Картотека «Экологическая гимнастика»
картотека по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Способствовать формированию основ экологической культуры, через различные виды гимнастики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
СЛЮДЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г Слюдянки»
Картотека
«Экологическая гимнастика»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ №1
Меркушева И.Н.
Слюдянка 2022
Цель.
Способствовать формированию основ экологической культуры, через различные виды гимнастики.
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей о природе в различных видах двигательных гимнастик;
- формировать представления о чередовании времен года и их некоторых характеристиках;
- знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон;
- формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Комплексы физкультминуток
- Дождик.
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх
перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием колена.
2. Мы стоим на огороде.
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. Потягивания—руки в стороны.
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. Приседания.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. Потягивания — руки в стороны.
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. Потягивания — руки вперёд.
Все полили мы из лейки
3. Обуваемся па прогулку.
Я умею обуваться, Топать ногами
Если только захочу,
Я и маленького братца Руки перед грудью, показывают "маленького братца"
Обуваться научу.
Вот они, сапожки, Наклон вперед
Этот с правой ножки, Погладить правую ногу
Этот с левой ножки. Погладить левую ногу
4. Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, Руки вверх и вниз.
По ночам трещит мороз, Руки на пояс, наклоны в стороны.
Во дворе у Снежной Бабы Руки на пояс, поворот вокруг себя.
Побелел морковный нос. Дети показывают нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, Прыжки на месте.
Вьюга злится,
Снег кружится, Дети кружатся.
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. Имитируют движения руками.
5. Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, Шагаем на месте.
С ним я крепко подружусь. Хлопаем в ладоши.
Подойдет ко мне мороз, Присели.
Тронет руку, тронет нос Показали руку, нос.
Значит, надо не зевать, Хлопаем в ладоши.
Прыгать, бегать и играть. Прыжки на месте.
6. Пришла весна
Если речка голубая
Пробудилась ото сна Руки через стороны вверх, потянулись.
И бежит в полях, сверкая, Прыжки на месте.
Значит, к нам пришла весна. Хлопки в ладоши.
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, Приседания.
И поет пичужек стая —
Значит, к нам пришла весна. Хлопки в ладоши.
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна, Наклоны головы к левому-правому плечам.
Нам еще приятней станет —
Значит, к нам пришла весна. Прыжки на месте.
7. Ветер дерево качает.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.
8. «Мартышки».
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три! Движения выполняются по тексту
9. Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. Прыжки на месте.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? Ходьба на месте.
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? Потягивания — руки вперёд.
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. Прыжки на месте.
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? Бег на месте.
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. Ходьба на месте.
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. Потягивания — руки вверх.
Тяжело вздыхает, Глубокие вдох и выдох.
Садится, отдыхает. Садятся, отдыхают.
10. Опенок
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
На ветру качался,
Низко наклонялся.
Тоненький,тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился —
И совсем свалился!
Исходное положение — присесть на корточки. Па строки 1—2 — встать, на строки 3—6 наклон корпуса вправо-влево, руки на поясе. На 7-ю строку — наклон корпуса вперед, на последнюю строку — «уронить» корпус, руки при этом свободно свисают. Следить, чтобы при движениях не было излишнего напряжения в мышцах рук и шеи.
11. Гуси-лебеди.
Гуси-лебеди летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, покивали,
Потом быстро побежали.
1 строка. И. п. — руки в стороны, 1—4 два полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.
2 строка. И. п. - руки вперед, 1-4 шаги на месте, на каждый шаг волна руками вперед.
3 строка. И. п. - то же. 1-8 шаги на месте, на шаг левой - пальцы в кулаки, наклон головой вперед, на шаг правой — пальцы разогнуть, выпрямиться. 4 строка. 1—8 шаги бега на месте.
Комплекс пальчиковых гимнастик
1. Осенний букет
Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно загибают пальцы на руке
Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке
листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и указательным пальцами.
2. У Лариски – две редиски.
У Лариски- По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с
Две редиски. большого, на одной или обеих руках.
У Алёшки-
Две картошки.
У Серёжки – сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки-
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
3. Удивляемся природе
Листопад, листопад, Волнообразные движения руками сверху вниз
Осыпается наш сад,
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят. Потираем ладонь о ладонь (шелест листьев)
4. Снежок.
Раз, два, три, четыре, Загибают пальцы, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальцем
Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок
Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок
Три – уроним. Встают, роняют воображаемый снежок
И… сломаем. Топают
5. Кормушка.
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулаки
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают по Шесть щеглов и голубей, одному пальцу
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки
6. Снеговик.
Давай, дружок, смелей, дружок Хлопки
Кати по снегу свой снежок - Показать руками, как лепим снежок.
Он превратится в толстый ком Сомкнуть и округлить кисти рук
И станет ком снеговиком. Обвести руками в воздухе две окружности
Его улыбка так светла! Хлопки
Два глаза… шляпа…нос…метла… Показывать по тексту
Но солнце припечет слегка Ладонь правой руки приложить к левой,
пальцы растопырить (солнце)
Увы! – и нет снеговика. Развести руками.
7. Рыжие клены.
Все клёны стали рыжие, Руки подняли вверх. Покачали руками.
И ни один не дразнится. Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны.
Раз всё равно все рыжие, Руки подняли вверх.
Кому, какая разница? Покачали руками.
8. Ласточка
Ласточка, ласточка, На каждую строку большой палец «здоровается»
Милая касаточка, дважды с одним пальчиком, начиная с указательного
Ты где была, сначала на правой, потом на левой руке
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
9. Мартышки и книжки. Две проказницы мартышки Выполнять движения, соответствующие тексту
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать.
Ловко принялись за дело Показать руками «очки»
И очки они надели.
К носу книжку поднесли, Две ладошки приблизить к лицу
Вдруг подальше отвели. Ладошки отдалить от лица
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно! Вытираем щечки, «слезы»
10. Пчела.
Прилетела к нам вчера Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк На каждое название насекомого загибают палец
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам
Пожужжали, полетали, Машут ладошками
От усталости упали. Роняют ладони на стол
11. Грибы.
1-2-3-4-5, Мы грибы идем искать Самомассаж подушечек пальцев на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца
Вылезли на кочке -мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. – мизинец
12.Черепаха. Шла по полю черепаха И дрожала вся от страха Говорит она: «Кусь, кусь! Никого я не боюсь!» 13. Апельсин. Мы делили апельсин Много нас – а он – один Эта долька – для чижа Эта долька – для котят 14. Сороконожки. Две сороконожки Бежали по дорожке. Обнялись, Насилу расстались И – попрощались! 15. Рыбка. Рыбка в озере плывет И услышим мы – плюх, плюх! 16. Капуста. Мы капусту рубим, рубим Мы морковку трем, трем Мы капусту солим, солим Мы капусту жмем, жмем 17. Цветы. Раскрываются цветы необычной красоты, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет Так колышет, так колышет Закрываются цветы необычной красоты, Засыпают тихо, тихо 18. Еж. на пригорке Старый еж устроил норку А под листьями шуршат 5 Малюсеньких ежат | Идем пальчиками Большой и указательный пальцы «кусаются» Отрицание –указательным пальцем Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика Встряхиваем обе кисти Средний и указательный перемещаются Ладошки друг напротив друга Ладошки переплелись Ладошки разжались Ладошки машут, прощаясь Ладошки соединены, плавные движения ими Ладошки разъединить и ударить по коленкам Ладошки соединить у основания и так похлопать Ладошки движутся параллельно друг другу Кулачки трут друг друга «Солим» щепоткой Пальчики сжимаем и разжимаем Руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам- бутончиком. Пальцы зашевелись, как- будто на ветру Цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону Снова прижать пальцы друг к другу сложить ладошки, поднести к уху Тянемся вверх, растопырив пальцы Руки в замок и растопырить пальцы – иголки Сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки Сложить ладошки лодочкой Сложить руки в замок, растопырив пальцы |
Пальчиковые игры с природным материалом
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать. Шишке все расскажем. Пальчики покажем. Каждый пальчик обойдем, Снова мы считать начнем. Шишку я в руке держу, То сожму, то разожму. Поиграю с нею – Ладошки разогрею. Вот сжимаю правую, Вот сжимаю левую… Буду шишку я сжимать, Буду ручки укреплять. | От ладошки до локтя Покатила шишку я. От локтя и до ладошки Катит шишка по дорожке. В орешках ручки я купаю Их сжимаю, разжимаю. Пальчики купаются, Им орешки нравятся. Шишки, желуди, кора Наши верные друзья! В учебе, отдыхе, игре Помогают нам вполне! |
Комплексы зрительной гимнастики
1. Тренировка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
2. Дождик.
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя
Убежим,
Под кусточком посидим.
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое.
Смотрят вверх.
Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения плечами.
Приседают, поморгать глазами.
3. Осень.
Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).
4. Листочки.
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат,
Будем мы сейчас гулять
И букеты собирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как я листиком шуршу.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Посмотреть влево – вправо.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
5. Елка.
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
6. Овощи.
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево- вправо
Влево - вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Информация для педагогов "Значение корригирующей гимнастики". Картотека корригирующих гимнастик после сна.
Картотека гимнастик после сна....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Картотека утренней гимнастики и гимнастики пробуждения
laquo;Жучки»Воспитатель звонит в колокольчик:«Колокольчик звонкий мой,Он всегда, везде со мной.Просыпайтесь! – говоритЗакаляйтесь! – всем велит».1....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
