конспект мастер- класса для педагогов «Создание замкнутой экосистемы своими руками (вечный террариум)»
методическая разработка по окружающему миру

ВИННИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

передача коллегам личного профессионального опыта в сфере организации познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности по созданию флорариума или растительного мини террариума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sozdanie_terrariuma.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»

Серпуховский район

Конспект мастер-класса на Муниципальный семинар для воспитателей «Реализация требований ФГОС ДО к экологическому воспитанию дошкольников»

на тему: «Создание замкнутой экосистемы своими руками (вечный террариум)»

Воспитателя: Винник Галины Николаевны

Содержание

1. Цели и задачи.

2. Материалы.

3. Ход мастер-класса.

   3.1. Введение.

   3.2. История возникновения.

   3.3. Актуальность изготовления мини- террариумов.

   3.4. Технология изготовления.

   3.5. Непосредственное изготовление.

   3.6. Анализ работы.

1. Цель:

- передача коллегам личного профессионального опыта в сфере организации познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности по созданию флорариума или растительного мини террариума.

Задачи:

- создание условий для профессионального общения;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий.

2. Материалы: емкость для создания террариума, грунт, растения, инструменты.

3. Ход мастер-класса:

3.1. Введение:

Среди всевозможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру и научились сами приобретать знания и опыт важно вовремя поддержать их стремление к поисково-исследовательской деятельности. Новое и очень увлекательное направление – создание флорариум или вечный террариум. Флорариум, по сути, является мини-садом за стеклом со своей экосистемой. Создание флорариума полностью зависит от фантазии создателя. Делать флорариумы с детьми очень интересно, в процессе создания мини – сада дети узнают много нового и интересного, с увлечением работают, а затем с увлечением наблюдают за изменениями и если требуется, ухаживают за мини-садом.

Настоящим флорариумом с ботанической точки зрения считается полностью замкнутая емкость. когда внутри образуется экосистема, собственная микросреда. Доступа извне к замкнутым флорариумам нет, их не поливают и никак не ухаживают за растениями внутри. Они поливаются однажды при посадке растений, плотно закупоривают крышкой и больше не открываются. Именно так внутри создается микросреда, которая поддерживает жизнедеятельность растений во флорариуме.

Создание флорариумов очень актуально в связи, с тем, что комнатные растения не рекомендуется использовать в детских садах. Флорариумы создают экопространство группы, дополняют развивающую среду и активизируют познавательно – исследовательскую деятельность.

3.2. История возникновения.

Англичанин Дэвид Латимер доказал теорию, что растения могут освоить космос! 57 лет назад он посадил в бутылку Традесканцию, закупорил и ни разу не открывал. В бутылке образовалась экосистема, в которой растение само ухаживает за собой, производит кислород и питается перегноем.

В 1960-ом году инженер-электрик просто из любопытства посадил саженец традесканции в огромный стеклянный бутыль и закупорил его. До этого в 40-литровом бутыле хранилась серная кислота. Латимер выделил растению компостную массу, проволокой просунул и посадил в неё саженцы, после чего полил всего лишь пол стаканом воды. Из 4 саженцов выжил только один, но он выжил! А это значит, что растения способны существовать в автономной среде.

В 1972 году Дэвид Латимер полил свое детище еще один раз. И с тех пор, 45 лет традесканция существует сама по себе: сама производит кислород, исправно дает зеленую и здоровую листву, питается своими же перегнившими остатками. 80-летний Латимер объясняет, что в бутыли создалась собственная самодостаточная мини-экосистема. Растение получает немного света, которого хватает для фотосинтеза и выработки энергии, необходимой для роста. Свет — это единственный источник «энергии», все остальное растение вырабатывает само для себя.

3.3. Актуальность изготовления мини- террариумов.

Наверно уже нет людей на Земле, которые не осознают опасности загрязнения окружающей среды бытовыми и промышленными отходами. Но, к сожалению, в нашей стране, эта проблема решается слишком медленно. Медленно строятся мусороперерабатывающие заводы, создано слишком мало пунктов приёма опасных бытовых отходов — батареек и аккумуляторов, энергосберегающих ламп, оргтехники и т.п. А количество нового мусора с каждым днём всё сильнее увеличивается. Я вспоминаю свое детство, когда, гуляя за гаражами, около оврага, я наблюдала настоящую помойку — там и выброшенные детали от автомобилей, и пластмасса, и бытовые отходы — чего только нет, а рядом расположена речка. Очень жаль было природу. Да и теперь ситуация не сильно изменилась. Борьба за чистую экологию должна прочно укрепиться в нас самих, мы должны постоянно думать о своих детях и тех людях, кому мы наследуем свалки мусора.

И сегодня мне хотелось бы вложить маленькую толику в заботу о нашей природе, о чистоте нашей планеты. Мне бы хотелось рассказать вам, что можно сделать с отработавшими лампочками. Есть огромное количество способов и назначений для использования ламп, которые уже отслужили свой срок. Взгляните на экран.

          -вазочка из лампочки,

          -лампочка с мини- предметами внутри, на пример: кораблик или самолет,

          -сосуд для сыпучих веществ, на пример: соль и перец,

          -лампочка лампада или подсвечник,

          -декорирование лампочки под новогоднюю игрушку,

          -миниатюрный аквариум.

Еще одно из применений для использованной лампочки это изготовление из нее мини- террариума или флорариума.

3.4. Технология изготовления.

Итак, что, собственно, представляет собой террариум для растений. Как правило, это закрытый стеклянный сосуд с дренажем и грунтом, в котором поддерживается очень влажный микроклимат. Растения, находящиеся в террариумах, практически не требуют полива. Для их комфортного существования достаточно изначально внесенного влажного грунта и периодического проветривания.

Размеры мини террариумов могут быть самые разные, это зависит исключительно от вашей фантазии и наличия стеклянной тары интересной и необычной формы. В то же время террариумы могут быть как закрытые, так и открытые, в соответствии с требованиями тех или иных растений.

Растения для террариума. Оптимальным вариантом для содержания в террариуме будут так называемые растения - суккуленты. Для справки: Суккуле́нты — растения, имеющие специальные ткани для запаса воды. Как правило, они произрастают в местах с засушливым климатом. Эти растения запасают влагу в своих мясистых листьях и благодаря этому стойко переносят суровую жизнь в пустынных регионах планеты. Однако не все суккуленты подойдут для содержания в мини террариумах из-за своих больших размеров. Тем не менее, благодаря медленному росту и, как следствие - долгожительству, террариум, созданный из молодых растений, сможет прослужить украшением вашего дома довольно длительное время. Так же сюда подойдут такие растения, как фитонии, различные мхи, тиландсии и кактусы. Все эти растения неприхотливы в уходе и медленно растут.

Для устройства мини террариума необходимо запастись дренажем и грунтом, подходящим для тех растений, которые вы планируете посадить. Ну если с грунтом все, более или менее, понятно - он должен быть очень легким и гигроскопичным, то на дренаж стоит обратить особое внимание. Дренаж для стеклянного террариума стоит выбирать по принципу красоты, это значит, что простая кирпичная крошка или керамзит здесь не уместны. Ведь в стеклянной банке каждый слой будет на виду, следовательно, стоит не поскупится и приобрести красивый и эстетичный дренаж. Подойдут крупные речные или морские разноцветные камешки или декоративный цветной дренаж, продаваемый в цветочных магазинах.

3.5. Непосредственное изготовление.

Вот и мы сегодня с вами создадим такой миниатюрный мир, а сделаем мы это в совершенно обычной лампочке, которая отслужила свой срок и ее уже собирались отправить на помойку.

Для этого нам понадобиться:

-лампочка (я ее уже предварительно очистила от внутреннего устройства и закрепила на подставке- камне);

-дренаж;

-песок;

-грунт;

-растение, в нашем случае это будет мох;

-декоративные элементы: камни, ракушки, деревяшки.

На самом деле, все делается очень просто, нам нужно поместить все имеющиеся элементы внутрь нашей лампочки, закрыть отверстие и наш мини- террариум готов, он будет долгое время вас радовать.

И так приступим:

- засыпаем внутрь, дренаж, песок и грунт;

- помещаем туда же мох, немного прижимаем его к грунту;

- помещаем внутрь камни;

- поливаем все водой;

- закрываем лампочку пробкой.

Наш мини террариум готов.

3.6. Анализ работы.

И в конце мне бы хотелось узнать ваше мнение о моем мастер- классе.

  • Как вы считаете, такая форма работы с детьми полезна?
  • Узнали ли вы сегодня что-то новое для себя?
  • Что вам больше всего понравилось в ходе мастер- класса?

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей: «Создание книжки – малышки своими руками».

Работа с родителями по приобщению детей к чтению книг....

Мастер-класс для педагогов «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»

В данном материале подробно рассказывается как можно создать платковую куклу из подручных средств...

Мастер-класс для родителей "Создание дидактической игры своими руками"

Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение. Через игры ребёнок с инт...

Мастер-класс с педагогами «Изготовление музыкальных инструментов своими руками».

Мастер-класс для педагогов оизготовлении музыккльных инструментов своими руками из бросового материала....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Подарок своими руками"

Мастер-класс позволить создать подарок своими руками для родных и близких. И подарить минуты радости и вдохновения от совместного творчества с ребёнком при создании поделки....

Мастер – класс для родителей: «Создание книжки – малышки своими руками».

Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, которые не умеют читать и для тех, которые уже читают. В них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками родителей и детей....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Изготовление фликеров своими руками» (конспект)

Цель: Знакомство педагогов с техникой изготовления фликеров своими руками, способствующей творческому развитию детей. Популяризация использования световозвращающих элементов детьми дошкольного во...