Полезные ископаемые Томской области
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Конспект инегрированного занятия с экпеременированием по теме " Полезные ископаемые Томской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polezn_iskopaemye.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать представление детей о полезных ископаемых и их свойствах.

Задачи: 

Образовательные: развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности), расширить знания детей о свойствах некоторых полезных ископаемых

Развивающие: развитие восприятия, мышления, речи, умение делать выводы и заключения,

Воспитательные:, воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.; воспитывать трудолюбие

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Методы и приемы:

Игровые: игра «твердое, жидкое, газообразное»

Словесные: вопросы к детям, повторение и уточнение,

Наглядные:

Практические: экспериментирование

Предварительная работа: просмотр презентации по теме, рассматривание картинок, беседа 

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная игра, бумага, карты географические, песок, ложки одноразовые, весы, магниты,  стаканы одноразовые ,лупы, фартуки, шапки одноразовые,  картинки полезных ископаемых

Ход ООД

Дети заходят в муз.зал, встают в круг.

Приветствие:

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Воспитатель: Ребята чтобы узнать о че мы сегодня будем говорить вам  нужно собрать пазл, но у меня есть для вас подсказка

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все, и млад, и стар,

Что она – огромный шар.     (Земля)

Воспитатель: ребята, это наша планета Земля. В давние времена люди представляли ее плоской, как блин, и думали, что она лежит на спинах слонов или китов. Другие думали, что Земля – это гора, со всех сторон окруженная морем. В наши дни, когда люди стали запускать в космос космические корабли, мы можем увидеть, что Земля – это шар, причем голубого цвета. (показ представлений о земле)

 А теперь отгадайте загадку:

Её с собой берёт геолог,

турист, водитель, археолог.

Дети: (Географическая карта) (подходим к карте наклеенной на стену)

Воспитатель: правильно, это географическая карта. Посмотрите на нее, что здесь обозначено голубым цветом?

Дети: моря, реки, океаны

Воспитатель: Желтым?

Дети: пустыни, суша

Воспитатель: Зеленым?

Дети: леса

Воспитатель: Коричневым?

Дети: Горы

Воспитатель: рассмотреть то, что находится на нашей Земле, можно с помощью различных карт. Карта – это уменьшенное изображение Земли. Бывают карты, где показан весь мир, есть карты отдельных стран, а есть и такие, на которых нарисован небольшой участок Земли.

Воспитатель: Ребята посмотрите, на экран, на этой карте изображена наша страна. Как она называется?

Дети: Россия.  

Воспитатель: посмотрите, какая она яркая. Большую часть нашей страны занимают равнины, леса, протекает множество рек, гор. Все это природные богатства. Они находятся на земле. ( показ карты России)

Воспитатель: Вспомните ребята, что есть богатства и под землей? (полезные ископаемые) А как их можно назвать по-другому

Дети:сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли , хранилище Земли)

Воспитатель: Какие полезные ископаемые вы знаете?

Дети:

Воспитатель: А какими бывают полезные ископаемые?

Дети: твердые, жидкие, газообразные

Воспитатель: Что относится к твердым?

Твердые – уголь, глина, песок, железная руда (картинки твердых ископаемых)

Жидкие (нефть, минеральная вода)

Газообразные (газ)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру « Твердое , жидкое, газообразное»

Если называю « твердое» вы становитесь в круг, взявшись за руки. «Жидкое» двигаетесь друг за другом-  ручейки.

Газообразные – разбегаетесь. Игра заканчивается. ( присаживайтесь на стулья)

Воспитатель: Ребята теперь давайте совершим небольшое путешествие в наш родной край, в Томскую область. ( Карта томской области поворачиваю доску)

Воспитатель: В недрах нашего края есть полезные ископаемые? А какие мы с вами сейчас узнаем. Я вам буду загадывать загадку, а Вы должны найти соответствующую карточку и прикрепить ее на карту. Так мы и узнаем, что добывают  из недр Земли нашего края.  (Выкладывают уголь, глину ,торф ,нефть, песок, минеральная вода, железная руда ,газ. )

  1. Очень нужен детворе

Он на дорожке во дворе

Он и на стройках и на пляже

Он в стекле расплавлен даже ( Песок)

2. Если встретишь на дорогах

То увязнут сильно ноги

Чтоб сделать маску или вазу

Она понадобится сразу (Глина)

  1. Чтоб в морозы  печь топить,

Мы должны его купить

И положим горкой в угол

Мы блестящий черный..(уголь)

  1.  На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветаем от спички. ( Газ)

  1. Не зря она варилась  в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи. ( Железная руда)

  1. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.  (Торф)

  1. Это топливо, сырьё

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают. (Нефть)

  1. Эта водица пузырьками искриться (Минеральная вода)

Воспитатель: посмотрите ребята, в нашей Томской области добывают минеральную воду, песок, глину, нефть, железную руду, торф, газ, уголь. Вот какой  богатый наш край!  А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей земли - их изучают и исследуют. Предлагаю Вам пройти в нашу лабораторию и по экспериментировать.

Опыт №1.

Из чего состоит песок. Как нам это узнать?

Что для этого надо взять?

Воспитатель: Ребята, возьмите немного песка в ложечку и насыпьте на бумагу, возьмите лупу и посмотрите на песок. Расскажите, что вы видите?

Воспитатель: В песке есть мелкие камешки, они разные по форме, размеру и цвету.

Воспитатель: На столе еще лежат магниты. Можно их попробовать опустить в песок. (На магнит наклеились песчинки, в песке есть мелкие песчинки, камешки и частички металла)

Опыт №2.

Давайте подумаем, что нам нужно взять для того, чтобы провести опыт и узнать растворится ли песок в воде или нет.

В стакан с водой аккуратно насыпьте ложку песка и не размешивайте, что происходит с песком? Песок осел на дно стакана, а на воде плавает какая-то пыль.

- Нужно размешать песок ложкой.

- Песок не растворяется.

- В песке есть пыль, он тяжелый и в воде не растворяется, а еще песок окрашивает воду.

ОПЫТ 3. Сравнение веса сухого и влажного песка.

Насыпаем в одинаковые по размеру емкости сухой и влажный песок. Сравниваем: какая емкость тяжелее? Результата проверяем на весах, наблюдаем за отклонением стрелки. 1 ребёнок фиксирует результат первого взвешивания. Сравниваем результаты двух взвешиваний.

 Рефлексия  

Ребята, наше путешествие по Томской области подходит к концу. Вам понравилось? Что вы сегодня узнали нового? Что было сложным и или легким? Что было интересное в нашем путешествии?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...

Презентация "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Презентация по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми Кемеровской области....

ПРОЕКТ «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» (УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ)

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Белгородчи...

НОД "Полезные ископаемые Тюменской области"

Расширить представление о Тюменской области,  как  о богатейшем крае страны....

Богатства края. Полезные ископаемые Иркутской области

календарно-тематическое планирование старший возраст...