КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БУМАГЕ – ВТОРУЮ ЖИЗНЬ!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Берлова Елена Николаевна

Конспект занятия: "Бумаге - вторую жизь!"с детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги из макулатуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БУМАГЕ – ВТОРУЮ ЖИЗНЬ!»

Е.Н. Берлова, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 г. Орла»

Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: - расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их;

- закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу;

- закрепить знания детей о лесе;

- развивать представления о том, как действия людей вредят природе;

- формировать у детей представление о процессе изготовления бумаги.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук, аккуратность, при изготовлении бумаги.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;

Материалы и оборудование: экологические знаки, макеты деревьев, «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из – под йогуртов, напитков, перчатки, солнышко, картонная коробка, старые газеты и журналы, бинт, пеньки деревьев, тропинка. крахмал или клей ПВА, губка, полотенца или натуральная ткань, пяльца, глубокая емкость, поднос, блендер.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, разгадайте загадку:

Стоит дом,

Зверей много в нем.

Нет ни окон, ни дверей,

Крыша в зелени и тень! (лес)

Сорока: - «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Помогите! Помогите!»

Воспитатель: - Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу. Что же делать?

Дети: - Поможем спасти животных.

Воспитатель: - Похоже кто – то нарушал правила поведения в лесу. Ребята, давайте вспомним правила.

Дети: В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу. Ребята, а мы возьмем знаки правила поведения? Как вы, думаете, для чего они нам пригодятся?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Чтобы попасть в лес надо сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в лесу очутись».

Воспитатель: - Ну вот, мы с вами в лесу. Здравствуй лес, полон сказок и чудес. Ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке. Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?

(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Воспитатель: - Что за лес? Ой, как грустно, как скучно и темно.

Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…

Воспитатель: - Что же делать, как помочь лесу?

Дети: Давайте уберем весь мусор на полянке. (Очищают лес от мусора).

Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?

Дети: - Нельзя в лесу оставлять мусор. (Дети ставят знак).

Воспитатель: - А что ещё вы заметили, ребята? (Веточка у берёзки сломана). Что же нам нужно сделать? (Полечить берёзку).

Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.

- Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак.)

Дети идут дальше и выходят на полянку, на которой ничего не растет.

Воспитатель: - Ребята на этой полянке росли, когда – то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы). Давайте посадим на ней цветы. Игра «Собери цветок».

- Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок выбирает нужный знак).

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем нужны деревья? (Ответы детей).

Правильно ребята, деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди, наблюдая за деревьями, научились узнавать погоду, например хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождём и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал, то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их.

- Какой знак нужно поставить здесь? (ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

Воспитатель: - Зачем люди вырубают лес? (Ответы детей)

Вы сказали, что из дерева делают бумагу.  И для того, чтобы приготовить бумагу, надо уничтожить деревья. Ребята, как вы думаете, можно ли из чего – то еще изготовить бумагу и тем самым сохранить деревья от вырубки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, льна, риса, хлопка. Существуют фабрики, на которых бумагу изготавливают из макулатуры.  «Макулатура» – это использованная, не нужная бумага. А хотите сами попробовать изготовить бумагу? 

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами в лесу собрали мусор и там была макулатура.  Давайте переместимся из леса в нашу лабораторию.  Для этого необходимо сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в лаборатории очутись».

Вот мы и в лаборатории. Я предлагаю изготовить бумагу из старых газет, журналов, и тогда мы с вами сможем сохранить хотя бы 1 дерево, внесём огромный вклад в сохранение природы.

Воспитатель: - Для изготовления бумаги нам понадобится: старые газеты, салфетки, альбомы и т.д., т.е. макулатура, горячая вода, крахмал или клей ПВА, губка, полотенца или натуральная ткань, пяльца, глубокая емкость, поднос, блендер.

Процесс изготовления:

  1. Сначала разрываем бумагу на мелкие кусочки и складываем их в глубокую ёмкость.
  2. Заливаем бумагу горячей водой. (здесь вам понадобится помощь взрослых, т.к. горячей водой можно обжечься).
  3. Теперь необходимо подождать, пока бумага распадется на волокна. Но если вы не хотите ждать, можно воспользоваться блендером. (здесь вам снова понадобится помощь взрослых, т.к. блендер – это электроприбор и при работе с ним нужно соблюдать технику безопасности).
  4. Одно из свойств бумаги – это то, что она впитывает влагу и размокает. Посмотрите, мы получили кашицу из бумаги. Теперь добавляем сюда крахмал (клей ПВА). Можно добавить любой краситель, тогда бумага будет цветная. Все хорошо размешиваем. Эта кашица называется пульпа.
  5. А теперь самое интересное. Приступим к изготовлению бумаги.

В качестве формы используем пяльцы для вышивания, на них удобно натянуть сетку (натуральную ткань). Затем кашицу из измельченной бумаги выливаем на пяльца с сеткой, чтобы стекла основная масса воды. Равномерно расправила бумажное сырье. После того как вода стечет с сетки с сырьем, размещаем на расстеленное на столе полотенце. Сверху губкой аккуратно отжать лишнюю воду, накрываем полотенцем и даем подсохнуть.

Теперь из этого листа бумаги можно изготавливать разные поделки или рисовать на нем. 

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? Что мы сделали?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Вы – Молодцы! Все сегодня работали дружно, быстро и смогли сберечь несколько деревьев!  Для производства 1 кг бумаги требуется уничтожить 3 дерева.  

Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

«Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект " Бумаге - вторую жизнь!"

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д.. Помочь познать окружающий мир, сформировать у детей положительное отношение к не...

Экологический проект "Бумаге-вторую жизнь!"

     В современном мире остро стоят проблемы, тесно связанные с состоянием окружающей среды. Человек часто не обдуманно использует природные богатства, не задумываясь о том, что ...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родитилей с детьми в сети Интернет на тему :"Давайте дадим бумаге вторую жизнь!"

Образовательный маршрут для совместной работы родителей с детьми в сети Интернет разработан с целью вовлечения родителей в образовательную деятельность, с целью повышения педагогической компетентности...

Конспект занятия поисково-исследовательской деятельности: Бумаге - вторая жизнь"

Это занятие позволить детям освоить основные свойтсва бумаги, а так же на опыте создать бумагу из ненужных листов. Так же у детей отрабатываются навыки мыслительной деятельности (умение выдвигать гипо...

Проект "Бумаге - вторая жизнь!"

Экологический проект с детьми 5-6 лет...

Исследовательская деятельность «Бумаге вторую жизнь».

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать....

Бумаге вторую жизнь!

Бумаге вторую жизнь!...