Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Возрастная группа: подготовительная к школе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Цель: Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Воспитатели: О.В. Хопта

г. Шадринск, 2024

Паспорт проекта

Тема

«Мусор нам не нужен-мы с природой дружим»

Вид

Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный

Автор-разработчик

Воспитатель Хопта О.В.

Участники проекта

Воспитатель, дети 6-7 лет, родители (законные представители)

Цель

Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края.

Задачи

  1. Развивать экологическую культуру воспитанников и их родителей.
  2. Формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды.
  3. Формировать формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, атак же навыков исследовательской деятельности;
  4. Развивать эстетическое отношение к природе родного края.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детским садом.

Ожидаемые результаты

Повышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей.
Участники проекта проявляют ответственное и гуманное отношение к окружающей среде и родному краю.
Сформирована познавательная активность и навыки исследовательской деятельности.
Повысился уровень знаний о переработке и вторичном использовании мусора.
Родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом.

Учебно-методическое обеспечение

1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974.
2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003
3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
5. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
6. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

Актуальность

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира. Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред. Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Формы работы с детьми:

- групповая (фронтальная);

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

- индивидуальная.

Методы и приемы:

- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

- игровой;

- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).

Принципы работы:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Создание РППС для экологического воспитания детей

 Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:

- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет);

- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);

- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);

Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.

 Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
  • Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
  • Разработка системы занятий.
  • Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
  • Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап – основной:

  • Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
  • Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
  • Природоохранные акции.
  • Разработка авторских дидактических игр и пособий.
  • Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
  • Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.

Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников

Познавательная деятельность

Практическая деятельность

Игровая деятельность

Чтение художественной литературы

ИКТ

Работа с родителями

Февраль

ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды»
Беседа «Правила поведения в природе»

Рисование запрещающих экологических знаков

Д/и «Экологический поезд»
П/и «Что в ведро мы соберем»
С/р игра «Лесничий»

Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой

Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора»

Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора»

Март

ООД «Мусор без сомнения требует деления»

Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля»

Д/и «Сортировка мусора»
С/р игра «На заводе»

Сказка «Про Хламище-Окаянище»

«Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод»

Активное участие в сборе макулатуры

Апрель

ООД «Зеленый город»
ТРИЗ «Сколько мусора выбрасывает детский сад»

Коллективная работа «Автопарк» - игрушки из пластиковых стаканчиков и спичечных коробков.

Д/и «Вершки-корешки»
С/р игра «Команда спасателей природы»

Сказка «Нет места мусору»

Презентация «История появления мусора на Земле»

Рисование агитационных плакатов и стенгазет

Май

ООД «Наука о стекле»
ТРИЗ «Что будет, если закопать мусор в землю…»

Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу»

Д/и «Что наносит вред природе»
С/р игра «Поездка на море», сюжет «Убираем за собой мусор»

«Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина

Интерактивная игра «Чистая планета»

Активное участие в сборе батареек.
Консультация «Воспитание ребенка начинается с себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требуе...

Анкета для родителей к проекту "Мусор нам не нужен- мы с природой дружим".

Экологическое воспитание — это дело осознанных родителей.  Научить ребенка заботиться о нашей планете — первоочередная задача для родителей, которые хотят, чтобы их...

Кратко-срочный проект На тему: «Мусор нам не нужен, мы с природой дружим» (Старшая группа)

Цель проектаСформировать  у  детей  знания  о  разнообразных  видах  деятельности  по  защите природы.  (В  процессе  углубления  и ...

Проект «Мусор нам не нужен-мы с природой дружим», уровень обр. орг., 2019г.

Открытое занятие «Мусор, без сомненья, требует деления!», 20 воспитанников, 15 родителей, 2 педагога....

проект "Мусор нам не нужен, мы с природой дружим"

Да! С ранних лет мы приучаем детей не только беречь свое здоровье, но и окружающую нас природу....

Проект "Мусор нам не нужен, мы с природой дружим!"

Познавательно-исследовательский проект  "Мусор нам не нужен, мы с природой дружим!"...