«Удивительная бумага».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бойцова Елена Рудольфовна

Закрепить известные свойства бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zan_bumagpa.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группа/Дата/Воспитатель

 Саршая группа, Бойцова Елена Рудольфовна

Тема ОС

 «Удивительная бумага».

Форма проведения занятия

Занятие –эксперимент.

Цель

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности.  

Задачи

Обучающие  задачи

Закрепить известные свойства бумаги; формировать умение обследовать предмет и устанавливать причинно –                 следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий  (мнется, рвется, режется и т.д.).

Развивающие задачи

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умения работать в группе. Развивать познавательные способности детей в процессе                              совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные задачи

Воспитывать любознательность, уверенность в себе, внимательность, аккуратность. Воспитывать взаимопонимание и умение общаться со сверстниками; бережное  отношение к бумаге.

Образовательная область

Познавательное развитие.

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская,  коммуникативная, игровая, продуктивная.

Образовательные продукты

Таблица «свойства бумаги». Продукт-самолет, выполненный в технике оригами.

Оборудование

Проектор, полоски бумаги (картон, писчая, салфетка), дерево с листочками, ножницы, стаканы с водой, мяч, спички, песок, халат, шапочки.

Структурная часть

Содержание ОД

Предполагаемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности.

Проблемная ситуация.

Беседа

Воспитатель:  Ребята, сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Хотите её услышать? Тогда давайте сядем на ковер, и я вам её расскажу.

Дети садятся на ковер. Презентация-сказка.

Жили- были картон, обычная бумага и бумажная салфетка. Однажды поспорили они кто нужнее. Чтобы решить свой спор отправились они в путешествие. Встретился им в пути муравей. И загадал задачку. Передо мной большая гора, а я муравей маленький. Решили наши друзья помочь ему. Как?  (дети предлагают ответы).

- Конечно, нашему муравью нужен самолет. Но ведь он не знает какую выбрать бумагу, и поэтому мы должны провести с вами эксперименты.

Сегодня мы будем заниматься исследованием бумаги, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные, и чем они занимаются? (ответы детей) .

Закройте глаза и мы с  вами отправимся в мир науки. (одеваю халат). Ребята я буду ученым, а вы моими помощниками лаборантами.

Вам необходимо надеть спецодежду- шапочки , и повторить правила поведения в лаборатории. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории).

1.Не толкаться и не мешать другому.
2.Нельзя ничего пить, не пробовать.

3.Каждую вещь клади на место.
4.Делать все нужно дружно.

Привлечение детей, мотивация к совместной деятельности.

Основная (Непосредственная деятельность детей).

Сюрпризный  момент.

Практическая часть (опыты).

Двигательная дея-ть.

Игровая деят-ть. Д/игра «Бывает, не бывает».

-Ребята, посмотрите, какое у нас необычное дерево! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные.)

- Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. На листьях написаны цифры. Найдите лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева.)

- Посмотрите, что на обратной стороне. (Мятая бумага.)

Ребята все опыты мы должны фиксировать, и для этого у нас есть таблица, которую мы с вами будем заполнять. Результаты будем отмечать в таблице, если опыт  бумага выдержала то ставим «+», если нет «-».

Опыт №1.  Лист с цифрой 1– бумага мнется.

-Итак, ребята, перед вами 3 вида бумаги. Назовите их (картон, салфетка, писчая бумага).

Теперь потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)

Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.

Попробуйте смять эти три вида бумаги. Получилось? (ответы детей.)

- А сейчас сделаем вывод.

Вывод: Картон плохо сгибается и мнётся, а салфетка и писчая бумага мнутся и сгибаются хорошо.

-Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая.  Значит ставим «+» той бумаге, которая легко мнется. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая. Попробуйте разгладить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей.)

- А сейчас сделаем вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Опыт №2.  Лист с цифрой 2 (ножницы)

 - Следующий значок,  что нам показывает (ответы детей). Узнаем режется бумага или нет. Возьмите ножницы и разрежьте 3 вида бумаги. Какая бумага режется легче? (ответы детей.)

А сейчас сделаем вывод.

Вывод: Картон резать трудно, а салфетку и писчую бумагу – легко. Ставим знаки в таблицу.

 Опыт №3 Лист с цифрой 3 (рвется). А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? (ответы детей.)

Вывод: Картон рвать трудно, писчую бумагу – легко, салфетка рвётся очень хорошо.

Физминутка: Лист с цифрой 3 (Солнышко)

-Следующий значок показывает, физминутку «Солнышко»

Динамическая пауза

«Солнышко»

Утром солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Протянуло солнышко
Правый лучик,
Протянуло солнышко
Левый лучик.
Улыбнулось солнышко
Всем на свете детям.
Шлет всем солнышко
Добрые приветы.

Опыт №4.  Лист с цифрой 4 (капля воды).

- Следующий значок что нам показывает?(ответы). Бумагу будем мочить в воде.

Возьмите по одной каждой полоски  , поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей.)

- Потрогайте бумагу. Какая она стала? (ответ.)

-Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась.)

-Какая бумага быстрее намокла? (ответы.)

- А сейчас сделаем вывод.

Вывод: бумага боится воды. Бумага намокает в воде и расползается. Бумага – материал непрочный. Но все же можно где- нибудь поставить плюс.

Опыт №5  Лист с цифрой 5 (спички, перечеркнуто, !). 

- Как вы думаете, что означают эти знаки? (опасно, нельзя делать самим).

- Правильно, этот опыт – огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте вывод.

-Но для начала вспомните, как нужно себя вести во время работы с огнём.

(Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь.)

- А для чего нужны вода и песок? ( Потому что они могут затушить огонь.)

-Молодцы! Итак, приступаем.

- Поджигаем свечу и разные виды бумаги поджигаем.

 - Какой вывод можно сделать?

 Вывод: они горят. Но салфетка сгорает быстрее, а картон – дольше всех. Ставим знак в таблицу.

 Дидактическая игра Лист с цифрой 6 (мячик).

- Следующий значок нам показывает игру.

-А я знаю игру с мячом «Бывает и не бывает». Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Называю предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга

Бумажный стул

Бумажный кораблик

Бумажное полотенце

Бумажная обувь

Бумажное пальто

Бумажная газета

Дети должны называть задания которые необходимо проделать.

Развитие самостоятельности и любознательности. Интерес к исследованиям.

Делают вывод и отмечают на плакате знаками.

Делают вывод и отмечают на плакате знаками.

Делают вывод и отмечают на плакате знаками.

Делают вывод и отмечают на плакате знаками.

.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия.

- Ребята, вы сегодня такие молодцы! Где мы сегодня побывали, а кем мы были. Что мы сегодня исследовали?

-Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

(мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся, режется. Но теперь нам надо решить с вами из чего будем делать самолет, чтобы помочь муравью. (ответы).

 - О чем бы вы хотели еще узнать?

А теперь давайте сделаем его.

 

  Умозаключение.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительная бумага"

Проект "Удивительная бумага" для детей старшего дошкольного возраста...

НОД "Удивительная бумага"

Предлагаю вам конспект познавательно-исследовательской  деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Удивительная бумага». Данный материал будет полезен воспитателям старших  гру...

ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНАЯ БУМАГА»

ГОРОДСКОЙ КОНКУРСУЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ«ЮНОСТЬ В НАУКЕ»НАПРАВЛЕНИЕ: естественные науки и современный мир...

конспект образовательной деятельности "Удивительная бумага"

Ознакомление со свойствами бумаги посредством экспериментальной деятельности...

Познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Эта удивительная бумага»

Цель: развитие познавательной активности и расширение  представлений детей  о свойствах и качествах бумаги.Задачи:Образовательная: ü Дать детям первоначальные знания об изобретении бума...

Проект "Удивительная бумага"

1. Познакомить детей с особенностями бумаги,2. Развивать интерес к созданию бумаги,3. Изучить виды бумаги,4. Пополнить словарь детей новыми терминами: техника оригами, гофрированная бумага и.т.,5. Про...