Конспект итогового экологического занятия с региональным компонентом: « В гости к Беломy медведю»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Печникова Надежда Яковлевна

Рассмотреть особенности природных условий Крайнего Севера, взаимосвязи и взаимодействие живых организмов со средой обитания, а также экологические проблемы, с которыми сталкивается самый северный регион нашей страны - Арктика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового экологического  занятия с региональным компонентом:

« В гости к Беломy медведю»

Составила воспитатель: Печникова Надежда Яковлевна

2024г.

Итоговое занятие для детей 6-7 лет

Цель:

 Рассмотреть  особенности природных условий Крайнего Севера, взаимосвязи и взаимодействие живых организмов со средой обитания, а также экологические проблемы, с которыми сталкивается самый северный регион нашей страны -  Арктика

Задачи:

- сформировать представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля;

- расширять представление  о многообразии животного мира в Арктике, о том,  как животные   приспосабливаются к  суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов (толстый подкожный слой жира, белый окрас шерсти);

- сформировать познавательный интерес к окружающему миру, и представление о  гуманном  поведении в природе;

-знакомить  с Красной книгой: что это такое, зачем она нужна,

- развивать интерес  и любопытство детей, умение сравнивать, анализировать и рассуждать, задавая «коварные» вопросы и приводя парадоксальные  факты

- развивать умение  совместно с родителями добывать  информацию  на заданную тему из разных источников.

- подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода… Человек – это часть природы, что он сам должен беречь, охранять и защищать ее.

Целевая аудитория: дети 6-7 лет

Предварительная работа:

- Беседы

-Рассматривание иллюстраций по заданной теме

- рассматривание картин на тему «Ледокол», «Метеорологическая станция». 

 -Внесение дидактических и настольных игр: «Животные Арктики»,  «Охрана природы», «Определи по тени», круги Луллия «Кто в Арктике живет».

                                                  

-Просмотр познавательных мультфильмов о северных животных. https://www.yandex.ru/video/preview/2708613218452688206

- Знакомство с   красной книгой  Мурманской области.

-Чтения литературы: Н. Сладков. «Во   льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах»,   «В тундре», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории»; А. Членов. «Как Алешка жил на Севере»;  Г. Банару «Там, где всегда мороз».

-рисование «Цветы на камнях»

-Проведение опытов со льдом и снегом.

Итог:

-Итоговое занятие и создание презентации: «В гости к белому медведю»

 -коллективная работа лепка: «Животные Арктики».  «Моржи на льдине»

- выставка рисунков « На камнях растут цветы»

- участие в творческой мастерской « Попробуй себя в мусорном искусстве»,

-участие в проекте « За чистую Арктику»

Методы

1. наглядные;

2. словесные;

3. практические методы.

Оборудование и материалы:

Глобус,  мольберт с кроссвордом, мультимедийная доска, картинки , телеграмма, фломастеры, гюйсы.

I Вводная часть

Ребята,   какую часть земли мы с вами  изучали? (Арктику).

А вот сегодня я получила  такую телеграмму с шифровкой, от хозяина Арктики (читает телеграмму): -«Срочно приезжайте. Белый Медведь».

Что-то у них там случилось. Так-что ребята, отправимся к белому медведю? Но, мы отправимся не просто так, нам надо еще расшифровать секретное задание. Готовы?Тогда в путь.

-Давайте с помощью глобуса узнаем,  где  находится Арктика? (рассматривания глобуса), уточнение: за полярным кругом, нахождения на глобусе  Кольского полуострова, определение нахождения г. Мурманска,  и выяснение, что мы живем в Арктической зоне.

II. Основная часть

-На чем мы можем туда добраться? (самолёт, вертолёт, ледокол, собачьи упряжки).  

-Вот и первый вопрос: (ватман с ребусом на мольберте)  

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (Ледокол)

-Мы сегодня будем путешествовать на ледоколе

Я буду капитаном, а вы моими юнгами.

  -А что такое  ледокол?( ответ детей)

- Какие два слова соединились в слове ледокол? (лед, колоть) - - Ледокол – это вид транспорта, который колет лед и передвигается по океану

- Как вы думаете, что обозначает - атомный ледокол? (ответы детей)

-По сути своей атомный ледокол - это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар. Этот пар раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы и они  вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, вот они то, и крутят 3 гребных винта.

(Справка по надобности)Атомные ледоколы — были  построены специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Они  намного мощнее других кораблей, так как  были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — нет необходимости в регулярной дозаправке топливом.

-Но прежде чем мы доберемся до причала нам надо идти по суше.  И вот  второе задание.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет с семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. Как называется участок этой суши?(Тундра) -Давайте проверим и подставим буквы.

Чем ближе к Северном полюсу, тем скуднее растительность. Лесотундра переходит в тундру, а та – в бескрайние километры арктических пустынь. Но даже здесь маленькие, но стойкие растения живут и кормят животных и людей.В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, маленькие деревца, которые называют карликовыми. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. В июле тундра расцветает – полярные маки, одуванчики, камнеломка! Тундра богата ягодными кустарниками – клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только на ладошку, вода не впитывается, а остается на поверхности, и образуются многочисленные болота. Почему вода не просачивается в землю?(вечная мерзлота).

-  Как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту).

Знаете ли вы?

Мхи и лишайники настолько стойкие, что могут «ожить» после нескольких сотен лет, проведенных подо льдом! В 2013 году биологи нашли лишайники, находившиеся во льду больше 400 лет. Ученые высадили образцы в почву, обеспечили им питание и полив, и растения ожили!

-Редкие виды: На особо охраняемых природных территориях Российской Арктики можно встретить множество редких, видов растений. Так, редкий житель Кандалакшского заповедника – одуванчик белоязычковый. В отличие от привычного желтого одуванчика, у него белые лепестки. Среди краснокнижных видов Мурманской области – крупка островная, лишайник, а также лапчатка арктическая, которая растет на приморских скалах, любит хорошо прогреваемые места и цветет все лето.

-Следующий вопрос: как называется документ, в который занесены редкие виды растений, животных, грибов? (Красная книга).

-Красная книга - это экологический документ, в которой занесены все животные, растения и грибы, находящиеся под угрозой исчезновения. Если вид попал в красную книгу, то он находиться под защитой государства от истребления и промыслов, связанных с ним. А красный цвет традиционно связан с опасностью. Не случайно красный цвет светофора, говорит нам: "Внимание! Стоп!". Вот такой же принцип и у красной книги. Стоп! Обратите внимание на исчезающие виды, их осталось очень мало, они требуют особо бережного отношения.

 -Ребята, какие же животные обитают в тундре? (северные олени, волки, песцы, полярные зайцы, лемминги, полярные совы). Летом прилетает множество перелётных птиц. По берегам рек и озёр гнездятся гуси, утки, лебеди, кулики.

- Как они приспосабливаются к этим суровым условиям жизни? Ведь там такое короткое лето  (шерсть толстая, толстый слой жира помогает им сохранять тепло).

- А перья птиц удерживают воздух вокруг тела, сохраняя тепло. У птиц под перьями – пух.

- У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу.

- Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).

 Вот и добрались мы с вами до берегов Баренцевого моря, откуда дальше наше путешествие продолжится на ледоколе.

Прошу на борт.

Физ. минутка

От заснеженного  причала оттолкнулся  ледокол (встать)
Он шагнул назад (шаг назад)

А потом шагнул вперед
(шаг вперед)
И поплыл, поплыл по морю
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)

-Посмотрите внимательно, где мы?

 Мы с вами в арктической пустыне.  Арктика – это крайний север России – царство льдов и снегов. Земля и поверхность океана здесь покрыта ледниками. (слайд ледника)

Вот вам 4 задание:

Он плывёт, блестя на солнце.

Этот остров ледяной,

Он большой, и не качнётся

Даже сильною волной. (Айсберг). 

-Что такое айсберги? Правильно, айсберги – это огромные глыбы льда.  Как вы думаете, почему они не могут растаять?  (Лето здесь очень короткое и холодное.)

 

-В Арктике можно увидеть интересное явление. Отгадай те загадку

Полыхнуло в небе ночью,
Заплясало в облаках,
Засверкало разным светом
В красках радужных горя!

Как его называют? 

(Северное сияние)

-Северное сияние – красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. 

 От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. 

 В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы. И мы с вами счастливчики, ведь это явление мы можем наблюдать с вами каждый год в нашем городе Мурманске.

 -Продолжаем наше путешествие  по водам Северного Ледовитого океана. Как вы думаете, водятся ли в таких холодных водах какие-нибудь животные? (Ответы детей).

Да, моря Ледовитого океана богаты различной рыбой. Но не только рыбой,  там водятся крупные млекопитающие животные. Такие,  как полярный дельфин, или белуха. Длина его достигает шести метров. А вес взрослого самца  две тонны. Кожа белухи имеет белоснежный цвет, под которой  толстый слой подкожного жира. Зачем этому животному такой слой жира? (Жир спасает от холода). Питается животное  моллюсками и рыбой,  всасывая  добычу вместе с водой. Кормит своих детенышей молоком. Белые дельфины могут выражать радость и тревогу с помощью мышц морды, как человектак как они у животного очень подвижны.

Следующее млекопитающее, обитающее в водах Арктики – это гренландский тюлень. У него красивый узор на шкуре и большие выразительные глаза. Тюлени живут стаями. Рождают своих детенышей, которых называют бельками на ледяном берегу. Они очень неуклюжи на суше. Но зато очень быстрые пловцы в воде. В море тюлени добывают для пропитания себе рыбу.

- Ближайшие родственники тюленей – моржи. Внешность этих животных замечательна тем, что они имеют клыки. С помощью их они, опираясь о лед, выходят из воды. Клыками они разрывают дно и добывают таким образом себе моллюсков, которыми питаются. Клыками обороняются и от врагов.

 - И моржи, и тюлени, и белухи имеют большой слой подкожного жира, поэтому они являются  лакомой пищей для самых грозных и сильных хищников Арктики. В воде - для китообразной акулы касатки, а на суше - для белого полярного медведя.

-Живут  ли в этом холодном краю птицы? Оказывается, живут они здесь во множестве. На берегу Северного Ледовитого океана гнездятся и выводят потомство колонии таких перелетных птиц как: глупыши, чайки, бакланы,  кайры,  полярные крачки. Но с приближением долгой полярной зимы эти птицы улетают в теплые края.

И снова загадка:

Он как маленький пингвин,

Но летает скоро.

Красный клюв тупой, большой

Клювом роет норы.

В теплый он одет тулупик,

А зовут его все….( тупик)

Ребята давайте вспомним, каких животных мы с вами видели в красной книге? И почему их туда занесли? (ответы детей).

-Природа Арктики отличается своей уникальностью. Именно поэтому ученые еще много лет назад решили, что она нуждается в защите и нужен заповедник для ее охраны, и охраны обитаемых на этой территории животных.

 Посмотрите вдалеке, кто там нам машет? Кто нас встречает? Отгадайте поскорей

 Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу

Белоснежным я слыву

 И на Севере живу

А таежный бурый брат

Мёду и малине рад ( белый медведь)

Да ребята, нас встречает сам хозяин Арктики.

Давайте поиграем: я задаю вопросы, а вы отвечаете

Он черный, нет…(белый)

Он слабый, нет, он…(сильный)

Он медлительный, нет, он быстрый

Он травоядный, нет…(хищник)

– Он неуклюжий, нет….(он ловкий)

– Скажите, есть ли у медведя враги? (нет)

– Кто для него самый опасный? (человек)

– С кем медведь живет по соседству? (морж, тюлень, морские котики, песец)

– Где мы могли видеть белого медведя? (в энциклопедиях, книгах, в кино)

 – Ребята, а почему медведя назвали белым?

 (из – за окраски шерсти) Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем. Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая. 

– как помогает белый цвет медведю? (Белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда) Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу.

– А как называют детёныша медведя? (медвежонок)

-А вы знаете, почему белый медведь считается – хозяином Арктики?

 Интересен тот факт, что оказывается название «Арктика» берет свое название от греческого слова «арктос», что переводится как — «медведица». ἀρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный».

Если это всё сопоставить, то получается, что Арктика — это место, где живут медведи

-Ребята, если нас позвал сам хозяин Арктики, значит у него случилась какая-то беда, посмотрите, что он нам хочет показать.?( ответы детей)

-Да,  это мусор, дым, газы -  это экологическая беда. Вот и мишка очень обеспокоен экологией своих родных просторов. Ведь пришли люди и нарушили экосистему, стали загрязнять ее. В Арктике  много природных ресурсов, таких как нефть и газ. И если их добывать не правильно и забирать больше чем можно, то это – очень может сильно навредить жителям крайнего Севера.

-А как это влияет на Арктику? (ответы:  мусор может попасть в живот рыбам и животным, газы влияют на климат, идет потепление, что  очень негативно отразится на Арктической зоне.)

 -Правильно. Ведь из-за потепления растает лед, При дальнейшем потеплении Арктика перевернет климат всей планеты. И не только потому, что растаявшие массивы затопят многие прибрежные зоны остальных материков. Помимо общего увеличения уровня акватории, у нас не будет светоотражающего зеркала, и темные воды мирового океана начнут еще быстрее поглощать солнечные лучи. Вода станет нагреваться до не комфортных температур. Многие растения и животные не вынесут такого перегрева. Белые медведи, моржи, тюлени, нарвалы, белая чайка – все эти животные просто погибнут, так как их жизнь прочно связана со льдом и снегом.

Кроме этого, некоторые льды хранят тайну возрастом до нескольких миллионов лет. Там могут находиться не только редкие окаменелости, но и неизвестные бактерии и замороженные газы. Все это попадет в атмосферу.

- Как вы думаете, какие проблемы есть еще в Арктике. (браконьеры). Что они делают ( ответы детей).

III. Заключительная часть

А теперь обратите внимание на наш  кроссворд. Что же там зашифровано, какое слово? – ПОМОГИТЕ!

А как мы можем помочь? (ответы детей).

Давайте, друзья, в любую погоду,
Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!

Ну вот и все, нам пора возвращаться и приниматься за работу, чтобы помочь белому медведю и всем обитателям Арктики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

План-конспект занятия по национально-региональному компоненту "В гостях у Бабушки - Загадушки"

Цель: выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений по обучению мордовскому языку.    Задачи:    Образовательные:- закрепить у детей понятие обраще...

Конспект ООД с использованием регионального компонента «В гости к бабушке Матрёне»

Конспект ООД с использованием регионального компонента «В гости к бабушке Матрёне»...

Физкультурный досуг во второй младшей группе с использованием национально-регионального компонента "В гости к лесным жителям" "Хъады царагойтам уазагуаты"

Физкультурный досуг во младшей группе с использованием национально-регионального компонента.Тема:"В гости к лесным жителям" «Хъады царагойтам уазагуаты».Цель: формиров...

Конспект ООД по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента "В гостях у башкирской сказки"

Создание условий для развития артистических способностей детей через театрализованную деятельность по башкирским сказкам....

Народные игры по кубанскому региональному компоненту « В гостях у Кубанских казаков»

Цель: Создать максимально благоприятные условия  для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития детей. Донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальн...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе с использованием национально-регионального компонента « В гости к Нарспи»

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе с использованием национально-регионального компонента « В гости к Нарспи»...