«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ»
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств.

ЗАДАЧИ:

ОО «Познавательное развитие»

  • Формировать представление детей о значении органов чувств (обоняния, вкуса) для жизни человека.
  • Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «обоняние».
  • Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
  • Тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ОО «Речевое развитие»

  • Активизировать словарь детей (орган чувств, обоняние, вкусовые сосочки);
  • Развивать связную, диалогическую речь.

ОО «Физическое развитие»

  • Согласовывать движения с текстом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_s_neznaykoy_chast1.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект по познавательному развитию

«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ»

(ЧАСТЬ I)

(Средняя группа)

Составил воспитатель:

Виеру Татьяна Викторовна

Санкт-Петербург

 2025 г.

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств.

ЗАДАЧИ:

ОО «Познавательное развитие»

  • Формировать представление детей о значении органов чувств (обоняния, вкуса) для жизни человека.
  • Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «обоняние».
  • Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
  • Тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ОО «Речевое развитие»

  • Активизировать словарь детей (орган чувств, обоняние, вкусовые сосочки);
  • Развивать связную, диалогическую речь.

ОО «Физическое развитие»

  • Согласовывать движения с текстом.

Методические приёмы:

Словесные: чтение стихов, беседа, вопрос-ответ.

Игровые: сюрпризный момент.

Наглядные: демонстрационный материал (карточки с изображением органов чувств).

Практические: упражнения, опыты.

Здоровье-сберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Активизация и обогащение словарного запаса словосочетаниями: «орган вкуса», «обоняние».

Материал: колокольчик, карта органов чувств, контейнеры с запахами, чайник, одноразовые прозрачные стаканчики, сладкая вода, кусочки яблока, аудиозапись «Песенка про Носы» муз. А. Островского, сл. Зоя Петрова.

Предварительная работа: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная и дыхательная гимнастика, отгадывание загадок, дидактические игры по теме.

ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ:

Вводная часть:

(звенит колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Воспитатель: Ребята, что значит слово «здравствуйте»?

В нашем всем знакомом слове «Здравствуйте» звучит очень доброе пожелание – мы все желаем друг другу здоровья!

– Как вы думаете, что у человека самое главное, ценное в жизни? (Здоровье)

– Правильно, самое ценное у человека – его здоровье.

 (появляется Незнайка с воздушным шаром)

Незнайка: «Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка. Я услышал об «Институте Здоровья», в котором есть загадочные лаборатории. В этих лабораториях живут только чувства, которые обладают удивительными способностями. У меня есть удивительное изобретение «карта чувств». Эта карта была создана учёными института и позволяет путешественникам легко и быстро перемещаться между лабораториями.

Я очень хочу отправиться туда, чтоб узнать больше об органах чувств. Приглашаю вас отправиться со мной в путешествие на воздушном шаре. Мы с вами посетим «Институт Здоровья», согласны

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!  (дети встают в круг вместе с воспитателем, воспитатель держит воздушный шар). Закройте глаза и приготовьтесь к полёту, повторяя за мной слова: Вокруг себя обернись, в «Институт Здоровья» приземлись.

Воспитатель: Откройте глаза, вот мы и прилетели в «Институт Здоровья».

Основная часть:

Воспитатель: Скажите, ребята, какие органы чувств вы знаете? (нос, глаза, уши, язык, кожа).

1. Воспитатель: Ребята, на нашей карте нет указателей пути, чтоб узнать в какую лабораторию нам отправиться, необходимо отгадать загадку:

Вот гора, а у горы– две глубокие норы

В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).

Незнайка: Достает картинку с изображением носа из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.

Воспитатель: Правильно, ребята, это нос. Давайте с вами найдем походящий указатель на карте. (дети на карту приклеивают карточку и стрелочку с направлением, двигаются согласно маршруту). И мы отправляемся в первую лабораторию - «Лабораторию Обоняния».

Звучит «Песенка про Носы» муз. А. Островского, сл. Зоя Петрова

- Вот мы с вами попали в первую лабораторию.

- Зачем нам нужен нос? (дышать)

- Проверим, так ли это? Закройте одной рукой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. 

Дыхательная гимнастика:
Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - 
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

Воспитатель: - Нос – это орган чувств. Свойства человеческого носа ощущать запахи называется обонянием.

– Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни? (с его помощью улавливают и различают запахи).

- Проверим, так ли это?

Воспитатель: «У меня есть несколько контейнеров». Внутри каждого что-то спрятано, но мы этого не видим.

– Как можно определить, что находится внутри?

– Попробуйте понюхать и постарайтесь определить, что находится внутри.

 (Детям предлагаются контейнеры из-под киндер-сюрпризов, в каждом из которых находятся различные продукты (свежий огурец, зеленый лук, апельсин, чеснок). Дети нюхают контейнеры, угадывают что внутри).

 А теперь зажмите пальчиком нос, чувствуете запах? (нет)

 Значит без носа мы ничего не чувствуем, он нам очень нужен.

 Как же мы можем беречь наш нос? Давайте вспомним правила.

  • Беречь нос от ударов;
  • Не ковырять в носу;
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы;
  • Если мучает насморк, обязательно надо лечить нос (промывать и капать капли);
  • Нельзя пользоваться чужим носовым платком.

2. Воспитатель: Молодцы, ребята. Чтобы продолжить наше путешествие, нужно отгадать следующую загадку.

Всегда он в работе, когда мы говорим;

А отдыхает, когда мы молчим (язык).

Незнайка: Достает картинку с изображением языка из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен язык? (Чтобы говорить, определять вкус)

– Язык – орган вкуса. Значит отправляемся в «Лабораторию Вкуса» (дети на карту наклеивают карточку с изображением языка и стрелочку с указанием пути).

 Вот мы с вами попали в «Лабораторию Вкуса».

 Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика. (Воспитатель показывает карточки, дети выполняют).

 Язык помогает нам определять вкус. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, солёный)

 Проверим так ли это?

– Посмотрите, что налито в стаканчиках?

– Давайте попробуем воду из нашего чайника и определим, какая она. (Дети пробуют разлитую воду в стаканчики на вкус. В воду добавлен сахар.)

 А как вы думаете, а можно узнать продукт только с помощью языка?

Давайте закроем глаза, я вам в рот что-то положу, а вы попробуете определить, что у вас во рту. (кусочки яблока). 

– Какой на вкус? Это овощ-фрукт? Сочный/сухой?

– Что с помощью языка мы смогли узнать? (Ответы детей)

– А можем ли мы сказать какого цвета было яблоко, какой формы, размера?

– Значит, с помощью языка мы можем определить только вкус! Незаменимый орган вкуса нужно беречь, давайте с вами вспомним, что нужно делать и что нельзя, чтоб наш язычок оставался здоровым:

  • после приема пищи нужно прополоскать рот;
  • нельзя есть очень горячую пищу и пить очень горячие напитки, чтобы не повредить вкусовые сосочки;
  • не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык;
  • регулярно очищать язык от налёта.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы здорово справились со всеми заданиями в лабораториях «Института Здоровья», но нам пора возвращаться в детский сад (дети встают в круг). Закрывайте глаза и приготовьтесь к полету, повторяя вместе со мной «Один, два, три, воздушный шар нас в детский сад верни».

Рефлексия:

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

 Вам понравилось в Институте Здоровья? 

 В каких лабораториях мы с вами успели сегодня побывать?

Какой орган определяет, что конфета была вкусной? (язык - орган вкуса)

Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос - орган обоняния)

- И наша главная задача – сохранить их, а чтобы их сохранить, нужно заботиться о своем здоровье.
– Я вам желаю всегда быть здоровыми!

Незнайка: Спасибо ребята, мне было очень интересно и увлекательно путешествовать с вами! У меня есть для вас подарки, шарики, чтоб вы смогли повторить наше путешествие дома. Пришло время мне возвращаться в Цветочный город, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по валеологии в средней группе "Институт здоровья"

Закрепление знаний детей о функциональности органов чувств и ухода за ними....

Конспект занятия в средней группе "Органы чувств, или Путешествие в Институт Здоровья"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕв средней группе«ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Тема: "Институт Здоровья" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, о...

ООД "Путешествие в Институт Здоровья Человека"

Формировать представление дошкольников об органах чувств, о здоровье и здоровом образе жизни....

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в институт здоровья человека» с воспитанниками старшей группы

Формировать уровень познавательной активности и интеллекта детей; обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы....

Конспект ООД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в институт здоровья человека »

      «Здоровье дороже богатства» - так гласит народная мудрость. Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позвол...

«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ (Часть II)»

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств. Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тр...