Мастер -класс на тему : " Дерево , как экосистема ."
материал по окружающему миру

Шогенова Алена Шихарбиевна

 Цель : формировать знания детей о деревьях в системе экологического развития дошкольников .

( изготовление макета с элементами поделок в миниатюре ) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master1_2.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.п. Урвань,дошкольный блок

(изготовление макета с элементами поделок в миниатюре)

Поготовила и провела  воспитатель первой квалификационной категории Шогенова Алена Шихарбиевна

Цель: формирование знаний детей о деревьях в системе экологического

развития дошкольников.

Задачи Мастер-класса для детей:

- в ходе знакомства с деревом, как Экосистемой, научиться выявлять

взаимосвязь дерева с растительным и животным миром (дерево и животные,

дерево и грибы, дерево и насекомые и др.);

- наполнить «infobox» (инфобокс) соответствующими теме МК образцами,

изготовив их из бумаги, пластилина или др. материала, проявляя творческие

способности в процессе изготовления образцов для исследования;

Задачи Мастер-класса для педагогов:

- изготовить макет «Дерево как экосистема» для систематизации информации,связанной с изучением деревьев;

- рассказать об универсальности использования данного макета в области

познавательного развития дошкольников (например, данный макет может

познакомить ребёнка со строением дерева, с его изменением в зависимости отвремени года, рассказать о взаимосвязи дерева и некоторых животных,

насекомых и птиц и др);

Задачи для родителей:

- познакомить родителей с простым и доступным способом знакомства

ребёнка с деревьями.

- заинтересовать ребёнка в период самоизоляции с перспективой на то, что

потом некоторые образцы можно будет заменить оригиналами в процессе

поисково-исследовательской деятельности (в лесу, на даче, в парке, огороде –

собрать маленькие палочки, корешки, листочки, пёрышки и др., а также

рассмотреть (птиц, животных, насекомых и др.)

Общие задачи:

- показать, как с помощью данного макета, можно объяснить детям, зачем и почему мы должны беречь деревья, что в случае губительного отношения к ним страдает и даже погибает целая система жизни: человек, животные,насекомые, птицы, растения, грибы и др.

Важно: все изготовленные или собранные ребёнком образцы должны

сопровождаться речевым доказательством ребенка «Зачем ты это положил

 в баночку? Для чего? Какое отношение это имеет к дереву? Что бы ты ещё хотелнайти (или сделать)? Почему?

Участники матер-класса: мастер-класс ориентирован на детей старшего возраста, родителей, педагогов.

Оборудование: альбомный лист бумаги, малярный, гуашь, фломастеры

или карандаши (на выбор), баночки из-под соуса (могут быть разные

маленькие коробочки, спичечные коробки, маленькие баночки и др.),

пластилин, цветная бумага, ножницы.

«Infobox» – это информативная баночка или коробочка, в которой лежит

тот или иной образец для исследования, связанный с деревом. Сам процесс

сбора в баночки изготовленных или собранных образцов очень привлекателен для ребёнка, кроме того, такое хранение «информации» очень практично,образцы в баночках можно дополнять или менять по желанию ребёнка, но желание должно иметь доказательство «Зачем или почему?».

Наполняемость ««infobox» может быть разной в зависимости от идеи,

задачи педагога, ребёнка, родителя, но наполняемость инфобанок должна

быть связана непосредственно с деревом.

                                       Ход мастер-класса

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами

ближайшего окружения: деревья, травы, цветы, насекомые и т.д.

Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не

обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к

живым и цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают

как неживые объекты (т.е. нет способов передвижения как у живых).

Дерево - прекрасный объект для наблюдений, так как является целой

экологической системой и играет важную роль в жизни не только людей, но и других растений, животных, насекомых.

Для знакомства с этой экосистемой нам необходимо изготовить

небольшой макет. И для этого нам понадобится: два листа белой бумаги

формата а3 или 4 листа белой бумаги формата а4, которые необходимо

соединить между собой малярным скотчем. Далее мы с вами рисуем дерево,

изображая ветки и корни деревьев. Форма дерева может быть разной. Для того,чтобы наш макет имел эстетический вид необходимо его раскрасить. Основа макета готова.

Далее необходимо определиться, что вы хотите узнать о дереве?

Логичнее начать со строения дерева. И здесь нам помогут «infobox», которые

будут являться носителями той или иной информации, рассказывающей нам о дереве. Почему «infobox»? Можно нарисовать на макете листочки, плоды,

почки и т.д. Но тогда нам придется рисовать каждый раз разную основу для

макета! А мы с вами нарисовали примерную схему и дополнять наш макет мы будем, используя «infobox». Один макет и много «infobox»!

Из чего состоит дерево? Рассказывая ребёнку о строении можно сразу

попросить его слепить или нарисовать тот или иной элемент (образцы должны быть миниатюрные), например, говорим о стволе: какой он, каким цветом или формы, тут же вспоминая о разных видах деревьев, что у берёзы ствол белый.Или рассказываем о листьях деревьев, какие бывают листья, по форме, цветуи тд. В «infobox» предлагаем положить нарисованный (или изготовленный изпластилина) ребенком листик от дерева, веточку, почку, кору. Все изготовленные из разных материалов мини-образцы в дальнейшем могут быть заменены на оригиналы. Но так как в условиях самоизоляции не у всех есть возможность выйти на улицу в данный момент, предлагаю детям изготовить образцы самостоятельно, развивая не только познавательные способности, но и творческие. Таким образом, в процессе знакомства детей со строением дерева, «infobox» могут быть наполнены образцами веточек, корней, листьев,почек, шишек и др. (образцы могут быть изготовлены из творческого материала, так и собраны). Расставляя наполненные «infobox» на макет в нужном месте, ребёнок, открывая их, может рассказывать о строении дерева.

Созданные или собранные ребёнком образцы в процессе рассказа выполняют

роль предметов-помощников, тем самым помогая ему в составлении рассказа.

Таким образом, наполняя «infobox», можно рассказать:

- об изменении деревьев в процессе смены сезонов. Наполнение может быть

следующим: осень - жёлтые, красные, коричневые листья, голые ветки, ветка

ели; зима - снег (можно взять из морозильной камеры), рисунки снежинок,

ветка ели; весна – почки, веточки с листочками, цветочки, лето – зелёные

листочки, плоды деревьев (шишки, желуди, яблоки и тд);

- о животных, которые живут на деревьях, под деревьями (белка, бурундук,

заяц...);

- о насекомых, которые живут в коре деревьев, в корнях деревьев (короед,

гусеница, дикие пчёлы...);

- о птицах (дятел, сова, кукушка...);

- о грибах (чага, опята...).

Животных, насекомых, птиц, грибы – необходимо нарисовать в

миниатюре или изготовить из пластилина и положить в «infobox». Задача

педагога или родителя заключается в подаче информации. Предварительно

познакомив ребёнка с тем, какую роль играет дерево, например, в жизни белки или дятла... Каждый персонаж «infobox» будет носителем важной

информации, рассказывающей ребёнку о том, зачем дерево нужно тому или

иному животному или насекомому, и что случится, если деревья погибнут?!

Кроме изучения живой природы, можно рассказать ребёнку, какую роль

дерево играет в жизни человека. Например, «infobox» может быть пустой – это кислород, который выделяют деревья! Положив в «infobox» бумагу или

маленькую деревянную игрушку (любую деревянную вещь), можно

рассказать о том, что производят из дерева!

Важным моментом в системе экологического воспитания детей является

процесс формирования знаний о бережном отношении к деревьям, природе. В «infobox» можно положить частички мусора (кусочки пластика, пакета), а

также спички. Здесь важно сделать акцент на том, что есть отходы, которые

годами не разлагаются, что приводит к загрязнению окружающей среды и в

итоге к гибели природы, в том числе и деревьев. Спички могут привести к

гибели деревьев «Из одного дерева можно сделать миллион спичек и при этом одна спичка может погубить миллион деревьев!».

Таким образом, наполняя «infobox» различными образцами, мы вместе

с ребёнком изучаем экологическую систему, связанную с деревом. Благодаря

наполнению «infobox» ребёнок запоминает и воспроизводит полученную

ранее от педагога или родителя информацию. А если ребёнок будет знать, что дерево – это дом для многих животных, птиц, насекомых и т.д., то в его

сознании будет формироваться бережное отношение к деревьям, что приведет (будем надеяться) к сохранению деревьев как целой экосистемы.

                                             Рефлексивно-оценочный этап:

В ходе мастер-класса я вам рассказала и показала, как изготовить и что

(примерно) можно изучить, используя данный макет. Я вам привела всего

лишь несколько примеров. Поверьте, фантазия здесь безгранична! Мне бы

очень хотелось, чтобы вы придумали другие этапы для исследований,

связанных с деревом! Что можно ещё положить в наши «infobox»? Как это

будет связано с деревом? Жду ваших фотографий с новым наполнением или

дополнением «infobox»! И кроме того, краткий информативный рассказ о том,чем и почему вы наполнили «infobox», будет прекрасным дополнением к

нашему макету. Все ваши предложения по наполнению «infobox» потом

превратятся в карточки-помощники. Расскажите о своём дереве, какое оно у

вас? Зачем деревья нужно беречь? Зашифруйте свою информацию в «infobox» в виде поделок, изготовленных из пластилина, бумаги, глины и др., а может быть у вас уже будут образцы- оригиналы?

                                      Рекомендации для педагогов и родителей

1. При проведении занятий с детьми с использованием данного макета

рекомендуется разбивать на микротемы по изучению деревьев.

• Одно занятие- знакомство со строением дерева.

• Второе - знакомство с изменением дерева в разные сезоны. И так далее.

Старайтесь информацию, которая касается изучения дерева,

преподносить ребёнку дозированно.

2. Наполнение «infobox» может быть на основе рассказа педагога,

родителя, а также ребёнок может самостоятельно наполнить «infobox»,

мотивируя свой выбор. Например, ребёнок может слепить, нарисовать шишку(или положить оригинал), и рассказать не о плодах дерева, а о белке, которая живет в дупле дерева и питается орешками из шишек. Таким образом, изготовленный ребёнком образец будет индивидуален и будет своеобразнымпомощником для его рассказа о той или иной взаимосвязи с деревом. Поэтому при наполнении «infobox» не требуйте от ребёнка строго нарисованного рисунка или изготовленной из пластилина поделки по вашему образцу,ребёнок должен сам сделать выбор, что и каким способом (рисование, лепка идр.) он зашифрует полученную (или уже знакомую ему) информацию.

3. В ходе изучения каждой микротемы старайтесь узнать у ребёнка, что

будет, например, с насекомыми, если дерево погибнет? Что будет с деревом,

если его не поливать и т.д. Выстраивание логических цепочек приветствуется

в процессе использования данного макета.

4. Многие этапы, например, как вырастает дерево, как за ним ухаживать

или какие деревья обладают лечебными качествами и др. целенаправленно

мной упущены.

5. В процессе творческой деятельности, например, в процессе лепки или

рисования, можно устраивать мини-конкурсы на лучшую мини поделку или

мини рисунок.

6. Данный макет придуман и создан в режиме самоизоляции и не

апробирован полностью в образовательной деятельности.

7. Все этапы знакомства с деревом, как экосистемой, могут

сформировать единый познавательный проект экологической

направленности.

Спасибо за участие в моем мастер-классе.Творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию деревьев "Времена года" (топиарий)

Рукоделием занимались женщины на протяжении многих веков. С приходом новой эпохи рождались новые виды и формы......

Мастер класс по изготовлению дерева из пайеток

Мастер класс по изготовлению дерева из пайеток.Развитие творческих способностей.Развитие мелкой моторики.Украшение интерьера...

Мастер- класс на тему «Дерево причины и следствия»в средней группе.

Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи....

Мастер-класс для родителей «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и               семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания....

Мастер-класс для педагогов «Дерево толерантности»

Мастер-класс для педагогов «Дерево толерантности»...

конспект мастер- класса для педагогов «Создание замкнутой экосистемы своими руками (вечный террариум)»

передача коллегам личного профессионального опыта в сфере организации познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности по созданию флорариума или растительного мини террариума....