Конспект «Насекомые, профессия энтомолог»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Круглова Людмила Валерьевна

 Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе  «Насекомые, профессия энтомолог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx597.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе

 «Насекомые, профессия энтомолог»

Подготовила:  Круглова Л.В.,  воспитатель первой       квалификационной категории.

Рубцовск, 2025г.

Цель: Закрепление  знаний о насекомых. Знакомство  с профессией энтомолог.

Задачи:

Образовательные: познакомить с профессией энтомолог, учить различать насекомых по внешнему виду,  выделять их общие существенные признаки, обобщать  представления о многообразии насекомых.

Развивающие: развивать познавательную активность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; активизировать и обогащать словарный запас воспитанников по теме. Развивать связную, умение вести диалог, отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду ученых.

Воспитывать умение работать в коллективе, в паре, слушать и уважать мнение других.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Словарная работа: энтомолог.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие куб – раскладушка, фигурка насекомого, сачок, лупа, природный материал, карандаши, фломастеры, аудиозапись звуков насекомых и леса, мольберт, карточки с изображением насекомых, иллюстрация с изображением ученого - энтомолога, карточки с заданиями о насекомых.

Методы и приемы: словесный - вопросы, уточнение, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение; наглядный – рассматривание иллюстраций, практический – упражнения с заданиями, познавательно - исследовательская деятельность; игровой – погружение в игровую ситуацию с выполнением заданий.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми во время прогулок. Беседы «Такие разные насекомые». Чтение сказок, рассказов, стихов, загадок, скороговорок о насекомых. Рассматривание  иллюстраций. Работа над групповым исследовательским проектом «В мире насекомых». Знакомство с микроскопом.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент, начало занятия включающие:

Методы и приемы, цель

Деятельность педагога, обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей

Цель: формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, установление эмоционального контакта.

Сюрпризный момент, наглядно – дидактическое пособие «куб - раскладушка», демонстрация предметов для введения в тему занятия, иллюстрация с изображением ученого – энтомолога.

Вопросы, беседа.

Педагог приглашает детей подойти к себе, показывает дидактическое пособие «куб-раскладушку».

- Ребята, у меня для вас сюрприз… Как вы думаете, что это?

- Это «Куб знаний». Вы очень любознательные ребята. Этот куб будет помогать нам  в получении новых знаний.

- Ребята, посмотрите, на эти предметы, (педагог обращает внимание детей на предметы,  которые находятся в кармане с задней стороны куба: сачок, кора дерева, насекомое)

- Что это за предметы? Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем говорить?

- Правильно, сегодня речь пойдет о насекомых.

Дети свободно располагаются вокруг воспитателя, с интересом рассматривают дидактическое пособие,   которое демонстрирует воспитатель.

Дети высказывают свои предположения.

Дети рассматривают предметы, высказывают свои предположения.

  1. Основная часть.

Цель: закрепление и обобщение знаний о насекомых, развитие познавательной активности.

Игровая - воображаемая ситуация.

ТСО (прослушивание аудиозаписи).

Словесные - вопросы проблемного характера, наводящие вопросы, поощрение, похвала.

Наглядные - рассматривание иллюстраций с изображением строения насекомых.

Приглашает детей присесть на стулья, расставленные полукругом вокруг мольберта.

Педагог вынимает из куба задание №1, иллюстрацию с изображением насекомых, крепит на мольберт.

- Давайте с вами вспомним, каких насекомых мы знаем. Посмотрите на картину, назовите каждого из них.

Воспитатель благодарит детей за ответы.

- Ребята, как вы думаете, на свете много насекомых?

- Да, вы правы. В природе существует много различных насекомых.

- В какое время года появляются насекомые?

- Почему именно весной?

- Здорово, вы знаете, что солнце – это источник жизни и пробуждения всего живого.

- Как вы думаете, есть люди, которые занимаются изучением насекомых? Кто это может быть?

- Есть такая профессия – энтомолог.

Знакомое слово? Просит детей повторить новое слово. 

Показывает детям иллюстрацию с изображением ученого энтомолога.

- Как выдумаете, чем занимается ученый энтомолог?

- Это ученый, который занимается  изучением насекомых. Он изучает особенности  их  строения, поведения, мест обитания, а еще он в лаборатории открывает новые виды насекомых и много путешествует.

- Как вы думаете, работа энтомолога может быть опасной?

- Скажите, хотели бы вы сегодня побыть в роли энтомологов и побывать в научной лаборатории?

- Тогда приглашаю вас в путешествие. Ученые – энтомологи много знают о насекомых, чтобы стать ими нам нужно проверить наши знания, в этом нам поможет наш «куб знаний», в котором много заданий и подсказок для нас. Если мы выполним все задания, то сможем поработать в настоящей лаборатории энтомологов.

Педагог приглашает детей сесть в круг на ковре.

- Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы с вами оказались на лесной полянке… Греет ласковое солнце, дует теплый ветерок. Ощутите аромат полевых цветов, прислушайтесь к обитателям этой полянки…

- Открывайте глаза..

- Ребята, каких насекомых, обитателей лесной полянки, вы сейчас услышали.

- Какие вы молодцы, столько разных насекомых вы узнали и назвали.

- Как вы думаете, на свете много насекомых?

- Да, вы правы в природе существует очень много различных насекомых.

- Ребята, в какое время года появляются насекомые?

- Почему именно весной?

- Здорово, вы знаете, что солнце – это источник жизни и пробуждения всего живого.

- Ребята, как вы думаете, что  есть общего у всех насекомых? (Предлагает детям достать из куба задание № 3 (карточки с изображением строения насекомых для рассматривания).

 Обобщает ответы детей: тело состоит из трех частей (голова, грудь, брюшко), а также есть 4 крыла, 6 ножек, жало, усики.

Для поддержания интереса к теме педагог задает наводящие вопросы, приводит детям некоторые факты о насекомых, обобщает  ответы детей, поощряет за активность и инициативу.

- Как вы думаете, существуют ли насекомые, у которых нет крыльев?

- Как они передвигаются? (ползают, ходят, бегают, прыгают, плавают).

- Можете назвать таких насекомых?

- Назовите насекомых, у которых вместо жала хоботки?

- Есть ли насекомые, у которых есть челюсти? Мы с вами много раз видели этих насекомых (божья коровка, стрекоза, богомол)

Во время беседы педагог предлагает детям взять и поместить на мольберт карточки с изображением насекомых, о которых идёт речь.

- Может быть, вы еще знаете что – то необычное о   насекомых?

Педагог поддерживает инициативу детей, побуждает детей слушать друг друга не перебивая, благодарит за ответы.

Дети с удовольствием принимают приглашение.

Дети присаживаются на стульчики вместе с воспитателем.

Дети называют знакомых насекомых.

Дети отвечают на вопросы педагога, делают выводы на основе ранее полученных знаний и опыта.

Дети высказывают свои предположения.

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись звуков природы и насекомых, делятся своими впечатлениями. Называют знакомых насекомых.

Дети высказывают свои предположения, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети называют части тела насекомого.

Дети рассуждают, высказывают свои предположения.

Дети рассказывают по желанию интересные факты о жизни насекомых, на основе знаний, полученных в ходе работы над групповым исследовательским проектом «В мире насекомых».

Словесный - вопросы, уточнение, поощрение.

Наглядный – рассматривание иллюстраций с изображением…

Практический – упражнения с заданиями  на слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.

Педагог  предлагает детям встать в круг,  достать из куба новое задание для юных энтомологов:

- Прослушайте  слова, и подумайте, какие из них подходят к одному из насекомых:

1. Муравью: зеленый, порхает, мед, паутина, муравейник.

2. Пчеле: спинка, улей, вредитель, трудолюбивая.

3. Бабочке: улей, порхает, большие глаза, красивая.

(Сказать про бережное отношение к природе и насекомым)

- Что будет, если не станет насекомых?

 - Я очень рада, что вы ребята понимаете, что насекомые, это часть природы, а природу надо беречь.

 - Ребята, вы так много знаете о насекомых! Я вами горжусь! Думаю, что мы готовы к работе в научной лаборатории!

Дети встают в круг и в  соответствии с заданием  выполняют движение.

Педагог приглашает детей в специально организованную лабораторию, вынимает из куба задание №.. объясняет план работы, раздает карточки с заданиями, предлагает распределиться на пары, выбрать каждому карточку с насекомым, которое он будет изучать.

По необходимости педагог оказывает помощь детям в выполнении заданий.

Работа с карточкой:

- Ребята, под первым заданием нужно обвести только летающих насекомых.

- При выполнении второго задания необходимо записать в нужное окошечко под стрелками число соответствующих частей насекомого.

- Третье задание. Через микроскоп рассмотрите образец крыла стрекозы или бабочки и сделайте зарисовкуна шаблоне в соответствии с видом насекомого).

Дети разбиваются на пары, присаживаются  за  столы,  работают с микроскопами, делают записи в карточках.

3.Итоги занятия (рефлексия)

Цели: подведение итогов, создание у детей радостного эмоционального настроя, удовлетворение от результатов работы. Нацеливание к дальнейшему изучению темы.

Рефлексия, беседа, вопрос – ответ, поощрение, похвала, сюрпризный момент.

Педагог предлагает детям представить результаты проведенной работы.

Ребята, предлагаю вам результаты нашего исследования поместить  в наш «куб знаний» для того чтобы передать его потто детям из старшей группы, чтобы они тоже могли узнать много интересного о насекомых.  

- Как вы думаете, получилось у нас сегодня быть энтомологами?

- Справились мы с заданиями?

- Что было самым сложным для вас?

- Что было самым интересным?

- Ребята, что вы сегодня нового узнали?

- Как вы думаете, чем профессия энтомолог интересна?

-Ребята, вы сегодня меня очень порадовали своими знаниями. Я вами горжусь!

Педагог поощряет детей и дарит карту, по которой ребята найдут коллекцию насекомых. Тем самым мотивирует воспитанников для дальнейшего изучения темы о насекомых:

- У меня для вас есть сюрприз. У одного моего  маленького друга есть коллекция  насекомых, он узнал, что мы с вами изучаем этот многообразный удивительный мир и предложил вам для рассмотрения свою коллекцию.

- А найдете вы ее, если будете следовать вот этой карте.

- До скорой встречи!

Ребята делятся своими впечатлениями.

Прослушайте слова, и подумайте, какие из них подходят к одному из насекомых:

1. Муравью: зеленый, порхает, мед, паутина, муравейник.

2. Пчеле: спинка, улей, вредитель, трудолюбивая.

3. Бабочке: улей, порхает, большие глаза, красивая.

Picture background

Picture background

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0d6dc1d4fc362368bd0acdc0ff6d5ec5b985142a-4886334-images-thumbs&n=13

        

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Все професси нужны, все профессии важны"

Задачи:Закрепить представления детей о труде людей разных профессий, развивать пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз, за, перед, учить отсчитывать заданное количество предметов и ...

конспект занятия «Профессии наших родителей»(профессия туристический менеджер) в рамках проекта профориентации дошкольников

В рамках проекта ранней профориентации дошкольников, конспект занятия "Професия - туристический менеджер"...

Конспект НОД «Профессии разные нужны, профессии разные важны» для детей 5-6 лет.

Закрепление знаний детей о профессиях. Воспитание интереса к различным профессиям....

Насекомые и профессия энтомолог

Задачи:-расширять и закреплять знания детей о насекомых, расширять словарный запас.-воспитывать любовь и ответственное отношение к природе и насекомым.-развивать связную, диалогическую речь, отвечать ...

Знакомство с профессией "Энтомолог"

Познакомились с профессией. Рассмотрели приборы необходимые для изучения насекомых. Рассматривали насекомых в увеличительное стекло....