Технологическая карта по теме «Транспорт» ГОРН «Почемучки» Воспитатель :Гусева Е.П.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 
 
Технологическая карта описывает организацию совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме "Транспорт". В основе лежит проектный подход "Паутинка" и технология программы "Сообщество", предполагающие интеграцию различных образовательных областей и работу в малых группах. Основная цель — поддержка индивидуальности и инициативы детей через свободный выбор деятельности, а также обеспечение условий для реализации принципа интеграции образовательных областей.
 
В технологической карте предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, включая утренний сбор, работу в центрах активности, игры и эксперименты. Особенностью является интеграция познавательной, физической, творческой и коммуникативной деятельности, что способствует комплексному развитию детей. В результате реализации карты ожидается формирование у детей знаний о транспорте, развитие логического мышления, познавательной активности и творческих способностей, а также укрепление здоровья и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_tehnolog_karta.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС №3 «Ласточка»

Технологическая карта по теме «Транспорт»

ГОРН «Почемучки»

Воспитатель :Гусева Е.П.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: Транспорт.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа  6-7 лет

Проектный подход: «Паутинка»

Технология:  программа «Сообщество»

Форма работы с детьми: интегративная деятельность в малых группах.

Форма организации:  подгрупповая

Учебно-методический комплект:  - примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва, 2014 г.

                                           - Т.С. Комарова «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада»

                                           - Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание  дошкольников»

                                           - Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»

                                           -  О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

                                           - Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»

- А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»

   - А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»

Интеграция образовательных областей:  С-К (ситуации иллюстрации и ситуации выбора)

ФР (имитационные упражнения)

РР (игровые ситуации, мотивирующие детскую речь; ситуации действия по словесной и речевой аналогии)

ПР (сюрпризные моменты, дидактические игры)

Х-Э (ситуации действий по образцу, ситуации – наблюдения, игры – импровизации)  

Предлагаемые центры развития (ситуация «круглого стола»):

 -  «Знатоки»  (моноблок, презентация появления и развития первого транспорта, схема для заполнения детьми алгоритма эволюции транспорта)

 -  «Умелые ручки» (технологические карты по изготовлению разных видов транспорта, цветная бумага для оригами, клей, ножницы, дополнительные материалы для украшения)

 -  «Сенсорик» (дидактический  иллюстрированный материал, сенсорные игрушки)

 -  «Здоровейка» (канат, мяч массажный, дорожка гимнастическая, массажные коврики, обруч).

Цель: - поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

          - обеспечение условий для реализации принципа интеграции образовательных областей.

Задачи образовательной программы «От рождения до школы»

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы и требований ФГОС ДО

  1. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире, о связях между предметами ближайшего окружения.

Обучающие:

-  учить согласовывать свои действия с действия ведущего и других участников игры;

- продолжать расширять и уточнять представление детей об предметном окружении;

 - формировать навыки учебной деятельности (умение слушать воспитателя и действовать по предложенному им плану; самостоятельно планировать свои действия и правильно оценивать результаты своей деятельности);

 - продолжать укреплять здоровье детей.

Развивающее:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию;

- формировать личностные качества (внимание, память, мышление, творческое воображение);

- развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные:

- формировать готовность к совместной деятельности  и умение  работать в группе сверстников;

- воспитывать ответственное отношение к собственному труду, к заданию и стремление сделать его хорошо.

  1. Развивать сенсомоторные способности, совершенствовать координацию руки и глаза …
  1. Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний
  1. Продолжать содержательно и эмоционально рассказывать детям интересные факты и самостоятельно рассуждать.
  1. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике «оригами».
  1. Продолжать укреплять здоровье детей и способствовать формированию потребности в двигательной активности.
  1. Развивать сенсорное восприятие  и конструктивного праксиса  детей.
  1. Продолжать развитие  логического мышления, воображения и познавательных  способностей.

Предварительная работа (пятница, вторник, среда):

- мотивация выбора темы, вхождение в тему;

- планирование недели (дня) вместе с детьми (заполнение «паутинки»);

- наполнение предметно-пространственной среды материалами по теме «Транспорт»;

- определение итогового мероприятия (продукт проекта);

- взаимодействие с семьей с целью оказания помощи ребенку и выяснения активности родителей;

- экспериментально-исследовательская деятельность;

- презентация детских работ по теме;

- разрешение проблемных ситуаций;

- дидактический материал по технологии «Путешествие по карте»;

- работа с контурной картой «Я мечтаю путешествовать»;

 - дидактические игры «Маршрутный лист», «Пассажирский корабль»;

- опыты «Реактивные шарики» и «Тонет – не тонет»;

- коллекционирование;

- чтение книг о транспорте и профессиях;

- рассматривание энциклопедий, альбомов «Что было до…» (история возникновения транспорта);

- изготовление атрибутов для сюжетных игр: «Такси-Ландо», «Аэропорт – Кольцово», «Автостанция – Березовский»;

- конструирование «Превращение картонной коробки»;

- игра «метафорический портрет» (Если бы я был транспортом – то каким…?).

- лексические игры «Почему жидкости перевозят в цистернах, а твердые в прицепах?», «Почему трамвай и троллейбус держатся за провода?» (проблемные вопросы, рассуждения, выдвижение гипотез);

- игры по правилам дорожного движения (ежедневно в режиме дня).  

Последний день тематической недели «День хорошего настроения» (развлечение) 

- подвижные игры;

- народные игры;

- игры – соревнования  (гонки автомобиля);

- игры по правилам дорожного движения;

- дискотека под музыку из мультфильма «Смешарики» ( «От винта»);

- коллективная работа (коллаж «Транспорт – наш умный помощник»).

Последствие (продолжение):  

- закрепление интереса детей к предметному окружению;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, а также самостоятельности;

- разработка рекомендаций родителями для развития физических способностей детей;

День/Время

Форма деятельности и приемы

Компоненты технологии

Прогнозируемый результат

Действия, деятельность воспитателя и специалистов

Действия, деятельность детей

Четверг

8.00 – 9.00

Вместе с воспитателем работают с календарем, участвуют в групповых делах (дежурство, поручения, помощь в раскладывании материалов в центрах, игры по интересам и др.)

9.00 – 10.00

Утренний сбор:

- поднятие настроения;

- обмен новостями;

- работа по Модели  трех вопросов;

-планы на день.

Наличие диалога, как форма речевого взаимодействия.

Ситуация «круглого стола», работа в малых группах.

Приемы, направленные на развитие познавательной активности, обеспечивающие зону ближайшего развития (проблемные вопросы и ответы, содержащие ошибку).

Приемы,  направленные на формирования способов действий (репродуктивных, продуктивных)

Приемы, направленные на умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

Приемы, направленные на развитие детской самостоятельности, инициативности, активности (введение социальных норм и правил взаимодействия, «этикетных форм культуры»). 

Открытый временной конец (каждый работает в своем темпе)

Рассаживание детей в круг

- Какое у вас настроение?

- У всех ли светлое (радостное) лицо?

- У кого самые нетерпеливые глаза (лицо)?

- Кто очень хочет задать вопрос?

- Кто хочет поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

- Мы всю неделю с вами знакомились с разными видами транспорта, с его назначением.  Утром вы мне предложили узнать, кто создал первый автомобиль и как он выглядел.

Мотивация и презентация детской деятельности в ЦА

- Сегодня для вас открыты следующие  центры:

В центре  знатоков -  буду ждать вас я;  вы узнаете ответы на ваш вопрос об истории возникновения и развития автомобилей, о необычных открытиях.

В центре умелые ручки – будет ждать вас Марина Николаевна;  вы научитесь,  как можно из бумаги изготовить разные виды автомобилей.

В центре здоровейка – Людмила Михайловна приготовила для вас интересные здоровые игры

В центре сенсорик -  Ольга Вячеславовна  с вами поиграет в очень  умные игры.

Пожалуйста, сделайте свой выбор, договоритесь между собой, кто куда пойдет. Хочу вас предупредить, что в каждый центр может пройти не более 4 человек, но вы все побываете в каждом из них. 

Выбирайте, объединяйтесь,  действуйте.  

Воспитатель включается в деятельность наравне  с детьми.

Ответы детей.

Активное участие в диалоге.

Добровольное присоединение детей к деятельности.

Малоактивным детям воспитатель помогает сделать выбор.

Свободное перемещение и общение детей.

Общительность, открытость, дружелюбие, любознательность.

5 минут с каждой подгруппой детей.

Деятельность в центрах активности:

- решение образовательных и воспитательных задач;

- средства, операции, действия.

Включение в игровую ситуацию по теме «Транспорт».

Обеспечение эмоционального фона детской деятельности.

Презентация появления и развития первого транспорта.

Заполнение схем

Технологические карты.

Поднятие настроения.

Игра – превращение:

«Самолет» (крылья жёсткие)

«Птица» (крылья мягкие)

«Бабочка» (крылья нежные)

Профилактика сколиоза и плоскостопия:

- пролезание через обруч (на животе);

- прогибание позвоночника (лодочка);

- ходьба по канату.

Игра на дыхание:  

«Насос» (накачиваем шины)

Игра на профилактику зрения

«Проследи путь самолета»

Метафорическая игра

«Если бы ты стал транспортом, то каким…?»

Релаксация (массаж ладошек)

Загадки о транспорте

Игра «Найди и назови»

Нейропсихологическая Игра «Воздушные фигуры»

Игры дидактические:

- «Застенчивый кролик»

- «Тачки» (О.В. «дарит»  детям новые игрушки в их сенсорный уголок)

Педагог (партнер):

- обеспечивает комфортное и конструктивно-деловое участие детей в игре;

- устанавливает и удерживает культуру ведения диалога;

- стимулирует и поддерживает инициативы детей;

- заинтересовывает детей и тем самым решает образовательные задачи;

 - оказывает поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Центр  «Знатоки» (партнер Надежда Петровна)

Н.П. – Вы хотели узнать, когда и в какой стране  изобрели  первый транспорт и как он выглядел. Готовы со мной путешествовать  в прошлое?

В процессе презентации Н.П. задает вопросы о сходстве и различии по внешнему виду модели первого транспорта и современного:

- Назовите различия?

- Как вы думаете, из какого материалы изготовлен первый автомобиль/паровоз/самолет?

- Почему  называли первый ж/д транспорт -паровозом?

- А  как называют сейчас этот вид транспорта?

- Как называется первый летательный аппарат?

(материал, внешний вид)

Н.П. – Предлагаю умную игру. Перед вами схема, на которой расположены разные виды транспорта. Я буду называть  виды транспорта, а вы соедините их линиями в общую группу по назначению. Внимание!

- Воздушный транспорт…

- Автомобильный транспорт…

- Железнодорожный транспорт…

Центр «Умелые ручки» (партнер Марина Николаевна)

М.Н. – Здравствуйте, будущие летчики, водители, конструкторы!

- Мы знакомы с вами с искусством оригами!

- Предлагаю сегодня научиться создавать новые модели машин.

- В этом нам помогут технологические карты.

(М.Н.,  объясняя, показывает алгоритм действий)

По окончании  деятельности, каждый ребенок рассказывает о своей модели

М.Н.  – Какие модели автомобилей вы сделали своими руками?

- Благодарю за хорошую работу.

Центр «Здоровейка» (партнер Людмила Михайловна) 

Л.М. – Физкульт!

Дети - Привет!

Л.М. - Настроение !?

Дети  – Отличное!

Л.М. – Я вижу будущих водителей, машинистов, летчиков! Поиграем!?

Л.М. – Водители, летчики и машинисты должны быть здоровыми!

Л.М. – Вы - превращаетесь, а я – угадываю!

Л.М. – Минутка отдыха!

Центр «Сенсорик» (партнер  Ольга Вячеславовна)

 О.В. – Здравствуйте! Хотите вы со мной поиграть?! Тогда, слушайте.  (загадки)

- Посмотрите на картинки. Я считаю, что эта машина состоит из трех треугольников, но я не уверенна.

- А теперь, посчитаем вместе. (дидактический материал)

- Вы умеете рисовать без красок?!  Я вас научу.

Левая рука круг, правая – квадрат.

Ребенок работает в своем темпе.

 

Исследует и определяет характеристики предметов.

Развивается представление о важности открытий.

Интерес  к познавательной деятельности.

Формируются навыки   учебной деятельности.

Понимает объем предстоящей работы.

Принимает осознанное правильное  решение.

Самостоятельно  действует.  

Понимает указание, последовательность действий, условные знаки.

Оценивает свои силы.

Тренирует действия рук и пальцев.

Развивает фантазию.

Ищет аргументы.

Понимает  причинно-следственные связи.

Концентрирует  внимание.

5 минут

Итоговый сбор

Воспитатель приглашает всех детей к диалогу  (выбор места общения по желанию  детей).

- Что вы узнали? Чему научились?

Поделитесь, пожалуйста.

- Во всех ли центрах вы успели побывать?

- Кто узнал что-то новое для себя, чего не знал раньше?

- Довольны ли вы своей работой?

- Что было самым простым, а что вызвало трудности?

- Какие игры вам понравились больше всего?

- Что бы вы хотели изменить в организации наших центров?

- Кому бы вы хотели дома рассказать о сегодняшних успехах?

- Спасибо всем за общение и работу!

Оценка действий  детьми (что хотел сделать, что получилось, …)

Демонстрация достижений (продукт детей).

Формирование готовности:

- активно и самостоятельно учиться;

- принимать на себя ответственность;

- предлагать новые идеи;

- работать индивидуально и в сотрудничестве с партнерами.

Развитие умений:

- выражать идеи ясно, в устной форме.

Воспитание:

- навыки эффективного общения;

- толерантность, готовность понимать тех, кто чем-то отличается;

- уважение к другим людям.

17.00 – 18.00

Взаимодействие с родителями

Рекомендация адресной помощи своему ребенку (отставание,  задержка по какому-то направлению развития).

Дополняются планы на последующий день.

Выясняется активность родителей (желание помочь ребенку в оснащении предметной среды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме недели «Посуда» ГОРН «Почемучки» Воспитатель :Гусева Е.П.

Технологическая карта разработана для проведения тематической недели «Посуда» в дошкольной группе. Основная цель — расширение знаний детей о посуде, её функциях и значении в повседне...