Конспект занятия "Развитие труда человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по трудовому воспитанию в старшей группе «Развитие труда человека»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_truda_cheloveka.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по трудовому воспитанию по ФГОС в старшей группе

«Развитие труда человека»

Цель: воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда.

Задачи:

  • обогащать представления детей о труде взрослых, его истории, начиная с древних времен до настоящего времени;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории труда человека;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; диктофон; настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Орудия труда», «Сортировка», «Машины-помощницы»; прялка; иллюстрации с изображением ткацкого станка, прялки, гончарного круга, плуга.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам пришло видеописьмо: «Дорогие ребята старшей группы! Я работаю воспитателем старшей группы в детском саду другого района. Недавно я была в гостях в вашем детском саду. Мне очень понравились игры об истории труда: "Раньше и теперь", "Ремесла на Руси", "Разложи по порядку". У вас в группе так много книг, альбомов, картинок о том, как менялся со временем труд человека. Когда я об этом рассказала детям своей группы, они захотели, чтобы и у нас были такие же игры. Дети моей группы с помощью родителей начали собирать картинки об истории труда, а когда начали делать игры, выяснилось, что мы мало знаем о том, как менялся со временем труд древнего человека, о развитии труда по изготовлению одежды, о современных машинах-помощницах человека. Помогите нам, пожалуйста, в изготовлении игр. Мы не случайно обратились именно к вам: ведь вы так много знаете об истории труда человека и сможете оказать нам помощь в подборе нужных картинок для игр».

Как можно помочь ребятам из другого детского сада?

Дети. Можно рассказать им о том, как со временем менялся труд людей, записать наши рассказы на диктофон, выслать им рисунки, картинки, игры.

Воспитатель. Ребята, я очень рада, что вы готовы помочь детям и воспитателю, обратившимся к вам за помощью. Предлагаю вам поиграть в разные игры и вспомнить об истории труда человека. Чтобы обеспечить себя необходимым, раньше людям приходилось очень много трудиться; чтобы сшить одежду, накормить семью, им нужно было охотиться.

Игра-лото «Труд древних людей»

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, изготавливают одежду, орудия труда и охоты). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых кроме труда древних людей изображены современные его виды. В ходе выполнения задания дети рассказывают о том, что нарисовано на картинках.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем в другую игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумывал человек, чтобы работа была успешной.

Игра «Кому что нужно для труда?»

В игре используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого нарисованы древние люди, занимающиеся разным трудом (охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду и орудия труда), приспособления, необходимые этим людям (копье с наконечником из оленьего рога, лодка, выдолбленная из ствола дерева, костяная игла для шитья одежды). В центре листа вырезан прямоугольник. Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Детям нужно соединить линиями людей и приспособления, орудия труда, необходимые им для труда; назвать предметы, рассказать о них и объяснить, для чего они нужны людям.

Воспитатель. Со временем человек придумывал все новые приспособления и машины, при помощи которых он мог добиться многого: ткацкие станки, на них можно было получить ткань для одежды; прялки — для получения нити из шерсти животных; гончарный круг, при помощи которого делали различную посуду; плуг — для вспашки земли.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок с изображением ткацкого станка, прялки, гончарного круга, плуга.

Ребята, все эти приспособления и орудия труда были настолько необходимыми и удобными, что дошли до наших дней. У моей мамы есть прялка, с ее помощью она прядет нити из шерсти. (Показывает детям прялку.) Ребята, а зачем прядут нити из шерсти животных?

Дети. Чтобы связать теплые вещи: носки, варежки, свитера.

Воспитатель. А вот какие еще орудия труда, кроме прялки, нужны, чтобы связать теплые вещи из шерсти, вы узнаете, если поиграете в игру.

Игра-лото «Орудия труда»

Дети подбирают к большой карте с изображением женщины, вяжущей теплые вещи из шерсти, маленькие карточки с нарисованными орудиями труда, необходимыми для изготовления теплых вязаных вещей: ножницы для состригания шерсти, прялка, веретено, спицы для вязания, иголка с ниткой. После выполнения задания дети рассказывают о последовательности труда по изготовлению одежды из шерсти.

Воспитатель. Вот как много приходится трудиться людям, чтобы изготовить теплую одежду! Вспомните пословицы и поговорки о труде.

Дети. «Всякое умение трудом дается», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота, будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Есть терпенье, будет и уменье!».

Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц о труде вспомнили. А как вы понимаете смысл пословицы «Всякое умение трудом дается»?

Дети отвечают.

Сейчас человек использует современные машины, которые дают ему больше времени для отдыха. А вот что это за машины, вы вспомните, если поиграете в игру

Игра «Машины-помощницы»

Из набора картинок с изображением разных предметов воспитатель предлагает детям выбрать те, на которых изображены современные машины, облегчающие труд человека: стиральная машина-автомат, микроволновая печь, пылесос, электродоильный аппарат. Детям нужно назвать эти предметы и объяснить свой выбор.

Воспитатель. А вот на смену каким предметам и приспособлениям пришли эти машины-помощницы, вы вспомните, если поиграете в следующую игру.

Игра «Сортировка»

Ведущий сортирует карточки по парам (веник — пылесос, русская печь — микроволновая печь, корыто с сечкой — кухонный комбайн, таз для стирки белья — стиральная машина-автомат, иголка с ниткой — швейная машина, рубель — электрический утюг) и делит наборы парных карточек поровну между играющими. По команде ведущего игроки должны подобрать парные карточки (веник — пылесос, русская печь — микроволновая печь и т.д.) и сложить их. Побеждает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет предметы.

Воспитатель. Вот мы и вспомнили с помощью игр о том, как со временем менялся труд человека. Ваши рисунки и игры мы отправим ребятам и воспитателю из другого детского сада. Думаю, это поможет им изготовить игры, которые они так хотят иметь в своей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Труд человека кормит. а лень портит"

Данное занятие поможет ещё раз обогатить знания детей о представителях разных профессий, об их нравственных качествах. а также заложить основы их ценностного отношения к труду....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Труд человека"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Труд человека". Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: формирование положительного отношения к труду медицинского работника, обогощение речи...

Конспект НОД по окружающему миру "Трудом человек славится" для детей старшего дошкольного возраста

Одним  из основных принципов дошкольного образования является полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, что указано в Федеральном государст...

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Предметы, облегчающие труд человека в быту"

Закреплять и развивать имеющиеся знания о предметах в быту. Дать правильное пониманиетого, для чего нужны нам бытовые приборы, и те приборы, которые помогают человеку в работе. Развивать желание узнав...

План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Цель занятия в ДОУ. научить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском садуЗадачи. Образовательная:• учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в...

Тема месяца: Мы любим трудиться. Человек и мир природы. Тема недели: О труде в саду и огороде.

Задачи:- сформировать  представление  опоследовательности  посадки  семян  и  луковиц  с применением схемытрудового процесса;-  дать представление о семенахэто ...