Статья. Опыт организации технологии педагогического проекта: "Зачем нужны заповедники" по воспитанию экологической культуры у старших дошкольников.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
В статье отражен опыт работы по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности, в частности через экологический проект: «Зачем нужны заповедники». Проектная деятельность детей дошкольного возраста – это вид продуктивной деятельности, в процессе которой в ситуации педагогического сопровождения взрослого дошкольники проводят исследовательскую деятельность в рамках определенной проблемы и создают продукт по результатам этой деятельности. Этот проект направлен на развитие познавательных умений, способностей и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, через ознакомление с заповедниками родного края и его флорой и фауной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗАПОВЕДНИКИ» ПО ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Толкачева Т. Ю.
ГБДОУ детский сад № 126 Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье отражен опыт работы по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности, в частности через экологический проект: «Зачем нужны заповедники».
С каждым годом состояние природы становится всё хуже. Человек всё чаще и чаще вмешивается в её жизнь. Сокращается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, заболачиваются озёра. Земля может стать непригодной для жизни всего человечества, животных и растений.
Выход один – сохранить природу. Сделать это можно с помощью создания заповедников, заказников, национальных парков, природных памятных мест. Именно поэтому назрела возможность познакомить наших детей с понятием - заповедники. Рассказать детям, как их люди создают и для чего? Заповедник - это островки спасения природы от человека, где природа имеет право жить по своим законам.
Современным детям, особенно живущим в городе, часто не хватает общения с природой. В связи со сказанным, особую актуальность приобретает проблема приобщения подрастающего поколения к бережному отношению к природе.
Проектная деятельность детей дошкольного возраста – это вид продуктивной деятельности, в процессе которой в ситуации педагогического сопровождения взрослого дошкольники проводят исследовательскую деятельность в рамках определенной проблемы и создают продукт по результатам этой деятельности.
Ключевые слова. Экология, экологическая культура, проектная деятельность, исследовательская деятельность, заповедник, флора, фауна дошкольный возраст.
Именно поэтому мы с детьми и родителями решили реализовать познавательно-исследовательский проект: «Для чего нужны заповедники?» Этот проект направлен на развитие познавательных умений, способностей и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, через ознакомление с заповедниками родного края и его флорой и фауной.
Основная цель проекта: Ознакомление детей с охраняемыми природными объектами - заповедниками Ленинградской области и их обитателями.
Ведущими задачами проекта были обозначены следующие:
-познакомить детей с понятием заповедник и его назначении, как центров сохранения редких видов животных, растений, ландшафтов;
-расширять представление детей о природных объектах, подлежащих охране;
-обогатить представления детей о животном и растительном мире находящихся в заповедных зонах Ленинградской области;
- познакомить со страницами Красной книги Ленинградской области, с редкими животными и растениями занесенными в Красную книгу;
- развивать любознательность и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- расширить и активизировать словарный запас за счет новых слов: заповедная зона, Красная книга, Саблинский заповедник, Мшинские болота, Вепсский лес, Нижне-Свирский заповедник.
- познакомить детей с правилами поведения в заповедных охраняемых зонах;
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни заповедников, понимания необходимости сохранения его целостности.
Сформированы коррекционные задачи:
-Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
-Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих, соноров) в речи.
-Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.
-Развитие связной речи-составлять рассказ по картинкам, задавать вопрос и отвечать на вопросы простым распространённым предложением.
-Обогащение словарного запаса за счет слов: заповедная зона, Красная книга, Саблинский заповедник, Мшинские болота, Вепсский лес, Нижне-Свирский заповедник.
- Развитие психических процессов: внимание, память, мышление
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Определили тип проекта - поисково-ориентированный, групповой и продолжительность проекта: краткосрочный провели в течении недели.
Проект реализовывался поэтапно. На первом этапе сформировали проблему проекта, старались активизировать познавательный интерес детей по теме проекта. Обеспечили информационное, техническое оснащение проекта, ввели детей в игровую ситуацию.
На втором этапе объединили детей, педагогов, родителей в рабочие, группы. Распределили задания в работе над проектом между всеми участниками, скоординировали действия педагогов и родителей по созданию развивающей предметно - пространственной среды группы. Предложили различные способы презентации. Разработали основные методические материалы по теме проекта.
На третьем этапе - основном, выполнялась практическая часть проекта, проводилась исследовательская работа. Собирали интересные факты по теме, проводилось представление и интерпретация результатов. Провели круглый стол для сравнения полученных результатов, анализировали успехи и ошибки, делали выводы.
На четвертом этапе – заключительном участники проекта готовили к представлению продукт проекта. Итоговым мероприятием было представление тематической книги созданной детьми совместно с родителями: «Редкие животные и растения Ленинградской области». Каждый ребенок представил свое сообщение по теме в иллюстрированном виде.
Так как проект считается краткосрочным и рассчитан на календарную неделю, постарались рационально организовать образовательный процесс.
Содержание педагогического проекта отражены в пяти образовательных областях (познавательная развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое воспитание, социально-коммуникативное развитие), где прослеживается интеграция в разных видах деятельности.
Следующим шагом стало практическое планирование педагогической деятельности в течение тематической недели по образовательным областям.
Познавательное развитие:
Беседы: «Что такое заповедник?», «Зачем люди создают заповедники?»
Рассказ воспитателя: «А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?», «Кто придумал Красную книгу?», «Правила поведения в лесу»
Просмотр мультфильмов: «Путешествие с Хрюшей по планете Земля», развивающий мультфильм «Как создавались новые заповедники»
Презентация: «Самые удивительные заповедники в Ленинградской области»
Настольные игры: пазл «Собери разные растения», «Лесные целители», «Путешествие с лесовиком», «Заповедники»
Исследовательская деятельность: Опыт №1 «Выращивание кристаллов из соли», опыт №2 «Удивительные свойства мхов!»
Рассматривание разных природных ландшафтов: болотистые, горные, лесные массивы, мшистые.
Дидактические игры: «Посчитай – один, два, пять», «Воздух, земля, вода»
«Угадай по описанию», «Природа и человек».
Экологические игры: «Лесные этажи», «Деревья-обитатели верхнего этажа»
Конструктивные игры: Выкладывание из мозаики деревья, цветы;
Конструирование из мягкого плоскостного конструктора: «Деревья и грибочки на пенечке»
Наблюдения: за ростом деревьев и кустарников на участке детского сада.
Речевое развитие:
Рассказывание по картинкам: Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»
Придумывание рассказа на тему: «Островок спасения»
Фантазийный рассказ: «Как жёлудь превратился в дуб»
Интервью детей: «Какие ты знаешь заповедники?», «Какие редкие животные там обитают?», «Лесные опасности», «Зачем создана Красная книга?»
Загадывание и отгадывание загадок на теме: редкие растения, грибы, деревья.
Сочинение сказок: «Как лягушка прыгала по кочкам».
Беседа-обсуждение «Как мы можем помочь лесу?», «Чем отличается заповедник от зоопарка?»
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесная газета», Н. Сладков, русские сказки о природе, А. Акимушкин «Удивительные звери» Н. Сладков «Азбука леса», В. Даль «Война грибов с ягодами»
Разучивание стихотворения: А. Усачев «Мусорная фантазия». С. Михалков «Будь человеком»
Пальчиковая гимнастика: «С елки шишки упали, а ребята их пересчитали» Разучивание пословиц, поговорок о лесе и его обитателях.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Берегите лес»
Лепка: «Редкая птица-черный лебедь».
Аппликация: «Звери собрались на лесной поляне»
Слушание лесных звуков: хруст веток, шелест листьев, пение птиц, вой ветра, скрип деревьев.
Музыкальные произведения, песни: «Это называется природа», сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичикова, «Лесная песенка» сл. К. Ибряева.муз.
Музыкальная композиция: «Чудеса загадочного леса»
Музыкальная игра: «Кто в лесочке живет», «По тропинке в лес идем»
Социально- коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в заповедник»
Режиссерская игра: с игрушками «Волшебные приключения лесовика в лесу»
Знакомство с трудом взрослых: лесничий, пожарный, ученые-биологи, зоолог.
ОБЖ-беседа: «Как не заблудиться в лесу», «Правила поведения в заповеднике.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Через ручеек в лесок», «Бабочки кузнечики, лягушки», «Ветер и листья», «Мы по лесу шли, шли и грибок нашли»
Игра-аттракцион: «Кто больше наберет шишек, желудей?».
Эстафета: «Собери листочки».
Игра – импровизация: «Что мы делали в лесу?», имитация под музыку
Зрительная гимнастика: «Послушные глазки», «Осенний лес»
Дыхательная гимнастика: «В лесу кричим: «ау»…
Коррекционная работа:
Словесные игры: «Назови, какое растение?», «Что будет с лесом если исчезли..
«Посчитай птиц», «Скажи какой, какая, какое, какие?», «Продолжи цепочку слов, что можно делать в заповеднике?», «Незнайка в лесу»
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Составь изображения бабочки (мозаика), «Собери лесные пейзажи из разрезных картинок»
Работа с родителями:
Знакомство родителей с ходом реализации проекта через беседы и информационные стенды
Стендовая информация для родителей: «Заповедные места Ленинградской области», «Занимательные опыты с поваренной солью, мхами, водой»
Памятка: «Правила поведения в заповеднике»
Экологический буклет: «Лес нуждается в нашей защите, будьте его друзьями»
Ожидаемый результат: Таким образом, проведенный педагогический проект свидетельствует о том, что формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста прошли эффективно: дети имеют представления о многообразии заповедных территорий Ленинградской области, расширились представления детей о жизни животного и растительного мира в заповедниках, расширился словарный запас по теме, имеют предпосылки поисковой деятельности на основе экспериментов с мхами, солью, применяют полученные знания и в различных видах детской деятельности, понимают суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.
На уровне педагогов: Повысилось профессиональное мастерство педагогов, самообразование, саморазвитие. Улучшилось педагогическое сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах поиска нужной информации.
Научились гибко подходить к планированию с учетом интересов детей. Использовали в планировании воспитательно - образовательной работы педагога технологию - проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью.
Обеспечили реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
Создали условия для самостоятельной и совместной деятельности с взрослыми и детьми в рамках реализуемого проекта. Пополнили и обогатили методический, дидактический и наглядный материал по теме: «Для чего нужны заповедники?»
На уровне родителей: Родители активно участвовали в проектной деятельности группы. Налаживали тесно контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы. Родители принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Также у родителей повысилась педагогическая компетентность в области проектной деятельности.
На уровне предметно-развивающей среды: Пополнилась и обогатилась развивающая предметно-пространственная среда в группе: настольно-печатные игры: «От какого дерева листок», «Чей детеныш», «Природные зоны» плакаты: заповедники Ленинградской области, памятка «Семь правил поведения в заповедных зонах», Красная книга с иллюстрациями редких животных и растений. Обогащение библиотеки : подбор художественной литературы, энциклопедий по теме.
Вывод: Таким образом, проведенный педагогический проект свидетельствует о том, что формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста прошли эффективно.
Литература
- Бабенко В. П. «Детский атлас живого мира», М. «ОНИКС 21 ВЕК», 2003;
- Бурова Л. Г. «Загадочный мир заповедников М "Наука", 1991.
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010
- Лагутина Т.В. Полная энциклопедия грибов, Издательство: Рипол Классик, 2008, 377стр
- Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», М. «Современник» 1986;
- Смирнов Л. Э., Кривошеев С. В., Ганнибал Ф. Б. Заповедники Ленинградской области и Санкт-Петербурга. // СПб.: Региональный издательский дом, 2012.
- Соколова Л. Энциклопедия. Красная книга России. Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93
- Хазанович .К. К. «Заповедники Ленинградской области» Ленинград., Лениздат, 1982.
- Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986- с.208
- Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г
- Энциклопедия «Я познаю мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...
«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: "Интегрированный подход к воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры у старших дошкольников»
Проект «Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры у старших дошкольников»...

Проект: «Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры у старших дошкольников»
Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши. Чтоб для них эко...

«Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры у старших дошкольников»
Вместе с детьми создаем мультфильм....

