«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ (Часть II)»
план-конспект занятия (средняя группа)

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств. Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.

 

ЗАДАЧИ:

ОО «Познавательное развитие»

  • Формировать представление детей о значении органов чувств для жизни человека;
  • Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «зрение», «слух», «осязание».
  • Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

ОО «Речевое развитие»

  • Активизировать словарь детей (орган чувств, осязание);
  • Развивать связную, диалогическую речь.

 

ОО «Физическое развитие»

  • Согласовывать движения с текстом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_s_neznaykoy_chast_2.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект по познавательному развитию

«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ»

(ЧАСТЬ II)

                                (Средняя группа)

Составил воспитатель:

Виеру Татьяна Викторовна

Санкт-Петербург

 2025 г.

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств. Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.

ЗАДАЧИ:

ОО «Познавательное развитие»

  • Формировать представление детей о значении органов чувств для жизни человека;
  • Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «зрение», «слух», «осязание».
  • Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ОО «Речевое развитие»

  • Активизировать словарь детей (орган чувств, осязание);
  • Развивать связную, диалогическую речь.

ОО «Физическое развитие»

  • Согласовывать движения с текстом.

Методические приёмы:

Словесные: чтение стихов, беседа, вопрос-ответ.

Игровые: сюрпризный момент.

Наглядные: демонстрационный материал (карточки с изображением органов чувств).

Практические: упражнения, опыты.

Здоровье-сберегающие технологии: гимнастика для глаз.

Активизация и обогащение словарного запаса словосочетаниями: «орган слуха», «орган зрения», «орган осязания».

Материал: карта органов чувств, карточки с изображением геометрических фигур, повязка на глаза, два кубика, колокольчик, деревянные ложки, бумага, секретный ящик, игрушки для определения на ощупь.

Предварительная работа: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная и дыхательная гимнастика, отгадывание загадок, дидактические игры по теме.

ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ:

Вводная часть:

(звенит колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева-друг и справа-друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

 (появляется Незнайка с воздушным шаром и волшебной шкатулкой)

Незнайка: «Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я приглашаю вас продолжить наше путешествие на воздушном шаре в «Институт Здоровья», в котором есть загадочные лаборатории. В Институте Здоровья, мы побываем в лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека, которые обладают удивительными способностями. Я взял с собой карту чувств и шкатулку, в которой находятся подсказки-указатели. Согласны?»

Воспитатель: Тогда скорее отправляемся в путь!  (дети встают в круг вместе с воспитателем, воспитатель держит воздушный шар). Закройте глаза и приготовьтесь к полёту, повторяя за мной слова: Вокруг себя обернись, в «Институт Здоровья» приземлись.

Воспитатель: Теперь откройте глаза, вот мы и прилетели в «Институт Здоровья».

Основная часть:

Воспитатель: Скажите, ребята, какие органы чувств вы знаете? (нос, глаза, уши, язык, кожа).

«Органы чувств»

 Есть пять помощников на службе у тебя,

 Не замечая, их используешь, шутя:

 Глаза тебе даны, чтоб видеть,

 А уши служат, чтобы слышать.

 Язык во рту, чтоб вкус понять,

 А носик – запах различать,

 Руки – чтобы ласкать, трудиться,

 Воды из кружечки напиться.

 И ни к чему твоя тревога,

 Они всегда тебе помогут.

1. Воспитатель: Ребята, на нашей карте нет указателей пути, чтоб узнать в какую лабораторию нам отправиться, необходимо отгадать загадку:

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются (глаза).

Незнайка: Достает картинку с изображением глаз из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.

Воспитатель: Правильно, глаза – орган зрения, значит отправляемся в «лабораторию зрения» (дети на карту наклеивают карточку с глазами и стрелочку с указанием пути).

- Зачем нам нужны глаза? (видеть)

- Давайте это проверим?

(воспитатель показывает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник)

- Как называется эта фигура? А эта? (дети отвечают)

- Правильно.

- А если закрыть наши глазки, сможем ли мы определить какая эта фигура?

- Давайте проверим. (воспитатель завязывает глаза одному ребенку, далее показывает геометрическую фигуру, ребенок отвечает)

- Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. 

- Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? 

– Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая кубик находится ближе к вам, тот, что у меня в руках, или тот, что на столе? 

- Вот это да! Наши глазки даже расстояние могут определять. 

– Ребята, а что нужно делать, чтобы сохранить зрение? Давайте вспомним:

  • оберегать глаза от ударов;
  • не смотреть долго на яркий свет;
  • не смотреть близко и длительно телевизор, компьютер;
  • не тереть глаза грязными руками;
  • делать зарядку для глаз.

Давай с вами сейчас сделаем гимнастику для глаз «Лучик солнца»:

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.   (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.  (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

2. Воспитатель: Молодцы, ребята. Чтобы продолжить наше путешествие, нужно отгадать следующую загадку.

Два брата на одной голове живут

Все слышат, а друг друга не видят. (уши)

Незнайка: Достает картинку с изображением уха из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.

Воспитатель: Правильно, ребята, это уши. 

- Сколько ушей у человека?

- У всех людей по два уха, левое и правое. Они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже если человек спит.

- А уши, это какой орган? (орган слуха). Значит отправляемся в «лабораторию слуха», где мы сможем это проверить. (дети на карту наклеивают карточку с изображением уха и стрелочку с указанием пути).

 – Скажите, пожалуйста, зачем человеку слух?

- Давайте с вами проверим.

Первый эксперимент: Закройте плотно ладошками уши (воспитатель говорит шепотом 2-3 слова).

– Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)

Второй эксперимент «Узнай по голосу»:

Дети встают в круг и берутся за руки. Водящему, который стоит внутри круга, надевают маску на глаза. Задача водящего - догадаться по голосу, кто произнес эти слова. Если ему это удалось, он становится в общий круг, а водящим вместо него становится тот, чей голос он угадал.

Все идут по кругу, напевая:

Вот построили мы круг,
Повернемся вместе вдруг.

(Поворачиваются и идут в обратную сторону)

А как скажем: «скок-скок-скок»,
Отгадай, чей голосок?

Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок, указанный воспитателем.

- Ну что ж, слышать вы хорошо умеете, а сейчас мы проверим, как вы умеете различать звуки, будьте внимательны.

Третий эксперимент «Что услышал?»: 

- Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача – узнать, что я делаю. (воспитатель звонит в колокольчик, стучит деревянными ложками, рвет бумагу).

-Молодцы! Вы правильно назвали все действия. Как вы угадали, вы же не видели, что я делала?

- Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни? (Уши помогают нам слышать звуки.)

- Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (Мыть уши, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку.)

 - Уши – орган слуха. Помогают слышать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве.

3. Воспитатель: Ребята, вы отлично справляетесь. Чтобы попасть в следующую лабораторию, для вас загадка.

Любят труд,

Не терпят скуки,

Все умеют наши… (руки)

- Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыты кожей. Кожа на пальчиках самая чувствительная. Руки – наши помощники.

Незнайка: Достает картинку с изображением ладошки из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.

Воспитатель: Мы с вами отправляемся в последнюю лабораторию, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. (дети на карту наклеивают карточку с изображением ладошки и стрелочку с указанием пути).

? –  Что такое осязание? Я вам сейчас расскажу.

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Кто поможет? Наша КОЖА.

- Осязание – это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев, поэтому, когда мы трогаем мягкую игрушку нам приятно держать ее в руках. Давайте проверим чувствительность ваших пальчиков.

Игра «Секретный ящик».

- Перед вами секретный ящик. Внутри него лежат игрушки, но мы их не видим. Давайте попробуем узнать, какие игрушки спрятались в ящике.

- Для этого нужно вставить руки в рукава и попробовать определить, какая игрушка там лежит (детям предлагаются игрушки: мячик, машинка. Нащупайте руками игрушку и скажите, какая она наощупь? Что вы можете о ней сказать? Что это за игрушка? (Ответы детей) играем 2-3 раза.

 Воспитатель: Кожа помогает человеку не только узнавать предметы наощупь, но и защищает наш организм, поэтому её нужно беречь.

 -  Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.)  Что полезно? (вода, мыло, мочалка, крем).

Воспитатель: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями в «Институте Здоровья», и нам пора возвращаться в детский сад. (дети встают в круг) Закрывайте глаза и полетели на воздушном шаре обратно в детский сад.

Рефлексия:

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

- Вам понравилось в Институте Здоровья? 

- В каких лабораториях мы с вами сегодня побывали?

Какой орган определяет, что трава зелёная, а шар круглый? (глаза - орган зрения)

Какой орган узнаёт, что лед холодный? (кожа - орган осязания)

Какой орган определяет, что сигналит машина? (уши - орган слуха)

 Мы с вами узнали, какие у нас есть органы чувств – помощники. Назовите их, пожалуйста.

 И наша главная задача – сохранить их, а чтобы их сохранить, нужно заботиться о своем здоровье.
– Я вам желаю всегда быть здоровыми!

Незнайка: Спасибо ребята, мне было очень интересно и увлекательно путешествовать с вами! Мне пора возвращаться в Цветочный город, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Органы чувств, или Путешествие в Институт Здоровья"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕв средней группе«ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Тема: "Институт Здоровья" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, о...

Рабочая тетрадь «Путешествие в страну физкультуры и здоровья» (часть 1)

Цель: обеспечить формирование двигательных навыков; способствовать активизации учебно-познавательной деятельности....

ООД "Путешествие в Институт Здоровья Человека"

Формировать представление дошкольников об органах чувств, о здоровье и здоровом образе жизни....

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в институт здоровья человека» с воспитанниками старшей группы

Формировать уровень познавательной активности и интеллекта детей; обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы....

Конспект ООД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в институт здоровья человека »

      «Здоровье дороже богатства» - так гласит народная мудрость. Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позвол...

«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ»

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств.ЗАДАЧИ:ОО «Познавательное развитие»Формировать предст...