Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Миляуша Айратовна

«Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности. Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников. Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.

Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам.

Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию об окружающем ребенка мире природы. 

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.9.docx49.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3.9.

Примерная картотека экологических сказок.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ЖИЗНЬ В РЕКЕ.

В одной очень чистой реке жила рыбка. Эта рыбка была не простая,  а волшебная.  Хвостик у неё переливался разными цветами:  синим, красным, жёлтым.  Её друзья: улитки, раки, головастики и другие рыбки, называли маленькой принцессой.

Однажды люди построили на берегу реки  большущий завод. С тех пор в воду стали сбрасывать отходы этого производств.  И вода с каждым днем  становилась всё грязнее и грязнее.

Вот собрались подводные жители и стали думать: как помочь своему «государству». Долго водяные обитатели обсуждали: и спорили, и кричали, и угрожали.

Рыбка – принцесса предложила:

- Давайте уплывем в другое место, чтобы люди задумались о сохранении реки.

Всем это предложение очень понравилось, на этом и порешили. Долго не откладывая,  все жители реки собрались и дружно перебрались за несколько километров от их родного дома. Они очень скучали.

Шло время. И вот в одно прекрасное утро люди заметили, что рыбки исчезли. Задумались… поняли, что рыбки исчезли из-за грязной воды, кому охота жить в грязи и медленно умирать.   Установив на заводе очистительные фильтры, устроили праздник и позвали обратно подводных обитателей в родные места.

Вот так люди поняли свою ошибку! А вы знаете, как надо относиться к природе и что надо делать, чтобы окружающий мир всегда был цветущий, радостный, разноцветный и разнообразный?

ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка).

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она. Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость. А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света. И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется». Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают, как самый главный праздник.

СКАЗКА О ЧЕЛОВЕКЕ И ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ (экологическая сказка).

Жил на свете человек. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. В общем, средний человек. Таких на белом свете много. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил, закатами любовался. Вот однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, даже задремал, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук. Проснулся он и давай скорее добычу из воды тянуть. Вытянул — и глазам своим не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке. «Ты кто?» — Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает: не почудилось ли. «Да Рыбка я Золотая, — приятным голосом отвечает неизвестное создание, — сказки в детстве читал?» Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает. «Между прочим, — продолжает Рыбка, — я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить — раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню». Задумался Человек: отпустишь Рыбку — без ужина останешься, а съешь ее — всю жизнь жалеть будешь. Да и маленькая она какая-то даже на уху, пожалуй, не хватит. «Ладно — говорит, — отпущу я тебя. А первое желание у меня таким будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением. Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула. Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг правда поменьше стало, зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался человек. «Вот это жизнь», — говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу реже гулять стал. А потом и вовсе решил: зачем это я пешком холить буду, если у Рыбки можно машину попросить? Сказано — сделано. Появилась Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые дороги превратились, а полянки цветочные – в места стоянки. Доволен Человек, бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек разных вокруг поменьше стало. А Человек и вовсе разошелся: «Зачем мне вообще эти леса? – думает. – Ну-ка, Рыбка золотая, сделай так, чтобы на их месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать...». Исчез лес – как и не бывало... На его месте картошка растет, пшеница колосится. Человек доволен, урожай считает. Вдруг, откуда ни возьмись, букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашектаракашек травить. Не пожалел на них отравы, всех извел до единой. А заодно с ними – и пчел с птицами. «Не беда, – думает, – главное, урожай спасти. А вместо песен птичьих я у Рыбки магнитофон попрошу». Живет он так – горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде бы, хорошо, но хочется Человеку чего-нибудь новенького. Думал он, думал и решил завод приобрести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошел Человек к Рыбке: «Хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству производство промышленное развернуть. Чтоб, значит, все, как у людей, было». Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает: «Тебе какой – химический или металлургический?». «Да мне, – Человек отвечает, – все равно, лишь бы прибыль побольше была». – «Будет тебе завод, – вильнула хвостом Рыбка, – но знай, что это последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил Человек внимания на эти слова, а зря. Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб – видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух выпускают, другие потоки грязной воды в речку льют. Шум стоит, грохот. «Ничего, – думает Человек, – привыкну, главное – разбогатеть побыстрее». Заснул он в тот день счастливым Человеком и приснился ему странный сон: будто стало все вокруг по-старому: лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверюшками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, водой родниковой умывается. И так хорошо ему стало во сне, так спокойно. Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг – дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану водички попить. Глядь – вода-то из крана отравленная идет. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес. Бежит, через горы мусора перебирается, на каждом шагу спотыкается, через ручейки грязные перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у воды неприятный. «Как же так? – удивился Человек. – Куда же водичка моя прозрачная пропала?» Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать. Вспомнил Человек свой сон. «Что же это я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?» Побежал к речке Рыбку искать. Звал-звал – не плывет Рыбка. Только пена по грязной реке несется. Сел Человек на берегу, голову руками обхватил, не знает, что делать. Вдруг около самого берега что-то блеснуло. Кинулся Человек – а это и впрямь Рыбка золотая… Вопросы для обсуждения: -Как изменился лес после того, как золотая рыбка начала исполнять желания Человека? -Почему Человек себя так вел? -Правильно ли он поступал? -Почему ему вдруг захотелось вернуть свой лес? -Видели ли дети такие заводы, поля, которые описаны в сказке? А в нашем районе есть заводы? -Может ли человек обойтись без полей и заводов? -Придумайте окончание сказки.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАПЛИ (грустная сказка о воде).

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву. Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь. Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника. Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища. Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор. И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды. Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды. А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость. Всё это было. Но было, кажется, так давно! За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски. Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее. «А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

 КАК ТУЧКА БЫЛА В ПУСТЫНЕ (сказка о месте, где нет воды).

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню. — Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое… Налетел ветер, выровнял песчаные холмы. — Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое… Сильнее стало припекать солнце. — Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое… Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне. Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда. Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке. Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья. Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

СИЛА ДОЖДЯ И ДРУЖБЫ (сказка о живительной силе воды).

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка. — Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней. Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца. Надоела жара. А Дождя всё не было. — Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку. — А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет. Полетела Пчёлка на поиски Ветерка. А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось: — Помогу лужайке и её обитателям! Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо. Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём. Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе. А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО ЛЯГУШОНКА

(добрая сказка о круговороте воды в природе).

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо. — Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки. Он вскочил на тоненькие лапки и закричал: — Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить! Но никто не отозвался. — Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам! И он скорчил забавную гримасу. Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась. — Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат. — Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь! — Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш? — Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок. А про себя подумал: — Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

ВСЕ ЖИВОЕ НУЖДАЕТСЯ В ВОДЕ (экологическая сказка).

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек. — «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?» — «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное». — «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце». — «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»! — «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет». — «Да ну заяц, я тебе не верю». — «А давай проверим»? — «И как же это мы будем проверять»? — «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня». — «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»! — «Ежик и ты мне подари цветы». — «Да запросто на держи». — «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай». — «Хорошо заяц. До свидания»! Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек. — «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться». — «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок». — «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»? — «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды». — «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику, и солнышку». — «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

СКАЗКА О ВОДЕ, САМОМ ЧУДЕСНОМ ЧУДЕ НА ЗЕМЛЕ (экологическая сказка).

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит: — Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства. А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой. В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски. А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные. Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказок в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокул...

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе.

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе....

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"...

Роль экологических сказок в формировании интереса к природе у дошкольников

Роль экологических сказок в формировании интереса к природе у дошкольниковЭкологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботитьс...

Экологическая сказка по формированию экологической культуры дошкольников

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам практическую  часть нашей работы по экологическому воспитанию.На тему: «Большие дела маленьких людей»Наш проект - это звонок для каждого из на...

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры ...