Мастер -класс на тему : " Дерево , как экосистема ."
материал по окружающему миру
Цель : формировать знания детей о деревьях в системе экологического развития дошкольников .
( изготовление макета с элементами поделок в миниатюре ) .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.п. Урвань,дошкольный блок
(изготовление макета с элементами поделок в миниатюре)
Поготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Шогенова Алена Шихарбиевна
Цель: формирование знаний детей о деревьях в системе экологического
развития дошкольников.
Задачи Мастер-класса для детей:
- в ходе знакомства с деревом, как Экосистемой, научиться выявлять
взаимосвязь дерева с растительным и животным миром (дерево и животные,
дерево и грибы, дерево и насекомые и др.);
- наполнить «infobox» (инфобокс) соответствующими теме МК образцами,
изготовив их из бумаги, пластилина или др. материала, проявляя творческие
способности в процессе изготовления образцов для исследования;
Задачи Мастер-класса для педагогов:
- изготовить макет «Дерево как экосистема» для систематизации информации,связанной с изучением деревьев;
- рассказать об универсальности использования данного макета в области
познавательного развития дошкольников (например, данный макет может
познакомить ребёнка со строением дерева, с его изменением в зависимости отвремени года, рассказать о взаимосвязи дерева и некоторых животных,
насекомых и птиц и др);
Задачи для родителей:
- познакомить родителей с простым и доступным способом знакомства
ребёнка с деревьями.
- заинтересовать ребёнка в период самоизоляции с перспективой на то, что
потом некоторые образцы можно будет заменить оригиналами в процессе
поисково-исследовательской деятельности (в лесу, на даче, в парке, огороде –
собрать маленькие палочки, корешки, листочки, пёрышки и др., а также
рассмотреть (птиц, животных, насекомых и др.)
Общие задачи:
- показать, как с помощью данного макета, можно объяснить детям, зачем и почему мы должны беречь деревья, что в случае губительного отношения к ним страдает и даже погибает целая система жизни: человек, животные,насекомые, птицы, растения, грибы и др.
Важно: все изготовленные или собранные ребёнком образцы должны
сопровождаться речевым доказательством ребенка «Зачем ты это положил
в баночку? Для чего? Какое отношение это имеет к дереву? Что бы ты ещё хотелнайти (или сделать)? Почему?
Участники матер-класса: мастер-класс ориентирован на детей старшего возраста, родителей, педагогов.
Оборудование: альбомный лист бумаги, малярный, гуашь, фломастеры
или карандаши (на выбор), баночки из-под соуса (могут быть разные
маленькие коробочки, спичечные коробки, маленькие баночки и др.),
пластилин, цветная бумага, ножницы.
«Infobox» – это информативная баночка или коробочка, в которой лежит
тот или иной образец для исследования, связанный с деревом. Сам процесс
сбора в баночки изготовленных или собранных образцов очень привлекателен для ребёнка, кроме того, такое хранение «информации» очень практично,образцы в баночках можно дополнять или менять по желанию ребёнка, но желание должно иметь доказательство «Зачем или почему?».
Наполняемость ««infobox» может быть разной в зависимости от идеи,
задачи педагога, ребёнка, родителя, но наполняемость инфобанок должна
быть связана непосредственно с деревом.
Ход мастер-класса
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения: деревья, травы, цветы, насекомые и т.д.
Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не
обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к
живым и цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают
как неживые объекты (т.е. нет способов передвижения как у живых).
Дерево - прекрасный объект для наблюдений, так как является целой
экологической системой и играет важную роль в жизни не только людей, но и других растений, животных, насекомых.
Для знакомства с этой экосистемой нам необходимо изготовить
небольшой макет. И для этого нам понадобится: два листа белой бумаги
формата а3 или 4 листа белой бумаги формата а4, которые необходимо
соединить между собой малярным скотчем. Далее мы с вами рисуем дерево,
изображая ветки и корни деревьев. Форма дерева может быть разной. Для того,чтобы наш макет имел эстетический вид необходимо его раскрасить. Основа макета готова.
Далее необходимо определиться, что вы хотите узнать о дереве?
Логичнее начать со строения дерева. И здесь нам помогут «infobox», которые
будут являться носителями той или иной информации, рассказывающей нам о дереве. Почему «infobox»? Можно нарисовать на макете листочки, плоды,
почки и т.д. Но тогда нам придется рисовать каждый раз разную основу для
макета! А мы с вами нарисовали примерную схему и дополнять наш макет мы будем, используя «infobox». Один макет и много «infobox»!
Из чего состоит дерево? Рассказывая ребёнку о строении можно сразу
попросить его слепить или нарисовать тот или иной элемент (образцы должны быть миниатюрные), например, говорим о стволе: какой он, каким цветом или формы, тут же вспоминая о разных видах деревьев, что у берёзы ствол белый.Или рассказываем о листьях деревьев, какие бывают листья, по форме, цветуи тд. В «infobox» предлагаем положить нарисованный (или изготовленный изпластилина) ребенком листик от дерева, веточку, почку, кору. Все изготовленные из разных материалов мини-образцы в дальнейшем могут быть заменены на оригиналы. Но так как в условиях самоизоляции не у всех есть возможность выйти на улицу в данный момент, предлагаю детям изготовить образцы самостоятельно, развивая не только познавательные способности, но и творческие. Таким образом, в процессе знакомства детей со строением дерева, «infobox» могут быть наполнены образцами веточек, корней, листьев,почек, шишек и др. (образцы могут быть изготовлены из творческого материала, так и собраны). Расставляя наполненные «infobox» на макет в нужном месте, ребёнок, открывая их, может рассказывать о строении дерева.
Созданные или собранные ребёнком образцы в процессе рассказа выполняют
роль предметов-помощников, тем самым помогая ему в составлении рассказа.
Таким образом, наполняя «infobox», можно рассказать:
- об изменении деревьев в процессе смены сезонов. Наполнение может быть
следующим: осень - жёлтые, красные, коричневые листья, голые ветки, ветка
ели; зима - снег (можно взять из морозильной камеры), рисунки снежинок,
ветка ели; весна – почки, веточки с листочками, цветочки, лето – зелёные
листочки, плоды деревьев (шишки, желуди, яблоки и тд);
- о животных, которые живут на деревьях, под деревьями (белка, бурундук,
заяц...);
- о насекомых, которые живут в коре деревьев, в корнях деревьев (короед,
гусеница, дикие пчёлы...);
- о птицах (дятел, сова, кукушка...);
- о грибах (чага, опята...).
Животных, насекомых, птиц, грибы – необходимо нарисовать в
миниатюре или изготовить из пластилина и положить в «infobox». Задача
педагога или родителя заключается в подаче информации. Предварительно
познакомив ребёнка с тем, какую роль играет дерево, например, в жизни белки или дятла... Каждый персонаж «infobox» будет носителем важной
информации, рассказывающей ребёнку о том, зачем дерево нужно тому или
иному животному или насекомому, и что случится, если деревья погибнут?!
Кроме изучения живой природы, можно рассказать ребёнку, какую роль
дерево играет в жизни человека. Например, «infobox» может быть пустой – это кислород, который выделяют деревья! Положив в «infobox» бумагу или
маленькую деревянную игрушку (любую деревянную вещь), можно
рассказать о том, что производят из дерева!
Важным моментом в системе экологического воспитания детей является
процесс формирования знаний о бережном отношении к деревьям, природе. В «infobox» можно положить частички мусора (кусочки пластика, пакета), а
также спички. Здесь важно сделать акцент на том, что есть отходы, которые
годами не разлагаются, что приводит к загрязнению окружающей среды и в
итоге к гибели природы, в том числе и деревьев. Спички могут привести к
гибели деревьев «Из одного дерева можно сделать миллион спичек и при этом одна спичка может погубить миллион деревьев!».
Таким образом, наполняя «infobox» различными образцами, мы вместе
с ребёнком изучаем экологическую систему, связанную с деревом. Благодаря
наполнению «infobox» ребёнок запоминает и воспроизводит полученную
ранее от педагога или родителя информацию. А если ребёнок будет знать, что дерево – это дом для многих животных, птиц, насекомых и т.д., то в его
сознании будет формироваться бережное отношение к деревьям, что приведет (будем надеяться) к сохранению деревьев как целой экосистемы.
Рефлексивно-оценочный этап:
В ходе мастер-класса я вам рассказала и показала, как изготовить и что
(примерно) можно изучить, используя данный макет. Я вам привела всего
лишь несколько примеров. Поверьте, фантазия здесь безгранична! Мне бы
очень хотелось, чтобы вы придумали другие этапы для исследований,
связанных с деревом! Что можно ещё положить в наши «infobox»? Как это
будет связано с деревом? Жду ваших фотографий с новым наполнением или
дополнением «infobox»! И кроме того, краткий информативный рассказ о том,чем и почему вы наполнили «infobox», будет прекрасным дополнением к
нашему макету. Все ваши предложения по наполнению «infobox» потом
превратятся в карточки-помощники. Расскажите о своём дереве, какое оно у
вас? Зачем деревья нужно беречь? Зашифруйте свою информацию в «infobox» в виде поделок, изготовленных из пластилина, бумаги, глины и др., а может быть у вас уже будут образцы- оригиналы?
Рекомендации для педагогов и родителей
1. При проведении занятий с детьми с использованием данного макета
рекомендуется разбивать на микротемы по изучению деревьев.
• Одно занятие- знакомство со строением дерева.
• Второе - знакомство с изменением дерева в разные сезоны. И так далее.
Старайтесь информацию, которая касается изучения дерева,
преподносить ребёнку дозированно.
2. Наполнение «infobox» может быть на основе рассказа педагога,
родителя, а также ребёнок может самостоятельно наполнить «infobox»,
мотивируя свой выбор. Например, ребёнок может слепить, нарисовать шишку(или положить оригинал), и рассказать не о плодах дерева, а о белке, которая живет в дупле дерева и питается орешками из шишек. Таким образом, изготовленный ребёнком образец будет индивидуален и будет своеобразнымпомощником для его рассказа о той или иной взаимосвязи с деревом. Поэтому при наполнении «infobox» не требуйте от ребёнка строго нарисованного рисунка или изготовленной из пластилина поделки по вашему образцу,ребёнок должен сам сделать выбор, что и каким способом (рисование, лепка идр.) он зашифрует полученную (или уже знакомую ему) информацию.
3. В ходе изучения каждой микротемы старайтесь узнать у ребёнка, что
будет, например, с насекомыми, если дерево погибнет? Что будет с деревом,
если его не поливать и т.д. Выстраивание логических цепочек приветствуется
в процессе использования данного макета.
4. Многие этапы, например, как вырастает дерево, как за ним ухаживать
или какие деревья обладают лечебными качествами и др. целенаправленно
мной упущены.
5. В процессе творческой деятельности, например, в процессе лепки или
рисования, можно устраивать мини-конкурсы на лучшую мини поделку или
мини рисунок.
6. Данный макет придуман и создан в режиме самоизоляции и не
апробирован полностью в образовательной деятельности.
7. Все этапы знакомства с деревом, как экосистемой, могут
сформировать единый познавательный проект экологической
направленности.
Спасибо за участие в моем мастер-классе.Творческих успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию деревьев "Времена года" (топиарий)
Рукоделием занимались женщины на протяжении многих веков. С приходом новой эпохи рождались новые виды и формы......

Мастер класс по изготовлению дерева из пайеток
Мастер класс по изготовлению дерева из пайеток.Развитие творческих способностей.Развитие мелкой моторики.Украшение интерьера...

Мастер- класс на тему «Дерево причины и следствия»в средней группе.
Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи....

Мастер-класс для родителей «Дерево держится корнями, а человек семьей»
Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания....

Мастер-класс для педагогов «Дерево толерантности»
Мастер-класс для педагогов «Дерево толерантности»...

конспект мастер- класса для педагогов «Создание замкнутой экосистемы своими руками (вечный террариум)»
передача коллегам личного профессионального опыта в сфере организации познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности по созданию флорариума или растительного мини террариума....

Мастер-класс на тему: Нетрадиционные виды аппликации как средства развития творчество дошкольников» «Осенние дерево»
quot;ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО" МАСТЕР-КЛАСС...


