Конспект «Насекомые, профессия энтомолог»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Насекомые, профессия энтомолог»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 597.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе
«Насекомые, профессия энтомолог»
Подготовила: Круглова Л.В., воспитатель первой квалификационной категории.
Рубцовск, 2025г.
Цель: Закрепление знаний о насекомых. Знакомство с профессией энтомолог.
Задачи:
Образовательные: познакомить с профессией энтомолог, учить различать насекомых по внешнему виду, выделять их общие существенные признаки, обобщать представления о многообразии насекомых.
Развивающие: развивать познавательную активность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; активизировать и обогащать словарный запас воспитанников по теме. Развивать связную, умение вести диалог, отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду ученых.
Воспитывать умение работать в коллективе, в паре, слушать и уважать мнение других.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Словарная работа: энтомолог.
Материалы и оборудование: дидактическое пособие куб – раскладушка, фигурка насекомого, сачок, лупа, природный материал, карандаши, фломастеры, аудиозапись звуков насекомых и леса, мольберт, карточки с изображением насекомых, иллюстрация с изображением ученого - энтомолога, карточки с заданиями о насекомых.
Методы и приемы: словесный - вопросы, уточнение, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение; наглядный – рассматривание иллюстраций, практический – упражнения с заданиями, познавательно - исследовательская деятельность; игровой – погружение в игровую ситуацию с выполнением заданий.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулок. Беседы «Такие разные насекомые». Чтение сказок, рассказов, стихов, загадок, скороговорок о насекомых. Рассматривание иллюстраций. Работа над групповым исследовательским проектом «В мире насекомых». Знакомство с микроскопом.
Ход занятия
| ||
Методы и приемы, цель | Деятельность педагога, обратная связь на высказывание детей | Деятельность детей |
Цель: формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, установление эмоционального контакта. Сюрпризный момент, наглядно – дидактическое пособие «куб - раскладушка», демонстрация предметов для введения в тему занятия, иллюстрация с изображением ученого – энтомолога. Вопросы, беседа. | Педагог приглашает детей подойти к себе, показывает дидактическое пособие «куб-раскладушку». - Ребята, у меня для вас сюрприз… Как вы думаете, что это? - Это «Куб знаний». Вы очень любознательные ребята. Этот куб будет помогать нам в получении новых знаний. - Ребята, посмотрите, на эти предметы, (педагог обращает внимание детей на предметы, которые находятся в кармане с задней стороны куба: сачок, кора дерева, насекомое) - Что это за предметы? Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем говорить? - Правильно, сегодня речь пойдет о насекомых. | Дети свободно располагаются вокруг воспитателя, с интересом рассматривают дидактическое пособие, которое демонстрирует воспитатель. Дети высказывают свои предположения. Дети рассматривают предметы, высказывают свои предположения. |
| ||
Цель: закрепление и обобщение знаний о насекомых, развитие познавательной активности. Игровая - воображаемая ситуация. ТСО (прослушивание аудиозаписи). Словесные - вопросы проблемного характера, наводящие вопросы, поощрение, похвала. Наглядные - рассматривание иллюстраций с изображением строения насекомых. | Приглашает детей присесть на стулья, расставленные полукругом вокруг мольберта. Педагог вынимает из куба задание №1, иллюстрацию с изображением насекомых, крепит на мольберт. - Давайте с вами вспомним, каких насекомых мы знаем. Посмотрите на картину, назовите каждого из них. Воспитатель благодарит детей за ответы. - Ребята, как вы думаете, на свете много насекомых? - Да, вы правы. В природе существует много различных насекомых. - В какое время года появляются насекомые? - Почему именно весной? - Здорово, вы знаете, что солнце – это источник жизни и пробуждения всего живого. - Как вы думаете, есть люди, которые занимаются изучением насекомых? Кто это может быть? - Есть такая профессия – энтомолог. Знакомое слово? Просит детей повторить новое слово. Показывает детям иллюстрацию с изображением ученого энтомолога. - Как выдумаете, чем занимается ученый энтомолог? - Это ученый, который занимается изучением насекомых. Он изучает особенности их строения, поведения, мест обитания, а еще он в лаборатории открывает новые виды насекомых и много путешествует. - Как вы думаете, работа энтомолога может быть опасной? - Скажите, хотели бы вы сегодня побыть в роли энтомологов и побывать в научной лаборатории? - Тогда приглашаю вас в путешествие. Ученые – энтомологи много знают о насекомых, чтобы стать ими нам нужно проверить наши знания, в этом нам поможет наш «куб знаний», в котором много заданий и подсказок для нас. Если мы выполним все задания, то сможем поработать в настоящей лаборатории энтомологов. Педагог приглашает детей сесть в круг на ковре. - Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы с вами оказались на лесной полянке… Греет ласковое солнце, дует теплый ветерок. Ощутите аромат полевых цветов, прислушайтесь к обитателям этой полянки… - Открывайте глаза.. - Ребята, каких насекомых, обитателей лесной полянки, вы сейчас услышали. - Какие вы молодцы, столько разных насекомых вы узнали и назвали. - Как вы думаете, на свете много насекомых? - Да, вы правы в природе существует очень много различных насекомых. - Ребята, в какое время года появляются насекомые? - Почему именно весной? - Здорово, вы знаете, что солнце – это источник жизни и пробуждения всего живого. - Ребята, как вы думаете, что есть общего у всех насекомых? (Предлагает детям достать из куба задание № 3 (карточки с изображением строения насекомых для рассматривания). Обобщает ответы детей: тело состоит из трех частей (голова, грудь, брюшко), а также есть 4 крыла, 6 ножек, жало, усики. Для поддержания интереса к теме педагог задает наводящие вопросы, приводит детям некоторые факты о насекомых, обобщает ответы детей, поощряет за активность и инициативу. - Как вы думаете, существуют ли насекомые, у которых нет крыльев? - Как они передвигаются? (ползают, ходят, бегают, прыгают, плавают). - Можете назвать таких насекомых? - Назовите насекомых, у которых вместо жала хоботки? - Есть ли насекомые, у которых есть челюсти? Мы с вами много раз видели этих насекомых (божья коровка, стрекоза, богомол) Во время беседы педагог предлагает детям взять и поместить на мольберт карточки с изображением насекомых, о которых идёт речь. - Может быть, вы еще знаете что – то необычное о насекомых? Педагог поддерживает инициативу детей, побуждает детей слушать друг друга не перебивая, благодарит за ответы. | Дети с удовольствием принимают приглашение. Дети присаживаются на стульчики вместе с воспитателем. Дети называют знакомых насекомых. Дети отвечают на вопросы педагога, делают выводы на основе ранее полученных знаний и опыта. Дети высказывают свои предположения. Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись звуков природы и насекомых, делятся своими впечатлениями. Называют знакомых насекомых. Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя. Дети называют части тела насекомого. Дети рассуждают, высказывают свои предположения. Дети рассказывают по желанию интересные факты о жизни насекомых, на основе знаний, полученных в ходе работы над групповым исследовательским проектом «В мире насекомых». |
Словесный - вопросы, уточнение, поощрение. Наглядный – рассматривание иллюстраций с изображением… Практический – упражнения с заданиями на слуховое восприятие, внимание, логическое мышление. | Педагог предлагает детям встать в круг, достать из куба новое задание для юных энтомологов: - Прослушайте слова, и подумайте, какие из них подходят к одному из насекомых: 1. Муравью: зеленый, порхает, мед, паутина, муравейник. 2. Пчеле: спинка, улей, вредитель, трудолюбивая. 3. Бабочке: улей, порхает, большие глаза, красивая. (Сказать про бережное отношение к природе и насекомым) - Что будет, если не станет насекомых? - Я очень рада, что вы ребята понимаете, что насекомые, это часть природы, а природу надо беречь. - Ребята, вы так много знаете о насекомых! Я вами горжусь! Думаю, что мы готовы к работе в научной лаборатории! | Дети встают в круг и в соответствии с заданием выполняют движение. |
Педагог приглашает детей в специально организованную лабораторию, вынимает из куба задание №.. объясняет план работы, раздает карточки с заданиями, предлагает распределиться на пары, выбрать каждому карточку с насекомым, которое он будет изучать. По необходимости педагог оказывает помощь детям в выполнении заданий. Работа с карточкой: - Ребята, под первым заданием нужно обвести только летающих насекомых. - При выполнении второго задания необходимо записать в нужное окошечко под стрелками число соответствующих частей насекомого. - Третье задание. Через микроскоп рассмотрите образец крыла стрекозы или бабочки и сделайте зарисовкуна шаблоне в соответствии с видом насекомого). | Дети разбиваются на пары, присаживаются за столы, работают с микроскопами, делают записи в карточках. | |
3.Итоги занятия (рефлексия) | ||
Цели: подведение итогов, создание у детей радостного эмоционального настроя, удовлетворение от результатов работы. Нацеливание к дальнейшему изучению темы. Рефлексия, беседа, вопрос – ответ, поощрение, похвала, сюрпризный момент. | Педагог предлагает детям представить результаты проведенной работы. Ребята, предлагаю вам результаты нашего исследования поместить в наш «куб знаний» для того чтобы передать его потто детям из старшей группы, чтобы они тоже могли узнать много интересного о насекомых. - Как вы думаете, получилось у нас сегодня быть энтомологами? - Справились мы с заданиями? - Что было самым сложным для вас? - Что было самым интересным? - Ребята, что вы сегодня нового узнали? - Как вы думаете, чем профессия энтомолог интересна? -Ребята, вы сегодня меня очень порадовали своими знаниями. Я вами горжусь! Педагог поощряет детей и дарит карту, по которой ребята найдут коллекцию насекомых. Тем самым мотивирует воспитанников для дальнейшего изучения темы о насекомых: - У меня для вас есть сюрприз. У одного моего маленького друга есть коллекция насекомых, он узнал, что мы с вами изучаем этот многообразный удивительный мир и предложил вам для рассмотрения свою коллекцию. - А найдете вы ее, если будете следовать вот этой карте. - До скорой встречи! | Ребята делятся своими впечатлениями. |
Прослушайте слова, и подумайте, какие из них подходят к одному из насекомых: 1. Муравью: зеленый, порхает, мед, паутина, муравейник. | 2. Пчеле: спинка, улей, вредитель, трудолюбивая. 3. Бабочке: улей, порхает, большие глаза, красивая. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Все професси нужны, все профессии важны"
Задачи:Закрепить представления детей о труде людей разных профессий, развивать пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз, за, перед, учить отсчитывать заданное количество предметов и ...

конспект занятия «Профессии наших родителей»(профессия туристический менеджер) в рамках проекта профориентации дошкольников
В рамках проекта ранней профориентации дошкольников, конспект занятия "Професия - туристический менеджер"...

Конспект НОД «Профессии разные нужны, профессии разные важны» для детей 5-6 лет.
Закрепление знаний детей о профессиях. Воспитание интереса к различным профессиям....
Насекомые и профессия энтомолог
Задачи:-расширять и закреплять знания детей о насекомых, расширять словарный запас.-воспитывать любовь и ответственное отношение к природе и насекомым.-развивать связную, диалогическую речь, отвечать ...

Знакомство с профессией "Энтомолог"
Познакомились с профессией. Рассмотрели приборы необходимые для изучения насекомых. Рассматривали насекомых в увеличительное стекло....







