Дидактическое пособие «Эко-ёлка» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» направлено на:

- побуждение познавательной активности, как средства формирования устойчивой познавательной мотивации, расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

- углубление общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);

- совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и др.);

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- становление личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности;

-  развитие и отработку средств коммуникации, развитие лексических, фонетико-фонологических и грамматических сторон речи, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения.

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» разработано нами и используется для индивидуальной работы и с подгруппой детей с ЗПР и ТНР на занятиях воспитателей и специалистов в группе компенсирующей направленности.

Данное пособие помогает в игровой форме донести до детей информацию об окружающем. Ребенку предоставляется возможность самому составить картину природы, решить загадки, составить рассказ и т д. Пособие дает детям возможность экспериментирования: сменить изображение, сделать сравнительный анализ, показать настроение как свое, так и окружающего.

Цель пособия: способствовать развитию у детей с ОВЗ дошкольного возраста знаний об окружающем мире.

Задачи:

- формировать знания о пространственно-временных отношениях;

- расширять знания детей о природе, ее влияние на человека, животных, птиц и т.д.

- развивать интерес к окружающему миру;

- развивать умение определять закономерность; умение анализировать

- развивать речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику, способность к самоконтролю;

- способствовать развитию творческих способностей.

- укреплять психическое здоровье детей с ОВЗ, способствовать их эмоциональному благополучию;

- воспитывать желание заботиться о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovoditelnoe_pismo.docx526.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР)

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» направлено на:

- побуждение познавательной активности, как средства формирования устойчивой познавательной мотивации, расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире; 

- углубление общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);

- совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и др.);

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- становление личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности;

-  развитие и отработку средств коммуникации, развитие лексических, фонетико-фонологических и грамматических сторон речи, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения.

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» разработано нами и используется для индивидуальной работы и с подгруппой детей с ЗПР и ТНР на занятиях воспитателей и специалистов в группе компенсирующей направленности.

Данное пособие помогает в игровой форме донести до детей информацию об окружающем. Ребенку предоставляется возможность самому составить картину природы, решить загадки, составить рассказ и т д. Пособие дает детям возможность экспериментирования: сменить изображение, сделать сравнительный анализ, показать настроение как свое, так и окружающего.

Цель пособия: способствовать развитию у детей с ОВЗ дошкольного возраста знаний об окружающем мире.

Задачи:

- формировать знания о пространственно-временных отношениях;

- расширять знания детей о природе, ее влияние на человека, животных, птиц и т.д.

- развивать интерес к окружающему миру;

- развивать умение определять закономерность; умение анализировать

- развивать речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику, способность к самоконтролю;

- способствовать развитию творческих способностей.

- укреплять психическое здоровье детей с ОВЗ, способствовать их эмоциональному благополучию;

- воспитывать желание заботиться о природе.

Формы и приемы работы с пособием.

Главным приоритетом дидактического пособия «Эко-ёлка» является индивидуализация обучения детей с ОВЗ, потому что оно позволяет осуществить индивидуальный подход с учетом психофизических возможностей каждого ребенка. Методика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая каждого ребенка к творческому поиску при выполнении задания. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным и индивидуальным потребностям детей с ОВЗ.

Игровые задания сочетаются с практическими заданиями, которые наполнены поисковой деятельностью.   В них также присутствуют здоровьесберегающие технологии, такие как дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, физминутки, различные кинезиологические упражнения.

Пособие и ее дидактико-методическое обеспечение, оборудование просты для понимания, как педагогам, так и детям. В своей работе с пособием используем различные методы и приемы:

наглядный – демонстрация, наблюдение;

словесный – рассказ, чтение, объяснение, уточнение, вопросы и ответы, беседы-рассуждение, рифмовки и загадки, сказки;

 игровые- дидактические игры, инсценировки, соревновательные элементы;

практические- упражнения, эксперимент и другие.

Ребёнок с ОВЗ усваивает большее количество информации при использовании наглядных средств обучения, каким является пособие «Эко-ёлка». В результате в период работы с пособием нами была отмечена положительная динамика в развитии у детей любознательности, творческой активности, а также познавательной мотивации к изучению окружающего мира.

Также использование нашего дидактического пособия способствует расширению пассивного и активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию мелкой моторики рук, развитию зрительного контроля над своими действиями, памяти, воображения, творческой фантазии.

Комплектация пособия «Эко-ёлка»

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» состоит из:

- основы — это деревянный конусный каркас на подставке «пенёк»;

- 4 граней из цветного фетрового материала;

-по 6 кармашков-окошек на каждую грань, с соответствующим цветом:

- 4 комплекта силуэтных изображений предметов, явлений и др.

             

           Инструкция по использованию пособия

Каждое занятие предполагает совместную работу педагога и ребенка с ОВЗ, постоянно углубляя, расширяя и закрепляя знания ребенка об окружающем. В течение занятия дети изображают своё видение окружающего, комментируют, дают оценку.

Самое первое занятие с дидактическим пособием «Эко-ёлка» посвящается знакомству ребенка с содержимым пособия. Предлагаем рассмотреть разложить, сопоставить, рассказать, что он видит и, если он затрудняется назвать, помочь озвучить ребенку названия. Конечно, ребенку могут быть знакомы все изображения, здесь важно поддержать его эмоциональный настрой в исследовании, потому что многие дети очень плохо говорят. И важно, с постепенным нарастанием, обогащать его словарь, эмоционально окрашивая речь. Завершая занятие, важно поддержать игровой момент и предложить ребенку самостоятельно выложить любой вариант.

Выполнение заданий зависит от личного опыта ознакомления детей с окружающим миром и конечно индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ.

        Пособие может использоваться как многофункциональное, с его помощью можно составлять различные сказки, рассказы, использовать как календарь погоды, для сенсорного развития, формирования математических представлений, такое пособие может стать ярким функциональным элементом для интерьера группы или кабинета специалиста. Это пособие может использоваться педагогами, работающими с различными категориями детей с ОВЗ любого дошкольного возраста, с условием усложнения заданий.

Примерный перечень лексических тем для использования пособия «Эко-елка»:

«Осень» - Признаки осени. Деревья осенью. Осенние месяцы. Периоды осени.

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

«Перелетные птицы»

«Осенние одежда, обувь, головные уборы»

«Зима»- Зимние месяцы. Деревья зимой. Признаки зимы

«Зимующие птицы»

«Дикие животные и их детеныши, подготовка животных к зиме»

«Праздник Новый год»

«Весна» - весенние месяцы. Приметы весны. Первые весенние цветы.

«Растения, животные весной»

«Насекомые»

В современных условиях ФГОС ДОУ на семьи воспитанников возлагает ответственные социальные задачи. Основное условие ФГОС - взаимодействие педагога с семьей, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Наши родители нам успешно в этом помогают. Для начала мы ознакомили родителей с пособием «Эко-ёлка» на родительском собрании. Рассказали о преимуществах и способах его использования.  И сейчас наши родители принимают активное участие в наполнении этого пособия. Это происходит таким образом, дети получают домашнее задание после прохождения определённой лексической темы. И дома, совместно с родителями, развивая своё воображение и творческую фантазию, изготавливают части и элементы заданий, которые мы используем для закрепления или повторения темы.

         Примерные игры и упражнения с использованием пособия «Эко-ёлка»

                   

«Времена года»

Цель: Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам.

Раздаточный материал: силуэтные изображения животных, птиц, насекомых, природных явлений и т.д.

Варианты использования пособия:

«Когда это бывает»;

«Подбери картинки к времени года»;

«Что лишнее» и др.

«Что изменилось».

Цель: Расширить и закрепить представления о поведении человека, животных в разное время года.

Раздаточный материал: изображения человека, животных, птиц, предметов одежды и т.д.

Варианты использования пособия:

«Кто это забыл»

«Что лишнее»;

«Такого быть не может» и др.

«Наряди ёлочку»

Цель: Развивать пространственную ориентацию, внимание, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику. Вызвать у детей чувство радости, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Раздаточный материал: изображения новогодних украшений, животных, птиц, предметов на тему и т.д.

Варианты использования пособия:

«Припасы белочки»

«Ёлочка красивая» и др.

C:\Users\Рустам\Desktop\20250205_160058.jpg  C:\Users\Рустам\Desktop\20250205_160105.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное дидактическое пособие по экологии для детей старшего дошкольного возраста по произведениям В.Бианки

Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.Тема: «Сказки не сказки» В.БианкиВозраст: 5-6 летЦель пособия: Закр...

Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС» для детей старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.В «Поле чудес...

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР)

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» направлено на:- побуждение познавательной активности, как средства формирования устойчивой познавательной мотивации, расширение кругозора, формирование раз...

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР)

Дидактическое пособие «Эко-ёлка» направлено на:- побуждение познавательной активности, как средства формирования устойчивой познавательной мотивации, расширение кругозора, формирование раз...