Экологический проект «Спасём Землю от мусора»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность: 4 недели (1 месяц).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность: проблема загрязнения окружающей среды мусором — одна из самых острых и актуальных проблем современности. Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе необходимо начинать с дошкольного возраста, воспитывая в детях ответственность за состояние окружающей среды и умение правильно утилизировать отходы.
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к проблеме мусора и способам её решения.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о видах мусора, его происхождении и вреде для окружающей среды.
Познакомить с понятиями «вторсырьё», «переработка», «раздельный сбор мусора».
Формировать знания о правилах поведения на природе и необходимости бережного отношения к ней.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивать творческое воображение, фантазию, инициативу.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Предполагаемый результат:
Дети знают о видах мусора, его вреде для окружающей среды и способах его утилизации.
Дети понимают значение раздельного сбора мусора и умеют сортировать некоторые виды отходов.
Дети проявляют бережное отношение к природе и стремятся участвовать в природоохранных мероприятиях.
Родители активно участвуют в экологической жизни группы и осознают важность личного примера в воспитании экологической культуры у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Спасём Землю от мусора»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Продолжительность: 4 недели (1 месяц).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность: проблема загрязнения окружающей среды мусором — одна из самых острых и актуальных проблем современности. Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе необходимо начинать с дошкольного возраста, воспитывая в детях ответственность за состояние окружающей среды и умение правильно утилизировать отходы.
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к проблеме мусора и способам её решения.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о видах мусора, его происхождении и вреде для окружающей среды.
Познакомить с понятиями «вторсырьё», «переработка», «раздельный сбор мусора».
Формировать знания о правилах поведения на природе и необходимости бережного отношения к ней.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивать творческое воображение, фантазию, инициативу.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Воспитывать желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Предполагаемый результат:
Дети знают о видах мусора, его вреде для окружающей среды и способах его утилизации.
Дети понимают значение раздельного сбора мусора и умеют сортировать некоторые виды отходов.
Дети проявляют бережное отношение к природе и стремятся участвовать в природоохранных мероприятиях.
Родители активно участвуют в экологической жизни группы и осознают важность личного примера в воспитании экологической культуры у детей.
Продукт проектной деятельности:
- Создание коллективного плаката “Как мы спасаем Землю от мусора”.
- Изготовление поделок из вторсырья.
- Организация выставки рисунков “Земля без мусора”.
- Разработка и распространение листовок для родителей “Правила обращения с мусором”.
Работа с родителями:
- Анкетирование “Ваше отношение к проблеме мусора”.
- Консультации по вопросам экологического воспитания детей.
- Привлечение к участию в акциях «Сдай макулатуру — спаси дерево!», «Трудовой десант».
- Помощь в сборе бросового материала для конструирования.
- Изготовление листовок “Правила обращения с мусором”.
- Организация выставки поделок из вторсырья, изготовленных совместно с детьми.
Оценка результатов проекта:
- Наблюдение за детьми в процессе деятельности.
- Анализ детских рисунков, поделок, плакатов.
- Оценка уровня знаний детей в ходе бесед и викторин.
- Отзывы родителей об участии в проекте.
Ресурсное обеспечение:
- Методическая литература по экологическому воспитанию дошкольников.
- Иллюстративный материал (картинки, фотографии, презентации).
- Бросовый материал (пластиковые бутылки, коробки, газеты, журналы).
- Природный материал (листья, ветки, камни).
- Музыкальное сопровождение.
- Спортивный инвентарь для проведения подвижных игр.
Этапы реализации проекта:
Неделя 1: “Мусор вокруг нас”
Цель: выявить уровень знаний детей о мусоре и его источниках. Формирование интереса к теме проекта.
Деятельность:
Беседа «Что такое мусор и откуда он берется?»
Цель: выяснить, что дети понимают под словом «мусор», где они его встречают и откуда он берётся.
Материалы: картинки с изображением различных мест (улица, лес, дом, свалка).
Ход беседы:
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите? (Обсуждение картинок.) Что общего у этих мест? (Наличие мусора).»
Воспитатель: «А что такое мусор? (Выслушивает ответы детей). Это вещи, которые нам больше не нужны и которые мы выбрасываем».
Воспитатель: «Откуда берётся мусор? (Выслушивает ответы детей). Правильно, мы сами его создаём, когда едим, играем, используем что-то».
Воспитатель: «Подумайте и скажите, какой мусор вы видите дома? На улице? В лесу?»
Воспитатель: «Как вы думаете, много ли мусора на нашей планете? Это хорошо или плохо?»
Вывод: мусор — это вещи, которые нам больше не нужны, он загрязняет нашу планету.
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов мусора (бытового, строительного, промышленного).
Цель: Познакомить детей с разными видами мусора.
Материалы: Картинки или фотографии с изображением:
Бытового мусора (остатки пищи, упаковки, бумага).
Строительного мусора (кирпичи, обломки бетона, остатки краски).
Промышленного мусора (отходы производств, заводы).
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, давайте рассмотрим, каким бывает мусор. Посмотрите на эти картинки».
Воспитатель показывает картинки и рассказывает о каждом виде мусора:
«Это бытовой мусор — то, что мы выбрасываем дома: остатки еды, упаковки от продуктов, старые вещи».
«Это строительный мусор — его оставляют после строительства или ремонта домов: кирпичи, обломки бетона, краска».
«Это промышленный мусор — его выбрасывают заводы и фабрики. Он может быть очень опасным».
Воспитатель: “Какой мусор вы чаще всего видите? Где?”
Вывод: Мусор бывает разным, он окружает нас повсюду.
- Дидактическая игра «Найди лишнее» (на классификацию предметов и выявление мусора).
Цель: закрепить знания детей о различных предметах и умение отличать мусор от полезных вещей.
Материалы: Карточки с изображением:
Группа 1: яблоко, банан, морковь, фантик от конфеты.
Группа 2: книга, карандаш, тетрадь, пластиковая бутылка.
Группа 3: тарелка, чашка, ложка, пакет из-под молока.
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на картинки. В каждой группе есть один лишний предмет. Найдите его и объясните, почему он лишний».
(Дети по очереди называют лишний предмет и объясняют свой выбор).
Воспитатель: «Почему эти предметы мы называем мусором? Что с ними можно сделать?»
Вывод: мы должны уметь отличать мусор от полезных вещей и думать о том, как правильно его утилизировать.
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Как старик корову продавал». (
Цель: подвести детей к пониманию последствий небрежного отношения к вещам и окружающему миру.
Материалы: книги К. Чуковского «Федорино горе» и С. Михалкова «Как старик корову продавал».
Ход занятия:
Воспитатель читает произведения.
После чтения проводятся беседы:
«Федорино горе»: «Почему от Федоры убежали вещи? Как этого можно было избежать? Что нужно делать, чтобы вещи служили долго?»
«Как старик продавал корову»: «Почему старик не мог выгодно продать корову? Что он делал не так? Как нужно относиться к тому, что у тебя есть?»
Вывод: нужно бережно относиться к своим вещам и поддерживать чистоту в доме и вокруг него.
- Проведение анкетирования родителей «Ваше отношение к проблеме мусора».
Цель: выявить мнение родителей о проблеме мусора и их готовность участвовать в экологическом воспитании детей.
Материалы: Анкеты с вопросами (примеры вопросов ниже).
Обработка анкет: Анализ ответов для планирования дальнейшей работы с родителями.
Примерные вопросы анкеты:
Считаете ли Вы проблему загрязнения окружающей среды мусором актуальной?
Сортируете ли вы мусор дома? Если да, то какие виды отходов?
Обсуждаете ли Вы с ребенком проблему мусора?
Как Вы считаете, с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание детей?
Готовы ли Вы участвовать в экологических акциях и мероприятиях в детском саду?
- Организация выставки «Что мы выбрасываем?» (дети приносят из дома предметы, которые обычно выбрасывают). (В течение недели)
Цель: наглядно продемонстрировать разнообразие мусора и привлечь внимание к проблеме его утилизации.
Материалы: предметы, которые дети приносят из дома (упаковки, бумага, пластик и т. д.).
Ход организации:
Воспитатель объявляет о проведении выставки и просит родителей помочь детям принести из дома предметы, которые обычно выбрасывают.
В группе организуется место для выставки.
Дети вместе с воспитателем рассматривают принесённые предметы, обсуждают, что это за мусор и почему его выбрасывают.
Неделя 2: “Вредный мусор”
Цель: Формирование представления о вреде мусора для окружающей среды.
- Беседа «Почему мусор опасен?» (загрязнение почвы, воды, воздуха, гибель животных и растений).
Цель: расширить знания детей о негативном воздействии мусора на природу.
Материалы: картинки и фотографии с изображением загрязненной почвы, воды, воздуха, погибших животных.
Ход беседы:
Воспитатель: «Ребята, мы уже знаем, что мусор — это плохо. А почему он так опасен для нашей планеты?»
Воспитатель показывает картинки и рассказывает о каждом виде загрязнения:
«Мусор, попадая в почву, отравляет ее, растения не могут расти и погибают».
«Мусор, попадая в воду, загрязняет реки, озёра, моря, убивает рыб и других животных»
«Мусор сжигают, и дым отравляет воздух, которым мы дышим».
«Животные могут запутаться в мусоре, проглотить его и погибнуть».
Воспитатель: «Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы избежать таких последствий?»
Вывод: мусор загрязняет почву, воду, воздух, вредит животным и растениям.
- Просмотр презентации или видеоролика о последствиях загрязнения окружающей среды мусором.
Цель: Наглядно продемонстрировать масштаб проблемы загрязнения мусором.
Материалы: презентация или видеоролик о последствиях загрязнения окружающей среды мусором (например, о пластиковом загрязнении океанов, свалках и т. д.).
Ход просмотра:
Воспитатель: «Сегодня мы посмотрим фильм о том, как мусор вредит нашей планете».(Просмотр презентации/видеоролика).
После просмотра проводится обсуждение:
Что вы увидели в фильме? Что вас больше всего поразило?
Какие последствия загрязнения мусором вы запомнили?
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашей планете?
Вывод: Загрязнение мусором — это серьёзная проблема, требующая немедленного решения.
- Эксперимент «Разложение мусора» (закапывание в землю различных материалов и наблюдение за процессом разложения). (Продолжительность: подготовка 15 минут, наблюдение в течение нескольких недель)
Цель: Показать детям, как долго разлагается мусор в земле.
Материалы:
Небольшие емкости (стаканчики, горшочки).
Земля.
Различные материалы: бумага, пластик, огрызок яблока, кусочек ткани, металлический предмет.
Лопаточки.
Ход эксперимента:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы проведём эксперимент, чтобы узнать, как быстро разлагается мусор в земле».
Вместе с детьми закапывают различные материалы в землю, в отдельные емкости.
Записывают дату начала эксперимента.
В течение нескольких недель наблюдают за процессом разложения, поливая землю по мере необходимости.
Обсуждают изменения, которые происходят с материалами.
Вывод: некоторые виды мусора разлагаются очень долго, загрязняя почву на длительное время.
- Рисование «Мусор — это плохо» (отражение негативного влияния мусора на природу).
Цель: закрепить представление о вреде мусора с помощью творческого самовыражения.
Материалы: Бумага, краски, карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы поговорим о том, как мусор вредит природе. А теперь давайте нарисуем, как вы это себе представляете».
Дети рисуют картинки, отражающие негативное влияние мусора на природу (загрязнённые леса, реки, свалки, погибшие животные).
После рисования проводится обсуждение работ:
Что ты нарисовал? Почему?
Что ты хотел показать своим рисунком?
Вывод: мусор вредит нашей планете, и мы должны заботиться о ее чистоте.
- Сюжетно-ролевая игра «Экологическая катастрофа» (моделирование ситуации загрязнения окружающей среды и поиск путей решения проблемы).
Цель: развивать умение моделировать ситуации загрязнения окружающей среды и находить пути решения проблемы.
Материалы: различные предметы, имитирующие мусор (бумага, пластиковые бутылки, коробки и т. д.), игрушки-животные, знаки «Загрязненная территория».
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, представьте, что произошла экологическая катастрофа! Кто-то оставил много мусора в лесу, и животные оказались в опасности!»
Распределение ролей: экологи, спасатели, врачи, животные.
Дети моделируют ситуацию загрязнения леса, ищут и «спасают» животных, убирают мусор.
Врачи “оказывают помощь” пострадавшим животным.
Экологи проводят “расследование” и выясняют причины катастрофы.
После игры проводится обсуждение:
Что произошло?
Кто виноват в случившемся?
Что нужно делать, чтобы такие катастрофы не повторялись?
Вывод: мы должны нести ответственность за свои поступки и бережно относиться к природе.
Неделя 3: “Мусор – дело нужное”
Цель: познакомить детей с понятиями «вторсырьё», «переработка», «раздельный сбор мусора».
- Беседа «Что можно сделать из мусора?» (вторсырье и его переработка).
Цель: познакомить детей с понятиями «вторсырьё» и «переработка».
Материалы: картинки и образцы изделий из вторсырья (бумага, картон, пластик, стекло).
Ход беседы:
Воспитатель: «Ребята, помните, мы говорили о том, как много мусора на нашей планете? А знаете ли вы, что из некоторых видов мусора можно сделать полезные вещи?»
Воспитатель: «Такой мусор называют вторсырьём. Это бумага, картон, пластик, стекло, металл. Их можно переработать и сделать из них новые вещи».
Воспитатель показывает картинки и образцы изделий из вторсырья:
“Из старой бумаги делают новую бумагу, картон, туалетную бумагу.”
“Из пластиковых бутылок делают одежду, мебель, игрушки.”
“Из стекла делают новые бутылки, банки, посуду.”
Воспитатель: «Как вы думаете, переработка мусора — это хорошо или плохо? Почему?»
Вывод: переработка мусора помогает уменьшить загрязнение окружающей среды и экономить природные ресурсы.
- Рассматривание иллюстраций и образцов изделий, изготовленных из вторсырья.
Цель: Наглядно продемонстрировать возможности переработки мусора.
Материалы: иллюстрации и реальные образцы изделий, изготовленных из вторсырья (например, картонные коробки, бумажные полотенца, пластиковые ручки, изделия из переработанного стекла).
Ход занятия:
Воспитатель: «Давайте внимательно рассмотрим, какие вещи можно сделать из вторсырья».
Дети рассматривают картинки и образцы изделий, обсуждают их свойства и назначение.
Воспитатель задает вопросы:
Из чего сделан этот предмет?
Как вы думаете, из чего он был сделан раньше?
Как переработка мусора помогает нашей планете?
Вывод: Из вторсырья можно сделать много полезных вещей.
- Дидактическая игра «Сортировка мусора» (разделение отходов на разные контейнеры: бумага, пластик, стекло).
Цель: научить детей сортировать мусор по видам (бумага, пластик, стекло).
Материалы:
Контейнеры разных цветов (например, синий — для бумаги, жёлтый — для пластика, зелёный — для стекла).
Карточки или небольшие предметы, изображающие разные виды мусора (бумагу, пластиковые бутылки, стеклянные банки, картонные коробки).
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем учиться сортировать мусор. Посмотрите, у нас есть разные контейнеры для разных видов мусора».
Воспитатель объясняет, для какого вида мусора предназначен каждый контейнер.
Дети по очереди берут карточку или предмет и кладут его в соответствующий контейнер, объясняя свой выбор.
Воспитатель: “Почему важно сортировать мусор? Куда он потом отправляется?”
Вывод: раздельный сбор мусора помогает перерабатывать вторсырьё и уменьшает загрязнение окружающей среды.
- Конструирование из бросового материала (пластиковых бутылок, коробок, газет).
Цель: развивать творческое воображение и умение использовать бросовый материал для создания полезных вещей.
Материалы: пластиковые бутылки, коробки, газеты, журналы, клей, ножницы, цветная бумага, краски, кисточки, другие декоративные материалы.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем строить из бросового материала! Давайте подумаем, что полезного мы можем сделать из этих вещей».
(Дети предлагают свои идеи, воспитатель помогает им реализовать их).
Примеры:
Из пластиковых бутылок можно сделать вазы, кормушки для птиц, подставки для карандашей.
Из коробок можно сделать домики, машинки, мебель для кукол.
Из газет и журналов можно сделать аппликации, коллажи, поделки в технике папье-маше.
Вывод: из бросового материала можно сделать много полезных и красивых вещей.
- Проведение акции “Сдай макулатуру — спаси дерево!” (совместно с родителями). (В течение недели)
Цель: привлечь внимание к проблеме сохранения лесов и стимулировать сбор макулатуры.
Ход проведения:
Воспитатель объявляет о проведении акции и просит родителей помочь детям собрать макулатуру дома (старые газеты, журналы, картонные коробки и т. д.).
В группе организуется место для сбора макулатуры.
В конце недели вся собранная макулатура сдается в пункт приема.
Воспитатель рассказывает детям, сколько деревьев удалось спасти благодаря их участию в акции.
Неделя 4: “Мы – друзья природы”
Цель: формирование у детей активной жизненной позиции в отношении сохранения окружающей среды.
- Беседа «Как мы можем помочь природе?» (соблюдение чистоты, раздельный сбор мусора, бережное отношение к природе).
Цель: Закрепить знания детей о способах защиты окружающей среды.
Материалы: Картинки с изображением правильного и неправильного поведения в природе.
Ход беседы:
Воспитатель: «Ребята, мы много говорили о том, как мусор вредит нашей планете. А что мы можем сделать, чтобы помочь природе?»
Воспитатель обсуждает с детьми различные способы защиты окружающей среды:
Соблюдать чистоту на улице и в общественных местах.
Не мусорить в лесу и на водоемах.
Сортировать мусор.
Экономить бумагу, воду и электроэнергию.
Бережно относиться к животным и растениям.
Участвовать в экологических акциях.
Воспитатель: “Что вы делаете для того, чтобы помочь природе?”
- Изготовление плаката «Как мы спасаем Землю от мусора» (коллективная работа). (
Цель: закрепить знания детей о способах защиты окружающей среды и выразить их в творческой форме.
Материалы: большой лист бумаги, краски, карандаши, фломастеры, вырезки из журналов и газет, клей, другие декоративные материалы.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, давайте сделаем плакат, который будет напоминать всем о том, как мы можем спасти Землю от мусора!»
Дети вместе с воспитателем придумывают сюжет плаката.
Дети рисуют, вырезают, клеят и создают плакат, отражающий их представления о том, как нужно беречь природу.
- Организация выставки рисунков “Земля без мусора”. (В течение недели)
Цель: привлечь внимание к проблеме мусора и показать, какой красивой может быть наша планета без него.
Ход организации:
В группе оформляется место для выставки рисунков.
Дети выставляют свои рисунки на тему “Земля без мусора”.
Воспитатель организует просмотр выставки и обсуждает с детьми их работы.
- Разработка и распространение листовок для родителей «Правила обращения с мусором». (В течение недели)
Цель: повысить экологическую грамотность родителей и привлечь их к активному участию в экологическом воспитании детей.
Ход разработки:
Вместе с родителями составляется список правил обращения с мусором.
Воспитатель оформляет листовки с использованием рисунков детей.
Листовки распространяются среди родителей группы.
Примерные правила:
Не мусорить на улице и в общественных местах.
Сортировать мусор дома.
Использовать многоразовые пакеты и сумки.
Экономно использовать бумагу, воду и электроэнергию.
Бережно относиться к животным и растениям.
- Проведение итогового мероприятия — экологической викторины «Знатоки природы».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об экологии, проверить, как они усвоили материал проекта.
Материалы: вопросы и задания по теме проекта, карточки с изображениями, призы для победителей.
Ход викторины:
Воспитатель: «Сегодня мы проведём викторину и проверим, кто из вас стал настоящим знатоком природы!»
Дети делятся на команды и отвечают на вопросы, выполняют задания.
Примеры вопросов и заданий:
Что такое мусор?
Какие виды мусора вы знаете?
Почему мусор опасен для окружающей среды?
Что такое вторсырье?
Как можно перерабатывать мусор?
Какие правила поведения в природе вы знаете?
Подведение итогов и награждение победителей.
- Уборка территории детского сада от мусора (трудовой десант).
Цель: Формирование практических навыков бережного отношения к окружающей среде.
Материалы: Перчатки, мешки для мусора, лопатки, грабли.
Ход уборки:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы выйдем на улицу и уберём мусор на территории детского сада!»
Дети надевают перчатки и собирают мусор в мешки.
После уборки проводится обсуждение:
Сколько мусора мы собрали?
Почему важно убирать за собой?
Как мы можем поддерживать чистоту на территории детского сада?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Спасём Землю от мусора» для детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Проблема экологического состояния территорий и природы в ц...

Экологический проект «Спасём подснежники» для детей старшей группы 5-6 лет детского сада.
Данный проект - «Спасём подснежники» предназначен для формирование экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап ф...

Исследовательский экологический проект «Спасём землю от мусора»
Автор экологического проекта в ДОУ «Спасём Землю от мусора» разработал комплекс деятельности, рассчитанный на 2 месяца. Воспитатель детского сада разработала советы для родителей и воспита...

Экологическая акция «Очистим землю от мусора!»
Экологическая акция «Очистим землю от мусора!»...

Экологический проект “Спасем землю от мусора”
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к прир...
- Мне нравится (1)

