Картотека опытов и экспериментов с растениями в рамках проекта «Огороде на окошке» для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Работая с детьми в рамках регионального проекта "Агрошкола" мы проводили исследовательскую работу наблюдая и эксперементируя с растениями в нашем огороде на окне
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов с растениями в рамках проекта «Огороде на окошке» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать и расширять представления детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о растениях, их свойствах и качествах.
• Формировать способности определять взаимосвязи между объектами живой природы и явлениями.
• Формировать умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность, любознательность.
• Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
• Развивать мелкую моторику и координацию движений.
• Развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятия.
• Развивать внимание и память.
• Развивать речевые способности.
Воспитательные задачи:
• Создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию.
• Создать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований.
• Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
• Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыт № 1. «Танец горошин».
Цель: Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материалы и оборудование: баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.
Ход:
Воспитатель: Давайте научим горох плавать и танцевать.
Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.
Вывод: Когда воздух через трубочку шёл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Опыт № 2. «Что выделяет растение?»
Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы и оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход:
Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Вывод: Растения выделяют кислород.
Опыт № 3. «Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Материалы и оборудование: 2 блюдца, 2 горошины, вата.
Ход:
Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой, появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
Вывод: вода необходима для роста и развития растений.
Опыт № 4. «Животворное свойство воды».
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Материалы и оборудование: срезанные веточки дерева (ива,2 блюдца, 2 семечки,2 банки,2 луковицы.
Ход:
Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: вода даёт жизнь живому.
Опыт № 5. «Сухая и влажная почва».
Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
Материалы и оборудование: две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой, пластинка из оргстекла, лопаточка.
Ход:
Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (обследовать пальцами, сравнить цвет, запах)
Вывод: Сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.
Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, где закрыта баночка с сухой почвой – нет.
Вывод: Сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.
Опыт № 6. «Куда растут корни?».
Цель: установить зависимость роста корней от способа полива растения.
Материалы и оборудование: растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.
Ход:
Воспитатель предлагает детям полить 2 растения по-разному: огурцы - в поддон, горох - под корень. Через некоторое время дети обращают внимание, в поддоне появились корни огурца. Затем рассматривают горох и выясняют, почему в поддоне у гороха не появились корни.
Вывод: корни не появились, так как они тянутся за водой, а у гороха влага в горшке, а не в поддоне.
Опыт № 7. «Разноцветные растения».
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.
Материалы и оборудование: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (листочки пекинской капусты, веточки сельдерея, петрушки).
Ход:
Налить чернила (пищевые красители) в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Стебель цветка содержит множество волокон, наполненных соком. Как пьёт растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив объем воды в банке до начала эксперимента) и оставляют на некоторое время. Потом возвращаются и наблюдают за ним.
Вывод: воды в банке стало меньше – это видно на отметке; стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него.
Опыт № 8. «Хитрые семена».
Цель: Познакомить со способами проращивания семян.
Материалы и оборудование: семена бобов (гороха, фасоли, 2 баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков.
Ход:
Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.
Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают; другой боб, и семечко кабачка заворачивают в салфетку, кладут в розетку, смачивают водой.
На другой день дети высаживают семена, пролежавшие в салфетке, в землю.
Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые замачивали.
Вывод: проросло в земле быстрее то семечко, которое было предварительно замочено в воде.
Опыт № 9. «Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Материалы и оборудование: баночка, луковица, колпак для затенения растения.
Ход:
Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
Убрать колпак с растения. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет. Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.
Опыт № 10. «Как солнце помогает растениям»
Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы; подвести детей к выводу о необходимости света для растений; развивать понятия об изменении объектов природы, веществ и др.
Материалы и оборудование: два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, тёмный шкаф, дневник наблюдений.
Ход:
1. Поместите одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
2. Оставьте растения на неделю.
3. Сравните затем их цвет.
4. Поменяйте растения местами.
5. Оставьте растения также на неделю.
6. Сравните опять растения.
7. Зарисуйте ход наблюдения в дневник.
Вывод: растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зелёным, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло. Солнце оказывает на растения огромное влияние. От солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений.
Опыт № 11 «Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном, холодной месте».
Цель: закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения.
Материалы и оборудование: две банки, семена гороха, почва, тёмный шкаф, лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.
Опыт №1 «Определение возможности прорастания семени гороха без тепла».
Ход:
Необходимо выяснить, смогут ли прорасти семена гороха без тепла. В первой баночке семя находится в условии почвы, влаги, света и тепла. Вторую банку с семенем нужно поставить в светлое, но не отапливаемое помещение.
Гипотеза: семена гороха не прорастут без тепла.
Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без тепла, подтвердилась.
Опыт №2 «Определение возможности прорастания семени гороха в условиях темноты».
Ход: Чтобы узнать, смогут ли семена прорасти без света, нужно поместить их в две баночки с одинаковыми условиями почвы, тепла и влаги, но в первой банке семена без света (в тёмном шкафу). Результаты запишите в таблицу.
Гипотеза: семена гороха не прорастут без света.
Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без света, не подтвердилась.
Опыт № 12. «Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал и оборудование: растение огорода на окошке (перец болгарский или помидор, трубочки для коктейля, вазелин.
Ход:
Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух.
Гипотеза: у растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт № 13. «Испарение воды растениями».
Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение. Материалы и оборудование: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Ход:
Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клейкой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
Итоги: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом. ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через маленькие отверстия в листочках (устьица).
Опыт № 14 «В погоне за светом»
Цель: Создать условия для того, чтобы установить движение растения в направлении источника света.
Материалы и оборудование: два одинаковых растения (огурцы, помидоры и др.).
Ход:
За три дня до эксперимента ставим горшки с цветами на подоконник. Рассмотрев растения, делается предположение, что листва растений поворачивается к источнику света.
Гипотеза: листья растений поворачиваются к свету.
Отмечаем сторону горшка символом, обращенную к источнику света. Один из горшков разворачиваем на 180 градусов, так чтобы метка на горшке оказалась в противоположной стороне от источника света.
Через три дня дети наблюдают, что листья опять повернулись к свету.
Вывод: листья растений поворачиваются к свету.
Опыт №15 «Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?»
Цель: создать условия для знакомства детей с искусственным получением двух стебельного растения.
Материалы и оборудование: цветочный горшок, семена гороха, ножницы.
Гипотеза: если срезать макушку растения, то из него появятся два новых стебелька.
Ход:
Взять несколько горошин и посеять их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срезать стебельки их у самой поверхности почвы.
Через несколько дней появились два новых стебелька гороха. Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы.
Вывод: у некоторых видов растений можно таким способом вырастить растение с двумя стеблями.
Опыт №16 «Кому лучше?»
Цель: создать условия для выделения благоприятных условий для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материалы и оборудование: семена гороха (фасоли, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Гипотеза: растения не могут долго жить без почвы
Ход:
Поместите семена гороха (фасоли) в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;
Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
Опыт № 17 «Для чего нужны корни?»
Цель: создать условия для доказательства того, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.
Материалы и оборудование: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Ход:
Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, предполагают, что корни не только закрепляют растение в земле, но и проводят воду к стеблям и листве. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что через 7—8 дней воды стало меньше.
Вывод: корни растения всасывают воду.
Опыт №18 «Нужен ли корням воздух»
Цель: создать условия для выявления причины потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.
Материалы и оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Ход:
Дети рассматривают растения и определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Делают предположение, плотная почва — хуже. Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет)
Вывод: для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
Опыт №19 «Вершки—корешки»
Цель: создать условия для выяснения того, какой орган раньше появляется из семени.
Материалы и оборудование: бобы (горох, фасоль, влажная ткань (бумажные салфетки, прозрачная ёмкость.
Гипотеза: для того чтобы растению полноценно развиваться нужно, чтобы сначала появился корешок, а затем стебелек.
Ход: Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещают замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10—12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться.
Вывод: сначала появляется корешок растения, а затем стебелек.
Опыт №20 «На свету и в темноте»
Цель: создать условия для определения факторов внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Гипотеза: свет нужен для жизни растений.
Ход:
Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание).
Вывод: без света растение плохо растет и развивается, и может погибнуть.
Опыт № 21 «Что потом?»
Цель: создать условия для систематизирования знаний о циклах развития всех растений.
Материалы и оборудование: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Ход:
Воспитатель с детьми предполагают, чтобы из семян получить плоды: их нудно посадить в землю, вырастить растения, которые в свое время будут цвести и в итоге, дадут плоды (при правильном уходе). В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития.
Сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко - росток — взрослое растение — цветок — плод.
Опыт № 22 «Где дольше?»
Цель: создать условия для выяснения причины сохранения влаги в почве.
Материалы и оборудование: горшки с растениями, лейка с водой.
Гипотеза: в тени влага испаряется медленнее, а на солнце – быстрее.
Ход:
Педагог предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой — в тень.
Вывод: на солнце вода испарилась, а в тени — нет.
Опыт №23 «Выращивание гороха в разных почвах»
Цель: создать условия для выяснения, какие факторы необходимы для выращивания гороха.
Материалы и оборудование: семена гороха, влажная ткань, небольшая ёмкость (для проращивания гороха, ящик с черноземом, ящик с песком, лейка с водой, солнечный свет.
Гипотеза: для выращивания гороха нужны не только вода, свет, тепло. Также необходима почва, богатая питательными веществами.
Ход:
Дети насыпали семена гороха в ёмкость и накрывали влажной салфеткой. Через несколько дней (3-4) появились проростки. Воспитатель помогла ребятам посадить проросший горох в ящики, полили и оставили на подоконнике. Ребята наблюдали, ухаживали за всходами. Когда растения подросли, обвили их вокруг палочек.
Вывод: чтобы получить хороший урожай, необходимы такие факторы как: вода, солнечный свет, тепло, почва, богатая необходимыми веществами.
Опыт №24 «Огород на подоконнике»
Цель: создать условия для выращивания лука.
Материалы и оборудование: несколько небольших луковиц, ящик с землей, инструменты для ухода.
Гипотеза: для выращивания лука необходимы: почва, богатая питательными веществами, вода и солнечный свет.
Ход:
Готовим грунт (рыхлим, поливаем). Высаживаем луковицы на глубину 1-2 см., горшок ставим на подоконник. Осуществляем увлажнение почвы по мере необходимости. Через 13-14дней появляется первая зелень. Спустя неделю собираем урожай. Эта работа дала много знаний о репчатом луке, его выращивании и значении для здоровья человека.
Вывод: лук хорошо растет, если у него есть: солнечный свет, вода, почва, богатая питательными веществами.
ПОЧВА
«Из чего сделана Земля»
Цель: выявить состав почвы (камни, песок, глина).
Материал. Лопатка, пакет, белая бумага, лупа, банка с водой
Описание. Возьмем на прогулку лопатку и пакет. Накопаем немного почвы из – под дерева, положим в пакетик и принесём у группу. Если дело происходит зимой, то почву можно взять из цветочного горшка. Выложим щепотку почвы на белый лист бумаги и рассмотрим её с помощью лупы. Что мы видим? Какие – то корешки, песчинки, комочки глины, мелкие камешки…
Возьмём чистую стеклянную банку, нальём в неё чистую воду и бросим в воду немного почвы. Всё перемешаем палочкой. Чистая вода сразу перестанет быть чистой. Всплывут всякие корешки, а камешки и песочек осядут на дно банки. Комочки глины растворятся, и вода от этого помутнеет. Аккуратно соберём весь всплывший мусор и выбросим его. Мутную глиняную воду перельём в другую баночку и подождём, когда глина осядет на дно.
Аккуратно сольём из баночки воду, на дне останется тонкий слой глины. Что же у нас получилось? В одной банке – песочек и камушки, а в другой – глина. Вот, оказывается, из чего сделана Земля! Из камней, песка, глины. Но песок и глина – тоже камни, Крошечные обломки минералов. Мы это можем увидеть, если посмотрим на них через лупу или в микроскоп.
Вывод. Почва состоит из песка, глины и камней.
«Как передвигается вода в почве»
Цель: показать, как передвигается вода в почве.
Описание. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.
Вывод. Вода поднимается из более глубоких слоев почвы.
«В почве есть воздух?»
Цель опыта: показать, что в почве есть воздух.
Описание. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Вывод. В почве есть воздух.
«Осадочные породы»
Цель: показать, как образуются осадочные породы.
Материал: песок, сухая глина, почва, мелкие камушки и ракушки, вода, большая пластиковая бутылка, клейкая лента.
Описание. На донышке пластиковой бутылки сделать два небольших надреза и заклеить их клейкой лентой. Зачем нужны надрезы, мы пока не скажем. Просто нам надо помнить о заклеенных клейкой лентой надрезах. Наша бутылка будет древним морем. В которое дожди смывали песок, почву, мелкие камушки, глину. Поэтому мы будем работать дождём и начнём насыпать слоями в бутылку песок, почву, мелкие камушки, глину. Мы не забудем добавить в сухую смесь немного мелких ракушек – будто это обитатели древнего моря уронили на дно свои домики. Бутылка должна быть заполнена слоистой смесью до половины. Но что же это у нас за море – без воды! И мы осторожно наливаем воду в бутылку, до самого горлышка. Потом хорошенечко перемешиваем содержимое бутылки. Это – древний шторм. Мы не забыли о заклеенных клейкой лентой надрезах, но пока их время не пришло. На всякий случай мы всё - таки поставим бутылку в мисочку. Вдруг вода просочится через надрезы. Теперь мы можем забыть о бутылке на два – три дня. Пусть себе стоит в тихом месте, где её никто не будет трогать, трясти и передвигать. Но вот приходит пора высохнуть нашему древнему морю. Мы аккуратно, так, чтобы не взбаламутить осадок, не двигая бутылку, через трубочку, сливаем воду. Всё – море высохло. И вот теперь – то мы снимаем с надрезов клейкую ленту! Остатки воды из древнего моря благополучно вытекут из бутылки. Нам снова придётся подождать несколько дней, чтобы глина как следует, склеила наши осадочные породы. Наконец – то мы можем посмотреть, что же у нас получилось. Можно даже разрезать бутылку и аккуратно вынуть столбик осадочных пород, взять лупу и пристально их изучить.
Вывод. Осадочные породы состоят из песка, глины, камушек, ракушек.
«Вытаптывание почвы»
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).
Описание. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
После проведения опыта задайте вопросы.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
«Зависимость состояния почвы от погодных условий»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Описание. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая) Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
«Загрязнение почвы»
Цель: выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.
Материал :два таза с почвой, ложка, вода, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластмассовых бутылок, палочку, цветные карандаши.
Описание. Вспомните, что необходимо почве для хорошего роста растений.
Накройте почву в одном из тазов куском целлофана. Сверху положите землю. Полейте эту землю водой. Проверьте, вся ли почва увлажнилась.
Теперь на эту же почву выкиньте мусор и всё перемешайте. Проверьте, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткните палочкой сначала обычную почву, а потом загрязнённую. Сделайте выводы.
Нарисуйте цветок в горшке, в котором растения будут чувствовать себя хорошо.
Вывод: загрязнение почвы представляет серьезную опасность для растений и живых организмов.
Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия.
Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена)
Описание. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Делам вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них, их родители, воспитатели. Расскажу о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.
ВОЗДУХ
«Воздух повсюду. Свойства воздуха»
Цель: убедиться, что воздух есть везде. познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха, он прозрачный и невидимый.
Материал. Стакан, емкость с водой.
Описание. Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Описание. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
Описание. Воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Ветер – это движение воздуха»
Цель: Определить поток воздуха в помещении, показать, как образуется ветер.
Материал. Две свечи.
Описание. Для его проведения вам понадобятся две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Прикройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей. Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимется и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом, а внизу – холодным. Получается, что «один» воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
«Большие — маленькие»
Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Материал: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Описание. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная) обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их). Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету). Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его).
Вывод. Воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.
ВОДА
«Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Описание. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Вкус воды
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Описание. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Запах воды.
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Описание. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Цвет воды.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Описание. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
«Есть ли кислород в воде?»
Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.
Материал: стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.
Описание. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)
Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
«Что растворяется в воде?»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.
Описание.
• Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось. Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляет к воде речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
• Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)
• Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
• Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Вывод. Не все вещества растворяются в воде.
«Пресная и соленая вода»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
Описание. Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой. В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте. Дайте воде отстояться.
Вывод. В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
Материалы: две одинаковые банки с водой, два яйца, поваренная соль, ложка.
Описание. Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет.
В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать.
Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Почему? Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит яйцо будет плавать на поверхности.
Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.
Вывод. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
«Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температуры воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: три мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; ставят в разные условия: закрытую и открытую емкости – между оконными рамами, открытую – в тепло, на батарею.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Делают выводы, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде (потому что частички воды активнее и чаще поднимаются с поверхности воды). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
«Круговорот воды»
Цель: познакомить с круговоротом воды в природе.
Материал. Иллюстрация «Круговорот в природе».
Описание. Рассмотреть на картинке, как происходит круговорот воды в природе. Вода в морях и океанах под лучами солнца испаряется и превращается в кучевые облака. Затем под действием ветра они перемещаются на сушу и проливаются дождем. Снег и лед тают на солнце. Вода попадает в русла рек, где снова перетекает в море.
Вывод. Нагреваясь, вода превращается в пар; затем, охлаждаясь, пар превращается в воду.
«Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Описание.
• Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).
• Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.
• Если снег или лед принести в тепло, он растает, превратится в воду.
Вывод. Вода может находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Материал. Две емкости с водой.
Описание. Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.
Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
«Влияние окружающей среды на воду»
Цель: Формирование экологической культуры детей.
Описание. Какой снег? Что будет если его оставить в тепле?
Вывод: наблюдая за растаявшим снегом можно сделать заключение о неблагоприятном влиянии выхлопных газов машин на состояние воздуха и воды.
Цель: Показать, как происходит загрязнение воды, обсудить возможные последствия.
Оборудование и материалы. две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена, тазик с чистой водой-«озеро».
Описание. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, озером если их полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву и «озеро» сначала чистой водой, а потом - грязной. Что изменилось? Задайте детям следующие вопросы.
Если бы они были на месте дождевого червяка или крота или рыбки, какую бы почву, воду вы выбрали для своего дома?
Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле, воде?
Что бы они подумали о людях, которые загрязнили воду? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву, озеро, реку?
Делам вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву и водоемы, подземным и подводным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю и в водоемы после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете вода загрязняется, "болеет" и уже не может поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой воде. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству и подводному царству, стараться сделать так, чтобы в них всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них, их родители, воспитатели.
«Фильтрование воды»
Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Материал: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Описание. Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
Вывод. Лучший фильтр – это промокательная бумага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
Обобщение опыта работы на тему «Роль мелкой моторики в непосредственно образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мыш...
Обобщение опыта работы по теме "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Умелыми пальцы становятся не сразу. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью). Чем больше ма...

Обобщение опыта работы на тему "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Тема является актуальной. Все чаще из жизни ребенка исключаются мелкие движения пальцами, что так необходимо в дошкольном возрасте. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, к...

НООД в рамках реализации проекта «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Изучение природных зон. Джунгли»...
Конспект «о добре и милосердии» в рамках проведения акции «Белый цветок» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить детей с акцией «Белый цветок», рассказать о цели проведения данного мероприятия;Задачи: развивать представления детей о добре и зле; способствовать воспитанию добрых чело...

Конспект занятия в рамках познавательной и игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста " Приключения на Луне"
Обучающие задачи:1. Уточнить представления детей о планете Луна как о спутнике Земли.2. Продолжать учить детей выполнять упражнения конструктивного характера, работать с планами-схемами.3. Закрепить н...
