«Тайны дождевого червя»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбунова Оксана Викторовна

Экологическое воспитание дошкольников актуально в соответствии с ФГОС, так как направлено на формирование основ экологической культуры и знаний у детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.dozhdevye_chervi.docx203.14 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель: Горбунова ОВ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад городского округа Стрежевой»

 Структурное подразделение «Росинка»

Конспект занятия по экспериментированию в природе с детьми старшего дошкольного возраста

«Тайны дождевого червя»

Составила: Горбунова Оксана Викторовна.

2025год

Введение.

Экологическое воспитание дошкольников актуально в соответствии с ФГОС, так как направлено на формирование основ экологической культуры и знаний у детей.  

Цель: формирование представления  с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособляемость . Приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано.

Задача:

азвивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей;

становить, почему во время дождя черви выходят на поверхность;

 -узнать чем питаются черви;

-определить пользу червя;

-воспитывать интерес ко всему живому, бережное отношение и заботу.

Предварительная работа: наблюдение на прогулки после дождя за дождевыми червями.

Оборудование: книги, картинки с дождевыми червями, мольберт, картинки с изображением листьев, земли, червя, бумага, картон, клей, ножницы; картинки-человечки, ступенька бумажная.

Ход занятия.

Орг. Момент.

Воспитатель: ребята, послушайте загадку.

Потрудиться любим все мы,

Без работы не сидим.

Неустанно рыхлим землю,

Рыхлим так: её едим.   (Червь дождевой)

-ребята, что вы знаете о червях?

Слайды.

- Это дождевые, или их ещё называют, земляные черви. После дождя, когда в почве много воды, червям становиться душно, и они выползают на поверхность. За это их называют ещё и «выползками».

-Почему червяк не задыхается под землёй?

-Правильно, под землёй есть воздух.

Воспитатель: Вот и представьте, что там живёт червяк. Но пошёл дождь и что стало с почвой? С воздухом?

-Вывод: червяку нечем дышать и он выходит на поверхность.

Воспитатель: назовите части тела дождевого червя?

Дети:  его тело состоит из колец, красноватое тельце с двух сторон одинаково заострено, на одном конце есть утоление.

Слайд - видео

Воспитатель: смотрите, как двигается червь.

Вот медленно вытягивается вперёд головной конец,  к  нему подтягивается середина. А задний конец пока неподвижен, но затем и он продвигается.

- Как вы думаете, хорошо ли видит червяк?  ( под землёй нет света, зрение ему ни к чему).

- Может ли червяк жить без земли? (он погибнет, высохнет без влаги).

Физкультминутка

«Разминка»

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперёд и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (наклоны вперёд)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

(Воспитатель подводите детей к мольберту, где расположен картинка червь)

-А теперь поговорим намного о пользе червей.

- Чем питаются черви? (питаются они остатками гниющих листьев, растениями, заглатывают комочки земли).

(дети берут картинки и прикрепляют к «червю»)

- На какой земле лучше растут травы и деревья ( там где работают черви, они превращают ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю, по этим ходам к корням, растений, легко проходят вода и воздух).

- Как часто мы встречаем дождевых червей? (видится с ними редко, и лишь во время дождя, когда норки наполняются водой и нечем дышать, и они вынуждены выползать на поверхность.)

- Радуются ли люди возможности увидеть червей? (нельзя презирать живые существа только за то, что они не похоже на нас).

Как вы думаете червей можно назвать нашими помощниками?

Воспитатель предлагает с помощью оригами, изготовить поделки «Червяк на листочке», помощников природы.

Рефлексия.

(Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Моё состояние»)


Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно

 

Источник.

  1. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

Приложение.

1746069949640

1746069949661

1746069949608


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши друзья - подземные жители дождевые черви"

Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в свои...

проект "Наши друзья - дождевые черви"

Проект разработан для старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание"...

ПЛАН наблюдения за дождевым червем в подготовительной группе № 10 ДОУ №15

Закрепить представление о дождевом червей внешнем виде, спо­собах передвижения, особенностях питания, дыхания, пользе в при­роде....

Исследовательская работа "Дождевые черви"

Выяснить:›-почему дождевые черви после дождя появляются на поверхности почвы;›-чем питаются;›-почему живут в почве....

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)

Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в созд...

Дождевые черви - наши друзья!

Дождевые черви - наши друзья!...

Конспект по познавательному и экспериментированию «Дождевые черви» Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»

Конспектпо познавательному и экспериментированию«Дождевые черви»Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»  Цель: Продолжать знакомство с особенностями стр...