«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ (Часть II)»
план-конспект занятия (средняя группа)
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств. Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
ОО «Познавательное развитие»
- Формировать представление детей о значении органов чувств для жизни человека;
- Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «зрение», «слух», «осязание».
- Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
ОО «Речевое развитие»
- Активизировать словарь детей (орган чувств, осязание);
- Развивать связную, диалогическую речь.
ОО «Физическое развитие»
- Согласовывать движения с текстом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект по познавательному развитию
«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ»
(ЧАСТЬ II)
(Средняя группа)
Составил воспитатель:
Виеру Татьяна Викторовна
Санкт-Петербург
2025 г.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств. Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
ОО «Познавательное развитие»
- Формировать представление детей о значении органов чувств для жизни человека;
- Формировать умение детей различать понятия «орган чувств», «зрение», «слух», «осязание».
- Развивать познавательные и исследовательские навыки детей.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
ОО «Речевое развитие»
- Активизировать словарь детей (орган чувств, осязание);
- Развивать связную, диалогическую речь.
ОО «Физическое развитие»
- Согласовывать движения с текстом.
Методические приёмы:
Словесные: чтение стихов, беседа, вопрос-ответ.
Игровые: сюрпризный момент.
Наглядные: демонстрационный материал (карточки с изображением органов чувств).
Практические: упражнения, опыты.
Здоровье-сберегающие технологии: гимнастика для глаз.
Активизация и обогащение словарного запаса словосочетаниями: «орган слуха», «орган зрения», «орган осязания».
Материал: карта органов чувств, карточки с изображением геометрических фигур, повязка на глаза, два кубика, колокольчик, деревянные ложки, бумага, секретный ящик, игрушки для определения на ощупь.
Предварительная работа: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная и дыхательная гимнастика, отгадывание загадок, дидактические игры по теме.
ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ:
Вводная часть:
(звенит колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева-друг и справа-друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
(появляется Незнайка с воздушным шаром и волшебной шкатулкой)
Незнайка: «Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Я приглашаю вас продолжить наше путешествие на воздушном шаре в «Институт Здоровья», в котором есть загадочные лаборатории. В Институте Здоровья, мы побываем в лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека, которые обладают удивительными способностями. Я взял с собой карту чувств и шкатулку, в которой находятся подсказки-указатели. Согласны?»
Воспитатель: Тогда скорее отправляемся в путь! (дети встают в круг вместе с воспитателем, воспитатель держит воздушный шар). Закройте глаза и приготовьтесь к полёту, повторяя за мной слова: Вокруг себя обернись, в «Институт Здоровья» приземлись.
Воспитатель: Теперь откройте глаза, вот мы и прилетели в «Институт Здоровья».
Основная часть:
Воспитатель: Скажите, ребята, какие органы чувств вы знаете? (нос, глаза, уши, язык, кожа).
«Органы чувств»
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь, шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтобы ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
1. Воспитатель: Ребята, на нашей карте нет указателей пути, чтоб узнать в какую лабораторию нам отправиться, необходимо отгадать загадку:
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются (глаза).
Незнайка: Достает картинку с изображением глаз из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.
Воспитатель: Правильно, глаза – орган зрения, значит отправляемся в «лабораторию зрения» (дети на карту наклеивают карточку с глазами и стрелочку с указанием пути).
- Зачем нам нужны глаза? (видеть)
- Давайте это проверим?
(воспитатель показывает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник)
- Как называется эта фигура? А эта? (дети отвечают)
- Правильно.
- А если закрыть наши глазки, сможем ли мы определить какая эта фигура?
- Давайте проверим. (воспитатель завязывает глаза одному ребенку, далее показывает геометрическую фигуру, ребенок отвечает)
- Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета.
- Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать?
– Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая кубик находится ближе к вам, тот, что у меня в руках, или тот, что на столе?
- Вот это да! Наши глазки даже расстояние могут определять.
– Ребята, а что нужно делать, чтобы сохранить зрение? Давайте вспомним:
- оберегать глаза от ударов;
- не смотреть долго на яркий свет;
- не смотреть близко и длительно телевизор, компьютер;
- не тереть глаза грязными руками;
- делать зарядку для глаз.
Давай с вами сейчас сделаем гимнастику для глаз «Лучик солнца»:
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
2. Воспитатель: Молодцы, ребята. Чтобы продолжить наше путешествие, нужно отгадать следующую загадку.
Два брата на одной голове живут
Все слышат, а друг друга не видят. (уши)
Незнайка: Достает картинку с изображением уха из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.
Воспитатель: Правильно, ребята, это уши.
- Сколько ушей у человека?
- У всех людей по два уха, левое и правое. Они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже если человек спит.
- А уши, это какой орган? (орган слуха). Значит отправляемся в «лабораторию слуха», где мы сможем это проверить. (дети на карту наклеивают карточку с изображением уха и стрелочку с указанием пути).
– Скажите, пожалуйста, зачем человеку слух?
- Давайте с вами проверим.
Первый эксперимент: Закройте плотно ладошками уши (воспитатель говорит шепотом 2-3 слова).
– Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)
Второй эксперимент «Узнай по голосу»:
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящему, который стоит внутри круга, надевают маску на глаза. Задача водящего - догадаться по голосу, кто произнес эти слова. Если ему это удалось, он становится в общий круг, а водящим вместо него становится тот, чей голос он угадал.
Все идут по кругу, напевая:
Вот построили мы круг,
Повернемся вместе вдруг.
(Поворачиваются и идут в обратную сторону)
А как скажем: «скок-скок-скок»,
Отгадай, чей голосок?
Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок, указанный воспитателем.
- Ну что ж, слышать вы хорошо умеете, а сейчас мы проверим, как вы умеете различать звуки, будьте внимательны.
Третий эксперимент «Что услышал?»:
- Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача – узнать, что я делаю. (воспитатель звонит в колокольчик, стучит деревянными ложками, рвет бумагу).
-Молодцы! Вы правильно назвали все действия. Как вы угадали, вы же не видели, что я делала?
- Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни? (Уши помогают нам слышать звуки.)
- Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (Мыть уши, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку.)
- Уши – орган слуха. Помогают слышать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве.
3. Воспитатель: Ребята, вы отлично справляетесь. Чтобы попасть в следующую лабораторию, для вас загадка.
Любят труд,
Не терпят скуки,
Все умеют наши… (руки)
- Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыты кожей. Кожа на пальчиках самая чувствительная. Руки – наши помощники.
Незнайка: Достает картинку с изображением ладошки из шкатулки и стрелочку для прокладки маршрута.
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в последнюю лабораторию, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. (дети на карту наклеивают карточку с изображением ладошки и стрелочку с указанием пути).
? – Что такое осязание? Я вам сейчас расскажу.
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Кто поможет? Наша КОЖА.
- Осязание – это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев, поэтому, когда мы трогаем мягкую игрушку нам приятно держать ее в руках. Давайте проверим чувствительность ваших пальчиков.
Игра «Секретный ящик».
- Перед вами секретный ящик. Внутри него лежат игрушки, но мы их не видим. Давайте попробуем узнать, какие игрушки спрятались в ящике.
- Для этого нужно вставить руки в рукава и попробовать определить, какая игрушка там лежит (детям предлагаются игрушки: мячик, машинка. Нащупайте руками игрушку и скажите, какая она наощупь? Что вы можете о ней сказать? Что это за игрушка? (Ответы детей) играем 2-3 раза.
Воспитатель: Кожа помогает человеку не только узнавать предметы наощупь, но и защищает наш организм, поэтому её нужно беречь.
- Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (вода, мыло, мочалка, крем).
Воспитатель: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями в «Институте Здоровья», и нам пора возвращаться в детский сад. (дети встают в круг) Закрывайте глаза и полетели на воздушном шаре обратно в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
- Вам понравилось в Институте Здоровья?
- В каких лабораториях мы с вами сегодня побывали?
– Какой орган определяет, что трава зелёная, а шар круглый? (глаза - орган зрения)
– Какой орган узнаёт, что лед холодный? (кожа - орган осязания)
– Какой орган определяет, что сигналит машина? (уши - орган слуха)
– Мы с вами узнали, какие у нас есть органы чувств – помощники. Назовите их, пожалуйста.
– И наша главная задача – сохранить их, а чтобы их сохранить, нужно заботиться о своем здоровье.
– Я вам желаю всегда быть здоровыми!
Незнайка: Спасибо ребята, мне было очень интересно и увлекательно путешествовать с вами! Мне пора возвращаться в Цветочный город, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе "Органы чувств, или Путешествие в Институт Здоровья"
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕв средней группе«ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Тема: "Институт Здоровья" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, о...

Рабочая тетрадь «Путешествие в страну физкультуры и здоровья» (часть 1)
Цель: обеспечить формирование двигательных навыков; способствовать активизации учебно-познавательной деятельности....

ООД "Путешествие в Институт Здоровья Человека"
Формировать представление дошкольников об органах чувств, о здоровье и здоровом образе жизни....

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в институт здоровья человека» с воспитанниками старшей группы
Формировать уровень познавательной активности и интеллекта детей; обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы....

Конспект ООД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в институт здоровья человека »
«Здоровье дороже богатства» - так гласит народная мудрость. Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позвол...
Интегрированная образовательная деятельность "Путешествие в институт здоровья"
Конспект образователной деятельности....
«ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ В ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ»
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств.ЗАДАЧИ:ОО «Познавательное развитие»Формировать предст...