, оттаявшие ненужные предметы. Как считаете, кто мог здесь намусорить? Как вы думаете, нужно убрать это? А кто это будет убирать? Обратить внимание на то, что дворник следит за порядком и чистотой не только на участках, но и на всей территории детского сада.

Словарная работа: следить за порядком, чистота, подбирает мусор, мусорить, беспорядок

Художественное слово:

Загадка «Он с утра пораньше встанет, Веник в руки возьмёт,

И дорожки подметёт»

Труд сбор сломанных веток деревьев и кустарников

Преемственность в деятельности:

рассматривание сюжетной картины с изображение дворника за работой и составление описательных предложений

вторник

Тема: Ствол берёзы

Цель: расширять и обобщать знания о берёзе, её особенностях.

Вопросы: Почему её называют белоствольной красавицей? Как называют кору у берёзы? Как называются чёрные чёрточки на стволе? Зачем они нужны? Как человек может использовать кору берёзы? Рассказать, что бересту раньше использовали вместо бумаги, а сейчас из неё плетут очень красивые и полезные предметы и поделки. От чего белый ствол защищает берёзу? А зачем на стволе белые полоски?

Словарная работа: чечевички, береста, ствол, белоствольная

Художественное слово:

1. А она белым-бела!

И зачем же навела

На коре полоски

Белая берёзка?

2. Дуб корой покрыт шершавой.

Ель корой, как чешуёй.

У берёзоньки кудрявой

Ствол покрытый берестой.

Преемственность в деятельности:

Организация в группе мини-выставки поделки и предметы из бересты.

Предложить попробовать переплести полоски заранее заготовленной бересты «Подставка под горячее»

Тема: Внешний вид кошки

Цель: продолжать формировать умение выделять части тела, развивать связную речь

Вопросы: Все ли кошки одинаковые? Чем похожи и чем отличаются кошки? Как выглядит домашняя кошка? Какие у кошки уши? Какая шерсть? Какой хвост? Пушистая? Лапы короткие или длинные? Почему кошку называют чистоплотной? Зачем кошке усы? Почему кошка ходит бесшумно? Что помогает кошке забираться на дерево?

Словарная работа: шесть: длинная или короткая, пёстрая или однотонная, описание хвоста, подушечки на лапах, когти

Художественное слово:

Примета: Если кошка ластится к гостю, значит это надежный человек. 

Преемственность в деятельности:

Речевая игра «Опиши кошку», рассматривание предметных картинок с изображением кошек

Тема: Признаки весны. Облака - тучи

Цель: расширять представления о многообразии неживой природы, с изменениями, которые происходят весной

Вопросы: Посмотрите на небо. Какое оно? Какое небо было зимой? Что вы на нём видите? Обратить внимание, что небо часто бывает голубым и безоблачным. Есть ли солнце на небе? Почему? Как облака передвигаются по небу? Они похожи друг на друга? Чем? А чем отличаются? На что походи облака? Какие они? А как выглядит туча? Чем туча похожа на облако и чем отличается?

Словарная работа: облако – облачко, туча, безоблачное, плывут, причудливые.

Художественное слово:

Стих-е «Почему бывают тучи и бывают облака»

Примета: Облака идут против ветра – к снегу. Облака движутся с севера на юг – к хорошей погоде. Облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.

Преемственность в деятельности

Рисование «Облака»

Тема: Дворник

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника, воспитывать позитивное отношение к труду

Вопросы: Где ещё, кроме детского сада, вы видели дворника? Кто был – мужчина или женщина? Что он делал? Как дворник выполнял свою работу? Во что он был одет? Зачем дворник переодевается в рабочую одежду?

Словарная работа: глаголы-действия, предметы одежды. Рабочая одежда

Художественное слово:

О-В. Скобелкина «Шур-шур-шит с утра метла…»

Труд убрать игровой материал на участке, раскидать снег на участке для быстрого таяния

Преемственность в деятельности

Составление последовательности событий по серии сюжетных картинок «Работа дворника»

среда

Тема: Подарки берёзы

Цель: Расширить и уточнить представления о полезных свойствах берёзы.

Вопросы: Что, кроме красоты, есть в берёзе? Дрова из берёзы считаются лучшими. Как думаете. Почему? А пили когда-нибудь берёзовый сок? Как его собирают? Рассказать о полезных свойствах сока. В баню ходите? Кто-нибудь парился в бане? А родители или бабушка и дедушка? Чем парятся? Каким веником? Почему полезно париться берёзовым веником? Рассказать о пользе листьев: сушёные листья применяют как лекарство, а на Руси (давным-давно) их использовали в пищу. Какие грибы растут под берёзой? А знаете ли вы, что есть берёзовый шампунь и им очень полезно мыть голову?

Словарная работа: заготавливают дрова, берёзовый сок, надрез, сладковатый, берёзовый веник, париться, подберёзовик, берёзовые почки, чага, дёготь, дегтярный шампунь

Художественное слово:

Весенняя сказка «Как Берёзка Дедушке помогла», «Березка повислая»

Примета: Из берёзы течет много сока –к дождливому лету. 

Преемственность в деятельности

Организация в группе мини-выставки поделок и предметов из бересты – составление описательных предложений

Тема: Верный друг

Цель: дать понятие о пользе, которую приносят кошки

Вопросы: Согласны ли вы с тем, что кошка друг человека? Почему? Что умеет делать кошка? Как человек заботится о кошке? Может ли кошка быть опасной? Почему?

Словарная работа: царапается, когти

Художественное слово: Н. Самоний «Весенний концерт»

Примета: В дом пришла чужая кошка — добрый знак. Если оставить питомца себе, это всегда к удаче.

Преемственность в деятельности:

Д/игра «Закончи предложение Если кошка …»

Тема: Признаки весны. Капель

Цель: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам.

Вопросы: 21 марта – день весеннего равноденствия. Что это значит?

Что такое «звенит капель»? как появляется сосулька?  Какая сосулька? (прозрачные, холодные, твёрдые). Предложить сравнить величину сосулек утром и вечером. Почему сосульку становятся короче? Где сосульки тают быстрее: в тени или на солнечной стороне? Почему? Как с сосулек капает вода? Что образуется под сосулькой? Предложить послушать капель.

Словарная работа: звенит капель, сосулька, прозрачная, твёрдая, холодная, тает, капает. Равноденствие

Художественное слово: загадка «Что вниз вершиной растёт?», пословицы «Март – весне брат и зиме не рад», «Март зиму ломает, новому сезону дорожку ведёт» 

Примета: Если на крышах образуются сосульки – весна будет затяжной. Весна и червяка оживит

Преемственность в деятельности:

Рисование «Сосульки на крыше»

Тема: Поможем дворнику

Цель: воспитывать уважение к труду других людей, вызвать желание помочь дворнику.

Вопросы (беседу нужно провести у кладовки, в которой хранится инвентарь дворника) Какие инструменты и приспособления нужны дворнику? Что дворник делает метлой, граблями, лопатой и т.д.? Зачем дворнику тачка? Зачем нужно следить за инвентарём? Где нужно хранить уборочный инвентарь? Зачем дворник переодевается в рабочую одежду? Куда дворник уносит собранный мусор?

Словарная работа: инвентарь для уборки снега и прочего мусора – лопата, метла, грабли, мусорные мешки

Художественное слово:

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе

Все дорожки подметёт

И песком посыплет лёд.

Стих-е Н. Самоний «Дворник или уважайте труд людей!»

Преемственность в деятельности:

Беседа «Кто больше назовёт действий?

Труд: предложить раскидать снег с участка на асфальт для быстрого таяния

четверг

Тема: Дуб

Цель: расширять, обогащать знания об особенностях дуба

Вопросы: Растёт ли на территории детского сада дуб? Дуб – это куст или дерево? Как вы определили? Это хвойное или лиственное дерево? Где растёт дуб? Как называются плоды дуба? Распространяются семена дуба? Потрогайте ствол дуба, какой он? Кто живёт в коре дуба? Пользу или вред приносят насекомые в коре дерева? А кто помогает дубу спастись от вредных насекомых? Встаньте рядом с дубом, кто выше?

Словарная работа: дубовая роща, крона, густая, раскидистая, кора толстая, прочная, жёлуди продолговатые, гладкие, дубрава

Художественное слово:

загадка «Величавый и могучий,

Он растёт на склоне кручи,

Зубчатой своей листвой

Укрывает в летний зной,

А когда наступит осень,

Жёлудь в дар он нам приносит».

басня Ивана Крылова «Свинья под Дубом»

Пословицы «Велик дуб, а от малого топора падает».

Примета: Упавший под ноги жёлудь – к успеху. Если к концу весы на дубе полностью распустились листья – жди хорошего урожая к осени.

Преемственность в деятельности:

  1. лепка жёлудя
  2. просмотр мультфильма «Сказка старого дуба»

Тема: Повадки

Цель: Продолжать знакомить с особенностями поведения кошки

Вопросы: Как кошка ведёт себя при встрече с хозяином? А с незнакомым человеком? Как кошка передвигается? Как она спит? Как понять, что хочет кошка? Понимает ли кошка, что ей говорит хозяин? На кого может охотиться кошка? Как кошка ведёт себя в незнакомом месте? Почему она нас обнюхивает? Что любят кошки? (когда гладят по животику, чешут за ушками). Почему кошка мурлыкает? Как кошка ведёт себя во время еды?

Словарная работа: «свернулась калачиком», ловкая, обнюхивает, мурлыкает – мурлычет

Художественное слово: В. Сутеев «Кто сказал мяу», Н. Самоний «Бойцовский кот»

Примета: Кошка кувыркается на спине – это к теплу. Если кошка свернулась комочком – жди морозов.

Преемственность в деятельности:

Рассматривание сюжетной картины «Кошка с котятами»

Тема: Признаки весны. Таяние снега

Цель: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам.

Вопросы: Какой снег? Почему он не такой белый как зимой? Что происходит со снегом? Почему он тает? Во что превращается снег? Где снег тает быстрее? Почему? Куда уходит вода? Что такое проталины? Как они появляются? Где вы заметили первые проталины? Предложить измерить высоту снежного покрова. Н сугробах образуется жёсткая ледяная корка. Почему?

Словарная работа: ручейки журчат, тает, проталина, ледяная корка – наст

Художественное слово:

  1. стих –е Ф. Тютчева «Весенние воды»,
  2. пословица «Вода с гор потекла, весну принесла»
  3. Вышло солнце из-за тучи

И нагрело снег скрипучий,

Снег задумался чуть-чуть

И ручьём пустился в путь.

Примета: Снег быстро тает и воды бегут дружно – к мокрому лету. Если снег тает от солнца – год будет урожайным, если от дождя – жди засухи.

Преемственность в деятельности:

рассматривание сюжетных картинок с изображением явления и составление предложений

Тема: Что умеет дворник?

Цель: расширять знания о труде дворника, развивать связную речь

Вопросы: Как вы думаете, кто приходит первым в детский сад? Зачем? А зачем он прибирает участки, территорию? Чем каждый из нас может помочь дворнику? Составить последовательность действий дворника при уборке территории.

Словарная работа: расчищать, привести в порядок, территория, подметает, убирает мусор

Художественное слово:

1. Дворник до рассвета встал,

На рассвете подметал,

И когда проснулся дом,

Было чисто всё кругом.

2. «Он главный начальник

У нас во дворе…»

Преемственность в деятельности: Д/и «Какой инвентарь понадобится?»

пятница

Тема: Дуб

Цель: расширять, обогащать знания о  лекарственных, пищевых свойствах, хозяйственном применении дуба

Вопросы:  Как человек использует жёлуди?  А если дуб растёт в лесу, где человек не ходит, кому нужны жёлуди? Зачем? Как человек использует кору дуба? Рассказать, что из желудей готовят муку и крупу, которая пригодна для выпекания хлеба. Еще из плодов дуба готовят вкусный и полезный напиток – желудевый кофе. Что изготовляют из древесины дуба?

Словарная работа: жёлудь, древесина, дубовая кора

Художественное слово: стих-е И. Токмаковой «Дуб дождя и ветра вовсе не боится», Н. Нехаева «Из жёлудя вырос дубок молодой»,

Примета: Дубрава шумит к непогоде. Распускается дуб – пора сеять горох.

Преемственность в деятельности

Коллективная аппликация «Ветка дуба»

Тема: Котята

Цель: показать кошку заботливым животным, воспитывать бережное отношение к котятам и кошке в период заботы о своих детёнышах

Вопросы: Как называются детёныши кошки? Какими рождаются котята? Что делают котята в первые недели жизни? Как кошка заботится о своих котятах?

Словарная работа: котята – котёнок, заботливая, вылизывает, беспомощные, слепые

Художественное слово: считалка С. Михалкова «Котята», стих-е С. Маршака «Котята», Е. Благинина «Котёнок» .

Примета: Коты видят Домовых и общаются с ними. Нередко питомцы будят своих хозяев шумными, подвижными играми по ночам. Но нельзя на кошку серчать и наказывать, вместе с ней обидится и Домовой, за что обязательно отомстит домочадцам.

  • Преемственность в деятельности:

Оригами «Кошка и котята»

Тема: Признаки весны. Температура воздуха 

Цель: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам.

Вопросы: Как с приходом весны изменилась температура воздуха? Что влияет на температуру на улице? Отметить, что по утрам, когда идём в садик, на улице холодно, а когда выходим на прогулку – теплее, вечером снова становится прохладно.

Словарная работа: температура, воздух, заморозки, тёплый. прохладный

Художественное слово: стих-е С. Дрожжин «Зима сменяется весною», «Прозрачный невидимка»

Примета: По холодной весне – градобойное лето. Очень тёплая весна – холодное лето.

Преемственность в деятельности

Дид. игра «Закончи предложение»

Тема: А если дворников не будет?

Цель: закреплять знания о профессии дворника, воспитывать уважение к чужому труду

Вопросы: А если дворника не будет? Что должен знать и уметь дворник? Какими качествами должен обладать дворник?

Словарная работа: трудолюбие, ответственность, выносливость, аккуратный, терпеливый, внимательный

Художественное слово: стих-е А. Карамышева «Дворник», Л. Береснева «Рано утром во дворе…»

  • Преемственность в деятельности:
  • Рассматривание сюжетных картинок с изображением людей, убирающих территорию.
  • Составление предложений: «Если бы я был дворником…»

Труд: уборка игрового инвентаря на участке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдения для старшей группы

Цикл наблюдения за хомячком для старшей группы....

Цикл наблюдений для подготовительной группы за зимующими птицами

В цикл входит 6 наблюдений за зимющими птицами....

цикл наблюдений сентябрь подготовительная группа

Методическая разработка на тему: "Картотека прогулок в подготовительной группе" сентябрь...

Цикл наблюдений Осень (средняя группа)

Цикл на блюдения на среднюю группу на Сентябрь,  Октябрь, Ноябрь...

Цикл наблюдения Зима (средняя группа)

Цикл наблюдений Декабрь, Январь, Февраль...

Цикл наблюдений Весна (средняя группа)

Цикл наблюдений Март, Апель, Май...

цикл наблюдений февраль подготовительная группа

цикл наблюдений февраль подготовительная группа...