Эксперименты на зимней прогулке с детьми 5-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дубинина Наталья Алексеевна
Рассчитывать на традиционные зимние забавы - катание на санках, строительство из снега - приходится не всегда.

Конспект ОД по

Познавательному развитию

(экспериментирование)

с детьми 5-7 лет

 

 

 

 

 

Тема: «Эксперименты на зимней прогулке»

 

Цель:

Способствовать формированию исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

- способствовать расширению знаний детей о зиме;

- вызвать желание у детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега;

- создать условия для развития умения у детей отвечать на вопросы поискового характера;

- способствовать обогащению словарного запаса детей;

- вызвать желание к экспериментальной деятельности и желания   добиваться положительного результата в процессе работы.

Материал:

Снежинка из картона, цветной картон, пластмассовые тарелочки, бутылки с разведенной в воде цветной гуашью, два пластиковых стакана, кусочки льда, снег.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворений, сказок, загадок о зиме.

Подготовка к ОД:

Убедиться, что все дети одеты тепло, по сезону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и методика проведения ОД

 

Структурные компоненты

Деятельность воспитателя (пишется в прямой речи, так как вы говорите детям)

Деятельность детей (что делают, примерные ответы)

  1. Вводная часть

1.1         организационный момент         (сбор         детей,         их расположение) 1.2 создание интереса

1.3 сообщение цели  

 

Воспитатель показывает детям снежинку из картона и читает стихотворение Бальмонта "Снежинка".

Светло-пушистая

Снежинка белая.

Какая чистая, Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится, Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лежит пушистая

Снежинка смелая. Какая чистая,

какая смелая!

 

 

Дети собираются вокруг воспитателя.

  1. Основная часть

2.1 Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Эксперимент №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Игра "Зима, зима на улице"

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Эксперимент №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Эксперимент №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 -Ребята, посмотрите, сколько вокруг подружек- снежинок. Давайте их рассмотрим. 

-А есть ли среди снежинок одинаковые? 

Правильно, они все разные, но все очень красивые!

-Ой, кажется у меня руки замерзли и варежки стали мокрые. Что же происходит?

 

 

 

Вывод: снег в руках быстро тает

-Давайте же скорее согреемся.

"Мы погреемся немножко"

Мы погреемся немножко,

мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. 

Мы погреемся немножко,

мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг 

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. 

 -Что же такое снег? Как он образуется?

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед

Растает – и снова в поход.

-Ребята, а какого снег цвета? А лед? А убедиться в этом поможет эксперимент. Нам понадобится цветной картон, немного снега и кусочки льда. Посмотрите, я положу кусочек льда на картон и вы сделайте то же самое. Что в видите? Какого цвета лед?  Правильно, через лед можно увидеть цвет картона.

Вывод : лед прозрачный.

-А теперь положим на картон кусочек снега. Что вы видите теперь? Какого цвета снег?  Правильно, снег остался белым.

Вывод: снег непрозрачный.

Воспитатель называет какое -либо условие, например: "На улице идет снег", а дети подбирают к нему отличительные признаки, например: "Люди надели шубы, пальто, обули теплые сапоги".

-А для следующего эксперимента наберем немного снега в тарелочки и подождем, когда снег растает. Как вы думаете, долго нам придется ждать?

-Но есть способ уменьшить время таяния снега. Посмотрите, я посыплю снег в емкостях солью. Что же происходит?  Правильно, снег быстро тает.

Вывод: снег под действием соли тает и превращается в воду.

- А когда можно использовать это свойство снега?

-Молодцы, чтобы очистить дороги от снега, их нужно посыпать солью.

 «Мы снежок с тобой лепили»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним.

И… сломаем.

- А теперь я предлагаю вам превратить белый снег в разноцветный. Как же мы можем это сделать?

Воспитатель раздает детям бутылки с заранее разведенной в группе цветной гуашью.

 

 

 

Дети набирают в ладошки немного снега.

 

Ответы детей

 

 

 

 

Снег холодный, поэтому замерли руки, а варежки стали мокрые.

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают в ладоши

 

 

Выполняют прыжки на двух ногах

Шагают, высоко поднимая ноги

Это вода от холода превратилась в снег.

 

 

 

 

 

 

Снег белый, лед прозрачный.

 

 

 

 

Дети выполняют действия по показу.

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Долго, ведь на улице холодно.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

-Когда дороги скользкие и много снега.

 

 

 

 

 

Показывают, как лепили в ладошках

 

Грозят пальцем

Поднимают руки вверх

Хлопают в ладоши

Опускают руки

Топают на месте

 

 

 

Предположения детей.

 

 

Дети выливают цветную воду на снег в виде разных узоров. А затем лепят из снега снежки или снежную бабу.

3. Заключительная часть

  1. Подведение итогов

 

 

  1. Оценка         деятельности

детей

 

 

 

3.3 Переключение внимания на другой вид деятельности 

 

- Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового вы сегодня узнали?

 У вас получились замечательные, необычные фигуры из разноцветного снега. Вы сегодня были очень внимательны и активны.

А сейчас я вам предлагаю покататься с горки или поиграть в снежки.

 

 

 

Ответы детей

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Зимняя прогулка" с детьми младшей группы при участие родителей (для родительского собрания)

Цели:1.Учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы несложными предложениями, состоящими из двух-трех слов, сопровождать речью игровые действия.2. Закрепить знания детей о в...

Картотека опытов и экспериментов, проводимых на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

     Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Эксперименты положительно влияют на эмоци...

консультация "Зимние прогулки с детьми в зимний период"

Папка -передвижка для родителей о том, как весело и с пользой провести прогулку с ребенком в зимний период: чем можно заняться на улице, в какие игры поиграть.  Полезные советы как правильно одет...

консультация "Зимние прогулки с детьми в зимний период"

Папка -передвижка для родителей о том, как весело и с пользой провести прогулку с ребенком в зимний период: чем можно заняться на улице, в какие игры поиграть.  Полезные советы как правильно одет...

консультация "Зимние прогулки с детьми в зимний период"

Папка -передвижка для родителей о том, как весело и с пользой провести прогулку с ребенком в зимний период: чем можно заняться на улице, в какие игры поиграть.  Полезные советы как правильно одет...

Эксперимент на зимней прогулке

quot;Замораживаем мыльные пузыри". Это не только эксперимент, но и прекрасное зимнее развлечение. Очень интересно наблюдать, как на глазах разрастаются морозные узоры на мыльной пленке. За секун...

«Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста»

laquo;Эксперименты, возникающие на прогулке с детьми дошкольного возраста»...