Проект "Древние титаны-динозавры"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Фролова Татьяна Леонидовна

Цель: Формирование представлений детей об эпохе динозавров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_drevnie_titany_-dinozavry.docx69.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 35 «Сказка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

Проект

«Древние титаны- динозавры »

                                                                                     Воспитатель: Фролова Т.Л.

ГО Верхняя Тура

2024год

Проект: «Древние титаны- динозавры»

Продолжительность проекта: краткосрочный (11.11-15.11.2024)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта: воспитатель, родители и дети старшей группы

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта: 

Знание истории - помогает развивать в ребёнке познавательно – исследовательские способности, формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение этому - растущая любознательность в старшем дошкольном возрасте, стремление к экспериментированию. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а помочь ее развить. К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность переходит в особую деятельность ребенка со своими мотивами, целями, осознанным намерением понять, как жили динозавры, чем питались, почему вымерли, дошкольники стремятся узнать новое о мире, хотят упорядочить свои представления об окружающем.

Сотни миллионов лет назад на планете царствовали динозавры и примитивные млекопитающие. Из-за природных катаклизм от них остались окаменелые скелеты и следы да далекие потомки вроде черепах и крокодилов, благополучно переживших многие земные катастрофы.

Однажды Ваня принес в детский сад свою коллекцию динозавров. Ребята очень заинтересовались этими необычными животными. Детьми задавалось большое количество вопросов, относительно того, когда жили динозавры, чем они питались, какого цвета и размера они были. В связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает интерес у детей нашей группы. И мы решили выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили, и, конечно же, причине их вымирания. Теме доисторических обитателей планеты в детском саду не уделяется достаточного внимания, а она вызывает огромный интерес у дошкольников. Поэтому данный проект поможет поддержать познавательную инициативу, расширить знания детей о жизни на земле в далекие времена, развить творческие способности в детском художественном творчестве, научит создавать макеты, радоваться совместно созданной работе.

Цель: Формирование представлений детей об эпохе динозавров.

Задачи:

Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами, с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями.

Дать представления об условиях жизни динозавров.

познакомить детей с элементами профессиональной деятельности ученых-палеонтологов, занимающихся изучением древних животных;

Помочь детям установить зависимость, отражающую связь живых организмов и среды обитания.

Развивать умение самостоятельно получать и в доступной форме фиксировать новые знания.

Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом.

Развивать творческие способности детей.

 Воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.

Воспитывать экологическое сознание.

Планируемые результаты:

  • сформируются основы знаний о древних животных – динозаврах;
  • сформируются элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира);
  • повысится творческий потенциал в художественно-изобразительной, речевой, игровой деятельности;
  • познакомятся с профессией ученых-палеонтологов, занимающихся раскопками и изучением древних животных.

Начиная работу над проектом, мы ответили на вопросы:

Что мы знаем о динозаврах?

Что хотим узнать?

Где можно узнать?

  • Динозавры жили очень давно, сейчас их уже нет.
  • Они были очень большие.
  • Были динозавры-хищники и травоядные.
  • Какого цвета были динозавры?
  • Как выглядели?
  • Что покрывало их тело?
  • Их оружие и защита?
  • Умели ли динозавры плавать и летать?
  • Как они появлялись на свет?
  • Где жили динозавры?
  • Как называются разные динозавры?
  • Откуда люди узнали о динозаврах?
  • Почему динозавры не дожили до наших дней?
  • Мог ли человек выжить во времена динозавров?
  • Спросить у взрослых
  • В образовательной деятельности с воспитателем
  • По телевизору
  • Из книг и журналов
  • Из интернет- ресурсов

Подготовительный этап.

 Ознакомление родителей с целью и задачами проекта.

 Подбор материалов и оборудования для занятий, экспериментов, РППС

Подбор художественной литературы: просмотр и беседа по энциклопедиям «Все о динозаврах», стихи, загадки, рассказы.

Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.

Подготовка атрибутов для мини-выставки фигурок динозавров

Основной этап.

Социально-коммуникативное

Беседа по иллюстрациям и фотографиям «Кто такие динозавры и когда они жили?»

Безопасность: «Правила поведения в природе».

Дидактические игры:

«Кто спрятался в мешочке»

«Найди одинаковых динозавров»

«Найди отпечаток динозавра»

«Найди лишнее в каждой строчке»

 «Что идет дальше» (построй логическую цепочку)

 «Помоги динозаврам добраться до яиц»

 «Кто, что ест?»

«Покорми динозавра»

«Найди маму динозавра»

«Найди по описанию»

Настольные игры:

«Мир динозавров»

Пазлы «Динозавры»

Сюжетно-ролевые игры: «Юные Палеонтологи» раскопки.

Самостоятельные сюжетные игры с игрушками- динозаврами.

Познавательное

НОД «Динозавры- большая загадка природы»

Беседы: «Что мы знаем о динозаврах?»; «Кто такие динозавры и когда они жили?», «Жизнь и гибель динозавров», «Дети динозавров»; «На кого похожи динозавры».

Презентация «Динозавры»

Просмотр мультфильмов «Поезд динозавров», «Динотопия»

Викторина «Планета динозавров».

Опыт «Извержение вулкана»

Д/И: «Создай динозавра из геометрических фигур» (ФЭМП)

Конструирование из лего, счетных палочек «Планета динозавров», «Гигантский динозавр»

Речевое

Чтение энциклопедий про динозавров «Динозавры и планета Земля», «Динозавры и доисторические животные»

Чтение художественной литературы :

Стихи: Ю. Юркий «Динозавры», А. Сметанин «Почему исчезли динозавры?», Е. Аэрова «Мы собрали рюкзаки», В. Пахомов «Данька любит динозавров», И. Карде «Просит динозавр», А. Монт «У мамы динозаврихи», стихи Л. Самигулиной о динозаврах. Сказка М. Наумова «О летучем динозавре», короткая поучительная "Сказка о динозаврах-братьях".

Сказки о динозаврах

http://dinozavr.info/skazki_o_dinozavrah

Составление описательного рассказа «Мой любимый динозавр»

Разучивание стихотворений про динозавров.

Художественно-эстетическое

Раскрашивание раскрасок «Динозавры» 

Рисование  «Такие разные динозавры» 

 Совместная деятельность «В поисках следов динозавров» (Изготовление отпечатков динозавров на солёном тесте). 

Совместная деятельность. Лепка: «Мой любимый динозавр» 

Совместная деятельность. Конструирование из различных видов конструктора «Динозавры» 

Музыка: Слушание песен из м/ф «Поезд динозавров».

Разучивание песни «Мне приснился динозаврик».

Физическое

Подвижные игры:

«Тиранозавр и диплодоки»,

«Поймай хвост динозавра»

Игра малой подвижности «Хищники и травоядные»

Физкультминутка «Динозавры»

Пальчиковая гимнастика «Динозавры»

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?

Привлечь родителей к пополнению предметно-развивающей среды

Предложить родителям совместно с детьми подготовить небольшой доклад о наиболее понравившемся динозавре.

Заключительный этап:

Выставка детского творчества «Во времена динозавров».

Создание макета «Мир динозавров»

Организация музея «Древние титаны» (с уникальной экспозицией динозавров со своей историей).

Результаты

 На протяжении всего проекта мы увидели, как проделанная работа достигла своей цели. У детей и родителей стал развиваться интерес к эпохе динозавров, расширился кругозор.

 Дети: в ходе реализации проекта дети приобрели знания об эпохе динозавров, расширили представление о видах динозавров. Узнали ответы на свои вопросы. Также приобрели опыт совместной работы и реализации своих творческих потенциалов. Научились рисовать, лепить динозавриков, усовершенствовали навыки работы с ножницами. Расширили кругозор, познакомились с историей развития жизни на земле. Побывали в роли исследователей, юных палеонтологов и археологов. Родители: Активно участвовали в проектной деятельности. Педагоги: Повысили свой профессиональный уровень. Пополнена РППС.

Список литературы

1. Большая иллюстрированная энциклопедия « Динозавры», «Все динозавры»

2. М. Авдонина, «Динозавры». Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо»,2007г. 

3. Все о динозаврах», издательство «Астрель», Москва, 2000г.

4. «Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г.

5. Энциклопедия «Мир вокруг нас» (с развивающими заданиями)

6. Интернет-ресурсы. www.tavika.ru

Приложение.

Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»

Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.

Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.

Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий.

Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.

Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.

Успехов Вам  и Вашему ребенку!


Викторина «Планета динозавров»

1.

Что означает слово «Динозавр»?

  • Ужасный ящер
  • Древний ящер
  • Доисторическое чудовище

2.

Каких динозавров никогда не существовало?

  • Шоколадоядные
  • Хищники
  • Травоядные

3.

Умели ли динозавры летать?

  • Да, умели
  • Летали не динозавры, а рептилии, которые жили в то время
  • Нет, не умели

4.

Подбери к картинке название динозавра

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/24/s_619e53dc27e80/phprw9yEt_proekt-mir-dinozavrov_html_e50a921217a5919.jpg

  • Стиракозавр
  • Тиранозавр
  • Трицератопс
  • Диплодок

5.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/24/s_619e53dc27e80/phprw9yEt_proekt-mir-dinozavrov_html_89c42b02aca3324a.jpg .

  • Тиранозавр
  • Трицератопс
  • Диплодок
  • Стиракозавр

6.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/24/s_619e53dc27e80/phprw9yEt_proekt-mir-dinozavrov_html_741481bea93bb28e.jpg .

  • Тиранозавр
  • Диплодок
  • Трицератопс
  • Стиракозавр

7.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/24/s_619e53dc27e80/phprw9yEt_proekt-mir-dinozavrov_html_7e5a3f8747a62c48.jpg .

  • Трицератопс
  • Тиранозавр
  • Диплодок
  • Стиракозавр

8.

Как называются ученые, которые изучают динозавров?

  • Археологи
  • Зоологи
  • Палеонтологи
  • Биологи

9.

Правда ли то, что динозавры глотали камни?

  • Да. Они служили для перетирания жестких листьев и побегов непосредственно в желудке динозавра
  • Да, камнеядные динозавры глотали камни
  • Нет, динозавры не глотали камни

10.

Какого цвета были динозавры?

  • В основном - зеленого цвета
  • Какого цвета были динозавры, никто не знает. Специалист полагают, что окрас динозавров соответствовал среде их обитания.
  • Чаще всего - коричневого цвета

11.

Могли ли динозавры чуять запахи?

  • Нет, динозавры не различали запахи
  • Многие динозавры обладали отличным обонянием
  • Ученым не известен ответ на этот вопрос

12.

Строили ли динозавры себе дома?

  • Некоторые динозавры рыли норы
  • Нет, динозавры не строили себе жилища
  • Некоторые динозавры строили себе гнезда для кладок яиц

13.

Есть ли на земле место, где не жили динозавры?

  • Останки динозавров обнаружены на всех континентах Земли
  • В Антарктиде - там было слишком холодно
  • В Австралии - там было слишком жарко для толстокожих динозавров

14.

Вымерли ли вместе с динозаврами все прочие рептилии?

  • Вымерли, но немного позже
  • Нет. Многие рептилии смогли выжить и даже дожили до наших дней
  • Да, вымерли вместе с динозаврами

15.

Спали ли динозавры?

  • Нет, им это не надо
  • Все животные, включая человека, нуждаются во сне и отдыхе. И динозавры не исключение
  • Спали, но очень редко

16.

Жили ли динозавры в море?

  • Динозавры не жили в море, они могли заходить в воду для охоты на рыбу или переплывать реку, спасаться от хищника.
  • Да, конечно жили!
  • Нет, динозавры никогда не подходили к воде!


Рассказ - беседа «Кто такие динозавры и когда они жили?»

Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой. Триасовый период. Триасовый период начался около 250 миллионов лет назад и длился 35 миллионов лет. Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры. В середине триасового периода появились самые первые представители динозавров. Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров. тринаксодон — длина 40 см Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные. Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке, Антарктиде. Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней. Юрский период. Юрский период – второй период мезозойской эры. Он начался 21 миллионов лет назад и длился около70 миллионов лет. Именно в юрский период динозавры достигли вершины своего расцвета. Обитатели. В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры и плезиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры, такие как впафобетор, кетцалькоатли, птерозавр. Рамфоринх был первым летающим ящером. Крыльями ему служили кожистые перепонки между передними и задними ногами. Стрекозы и рыбы – его добыча. В это время на Земле обитало уже немало маленьких юрких зверков, похожих на нынешних землероек. Но «главными» животными на суше в юрский период стали динозавры. Они встречались повсюду, такие как травоядные брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра, стегозавр–вес 6 -8 тонн, длина – 9 метров, апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр. Хищники диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров. цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров. аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров Облик Земли. В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис. Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса. Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник – настоящее «живое ископаемое». Меловой период Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле. Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В ветвях щебетали птицы. В небе по-прежнему царили крылатые рептилии, в морях морские, а на суше появились огромные хищные тираннозавры, а земля дрожала под ногами растительноядных гигантов — сейсмозавров. Травоядные: паразавролофус-вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс-вес 6 тонн. 9 метров в длину пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до 3 тонн, величина 4 м в длину. Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину. велоцераптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину. Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой. Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле. В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.