«Тайны дождевого червя»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое воспитание дошкольников актуально в соответствии с ФГОС, так как направлено на формирование основ экологической культуры и знаний у детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 203.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель: Горбунова ОВ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Росинка»
Конспект занятия по экспериментированию в природе с детьми старшего дошкольного возраста
«Тайны дождевого червя»
Составила: Горбунова Оксана Викторовна.
2025год
Введение.
Экологическое воспитание дошкольников актуально в соответствии с ФГОС, так как направлено на формирование основ экологической культуры и знаний у детей.
Цель: формирование представления с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособляемость . Приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
Задача:
-развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей;
-установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность;
-узнать чем питаются черви;
-определить пользу червя;
-воспитывать интерес ко всему живому, бережное отношение и заботу.
Предварительная работа: наблюдение на прогулки после дождя за дождевыми червями.
Оборудование: книги, картинки с дождевыми червями, мольберт, картинки с изображением листьев, земли, червя, бумага, картон, клей, ножницы; картинки-человечки, ступенька бумажная.
Ход занятия.
Орг. Момент.
Воспитатель: ребята, послушайте загадку.
Потрудиться любим все мы,
Без работы не сидим.
Неустанно рыхлим землю,
Рыхлим так: её едим. (Червь дождевой)
-ребята, что вы знаете о червях?
Слайды.
- Это дождевые, или их ещё называют, земляные черви. После дождя, когда в почве много воды, червям становиться душно, и они выползают на поверхность. За это их называют ещё и «выползками».
-Почему червяк не задыхается под землёй?
-Правильно, под землёй есть воздух.
Воспитатель: Вот и представьте, что там живёт червяк. Но пошёл дождь и что стало с почвой? С воздухом?
-Вывод: червяку нечем дышать и он выходит на поверхность.
Воспитатель: назовите части тела дождевого червя?
Дети: его тело состоит из колец, красноватое тельце с двух сторон одинаково заострено, на одном конце есть утоление.
Слайд - видео
Воспитатель: смотрите, как двигается червь.
Вот медленно вытягивается вперёд головной конец, к нему подтягивается середина. А задний конец пока неподвижен, но затем и он продвигается.
- Как вы думаете, хорошо ли видит червяк? ( под землёй нет света, зрение ему ни к чему).
- Может ли червяк жить без земли? (он погибнет, высохнет без влаги).
Физкультминутка
«Разминка»
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперёд и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (наклоны вперёд)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
(Воспитатель подводите детей к мольберту, где расположен картинка червь)
-А теперь поговорим намного о пользе червей.
- Чем питаются черви? (питаются они остатками гниющих листьев, растениями, заглатывают комочки земли).
(дети берут картинки и прикрепляют к «червю»)
- На какой земле лучше растут травы и деревья ( там где работают черви, они превращают ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю, по этим ходам к корням, растений, легко проходят вода и воздух).
- Как часто мы встречаем дождевых червей? (видится с ними редко, и лишь во время дождя, когда норки наполняются водой и нечем дышать, и они вынуждены выползать на поверхность.)
- Радуются ли люди возможности увидеть червей? (нельзя презирать живые существа только за то, что они не похоже на нас).
Как вы думаете червей можно назвать нашими помощниками?
Воспитатель предлагает с помощью оригами, изготовить поделки «Червяк на листочке», помощников природы.
Рефлексия.
(Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Моё состояние»)
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
Источник.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши друзья - подземные жители дождевые черви"
Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в свои...

проект "Наши друзья - дождевые черви"
Проект разработан для старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание"...

ПЛАН наблюдения за дождевым червем в подготовительной группе № 10 ДОУ №15
Закрепить представление о дождевом червей внешнем виде, способах передвижения, особенностях питания, дыхания, пользе в природе....
Исследовательская работа "Дождевые черви"
Выяснить:-почему дождевые черви после дождя появляются на поверхности почвы;-чем питаются;-почему живут в почве....

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)
Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в созд...
Дождевые черви - наши друзья!
Дождевые черви - наши друзья!...

Конспект по познавательному и экспериментированию «Дождевые черви» Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»
Конспектпо познавательному и экспериментированию«Дождевые черви»Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю» Цель: Продолжать знакомство с особенностями стр...




