Конспект НОД по познавательному развитию на тему : "Человек. Познай себя" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елькина Ольга Афанасьевна

Консект на тему: "Человек.Познай себя" познавательное развитие в ст.гр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

«Человек. Познаю себя» в старшей группе

Цель: поддержание имеющегося у детей интереса к собственному телу, его строению и функционированию, бережного отношения к своему организму и здоровью.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к человеку; 
  • закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении, уточнить и закрепить знания детей о частях тела; обогатить словарный запас; 
  • развивать внимание, мышление, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие; 
  • воспитывать бережное отношение детей к собственному организму; 

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением человека без ушей, глаз, носа, рта.  Детские музыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик), коробка с секретами.

Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов; баночки с запахами чеснока, лука, мандарина; кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада на шпажках.

Оборудование: коробка, мешочек, маркеры, схема тела человека, разные комплекты геометрических фигур для игры, стакан с тёплой и холодной водой, схема строения тела человека с внутренними органами.

Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций. Физкультминутка, дыхательная гимнастика, беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, побуждение к ответам, поощрение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга.

-Дружно за руки, возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!

 (На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка).

Воспитатель:

- Кто нарисован на этих картинках?

-Как можно назвать, одним словом?

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного про себя, своих друзей. Ребята, посмотрите друг на друга, как вы думаете, все люди одинаковые или разные? (Ответ детей). Чем мы все похожи? (Ответы детей).

- А чем различаемся? (Ответы детей).

Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.

- Это очень интересно. Давайте начнём знакомиться со своим телом. Из каких же частей состоит тело человека?

Игра «Покажи что назову»

Быть у каждого должна

Очень "умной" голова.

Я верчу ей как умею.

Голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут - туловище.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики.

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

Воспитатель: Названия частей тела вы знаете, а загадки про них сумеете отгадать?

Живет мой братец за горой –

Не может встретиться со мной. (Глаза).

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).

Пять братьев годами равные,

А ростом разные. (Пальцы).

Всю жизнь ходят наперегонки,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги).

Воспитатель: - Молодцы! Сегодня для вас я принесла коробочку с секретами. Один из них – чудесный мешочек.

Игра «Чудесный мешочек»

(Дети по очереди определяют на ощупь, что находится в мешочке, достают предмет, называют его). 

 Воспитатель: С помощью чего вы определили содержимое мешочка?
(с помощью рук).

Для чего человеку нужны руки? (с помощью рук мы одеваемся, держим предметы, рисуем и т.д.). Руки – наши главные помощники.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно предметы, которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? (Помидор – красный, лимон – желтый, огурец – зеленый и т.д.)

А с помощью чего вы определили цвет предметов? (с помощью глаз).

Для чего человеку нужны глаза? (С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении и т.д.). Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. 

На портрете дорисовываются глаза.

Воспитатель: А что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (Беречь глаза, тренировать – делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.)

Воспитатель: А еще в моем чемоданчике есть замечательные вещи. Сейчас вы их услышите. (Дети, сидя спиной, угадывают издаваемые звуки бубна, погремушки, свистка, колокольчика).

-Ребята, встаньте в круг, поиграем в «Жмурки».

(Выбирают двоих играющих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод):
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а «жмурка» стараться его поймать. Как только «жмурка» его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
Воспитатель:

- Хорошо мы поиграли! Ребята, проходите, садитесь на свои места.

- С помощью чего вы слышали звуки? (с помощью ушей).

- А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т.д.)

- Хорошо.

Воспитатель: В моем чемоданчике есть кое-что съедобное. Попробуйте угадать что, но для этого нужно закрыть глаза. Пусть ваши глазки отдохнут.

 Дети пробуют продукты на вкус кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколад и определяют, что это и какой вкус имеет (кислый, соленый, сладкий). 

 Воспитатель: С помощью чего вы определили, что это за продукты и какие они на вкус? (С помощью языка).

Значит, язык - еще один наш помощник.

На портрете дорисовывается рот.

Воспитатель: Ещё в моём секретном чемоданчике есть загадочные баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.

Игра «Отгадай по запаху»

Дети определяют продукт (чеснок, лук, мандарин) и называют его.

Воспитатель: С помощью чего вы угадали, что находится в баночках?
(С помощью носа).

А для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т.д.).

А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите ни-на. Что получилось? А теперь скажите (ма-ма).

Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.

- А теперь, замрете, и прислушайтесь к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите?

 Дети: Мы слышим свое дыхание.

Воспитатель: Правильно, ребята, у человека есть важный орган, который работает без перерыва. Что это за орган? (варианты ответов детей).

- Это легкие у человека их два. (Показывает на схеме). Через нос и дыхательные пути воздух попадает в лёгкие. Может ли человек прожить без дыхания? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас? (Ответы детей).

Практическое упражнение с шариком.
Воспитатель:
 В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите, больше воздуха в легкие, затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задание). Теперь мы знаем у кого какой объем легких.

Воспитатель: - Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что же это такое?

Дети: Это сердце.

Воспитатель: Сердце очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке.

- Как выглядит сердце? (воспитатель показывает на схеме орган - сердце). Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Ребята вы знаете, как работает сердце? (Ответы детей).

Воспитатель: Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Ребята, давайте поиграем.

Подвижная игра «Собери человечка».

 Воспитатель: Перед вами набор геометрических фигур, необходимо собрать из геометрических фигурок человечка. Я считаю 1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть. ( Игра повторяется).

 Воспитатель: Ребята, чем покрыто наше тело? (Ответы детей, кожей). Потрогайте друг друга, вы чувствуете прикосновение? Сейчас я дам вам прикоснуться к двум стаканам, что вы чувствуете? (горячий и холодный стакан).

- А сейчас попробуйте тихонечко ущипнуть себя. Что вы чувствуете? (боль).

- Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)

- Правильно. Скажите ребята, нашли бы мы с вами хоть одну часть тела, которая была бы не нужна человеку? (все части тела человеку необходимы).

Воспитатель: - Ребята, сегодняшнее путешествие в страну «Человек» подошло к концу. Вы молодцы! Вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы и справились со всеми заданиями.

Рефлексия: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам больше  всего запомнилось? Понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной познавательно-поисковой деятельности воспитателя с детьми старшей группы во вторую половину дня на тему: "Мир инструментов"

материал помогает организовать работу с детьми во второй половине дня, максимально направлен на развитие познания, описательной и доказательной речи, включает в себя некоторые из форм работы с родител...

Конспект НОД по развитию речи по теме "Человек" для детей старшей группы.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Человек». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с телом человека, учим детей видеть основные п...

Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Я познаю мир » (средняя группа)

Цель: расширять у детей представление о своем организме, органах чувств.Образовательные задачи:1. расширять представления детей об органах чувств детей  органами чувств человека.2. уточнить, како...

Конспект по познавательному развитию (мир человека) для дошкольников старшей группы «Этот загадочный космос»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о космосе.Задачи:Образовательная·                   Фор...

Конспект НОД по Познавательному развитиюна тему: "Путешестивие по городу Кызылу" в старшей группе

Конспект НОД по Познавательному развитию на тему: "Путешестивие по городу Кызылу" в старшей группе...