ОД в форме квест-игры по формированию финансовой грамотности старших дошкольников
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18» ЭМР Саратовской области

НОД в форме квест-игры

 по финансовой грамотности детей старшей группы

«Поможем Буратино»

                                                  Подготовила и провела

                                                        воспитатель Тарасова Наталья Иосифовна

Цель:

Формирование экономических знаний .и предпосылок финансовой грамотности дошкольников.

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета семьи: «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувства меры в своих желаниях;

- формировать навыки умения рационально использовать  доступные материальные ценности;

-Закрепление понятий: труд, деньги, монета, купюра, доход, расход, товар, рубли;

Развивающие:

-Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний  в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;

-Развитие памяти, внимания, мышления, речи, инициативы и самостоятельности, самореализации детей;

Воспитывающие:

-Формирование навыков взаимодействия со сверстниками, доброжелательности, взаимопомощи;

- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги своим трудом;

-Воспитывать эмоционально - ценностное отношение и интерес к познанию, положительную мотивацию к обучению через межличностные отношения;

Методы и приёмы:

-практические, наглядные, словесные, проблемная ситуация.

Предварительная работа: 

-Беседы с детьми на тему: «Что такое деньги?»«Что такое товар?», «Заработок и покупка товаров. Экономия», «Магазины. Реклама», «Бюджет семьи» и т. д., проведение дидактической игры «Профессия-результат труда», закрепление знаний детей о монетах и купюрах.

Материалы и оборудование:

-6 конвертов; письмо, листы с заданиями и вопросами; карта - схема,

-геометрические фигуры (станций): жёлтый квадрат, фиолетовый  треугольник, зеленый прямоугольник, оранжевый ромб, красный круг,  коричневая трапеция;

-разрезанные на половинки  купюры разного достоинства;

-карточки «Доходы – расходы»; карточки «Профессия и результат труда»;

лото  «Что можно и нельзя купить»;  ларец или сундук с замком и ключиком

                                                               Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

                                          Вводная часть

                             Приветствие. Организационный момент                

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- К нам сегодня пришли гости, а гостям мы всегда рады.

- Давайте с ними поздороваемся.

- Замечательно.

Приветствие: «Мост дружбы»

отвечают

 здороваются

отвечают

Мотивация

-Ребята, утром, когда я пришла в детский сад, увидела  письмо. Хотите узнать от кого? (Да)

-Она дружит с Пьеро и Буратино, а зовут её…..

отвечают

(да)

Мальвина

Проблемная ситуация

Читает письмо.

«Дорогие ребята, пожалуйста, помогите моему другу Буратино. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные, самые добрые дети. А Буратино нужна помощь. Ведь он никогда не ходил ни в детский сад, ни в школу, и  никто не научил его правилам поведения и не научил - ни считать, ни читать.

У него есть карта. А на карте нарисовано, где лиса Алиса и кот Базилио спрятали клад, в котором лежат его пять золотых монет.

-Я прошу вас помочь Буратино н найти клад».

- Ребята, вы согласны помочь? 

Слушают

отвечают

Сюрпризный момент

Показывает карту - схему.

-На карте обозначены станции, пройдя которые  и выполнив задания, мы шаг за шагом будем приближаться к кладу. Карта укажет нам путь. Вы готовы к путешествию?

(ответы детей).

                                                     Основная часть. 

-  Давайте рассмотрим карту.

-Как вы думаете, где здесь начало? Правильно.

-Правильно. А теперь посмотрите и скажите мне, на какой станции есть желтый квадрат? 

рассматривают

отвечают (от желтого квадрата)

это жёлтый квадрат.

подходят

                                      1 станция «Что такое деньги?»

-Молодцы, вы нашли жёлтый квадрат, теперь откроем конверт с заданием.

« Отвечайте на вопросы»:

1. Без чего в магазине не продадут товар? (без денег.)

2. Что такое деньги? (деньги – это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.)

4. А какие деньги бывают? (купюры и монеты)

5. Чем отличается монета от банкноты? .

слушают

отвечают

 монета металлическая, а купюра - бумажная; монета звенит, а купюра- шуршит; монета круглой формы, а купюра прямоугольной формы.

                                         Игра «Составь купюру»

- Посмотрите, здесь игра (купюры, разрезанные пополам). Надо подобрать половинки, чтобы получилась целая купюра.

 - А вы знаете, как называются эти денежные знаки?

-Молодцы, справились. За выполнение этого задания вы получаете первую букву «М».

-Давайте посмотрим карту, как обозначена следующая станция?

Правильно. А теперь посмотрите и скажите мне, на какой станции есть такой же цвет? 

(дети выполняют)

Отвечают

крепят букву на мольберт

это фиолетовый треугольник.

отвечают

Дети показывают и подходят к станции

                                        2 станция «Отгадайте загадки»

Задание «Отгадайте загадки».

1.На товаре быть должна обязательно (цена)

2.Всё, что в жизни продаётся,

И крупа, и самовар называется (товар)

3.И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)

4.Сколько купили вы колбасы,

Точно покажут вам стрелкой  (весы)

5.Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы)

6.Из какого аппарата выдаётся нам зарплата (банкомат) 

7. Как называется место, где совершаются покупки? (магазин, рынок);

8. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир);

9. Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,

Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине 

Монетки в дырку я кладу,

Когда их станет много, жду (копилка)

10.В кошелёк мы их кладём,

С ними в магазин идём (деньги)

- Молодцы! За выполнение этого задания вы получаете вторую букву «О».

- Ребята, посмотрите на карту: как обозначена следующая станция?

- Куда нам надо идти дальше?

- Правильно. 

Отгадывают

крепят букву на мольберт

зеленый прямоугольник

подходят к следующей станции

3 станция «Профессии»

-Дети, здесь снова вопрос: « Где люди берут деньги?» 

-Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда.

-Кто из взрослых в вашей семье работает?

Прошу детей назвать профессии родителей, своих близких.

-Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот вам третья буква «Н».

- Ребята, посмотрите на карту: как обозначена следующая станция?

-Куда нам надо идти дальше? 

Ответы детей

крепят букву на мольберт

оранжевый ромб

ответы

подходят к следующей станции

        4 станция «Физминутка»

Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот вам четвертая буква «Е».

- Ребята, посмотрите на карту: как обозначена следующая станция?

(красный круг), куда нам надо идти дальше? (подходят к следующей станции).

Слушают

крепят букву на мольберт

отвечают

высказывают предположения

                             5 станция «Бюджет семьи: доходы и расходы»

Откроет конверт с заданием.

-Здесь вопрос! «Что такое бюджет семьи?»

Я предлагаю вам немного поиграть в семью (одевают «шапочки» членов семьи)

-Как вы думаете, чем каждый из них занимается?

-Правильно, папа - военный, мама-врач, они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Это оплата за работу.

-Кто получает зарплату?

-За что они получают заплату ?

В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают.

Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия - это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.

Дочь-студентка, она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.

Дети: сын ходит в детский сад, он не получает деньги.

-Посмотрите наша копилка постепенно пополняется.

-Мама получила премию

 -Доходы увеличились или уменьшились?

-Дочь в этом месяце не получила стипендию.

-Денег стало больше или меньше?

-В копилке лежат деньги - это доходы семьи, то есть все деньги, которые получают члены семьи. Так складывается семейный бюджет.

-Ребята, а как вы думаете, что такое расходы бюджета семьи?

-Правильно, молодцы.

Ответы детей

«одеваются»

Слушают

Отвечают: папа-военный, мама-врач, дедушка и бабушка не работают - они заслуженном отдыхе, на пенсии, старшая дочь - студентка, младший сын-ходит в детский сад

папа, мама

за свой труд

дети-мама и папа- кладут деньги в копилку-корзинку

Дети - бабушка и дедушка кладут деньги в копилку-корзинку.

«студентка» пополняет копилку

«мама» добавляет в копилку

Ответы

«дочь» забирает деньги из копилки

ответы

слушают

(ответы: оплата за воду, электричество, оплата за одежду, мебель, еду, продукты, за детский сад, лекарства, сладости, развлечения, игрушки).

Игра «Доходы и расходы»

-А сейчас немножко поиграем, вы выберите карточки, и расскажите, что это доходы или расходы.

-Молодцы, отлично справились. А вот вам пятая буква «Т».

- Ребята, посмотрите на карту: как обозначена следующая станция?

выбирают

 рассказывают

крепят букву на мольберт

коричневая трапеция

                   6 станция «Что можно и что нельзя купить»

Читаю задание: У вас 2 большие картинки и карточки. Разложите правильно к 1 картинке, что можно купить, а к 2 –что нельзя купить.

-Ребята, а что нельзя купить?

слушают

отвечают

        Игра «Что можно и что нельзя купить»

На расстоянии размещаю  картинки.

-Отлично справились и получаете букву «А».

Предлагаю детям выложить слово. Какое слово получилось?

Дети  получают конвертик с ключиком.

Подбирают нужные карточки и

поясняют свой выбор.

крепят букву на мольберт и совместно  выкладывают слово-монета. Читают слово.

- Ребята, у нас теперь есть ключик, посмотрим, что в сундучке?

-Заберём сундучок в группу  для Буратино.

Отвечают

Находят золотые монеты

                                Заключительная часть.  Рефлексия.

Организую беседу:  кому вы  помогали, что делали, что нового узнали?

-Какие задания  вам понравилось выполнять больше всего?

Спасибо вам, что сегодня постарались и  смогли помочь Буратино!

отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра, как средство формирования познавательной активности дошкольников

Квест-игра, как средство формирования позновательной активности дошкольников...

Конспект открытого мероприятия по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения в форме квест-игры в средней группе на тему: «В гостях у детей инспектор ГИБДД».

Программное содержание: Формировать у детей знания правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге. Расширять знания детей о разных видах транспорта. Развивать умение анализиров...

Буклет "Квест-игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Квест-игры по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста – это универсальная образовательная технология, которая помогает расширить представления дошкольников о деньгах, как можно правильно...

Конспект открытого мероприятия по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения в форме квест-игры в средней группе на тему: «В гостях у детей инспектор ГИБДД».

Программное содержание: Формировать у детей знания правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге. Расширять знания детей о разных видах транспорта. Развивать умение анализир...

НОД по финансовой грамотности, в форме квест игры

laquo;Что такое деньги и для чего они нужны»...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие», раздел: «Формирование элементарных математических представлений», «Шахматное развитие». Тема: «В поисках сокровищ» (итоговое в форме квест-игры для дет

Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений с помощью элементов игры в шахматы.    Образовательные задачи:- Формировать умение сравнивать к...