Экологический проект «Спасём Землю от мусора»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Антонова Юлия Геннадьевна

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Продолжительность: 4 недели (1 месяц).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность: проблема загрязнения окружающей среды мусором — одна из самых острых и актуальных проблем современности. Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе необходимо начинать с дошкольного возраста, воспитывая в детях ответственность за состояние окружающей среды и умение правильно утилизировать отходы.

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к проблеме мусора и способам её решения.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления детей о видах мусора, его происхождении и вреде для окружающей среды.

Познакомить с понятиями «вторсырьё», «переработка», «раздельный сбор мусора».

Формировать знания о правилах поведения на природе и необходимости бережного отношения к ней.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать творческое воображение, фантазию, инициативу.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Предполагаемый результат:

Дети знают о видах мусора, его вреде для окружающей среды и способах его утилизации.

Дети понимают значение раздельного сбора мусора и умеют сортировать некоторые виды отходов.

Дети проявляют бережное отношение к природе и стремятся участвовать в природоохранных мероприятиях.

Родители активно участвуют в экологической жизни группы и осознают важность личного примера в воспитании экологической культуры у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Спасём Землю от мусора»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Продолжительность: 4 недели (1 месяц).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность: проблема загрязнения окружающей среды мусором — одна из самых острых и актуальных проблем современности. Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе необходимо начинать с дошкольного возраста, воспитывая в детях ответственность за состояние окружающей среды и умение правильно утилизировать отходы.

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к проблеме мусора и способам её решения.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления детей о видах мусора, его происхождении и вреде для окружающей среды.

Познакомить с понятиями «вторсырьё», «переработка», «раздельный сбор мусора».

Формировать знания о правилах поведения на природе и необходимости бережного отношения к ней.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать творческое воображение, фантазию, инициативу.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Предполагаемый результат:

Дети знают о видах мусора, его вреде для окружающей среды и способах его утилизации.

Дети понимают значение раздельного сбора мусора и умеют сортировать некоторые виды отходов.

Дети проявляют бережное отношение к природе и стремятся участвовать в природоохранных мероприятиях.

Родители активно участвуют в экологической жизни группы и осознают важность личного примера в воспитании экологической культуры у детей.

Продукт проектной деятельности:

  • Создание коллективного плаката “Как мы спасаем Землю от мусора”.
  • Изготовление поделок из вторсырья.
  • Организация выставки рисунков “Земля без мусора”.
  • Разработка и распространение листовок для родителей “Правила обращения с мусором”.

Работа с родителями:

  • Анкетирование “Ваше отношение к проблеме мусора”.
  • Консультации по вопросам экологического воспитания детей.
  • Привлечение к участию в акциях «Сдай макулатуру — спаси дерево!», «Трудовой десант».
  • Помощь в сборе бросового материала для конструирования.
  • Изготовление листовок “Правила обращения с мусором”.
  • Организация выставки поделок из вторсырья, изготовленных совместно с детьми.

Оценка результатов проекта:

  • Наблюдение за детьми в процессе деятельности.
  • Анализ детских рисунков, поделок, плакатов.
  • Оценка уровня знаний детей в ходе бесед и викторин.
  • Отзывы родителей об участии в проекте.

Ресурсное обеспечение:

  • Методическая литература по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Иллюстративный материал (картинки, фотографии, презентации).
  • Бросовый материал (пластиковые бутылки, коробки, газеты, журналы).
  • Природный материал (листья, ветки, камни).
  • Музыкальное сопровождение.
  • Спортивный инвентарь для проведения подвижных игр.

Этапы реализации проекта:

Неделя 1: “Мусор вокруг нас”

Цель: выявить уровень знаний детей о мусоре и его источниках. Формирование интереса к теме проекта.

Деятельность:

Беседа «Что такое мусор и откуда он берется?» 

Цель: выяснить, что дети понимают под словом «мусор», где они его встречают и откуда он берётся.

Материалы: картинки с изображением различных мест (улица, лес, дом, свалка).

Ход беседы:

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите? (Обсуждение картинок.) Что общего у этих мест? (Наличие мусора).»

Воспитатель: «А что такое мусор? (Выслушивает ответы детей). Это вещи, которые нам больше не нужны и которые мы выбрасываем».

Воспитатель: «Откуда берётся мусор? (Выслушивает ответы детей). Правильно, мы сами его создаём, когда едим, играем, используем что-то».

Воспитатель: «Подумайте и скажите, какой мусор вы видите дома? На улице? В лесу?»

Воспитатель: «Как вы думаете, много ли мусора на нашей планете? Это хорошо или плохо?»

Вывод: мусор — это вещи, которые нам больше не нужны, он загрязняет нашу планету.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов мусора (бытового, строительного, промышленного). 

Цель: Познакомить детей с разными видами мусора.

Материалы: Картинки или фотографии с изображением:

Бытового мусора (остатки пищи, упаковки, бумага).

Строительного мусора (кирпичи, обломки бетона, остатки краски).

Промышленного мусора (отходы производств, заводы).

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, давайте рассмотрим, каким бывает мусор. Посмотрите на эти картинки».

Воспитатель показывает картинки и рассказывает о каждом виде мусора:

«Это бытовой мусор — то, что мы выбрасываем дома: остатки еды, упаковки от продуктов, старые вещи».

«Это строительный мусор — его оставляют после строительства или ремонта домов: кирпичи, обломки бетона, краска».

«Это промышленный мусор — его выбрасывают заводы и фабрики. Он может быть очень опасным».

Воспитатель: “Какой мусор вы чаще всего видите? Где?”

Вывод: Мусор бывает разным, он окружает нас повсюду.

  1. Дидактическая игра «Найди лишнее» (на классификацию предметов и выявление мусора). 

Цель: закрепить знания детей о различных предметах и умение отличать мусор от полезных вещей.

Материалы: Карточки с изображением:

Группа 1: яблоко, банан, морковь, фантик от конфеты.

Группа 2: книга, карандаш, тетрадь, пластиковая бутылка.

Группа 3: тарелка, чашка, ложка, пакет из-под молока.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки. В каждой группе есть один лишний предмет. Найдите его и объясните, почему он лишний».

(Дети по очереди называют лишний предмет и объясняют свой выбор).

Воспитатель: «Почему эти предметы мы называем мусором? Что с ними можно сделать?»

Вывод: мы должны уметь отличать мусор от полезных вещей и думать о том, как правильно его утилизировать.

  1. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Как старик корову продавал». (

Цель: подвести детей к пониманию последствий небрежного отношения к вещам и окружающему миру.

Материалы: книги К. Чуковского «Федорино горе» и С. Михалкова «Как старик корову продавал».

Ход занятия:

Воспитатель читает произведения.

После чтения проводятся беседы:

«Федорино горе»: «Почему от Федоры убежали вещи? Как этого можно было избежать? Что нужно делать, чтобы вещи служили долго?»

«Как старик продавал корову»: «Почему старик не мог выгодно продать корову? Что он делал не так? Как нужно относиться к тому, что у тебя есть?»

Вывод: нужно бережно относиться к своим вещам и поддерживать чистоту в доме и вокруг него.

  1. Проведение анкетирования родителей «Ваше отношение к проблеме мусора». 

Цель: выявить мнение родителей о проблеме мусора и их готовность участвовать в экологическом воспитании детей.

Материалы: Анкеты с вопросами (примеры вопросов ниже).

Обработка анкет: Анализ ответов для планирования дальнейшей работы с родителями.

Примерные вопросы анкеты:

Считаете ли Вы проблему загрязнения окружающей среды мусором актуальной?

Сортируете ли вы мусор дома? Если да, то какие виды отходов?

Обсуждаете ли Вы с ребенком проблему мусора?

Как Вы считаете, с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание детей?

Готовы ли Вы участвовать в экологических акциях и мероприятиях в детском саду?

  1. Организация выставки «Что мы выбрасываем?» (дети приносят из дома предметы, которые обычно выбрасывают). (В течение недели)

Цель: наглядно продемонстрировать разнообразие мусора и привлечь внимание к проблеме его утилизации.

Материалы: предметы, которые дети приносят из дома (упаковки, бумага, пластик и т. д.).

Ход организации:

Воспитатель объявляет о проведении выставки и просит родителей помочь детям принести из дома предметы, которые обычно выбрасывают.

В группе организуется место для выставки.

Дети вместе с воспитателем рассматривают принесённые предметы, обсуждают, что это за мусор и почему его выбрасывают.

Неделя 2: “Вредный мусор”

Цель: Формирование представления о вреде мусора для окружающей среды.

  1. Беседа «Почему мусор опасен?» (загрязнение почвы, воды, воздуха, гибель животных и растений). 

Цель: расширить знания детей о негативном воздействии мусора на природу.

Материалы: картинки и фотографии с изображением загрязненной почвы, воды, воздуха, погибших животных.

Ход беседы:

Воспитатель: «Ребята, мы уже знаем, что мусор — это плохо. А почему он так опасен для нашей планеты?»

Воспитатель показывает картинки и рассказывает о каждом виде загрязнения:

«Мусор, попадая в почву, отравляет ее, растения не могут расти и погибают».

«Мусор, попадая в воду, загрязняет реки, озёра, моря, убивает рыб и других животных»

«Мусор сжигают, и дым отравляет воздух, которым мы дышим».

«Животные могут запутаться в мусоре, проглотить его и погибнуть».

Воспитатель: «Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы избежать таких последствий?»

Вывод: мусор загрязняет почву, воду, воздух, вредит животным и растениям.

  1. Просмотр презентации или видеоролика о последствиях загрязнения окружающей среды мусором. 

Цель: Наглядно продемонстрировать масштаб проблемы загрязнения мусором.

Материалы: презентация или видеоролик о последствиях загрязнения окружающей среды мусором (например, о пластиковом загрязнении океанов, свалках и т. д.).

Ход просмотра:

Воспитатель: «Сегодня мы посмотрим фильм о том, как мусор вредит нашей планете».(Просмотр презентации/видеоролика).

После просмотра проводится обсуждение:

Что вы увидели в фильме? Что вас больше всего поразило?

Какие последствия загрязнения мусором вы запомнили?

Что мы можем сделать, чтобы помочь нашей планете?

Вывод: Загрязнение мусором — это серьёзная проблема, требующая немедленного решения.

  1. Эксперимент «Разложение мусора» (закапывание в землю различных материалов и наблюдение за процессом разложения). (Продолжительность: подготовка 15 минут, наблюдение в течение нескольких недель)

Цель: Показать детям, как долго разлагается мусор в земле.

Материалы:

Небольшие емкости (стаканчики, горшочки).

Земля.

Различные материалы: бумага, пластик, огрызок яблока, кусочек ткани, металлический предмет.

Лопаточки.

Ход эксперимента:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы проведём эксперимент, чтобы узнать, как быстро разлагается мусор в земле».

Вместе с детьми закапывают различные материалы в землю, в отдельные емкости.

Записывают дату начала эксперимента.

В течение нескольких недель наблюдают за процессом разложения, поливая землю по мере необходимости.

Обсуждают изменения, которые происходят с материалами.

Вывод: некоторые виды мусора разлагаются очень долго, загрязняя почву на длительное время.

  1. Рисование «Мусор — это плохо» (отражение негативного влияния мусора на природу). 

Цель: закрепить представление о вреде мусора с помощью творческого самовыражения.

Материалы: Бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы поговорим о том, как мусор вредит природе. А теперь давайте нарисуем, как вы это себе представляете».

Дети рисуют картинки, отражающие негативное влияние мусора на природу (загрязнённые леса, реки, свалки, погибшие животные).

После рисования проводится обсуждение работ:

Что ты нарисовал? Почему?

Что ты хотел показать своим рисунком?

Вывод: мусор вредит нашей планете, и мы должны заботиться о ее чистоте.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Экологическая катастрофа» (моделирование ситуации загрязнения окружающей среды и поиск путей решения проблемы). 

Цель: развивать умение моделировать ситуации загрязнения окружающей среды и находить пути решения проблемы.

Материалы: различные предметы, имитирующие мусор (бумага, пластиковые бутылки, коробки и т. д.), игрушки-животные, знаки «Загрязненная территория».

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, представьте, что произошла экологическая катастрофа! Кто-то оставил много мусора в лесу, и животные оказались в опасности!»

Распределение ролей: экологи, спасатели, врачи, животные.

Дети моделируют ситуацию загрязнения леса, ищут и «спасают» животных, убирают мусор.

Врачи “оказывают помощь” пострадавшим животным.

Экологи проводят “расследование” и выясняют причины катастрофы.

После игры проводится обсуждение:

Что произошло?

Кто виноват в случившемся?

Что нужно делать, чтобы такие катастрофы не повторялись?

Вывод: мы должны нести ответственность за свои поступки и бережно относиться к природе.

Неделя 3: “Мусор – дело нужное”

Цель: познакомить детей с понятиями «вторсырьё», «переработка», «раздельный сбор мусора».

  1. Беседа «Что можно сделать из мусора?» (вторсырье и его переработка). 

Цель: познакомить детей с понятиями «вторсырьё» и «переработка».

Материалы: картинки и образцы изделий из вторсырья (бумага, картон, пластик, стекло).

Ход беседы:

Воспитатель: «Ребята, помните, мы говорили о том, как много мусора на нашей планете? А знаете ли вы, что из некоторых видов мусора можно сделать полезные вещи?»

Воспитатель: «Такой мусор называют вторсырьём. Это бумага, картон, пластик, стекло, металл. Их можно переработать и сделать из них новые вещи».

Воспитатель показывает картинки и образцы изделий из вторсырья:

“Из старой бумаги делают новую бумагу, картон, туалетную бумагу.”

“Из пластиковых бутылок делают одежду, мебель, игрушки.”

“Из стекла делают новые бутылки, банки, посуду.”

Воспитатель: «Как вы думаете, переработка мусора — это хорошо или плохо? Почему?»

Вывод: переработка мусора помогает уменьшить загрязнение окружающей среды и экономить природные ресурсы.

  1. Рассматривание иллюстраций и образцов изделий, изготовленных из вторсырья. 

Цель: Наглядно продемонстрировать возможности переработки мусора.

Материалы: иллюстрации и реальные образцы изделий, изготовленных из вторсырья (например, картонные коробки, бумажные полотенца, пластиковые ручки, изделия из переработанного стекла).

Ход занятия:

Воспитатель: «Давайте внимательно рассмотрим, какие вещи можно сделать из вторсырья».

Дети рассматривают картинки и образцы изделий, обсуждают их свойства и назначение.

Воспитатель задает вопросы:

Из чего сделан этот предмет?

Как вы думаете, из чего он был сделан раньше?

Как переработка мусора помогает нашей планете?

Вывод: Из вторсырья можно сделать много полезных вещей.

  1. Дидактическая игра «Сортировка мусора» (разделение отходов на разные контейнеры: бумага, пластик, стекло). 

Цель: научить детей сортировать мусор по видам (бумага, пластик, стекло).

Материалы:

Контейнеры разных цветов (например, синий — для бумаги, жёлтый — для пластика, зелёный — для стекла).

Карточки или небольшие предметы, изображающие разные виды мусора (бумагу, пластиковые бутылки, стеклянные банки, картонные коробки).

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем учиться сортировать мусор. Посмотрите, у нас есть разные контейнеры для разных видов мусора».

Воспитатель объясняет, для какого вида мусора предназначен каждый контейнер.

Дети по очереди берут карточку или предмет и кладут его в соответствующий контейнер, объясняя свой выбор.

Воспитатель: “Почему важно сортировать мусор? Куда он потом отправляется?”

Вывод: раздельный сбор мусора помогает перерабатывать вторсырьё и уменьшает загрязнение окружающей среды.

  1. Конструирование из бросового материала (пластиковых бутылок, коробок, газет). 

Цель: развивать творческое воображение и умение использовать бросовый материал для создания полезных вещей.

Материалы: пластиковые бутылки, коробки, газеты, журналы, клей, ножницы, цветная бумага, краски, кисточки, другие декоративные материалы.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем строить из бросового материала! Давайте подумаем, что полезного мы можем сделать из этих вещей».

(Дети предлагают свои идеи, воспитатель помогает им реализовать их).

Примеры:

Из пластиковых бутылок можно сделать вазы, кормушки для птиц, подставки для карандашей.

Из коробок можно сделать домики, машинки, мебель для кукол.

Из газет и журналов можно сделать аппликации, коллажи, поделки в технике папье-маше.

Вывод: из бросового материала можно сделать много полезных и красивых вещей.

  1. Проведение акции “Сдай макулатуру — спаси дерево!” (совместно с родителями). (В течение недели)

Цель: привлечь внимание к проблеме сохранения лесов и стимулировать сбор макулатуры.

Ход проведения:

Воспитатель объявляет о проведении акции и просит родителей помочь детям собрать макулатуру дома (старые газеты, журналы, картонные коробки и т. д.).

В группе организуется место для сбора макулатуры.

В конце недели вся собранная макулатура сдается в пункт приема.

Воспитатель рассказывает детям, сколько деревьев удалось спасти благодаря их участию в акции.

Неделя 4: “Мы – друзья природы”

Цель: формирование у детей активной жизненной позиции в отношении сохранения окружающей среды.

  1. Беседа «Как мы можем помочь природе?» (соблюдение чистоты, раздельный сбор мусора, бережное отношение к природе). 

Цель: Закрепить знания детей о способах защиты окружающей среды.

Материалы: Картинки с изображением правильного и неправильного поведения в природе.

Ход беседы:

Воспитатель: «Ребята, мы много говорили о том, как мусор вредит нашей планете. А что мы можем сделать, чтобы помочь природе?»

Воспитатель обсуждает с детьми различные способы защиты окружающей среды:

Соблюдать чистоту на улице и в общественных местах.

Не мусорить в лесу и на водоемах.

Сортировать мусор.

Экономить бумагу, воду и электроэнергию.

Бережно относиться к животным и растениям.

Участвовать в экологических акциях.

Воспитатель: “Что вы делаете для того, чтобы помочь природе?”

  1. Изготовление плаката «Как мы спасаем Землю от мусора» (коллективная работа). (

Цель: закрепить знания детей о способах защиты окружающей среды и выразить их в творческой форме.

Материалы: большой лист бумаги, краски, карандаши, фломастеры, вырезки из журналов и газет, клей, другие декоративные материалы.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, давайте сделаем плакат, который будет напоминать всем о том, как мы можем спасти Землю от мусора!»

Дети вместе с воспитателем придумывают сюжет плаката.

Дети рисуют, вырезают, клеят и создают плакат, отражающий их представления о том, как нужно беречь природу.

  1. Организация выставки рисунков “Земля без мусора”. (В течение недели)

Цель: привлечь внимание к проблеме мусора и показать, какой красивой может быть наша планета без него.

Ход организации:

В группе оформляется место для выставки рисунков.

Дети выставляют свои рисунки на тему “Земля без мусора”.

Воспитатель организует просмотр выставки и обсуждает с детьми их работы.

  1. Разработка и распространение листовок для родителей «Правила обращения с мусором». (В течение недели)

Цель: повысить экологическую грамотность родителей и привлечь их к активному участию в экологическом воспитании детей.

Ход разработки:

Вместе с родителями составляется список правил обращения с мусором.

Воспитатель оформляет листовки с использованием рисунков детей.

Листовки распространяются среди родителей группы.

Примерные правила:

Не мусорить на улице и в общественных местах.

Сортировать мусор дома.

Использовать многоразовые пакеты и сумки.

Экономно использовать бумагу, воду и электроэнергию.

Бережно относиться к животным и растениям.

  1. Проведение итогового мероприятия — экологической викторины «Знатоки природы». 

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об экологии, проверить, как они усвоили материал проекта.

Материалы: вопросы и задания по теме проекта, карточки с изображениями, призы для победителей.

Ход викторины:

Воспитатель: «Сегодня мы проведём викторину и проверим, кто из вас стал настоящим знатоком природы!»

Дети делятся на команды и отвечают на вопросы, выполняют задания.

Примеры вопросов и заданий:

Что такое мусор?

Какие виды мусора вы знаете?

Почему мусор опасен для окружающей среды?

Что такое вторсырье?

Как можно перерабатывать мусор?

Какие правила поведения в природе вы знаете?

Подведение итогов и награждение победителей.

  1. Уборка территории детского сада от мусора (трудовой десант). 

Цель: Формирование практических навыков бережного отношения к окружающей среде.

Материалы: Перчатки, мешки для мусора, лопатки, грабли.

Ход уборки:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы выйдем на улицу и уберём мусор на территории детского сада!»

Дети надевают перчатки и собирают мусор в мешки.

После уборки проводится обсуждение:

Сколько мусора мы собрали?

Почему важно убирать за собой?

Как мы можем поддерживать чистоту на территории детского сада?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Спасём Землю от мусора» для детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Проблема экологического состояния территорий и природы в ц...

Экологический проект «Спасём подснежники» для детей старшей группы 5-6 лет детского сада.

Данный проект - «Спасём подснежники» предназначен для формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап ф...

Исследовательский экологический проект «Спасём землю от мусора»

Автор экологического проекта в ДОУ «Спасём Землю от мусора» разработал комплекс деятельности, рассчитанный на 2 месяца. Воспитатель детского сада разработала советы для родителей и воспита...

Экологическая акция «Очистим землю от мусора!»

Экологическая акция «Очистим землю от мусора!»...

Экологический проект “Спасем землю от мусора”

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к прир...