Познавательно-исследовательский проект "Чеснок-богатырь"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно-исследовательский проект "Чеснок-богатырь"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.41 КБ | |
| 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Чеснок-богатырь»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотой ключик» г. Певек»
логопедическая группа №9 «Сказка»
возраст детей 5-7 лет
Бакуменко Наталья Степановна, воспитатель
Макаренко Людмила Валериевна, воспитатель
г. Певек
2024
Оглавление:
1. Введение ……………………………………………1. стр.
2. Реализация проекта:
1 этап. Мотивационно – ориентировочный………2- 3 стр.
2 этап. Практический……………………………… 3- 5стр.
3 этап. Итоговый…………………………………... 6- стр.
3. Перспектива…………………………………………6 -стр.
4. Список литературы.
Актуальность:
Актуальность проекта многогранна. Опытническая деятельность включает в себя ряд качеств, обеспечивающих результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить цель наблюдения, видеть изменения, происходящие с предметами живой и неживой природы и делать соответствующие выводы. При экспериментировании с растениями, их семенами, ребёнок учится различать контрольные и опытнические делянки, сопоставлять результаты и делать умозаключения, фиксировать результаты наблюдения в рисунках, картах наблюдения.
Развитие трудовых навыков, интерес к труду и результату своего труда. Развитие творческих способностей, воспроизведение через творчество полученных знаний.
Новизна
Научиться выращивать чеснок в экстремальных условиях. Применение в исследовательской деятельности игрового обучения позволило придать эмоциональную окраску наблюдениям, наполнить яркими красками, сделать объекты исследования и наблюдения живыми, следовательно, интересными. Игровое обучение облегчило восприятие исследовательских проблем.
Паспорт проекта
Название проекта | «ЧЕСНОК-БОГАТЫРЬ» |
Вид проекта | Учебно - исследовательский |
Цель | Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Чеснок-богатырь». |
Задачи проекта |
|
Вилы деятельности | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, театрализация |
Срок реализации проекта | 1 месяц март-апрель 2024 год |
Ожидаемые результаты | Дети:
Родители:
Воспитатель:
|
Участники проекта | Дети 5-7 лет, воспитатель, родители воспитанников, медсестра детского сада |
Продукты проекта |
|
Объект исследования: чеснок.
Предмет исследования: фитонцидные свойства чеснока и их влияние на организм и здоровье человека.
Методы: исследования: наблюдения, эксперимент, анализ, сравнение.
Гипотеза: предположим, что на примере разных опытов можно выявить оптимальные условия для выращивания чеснока. Предположим, если мы узнаем из разных источников о целебных свойства чеснока, то сможем использовать их для профилактики простудных заболеваний.
Образовательные технологии:
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающие;
- наглядное моделирование;
- игровое обучение;
Реализация проекта.
- Мотивационно – ориентировочный этап.
- Подготовительный.
- Практический этап.
- Итоговый этап.
Материал: контейнеры для посадки, почва, лейки с водой, зубчики чеснока, карточки с условными обозначениями, цветные карандаши, грабельки, лопатки, фартуки с нарукавниками, чеснок, лук картофель, лупы, пинцеты, пакеты полиэтиленовые, салфетки, карты наблюдений.
Мотивационно – ориентировочный этап.
По традиции весной в нашей группе дети высаживают огород на подоконнике. Чтобы определиться с объектом посадки, детям была предложена проблемная ситуация «Что посадить на грядке?». В ходе поиска решения возникло бурное обсуждение. Каждый ребенок предлагал свой вариант посадки и аргументировал свой выбор пользой этого растения для здоровья человека. Чтобы разрешить спор к нам в группу пригласили сотрудника детского сада компетентного в вопросах здоровья - медсестру Галину Николаевну. Она рассказала нам, что в чесноке есть много витаминов и это природный антибиотик. Галина Николаевна посоветовала детям для профилактики простудных заболеваний в весенний и осенний период носить на шее «Волшебные кулоны» (чеснок в коробочке), которые смогут защитить детей от коварных болезней. Таким образом приняли решение посадить чеснок.
С детьми выдвинули гипотезу: предположим, что на примере разных опытов можно выявить оптимальные условия для выращивания чеснока. Предположим, если мы узнаем из разных источников о целебных свойства чеснока, то сможем использовать их для профилактики простудных заболеваний.
А также по рекомендации медсестры, приняли решение носить «Волшебные кулоны», тем самым проверить целебные свойства чеснока.
Подготовительный этап
- Информирование родителей и привлечение к участию в проекте.
- Сбор информации о чесноке из литературы и интернет – источников.
- Подготовка инструментария для опытов.
- Сбор растений для посадки и опытов.
- Разработка карт наблюдений.
- Разработка презентаций, бесед.
- Сбор художественной литературы по теме проекта.
- Подготовка к театрализованной деятельности (изготовление атрибутов, распределение ролей)
Практический этап.
Практический этап начался с просмотра презентации «История чеснока» (Приложение №1)
Из презентации дети узнали, что давным-давно на территории горных районов Европы и Азии появился дикий чеснок. Слово «чеснок» имеет славянские корни, буквально — «расщепленный на зубцы». Это одна из самых древних в мире овощных культур. Её выращивают в разных странах, на всех континентах. Первыми грамотными «чесноководами» были древние шумеры. Также выращивали чеснок в Древнем Китае и Древней Индии. На Руси чеснок появился в старинные времена, примерно в IX веке и быстро распространился. В нашей стране чеснок используется повсеместно. Дошкольники познакомились с целебными свойствами чеснока и узнали о применении в кулинарии.
После знакомства с историей растения перешли к посадке чеснока. Рассмотрев чеснок, дети узнали, что дольки чеснока называются «зубчиками», используются в качестве посевного материала. Далее перешли к серии опытов по выявлению причинно-следственных связей между живыми и неживыми объектами; определение оптимальных условий для выращивания чеснока; сравнение с другими растениями.
Опыт №1 «Какие условия необходимы для выращивания чеснока»
Цель: установить связь между ростом растений и их потребностями в разных условиях среды. Формировать навыки ухода за растением.
Чтобы понять, какие условия для выращивания чеснока более оптимальные, мы подготовили четыре контейнера с чесноком и условные обозначения (капелька и солнце, зачеркнутая капелька, солнце, луна) поместили в разные условия:
Контейнер№1 (без воды + без света).
Контейнер№2 (без света + вода)
Контейнер№3 (без воды + свет)
Контейнер№4 (свет + вода)
Прогнозирование результата.
Дети предположили, что, в темноте и без воды чеснок не вырастет.
Выполнение опыта:
Дети под руководством воспитателя, произвели посадку зубчиков чеснока. И разместили контейнеры в разные условия.
Результаты наблюдений:
- Первые росточки появились в контейнере №4 (свет + вода) через 7 дней после посадки.
- В контейнере №2 (без света + вода) ростки появились через 14 дней после посадки.
- В контейнере №3 (свет + без воды) первые ростки не появились.
- В контейнере №1 (без воды + без свет) чеснок не пророс.
Вывод: Только сочетание трех основных условий (тепла, света, влаги) будет обеспечен бурный рост растения.
В карте наблюдений зарисовали наблюдения роста высаженных растений.
(Приложение № 2).
Опыт №2 «Посадка чеснока в почву разными способами.
Цель: познакомить детей с правильной посадкой чеснока, через решение, проблемной ситуации. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.
Для проведения эксперимента подготовили: два контейнера для посадки, почва, вода, зубчики чеснока, условные обозначения (картинка чеснока и картинка чеснока, перевернутого вверх корнями).
Выполнение опыта:
Девочки посадили зубчики чеснока корнями вниз, присыпали землей и полили водой.
Мальчики, посадили зубчики чеснока корнями вверх.
Прошла неделя и в контейнере девочек появились первые ростки, через три недели проросли все зубчики. В контейнере мальчиков через три недели проросли 3 ростка, остальные зубчики не дали роста.
Вывод: для того, чтобы получить хороший урожай необходимо сажать чеснок корешками вниз. (Приложение №3)
Опыт №3. «Свойства чеснока»
Цель: Выявить какими свойствами обладает чеснок, сравнить с другими растениями.
В ходе эксперимента сравнивали
- чеснок по цвету с луком и картофелем,
- чеснок по запаху с луком и картофелем
- чеснок по форме с луком и картофелем
Полученные результаты заносили в карту наблюдений, которую разработали вместе.
(Приложение №4)
Вывод: каждое растение отличается по цвету друг от друга; выявили, когда растения в кожуре у них запах слабый, когда разрезали растения у лука и чеснока запах стал ярче, запах картофеля практически не изменился; каждое растение имеет свою форму.
Опыт №4 «Есть ли в чесноке вода»
Цель: узнать содержится ли в растениях вода с помощью двух способов.
Выполнение опыта.
1.Дети прикладывали салфетку к разрезанным растениям: чесноку, луку, картофелю, на салфетках остался влажный след.
2.Разрезанные растения поместили в полиэтиленовые пакеты и положили на подоконник, через некоторое время проверили, что изменилось. На пакете на внутренней части образовались капельки и растения изменились в размере. Все наблюдения занесли в карты наблюдения (Приложение № 5).
Вывод: В ходе опытов дети выявили, что в чесноке, картофеле, луке есть вода. Испарение воды уменьшило размер лука и картофеля, чеснок же изменился не значительно, воды из него испарилось мало.
При проведении опытов использовалось художественное слово: загадки, пословицы, поговорки и стихи по теме чеснок. Это позволяет дать детям более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, повышает наглядность и доступность материала. Литературно-художественные образы вызывают повышенный интерес к разгадке тайн природы, наиболее полно удовлетворяют естественную любознательность детей. (Приложение № 6).
Родители совместно с детьми поделились разнообразными рецептоми блюд с использование чеснока.
3 этап. Итоговый.
В ходе реализации проекта, поставленные цель и задачи были выполнены. Дети узнали о роли и значении чеснока в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся чеснок, убедились в том, что чеснок убивает болезнетворные микробы. Поняли, что только сочетание трех основных условий (тепло, свет, вода) будет обеспечен бурный рост растения. Была эмоциональная заинтересованность у детей, проявили себя в творчестве. Полученные карты наблюдений мы использовали для составления рассказов о чесноке «Что сначала, что потом?».
Узнав много интересного о чесноке, ребята решили поделиться с другими детьми детского сада. Мы создали буклет: «Что за чудо паренек? Он зовется - Чесночок» (Приложение № 7)
В итоге реализации проекта получили продукт своей деятельности: постановка спектакля «Сказка о богатыре- Чесноке». (Приложение № 8).
В сказке отразили знания о полезных свойствах чеснока. Тем самым еще раз закрепили полученные знания.
В ходе проекта активно принимали участие родители, изготовили «Волшебные кулоны» для ребят, собрали информацию о чесноке из литературы и интернет – источников, принесли растения для опытов и посадки, а также в сотворчестве с детьми изготовили «Книгу рецептов» (Приложение № 9).
Родители поделились своими рецептами использования чеснока в домашних условиях, дети дополнили рецепты рисунками.
Параллельно с нашим проектом дети высадили дома чеснок и самостоятельно за ним ухаживают.
Перспектива.
В следующем году посадить на подоконнике: морковь, петрушку. Думаем, что задуманное получится, и новые открытия нас ждут впереди.
Список литературы.
1. Каменский А.А. Биология. Школьная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004, 990с
2. Шантуров А.Г. Врач-больной-лекарство» Иркутск. Восточносибирское книжное издательство, 1986
3. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины» М.: Просвещение, 1991.
4. Киреевский И.Р. Мифы древних славян. — Харьков: 2006, 240.
5. Приходько С.Н. «Лечебница на подоконнике» Киев. Наукова думка,1968
6. Интернет ресурсы:
http://sites.google.com/site/etnomedicina/lekrastvennye-rastenia/specii-i-pranosti/cesnok
http://www.naromed.ru/ns_svoistva_chesnoka.htm
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
