НОД "Полезные ископаемые Тюменской области"
материал (старшая группа)

Трофимова Ольга Николаевна

Расширить представление о Тюменской области,  как  о богатейшем крае страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краеведение77.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект интегрированной образовательной деятельности  в старшей группе

Тема: «Полезные ископаемые Тюменской области»

1..      Направление

Социально - личностное

2.      Образовательная область

Познавательное развитие, художественно - эстетическое

3.      Возраст воспитанников

5-6 лет

4. Форма проведения мероприятия

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

     

 

5.      Методы и приемы

Сюрпризный момент, мотивация,  экспериментальная деятельность, игра «Что? Где? Когда?», беседа, просмотр презентации, продуктивная деятельность.

6.      Цели, задачи образовательной деятельности

Цель: Формировать представление о Тюменской области,  как  о богатейшем крае страны.

Задачи: 

1.Закрепить знания детей о  полезных ископаемых.

2.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3.Воспитывать уважение к труду геологов и нефтяников.

7.  Необходимое оборудование и материалы для занятия

 Карта Тюменской области,  загадки про полезные ископаемые Тюменской области,  условные обозначения полезных ископаемых, интерактивная доска для показа презентации, нефть, стакан с водой, бутылочка переработанного машинного масла (вместо бензина), птичье перо,  салфетки, тубус, мини - музей

 Предварительная  работа: Беседы на тему полезные ископаемых,  создание мини-музея: «Полезные ископаемые нашего края». Рассматривание карты Тюменской области, с отмеченными месторождениями ископаемых (нефть, газ, каменный уголь, песок). Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии. Создание в группе познавательного центра «Наш родной край», экскурсия в библиотеку. Чтение книг: Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Константин Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»; энциклопедия «Почемучка».

Этапы

Содержание

Примечание  или ожидаемый результат

Вводная часть.

.

Ребята сегодня у меня есть сюрприз для вас. На карте группы найдите незнакомый предмет. Как вы думаете, что это и для чего нужен этот предмет? (воспитатель обращает внимание на тубус, в котором лежит карта Тюменской области)

Эмоциональный настрой на образовательную деятельность. Сюрпризный момент

Нахождение предмета с опорой на схему группы.

Основная часть.

1.Беседа про карту

Определение  мотива деятельности

 Это тубус. Тубус - это футляр, в котором переносят чертежи, карты.  Хотите посмотреть, что в тубусе? Какая красивая картина. И зеленые лужайки, и голубые полоски, и желтый песочек. Что это?   А что такое карта?

Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге.

Посмотрите,  на карте изображена наша область. А как называется наша область?

 Наша область  не только очень красивая, но и очень богата различными полезными ископаемыми. А вы знаете, что это такое? / Полезные ископаемые - это образование земной коры, они бывают очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности.

А какие вы знаете полезные ископаемые? /

А как вы думаете, на какие большие группы их можно разделить? /

Твердые, жидкие, газовые

Ребята, а вы хотите  узнать что-то новое о нашей Тюменской области?  Тогда я вам предлагаю поиграть в игру: «Что, где, когда».

Рассматривание карты, ответы детей

Изображение рек, гор, лесов и т.д. 

Тюменская

Ответы детей

 руды, уголь, мрамор, гранит, соль

нефть, минеральная вода

Горючие газы, метан, пропан, гелий

2 .Показ последовательности работы  

Занимайте свои места за  игровым столом.

Первый вопрос команде знатоков.

Если встретишь на дороге,http://pandia.ru/text/78/126/images/image006_117.jpg

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Назовите, что это.

Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки. Наша область очень богата глиной. А на карте она обозначается вот так:

Следующий вопрос для знатоков:

.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

он в стекле расплавлен даже.

Для чего используют песок?  Так выглядит песчаный карьер. Песок используют в строительстве, для изготовления стекла  и зеркал. А на карте песок обозначается вот так:

Знатоки, для вас новый вопрос:

 Росли на болоте растения ...

А теперь это топливо и удобрение.

Где образуется торф? Правильно,  образуется торф на болотах. Его собирают с помощью специальных торфяных комбайнов. Торф очень полезен для растений, поэтому  его используют как удобрение. Им можно топить печи, потому что торф при горении даёт много тепла и хорошо согревает дом. А на карте торф обозначается вот так:

Следующий вопрос:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Кто знает, где и для чего нужен каменный уголь? Да, его используют  как топливо. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него делают краски и разные пластмассовые изделия. Как каменный уголь используют в быту?

А на карте уголь обозначается вот так:

Вопрос № 5 для команды знатоков

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим  цветком  расцветает от спичек.

Газ бесцветен, его используют как топливо. У кого из вас дома газовая плита?  Какие правила безопасности нужно соблюдать?

А на карте газ обозначается вот так

Вопрос №6.

Покрывают им дороги,

Улицы в селеньях,

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение

 Из него делают мел и его используют в строительстве. А как он может пригодиться в школе? На карте известняк обозначается вот так

Для следующего вопроса нам понадобится чёрный ящик. Внимание! Чёрный ящик!

Раз огромнейший насос

Ухватил меня за нос.

Посадил меня в трубу

По трубе теперь бегу.

Прибегу я на завод -

Там меня нагреют. Вот

Такие вот продукты:

Не конфеты и не фрукты

Керосин, бензин, мазут...

Из меня произведут.

Без меня не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это?

Воспитатель. Это нефть. (Показ нефти)  Она чёрная, жидкая, маслянистая, находится глубоко под землёй. Нефть добывают с помощью специальных буровых установок. Для чего же она нужна? Из нефти делают топливо для всех видов транспорта. Без топлива не сможет отправиться в путь ни самолёт, ни поезд, ни автомобиль, ни трактор, ни космический корабль, также из нефти изготавливают пластмассу, моющие средства, лекарства.  А на карте она обозначается вот так:

(При помощи волчка выбирается вопрос, воспитатель задаёт его и после обсуждения его детьми на экране интерактивной доски появляется правильный ответ) Глина (показ детям условного обознач.)

Дети. Песок.

http://gost.stroysss.ru/gost_img/img2491.jpg

Торф

показ детям условного обозначения

http://player.myshared.ru/1252457/data/images/img18.jpg

Каменный уголь

Фильтры для очистки воды

http://pandia.ru/text/78/126/images/image006_117.jpg

Природный газ

показ детям условного обозначения

http://pandia.ru/text/78/126/images/image006_117.jpg

известняк

показ детям условного обозначения

http://pandia.ru/text/78/126/images/image006_117.jpg

музыкальное сопровождение

(Выносим чёрный ящик, внутри которого емкость с нефтью)

Дети: Нефть.

(показ детям условного обозначения).

http://pandia.ru/text/78/126/images/image006_117.jpg

3. Экспериментальная деятельность с нефтью

Вот посмотрите, у меня есть немного нефти. Ребята,  расскажите, какая она

 Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. Как вы думаете, почему так происходит?  Если  нефть попадет в реку, озеро то она будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. Возьмите птичье перо и отпустите его в стакан. Что осталось на перышке? Смогут ли летать птицы, если их перья  слипнутся от нефти?  А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают.

Наблюдение, экспериментирование Выполнение работы детьми,

оказание помощи.

воспитатель предлагает детям понюхать

дети – черная, маслянистая,

плохо пахнет…

На перышке осталась нефть.

4.Видео – вопрос.

 А теперь у нас видео-вопрос.  Ребята, люди какой профессии нужны, чтобы отыскивать полезные ископаемые? Что вы знаете о профессии геологов?

 Полезные ископаемые находятся глубоко под землей. Геологи ищут месторождения, наносят на карты. Им приходится очень долго исследовать землю и жить далеко от своего дома,  родных. Они бывают очень счастливы, когда находят нефть, их труд приносит пользу нашей стране.

- Геологи нашли в нашем крае нефть, а кто ее добывает?

 Разведав месторождение нефти, вышкомонтажники устанавливают буровые вышки. Начинается добыча нефти. При помощи трубобура бурится земля до пласта с нефтью. При помощи насосов нефть перекачивают в большие резервуары, где она хранится. Добывать нефть нелегко. И днем, и ночью буровики несут свою

нелегкую вахту. Трудятся дружно, добросовестно, чтобы добыть больше нефти. Своим трудом буровики обогащают нашу Родину.

Дети: - Геологи

Дети: - Нефтяники, буровики

слайды

Картинки с изображением труда геологов, нефтяников

Заключительная часть

5.Релаксация

- Скажите, о каких полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае,  вы узнали?

- Почему они называются, полезными? А почему  ископаемыми?

 Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

- А ещё их можно назвать  по-другому – сокровища земли, кладовая земли, хранилище земли.

Подведение итогов игры. Награждение победителей

 Ребята, богат наш край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, и полезными ископаемыми. Но, главное богатство земли Тюменской — это люди, которые своими руками добывают полезные ископаемые, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.

А,  может,  и мы сегодня изготовим условные обозначения полезных ископаемых нашего края и разместим их на карте Тюменской области?

Воспитатель:

Родной мой край! Тюменские просторы!

Леса, луга и блеск озёр и рек!

Ты в самом сердце доблестной России,

И лучше края в целом мире нет.

Твои поля, их взором не окинуть.

Твои леса, попробуй их пройди.

А нефть и газ? А люди, здесь какие!

Здесь верят в светлое, что ждёт нас впереди.

Пасут стада оленеводы в тундре.

Спешит рабочий утром на завод.

И я смотрю, как в сердце у России,

Над моим краем солнышко встаёт.  (С.Хохлова)

(ответы детей)

Продуктивная деятельность: изготовление условных обозначений полезных ископаемых и создание карты  Тюменской области . Размещение детьми  на карте условных  обозначений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Карусель», авторская разработка: учитель – логопед Татьяна Викторовна Велижанцева МДОУ детский сад «Рябинушка», Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ, городское поселение Игрим.

Уважаемые коллеги и родители! Больше 15 лет я работаю учителем-логопедом в детском саду и к сожалению с каждым годом число детей с дефектами звукопроизношения, нарушений речевого развития р...

Тюменской области - 70 лет

Краткая информация о Тюменской области...

Многоликая семья - Тюменская область!

Материал подготовлен для проведения мастер-класса для педагогов на тему "Юбилей Тюменской области"...

Папка-передвижка "70 лет Тюменской области"

                                           14 августа 2014 года...

Познавательная игра по расширению представлений детей подготовительной группы об истории Тюменской области "Работаем с картой Тюменской области"

Познавательная игра по расширению представлений детей подготовительной группы об истории Тюменской области "Работаем с картой Тюменской области"...

Конспект беседы-игры «К тюменским ремесленникам» по ознакомлению с промыслами и ремёслами Тюменской области для старшего дошкольного возраста

Оборудование: макеты домиков-лавок (картонная основа в виде дома), фотографии ремесленных изделий, дидактические игры.Ход:Ребята, сегодня я предлагаю отправиться со мной в путешествие к ремесленникам ...