Система работы на тему: «Коллективный труд как эффективная форма организации детей при формировании трудовых умений старших дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Система работы по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 921.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Ласточка»
Система работы на тему:
«Коллективный труд как эффективная форма организации детей при формировании трудовых умений
старших дошкольников»
Воспитатель: Галимова С.Я.
Содержание работы:
Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Теоретическая часть
1.1. Психолого-педагогические особенности развития трудовой деятельности у
детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………7
1.2. Влияние организации коллективного труда на формирование трудовых
умений……………………………………………………………………………………….9
2. Практическая часть…………………………………………………………………………..12
1 этап. Аналитический
2 этап. Подготовительный
3 этап. Основной.
4 этап. Заключительный
3.Заключение……………………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………………………...16
Приложение 1 Диагностика по формированию трудовых умений…………………………..17
Приложение 2 Перспективный план…………………………………………………………...19
Приложение 3 Материал по работе с детьми………………………………………………….23
Приложение 4 Конспекты коллективного труда……………………………………………...30
Приложение 5 Материалы по работе с родителями…………………………………………..38
Приложение 6 Фотогалерея…………………………………………………………………….47
Введение
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Как показано в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богатых источников чувств моральных: дети создают красоту.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
В труде и посредством труда удовлетворяются все потребности человека. Труд становится основным способом самоутверждения человека в мире. В труде совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще - трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире.
Успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько ребенок владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий.
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость трудовой деятельности для себя и для коллектива.
Трудовая деятельность дошкольников носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Трудовая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок.
Трудовая деятельность ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия "страдает" лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.
В процессе трудовой деятельности дошкольники практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы.
Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Дошкольное детство - это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться.
В дошкольном возрасте усматриваются первые проявления самостоятельности ребенка. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
Развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием трудовой деятельности, которая оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Таким образом, трудовое воспитание, т.е. привлечение детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, а также является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Проблемой развития трудовой деятельности в детском возрасте, ведущей к развитию других качеств личности, занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук.
Еще Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л. И Божович., А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.
А.С. Макаренко делал акцент на то, что для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда, поэтому при организации какой-либо деятельности первостепенные задачи - это четкое планирование деятельности, организация рабочих мест, формирование коллектива и четкое распределение обязанностей в соответствии с интересами детей.
Также важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
Формы организации детского труда:
Поручения (индивидуальные и совместные) – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить.
Дежурство – дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.
Коллективный труд – более сложный способ объединения детей. Он решает задачи формирования у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу; в коллективном труде дети овладевают культурой общения, у них вырабатывается привычка и потребность в труде, дошкольник осваивает трудовую деятельность со всеми ее компонентами. Коллективный труд организуется как общий и совместный труд.
Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).
В современной литературе достаточно слабо освещены исследования, посвящённые выявлению значения коллективного труда у детей дошкольного возраста, что позволяет выявить противоречие: между необходимостью проведения работы по организации коллективного труда у детей старшего дошкольного возраста и слабым методическим освещением данной темы.
Коллективный труд является более сложным способом объединения детей, поэтому в последнее время современные педагоги не решаются организовать коллективный труд со всей группой. Однако, именно в коллективном труде эффективней формируются трудовые умения у старших дошкольников. Что подвергло нас поставить перед собой такие цели и задачи:
Цель: сформировать трудовые умения посредством организации коллективных форм труда.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности трудовых умений старших дошкольников
2. Разработать систему по использованию формы коллективного труда
3. Провести работу по формированию трудовых умений старших дошкольников посредством организации коллективных форм труда на примере хозяйственно – бытового труда.
4. Создать единое образовательное пространство в формировании трудовых умений.
5. Определить эффективность проделанной работы.
Ожидаемый результат:
Повышается общий уровень развития детей, они приобретают трудовые умения, осознают жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, повышается интерес к труду. В коллективном труде дети научатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.
1.Теоретическая часть
1.1. Психолого-педагогические особенности развития трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, умений элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность.
Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:
— подчеркивают общественную значимость труда;
— следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;
— строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
— постепенно расширяют самостоятельность детей;
— создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
— направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т. п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
В старшем дошкольном возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место.
В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т. д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.
Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
В ходе труда дети знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с ними, работать с различными инструментами. В своих работах о том, что детей с раннего возраста нужно приучать к труду говорила Крупская Н. К. Важное значение Крупская Н.К. уделяла способам объединения детей в труде. Указывая на то, что совместную работу детей нужно ценить, так как она является зачатком коллективного труда.
1.2. Влияние организации коллективного труда на формирование трудовых умений
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.
Не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.
Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут самостоятельно распределять работу.
Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.
Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).
Итак, коллективный труд детей - это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.
В процессе труда формируются практические навыки, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.
Коллективный труд лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Особое значение коллективного труда в формировании ответственности у детей к труду уделял замечательный педагог А. С. Макаренко. в одном из своих трудов он писал: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только они могут создавать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же что он хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».
Изучением проблемы сотрудничества в коллективном труде занимались многие исследователи и педагоги, среди которых следует отметить заслуги Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, З. Н. Борисовой и др. Занимаясь решением данного вопроса, они рассматривали коллективный труд как некое средство помощи в развитии сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Практика дошкольного образования показывает, что в формировании интереса к труду у детей старшего дошкольного возраста слабо используется возможности коллективной трудовой деятельности. Тогда как известно, что именно коллективный труд дошкольников напрямую связан с проявлением взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи, с развитием самоуважения, повышением самооценки детей, принятием себя как личности. В нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность поведения детей.
В начальных формах трудовой деятельности дошкольников создаются благоприятные условия для формирования коллективистических черт личности. Работая сообща, выполняя вместе общее дело, помогая друг другу, дети учатся жить в коллективе и нести ответственность за порученное им дело.
Проявляя социальную активность, дети воспринимают коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находят в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Только в коллективной жизнедеятельности формируются нравственные векторы личности ребенка, его гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. Сформированность этих умений и навыков способствует возникновению у дошкольников стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности.
Коллективный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение корректно обращаться за помощью и с просьбой друг к другу, договариваться о совместных действиях, оказывать помощь ближнему. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует восприятию взаимопомощи, умению распределять силы и преодолевать трудности, дисциплинирует, способствует восприятию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнять работу, прививать привычку к сотрудничеству.
Рассматривая различные виды труда дошкольников, необходимо остановиться на скорости и качестве детей. Этот момент является чрезвычайно важным, в связи с тем, что качество и скорость работы одного воспитанника напрямую оказывает влияние на показатели выполнения задания своего товарища. В данном процессе педагог должен заблаговременно спланировать педагогические ситуации, которые будут побуждать детей к установлению эффективного взаимоотношения. Воспитатель не должен допускать случайных объединений дошкольников, должен продумать их (кого с кем поставит пару в зависимости от сформированных умений и навыков детей). Коллективная форма и называется коллективной, потому что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд в значительной степени повышает чувство ответственности детей за порученное им общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения.
Коллективный труд организуется в старшей группе, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
В организации труда в старшей группе воспитатель выделяет три последовательных этапа: распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.
В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).
В старшей группе расширяется спектр возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, поливка комнатных цветов, кормление питомцев в живом уголке, приготовление столов к обеду, оформление музыкального зала к утреннику, настилание кроватей в спальной комнате и т.д. Педагог объясняет детям значимость предстоящей работы, необходимость деления детей на подгруппы и дает каждой из подгрупп определенное задание. Необходимо также учитывать распределение работы среди детей в подгруппах. При необходимости воспитатель помогает детям старшего дошкольного возраста договориться, учить уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними. После распределения обязанностей, задача воспитателя сводится к руководству ее организацией.
В процессе коллективного труда в старшей группе педагог должен обращать внимание на характер взаимоотношений, которые складываются между ребятами, а также должен способствовать проявления уважения, заботы, дружбы. Кроме того, задача педагога состоит в том, что он подсказывает детям, как необходимо поступить, в зависимости о создавшейся ситуации. По завершении работы педагогу необходимо подчеркнуть все положительные стороны коллективного труда («Дети, каждый из вас прекрасно потрудился, а вместе мы привели в порядок всю нашу группу»), похвалить тех детей, которые трудились ответственно выполнили свою работу.
Таким образом, систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.
В работе с детьми старшего возраста уделяют большое внимание расширению процессов хозяйственно-бытового труда; во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки и стаканы.
На шестом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками планирования и организации бытового труда.
Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становится коллективным. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. Так, организуя смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить простыни.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно-бытовому труду важную роль играют общие поручения. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую часть общего дела будет выполнять. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цели, планировать работу, доводить ее до конца.
Основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики.
II. Практическая часть.
Коллективный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение корректно обращаться за помощью и с просьбой друг к другу, договариваться о совместных действиях, оказывать помощь ближнему. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует восприятию взаимопомощи, умению распределять силы и преодолевать трудности, дисциплинирует, способствует восприятию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнять работу, прививать привычку к сотрудничеству.
Работа по формированию трудовых умений посредством организации коллективной формы труда в хозяйственно-бытовом виде труда проводилось поэтапно:
- аналитический,
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
2. 1. Аналитический этап.
Задача: Определить уровень сформированности трудовых умений старших дошкольников
Для констатации уровня сформированности трудовых умений старших дошкольников была проведена диагностика (использовалась диагностика по формированию трудовых умений) (Приложение 1).
Результаты диагностики показали из 15 детей 4 ребенка находились на среднем уровне, а 11 детей на низком уровне сформированности трудовых умений.
Детям с низким уровнем развития требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. В коллективном труде предпочитает «труд рядом», дети со средним уровнем развития проявляют старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включаются в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника, труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
2.2 Подготовительный этап
Задача: Разработать систему по использованию формы коллективного труда
Разработали план как обучить детей старшего дошкольного возраста умению планировать свою деятельность в коллективе, распределять работу и довести ее до конца. На данном этапе провели родительское собрание: «Труд ребенка в детском саду и в семье», где рассказали родителям о видах и формах труда и том, что в старшем дошкольном возрасте детей знакомим с коллективным трудом, о важности коллективного труда, как важно ребенку научиться работать в коллективе, и о предстоящей нашей работе. Родители приняли активное участие в обустраивании уголка по труду: сшили фартуки из водоотталкивающей ткани для детского труда, изготовили сборник сказок о труде, картотеку пословиц о труде, помогли в сборе информации для лэпбука «Трудовое воспитание дошкольников». В группе оформили уголок «Юные помощники», обновили все алгоритмы дежурств в группе, в соответствии с возрастом; оформили альбом «Труд детей в группе и на природе», альбом «профессии наших родителей» и т.д.
2.3. Основной этап – формирующий
Задачи:
- Провести работу по формированию трудовых умений старших дошкольников посредством организации коллективных форм труда на примере хозяйственно – бытового труда.
- Создать единое образовательное пространство в формировании трудовых умений.
Основной этап разделен на несколько условно выделенных блоков:
- Предварительный;
- Основной разделен по видам хозяйственно – бытового труда (коллективный труд):
- мытье игрушек
- уборка игровых уголков;
Мероприятия основного блока подчиняется алгоритму:
- распределение обязанностей самим педагогом;
- обсуждение с детьми своих обязанностей;
- организация самой деятельности;
- оценка деятельности и результатов труда
-Заключительный
В предварительным блоке знакомили детей с произведениями, в которых отражена тема труда: Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер»; С. Маршака – «Пожар», «Почта», С. Михалкова – «Дядя Степа-милиционер»; В. Берестова «Кто чему научится», Басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец»; рассказы С. Георгиева «Бабушкин садик»; В. Осеевой «Волшебная иголочка»; С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; В. Маяковский «Кем быть».
С детьми играли в дидактические игры «Кем я буду», «Угадай профессию», «Найди предмет», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Ателье», «Универсам», «Парикмахерская»; рассказывали о труде взрослых с использованием картин, разучивали пословицы и поговорки о труде.
Основной блок
К коллективной форме организации труда готовила детей постепенно. При выполнении поручений дети часто объединялись в небольшие коллективы, но этого было недостаточно, чтобы они могли самостоятельно распределять работу и согласовывать свои действия с действиями товарищей.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, я перешла к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе, помогать друг другу.
В организации коллективного труда выделила 3 последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.
Распределение заданий между детьми шло в определенной последовательности, разъясняла детям пользу труда, насколько он нужен и важен для коллектива, перечисляла объем предстоящего труда как одно общее задание для всех детей. Если работали группами, то каждой из них давала свое задание, меняла содержание труда между группами. Этим самым было обеспечено включение детей во все виды работ.
В период распределения работы формировала у детей представление о значимости труда, который они будут выполнять, рассказывала о содержании общей работы и задания для каждой отдельной группы, показывала возможные способы распределения работы внутри группы (заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять, распределять работу справедливо, поровну, уступать друг другу, чтобы самое интересное задание выполняли по очереди, тогда никому не будет обидно), вводила правила, регулирующие взаимоотношения между детьми.
Постепенно меняла педагогические меры воздействия, переходя от прямых указаний к обсуждению с детьми, насколько справедливы они были друг к другу в процессе распределения работы, сумели ли договориться, кто был особенно внимателен к просьбам товарищей. Постепенно дети научились распределять работу между собой.
Следующий этап – выполнение детьми трудовых заданий. Я старалась, чтобы, выполняя задания, дети рационально организовали свою деятельность (имели все необходимое для труда, предусмотрели последовательность работы). В процессе труда направляла усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели. Особое внимание уделяла детям, которые затруднялись выполнить задание. Учила ребят помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого. А медлительным, старательным и аккуратным (чтобы не погасить у них интерес к труду) тактично разъясняла, что торопить их не надо, лучше немного подождать или заняться в это время другим делом. В условиях совместной деятельности каждый из детей выполнял задание, входящее в общий процесс труда, а я стремилась представить работу каждого, как часть общего задания, давала совет, как наладить работу так, чтобы никто не ждал другого, т. е. координировала работу. В процессе совместного труда внимательно присматривалась к взаимоотношениям, которые складывались между детьми, регулировала возникающие недоразумения, побуждала к проявлению товарищества, ответственности.
Последний этап – обсуждение результатов детского труда. Оценивая совместный труд, особенно на первых порах, уточняла, кто что сделал, а затем обобщала работу и подводила итог. С накоплением трудового опыта к оценке деятельности подключались дети. В процессе коллективной деятельности подчеркивала преимущества такого труда.
2.4. Заключительный этап
Задачи: Определить эффективность проведенной работы.
Для определения эффективности проведённой работы была проведена контрольная диагностика, которая показала, что 4 ребенка находятся на высоком уровне, 11 детей на среднем уровне, а детей с низким уровнем развития не выявлено.
- Детям с высоким уровнем развития трудовых умений в коллективном труде нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми, ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности. Труд результативен.
- Дети со средним уровнем развития проявляют старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включаются в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника, труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
3.Заключение
Проделанная работа с детьми старшей группы дала положительные результаты: повысился общий уровень развития детей, они приобрели трудовые умения и навыки, осознали жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, повысился интерес к труду. В коллективном труде они научились работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.
В коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться и включать только те виды труда, навыками которых дети достаточно владеют.
Список литературы:
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие
для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2010 - 143 с.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С.
- А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2013 – 160
с.
5. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической
направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева
// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-
практическая конференция. – Шадринск, 2011
6. Голянская Н. Трудовое самовоспитание // Школьные технологии. – 2012 - № 4
Л.Ю. Павлова, Л. В. Куцакова, Т. С. Комарова. Трудовое воспитание в детском
саду. Программа и методические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельных умений старших дошкольников с нарушениями слуха.
Из опыта работы с детьми, имеющие нарушения слуха 4 года обучения....

Статья на тему: "Формирование интеллектуальных умений старших дошкольников с учетом особенностей их психофизиологического развития"
Развитие человеческого организма происходит постоянно, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуального развития человека, как и любого биологического организма, можно выделить ряд периодов (эта...

ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"
ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"...

Доклад к семинару "Формирование коммуникативных умений старших дошкольников под влиянием занятий физической культурой"
В двигательной деятельности детей складываются определенные формы общения с другими детьми и взрослыми....

Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников
Формирование доброжелательных отношений, развитие коммуникативных навыков, самовыражение, сотрудничество и совместная деятельность все это несет в себе коммуникативная игра. В процессе таких игр ребен...
Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников
Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников Формирование доброжелательных отношений, развитие коммуникативных навыков, самовыражение, сотруд...


