Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) Тема: «Как выращивают хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сафьянова Анастасия Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «У Лукоморья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по окружающему миру

(старшая группа)

 

 

 

 

ТЕМА: «Как выращивают хлеб»

 

 

 

 

                                                                                                            Выполнила:

                                                                                                            Сафьянова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саяногорск, 2025г.

 

Конспект занятия по окружающему миру  (старшая группа)

Тема: «Как выращивают хлеб»

 

Цель: создание условий для закрепления представлений, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

1) способствовать формированию знаний о хлебе как одном из величайших богатств на земле, названии профессий людей, выращивающих хлеб; 

2) рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедим;

3) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Словарная работа.

Пахота, сев, посевная, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

Материалы и оборудование:

Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

- Внимание, внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.

- Ребята, отгадайте загадку:

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю

И чуть подгорелым, иногда

Да ведь это не беда!        Ответы детей.

- Правильно, это хлеб. (выставка: хлеб белый и ржаной, сушки, печенье, пряники).

2.  Беседа о хлебе.

- Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Дети рассматривают, делятся впечатлениями.

- А кто знает из чего все это делают? Ответы детей.

- А что такое мука, из чего ее получают? Ответы детей.

- Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, хотите узнать, что же это за работа? Ответы детей.

- Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами-разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землёй и одновременно боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. (Показ иллюстраций)

Борона – это  такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы в неё поступала влага, воздух и тепло.

- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его? Ответы детей.

- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

- И вот земля становится мягкой, рыхлой, послушной. ( Показ иллюстраций)

- Теперь можно начинать сеять!

- К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (Показ иллюстраций)

- Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время все зеленое, очень красивое. (Показ иллюстраций)

-  Хлебное поле ещё называю нивой. (Дети повторяют слово хором и индивидуально)

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе….

- Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) И на поле выходят другие машины – комбайны. (Показ иллюстраций)

- Он идет волну сечет, из трубы зерно течет» - это  загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?

Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить слово хором и индивидуально)

- Что же делает комбайн? Ответы детей.

- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны соломы. (Показ иллюстраций)

- Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Потом часть зерна в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. (Показ иллюстраций)

- Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

- Куда же потом? Ответы детей. (на хлебозавод)

- Правильно, муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части и передают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

3. Физминутка  «Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу.

4. Прочтение пословиц

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми хором, индивидуально.

- Послушайте, ребята, какие ещё есть пословицы о хлебе:

«Без хлеба – нет обеда»                «Хлеб – батюшка, вода – матушка»

«Будет хлеб – будет и  песня»     «Много свету – много хлеба»

«Хлеба надо брать столько – сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»         «Хлеб нельзя бросать на пол»

5. Игра с мячом «Вопрос-ответ»

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)                     Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)      Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)        Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)                              Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

6. Рефлексия

- Ребята, скажите, пожалуйста:

Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут)

- Какие машины помогают хлеборобом?

Ответы детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

- Как нужно относится к хлебу?

Ответы детей.

- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_hleb.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «У Лукоморья»

Конспект занятия по окружающему миру

(старшая группа)

ТЕМА: «Как выращивают хлеб»

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                         Сафьянова А.А.

г. Саяногорск, 2025г.

Конспект занятия по основам науки и естествознания (старшая группа)

Тема: «Как выращивают хлеб»

Цель: создание условий для закрепления представлений, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

1) способствовать формированию знаний о хлебе как одном из величайших богатств на земле, названии профессий людей, выращивающих хлеб; 

2) рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедим;

3) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Словарная работа.

Пахота, сев, посевная, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

Материалы и оборудование:

Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

- Внимание, внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.

- Ребята, отгадайте загадку:

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю

И чуть подгорелым, иногда

Да ведь это не беда!        Ответы детей.

- Правильно, это хлеб. (выставка: хлеб белый и ржаной, сушки, печенье, пряники).

2.  Беседа о хлебе.

- Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Дети рассматривают, делятся впечатлениями.

- А кто знает из чего все это делают? Ответы детей.

- А что такое мука, из чего ее получают? Ответы детей.

- Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, хотите узнать, что же это за работа? Ответы детей.

- Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами-разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землёй и одновременно боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. (Показ иллюстраций)

Борона – это  такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы в неё поступала влага, воздух и тепло.

- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его? Ответы детей.

- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

- И вот земля становится мягкой, рыхлой, послушной. ( Показ иллюстраций)

- Теперь можно начинать сеять!

- К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (Показ иллюстраций)

- Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время все зеленое, очень красивое. (Показ иллюстраций)

-  Хлебное поле ещё называю нивой. (Дети повторяют слово хором и индивидуально)

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе….

- Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) И на поле выходят другие машины – комбайны. (Показ иллюстраций)

- Он идет волну сечет, из трубы зерно течет» - это  загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?

Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить слово хором и индивидуально)

- Что же делает комбайн? Ответы детей.

- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны соломы. (Показ иллюстраций)

- Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Потом часть зерна в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. (Показ иллюстраций)

- Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

- Куда же потом? Ответы детей. (на хлебозавод)

- Правильно, муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части и передают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

3. Физминутка  «Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу.

4. Прочтение пословиц

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми хором, индивидуально.

- Послушайте, ребята, какие ещё есть пословицы о хлебе:

«Без хлеба – нет обеда»                «Хлеб – батюшка, вода – матушка»

«Будет хлеб – будет и  песня»        «Много свету – много хлеба»

«Хлеба надо брать столько – сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»        «Хлеб нельзя бросать на пол»

5. Игра с мячом «Вопрос-ответ»

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)                Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)        Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)        Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)                        Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

6. Рефлексия

- Ребята, скажите, пожалуйста:

Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут)

- Какие машины помогают хлеборобом?

Ответы детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

- Как нужно относится к хлебу?

Ответы детей.

- Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

Конспект открытого занятия " Дикие животные" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Дикие животные» Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период....

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусором...

Конспект открытого занятия " Дикие животные" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема :"Дикие животные", цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде , образе жизни ...