Познавательно-исследовательский проект "Чеснок-богатырь"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Макаренко Людмила Валериевна

Познавательно-исследовательский проект "Чеснок-богатырь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Чеснок-богатырь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой ключик» г. Певек»

логопедическая группа №9 «Сказка»

возраст детей 5-7 лет

Бакуменко Наталья Степановна, воспитатель

Макаренко Людмила Валериевна, воспитатель

г. Певек

2024

Оглавление:

1. Введение ……………………………………………1. стр.

2. Реализация проекта:

   1 этап. Мотивационно – ориентировочный………2- 3 стр.  

   2 этап. Практический……………………………… 3- 5стр.  

   3 этап. Итоговый…………………………………...  6- стр.

3. Перспектива…………………………………………6 -стр.

4. Список литературы.

Актуальность:

Актуальность проекта многогранна. Опытническая деятельность включает в себя ряд качеств, обеспечивающих результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить цель наблюдения, видеть изменения, происходящие с предметами живой и неживой природы и делать соответствующие выводы. При экспериментировании с растениями, их семенами, ребёнок учится различать контрольные и опытнические делянки, сопоставлять результаты и делать умозаключения, фиксировать результаты наблюдения в рисунках, картах наблюдения.

Развитие трудовых навыков, интерес к труду и результату своего труда. Развитие творческих способностей, воспроизведение через творчество полученных знаний.

Новизна

Научиться выращивать чеснок в экстремальных условиях. Применение в исследовательской деятельности игрового обучения позволило придать эмоциональную окраску наблюдениям, наполнить яркими красками, сделать объекты исследования и наблюдения живыми, следовательно, интересными. Игровое обучение облегчило восприятие исследовательских проблем.

Паспорт проекта

Название проекта

«ЧЕСНОК-БОГАТЫРЬ»

Вид проекта

Учебно - исследовательский

Цель

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Чеснок-богатырь».

Задачи проекта

  • Познакомить дошкольников с историей появления чеснока и его целебными свойствами
  • Сформировать понятие как чеснок влияет на здоровье человека.
  • Изучить строение чеснока, сравнить со строением других овощей.
  • Учить на примере разных опытов выявлять оптимальные условия для выращивания чеснока.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между живыми и неживыми природными объектами.
  • Учить фиксировать наблюдения опытов используя карту наблюдения.
  • Развивать творческие способности дошкольников в процессе изобразительной и театральной деятельности.
  • Активизировать внимание, память, обогащать словарный запас, развивать речь.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.

Вилы деятельности

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, театрализация

Срок реализации проекта

1 месяц март-апрель 2024 год

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Узнают о истории чеснок как в холодный период получить хороший урожай листьев чеснока.
  • Выявили оптимальные условия для выращивания чеснока.
  • Узнать из разных источников о целебных свойства чеснока, и как мы можем использовать их для профилактики простудных заболеваний

Родители:

  • Приобретут дополнительные знания о пользе чеснока.

Воспитатель:

  • Обогатится содержание детской и взрослой деятельности;
  • Увеличится количество родителей, вовлеченных в образовательное пространство;
  • Установятся доверительные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

Участники проекта

Дети 5-7 лет, воспитатель, родители воспитанников, медсестра детского сада

Продукты проекта

  • Изготовили книгу рецептов.
  • Карты наблюдений использовали для составления рассказов о чесноке «Что сначала, что потом?».
  • Создали буклет: «Что за чудо паренек? Он зовется - Чесночок»
  • Постановка спектакля «Сказка о богатыре- Чесноке»

Объект исследования: чеснок.

Предмет исследования: фитонцидные свойства чеснока и их влияние на организм и здоровье человека.

Методы: исследования: наблюдения, эксперимент, анализ, сравнение.

Гипотеза: предположим, что на примере разных опытов можно выявить оптимальные условия для выращивания чеснока. Предположим, если мы узнаем из разных источников о целебных свойства чеснока, то сможем использовать их для профилактики простудных заболеваний.

Образовательные технологии:

  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающие;
  • наглядное моделирование;
  • игровое обучение;

Реализация проекта.

  • Мотивационно – ориентировочный этап.
  • Подготовительный.  
  • Практический этап.
  • Итоговый этап.

Материал: контейнеры для посадки, почва, лейки с водой, зубчики чеснока, карточки с условными обозначениями, цветные карандаши, грабельки, лопатки, фартуки с нарукавниками, чеснок, лук картофель, лупы, пинцеты, пакеты полиэтиленовые, салфетки, карты наблюдений.

Мотивационно – ориентировочный этап.

По традиции весной в нашей группе дети высаживают огород на подоконнике. Чтобы определиться с объектом посадки, детям была предложена проблемная ситуация «Что посадить на грядке?». В ходе поиска решения возникло бурное обсуждение. Каждый ребенок предлагал свой вариант посадки и аргументировал свой выбор пользой этого растения для здоровья человека. Чтобы разрешить спор к нам в группу пригласили сотрудника детского сада компетентного в вопросах здоровья - медсестру Галину Николаевну. Она рассказала нам, что в чесноке есть много витаминов и это природный антибиотик. Галина Николаевна посоветовала детям для профилактики простудных заболеваний в весенний и осенний период носить на шее «Волшебные кулоны» (чеснок в коробочке), которые смогут защитить детей от коварных болезней. Таким образом приняли решение посадить чеснок.

С детьми выдвинули гипотезу: предположим, что на примере разных опытов можно выявить оптимальные условия для выращивания чеснока. Предположим, если мы узнаем из разных источников о целебных свойства чеснока, то сможем использовать их для профилактики простудных заболеваний.

А также по рекомендации медсестры, приняли решение носить «Волшебные кулоны», тем самым проверить целебные свойства чеснока.

        

Подготовительный этап

  • Информирование родителей и привлечение к участию в проекте.
  • Сбор информации о чесноке из литературы и интернет – источников.
  • Подготовка инструментария для опытов.
  • Сбор растений для посадки и опытов.
  • Разработка карт наблюдений.
  • Разработка презентаций, бесед.
  • Сбор художественной литературы по теме проекта.
  • Подготовка к театрализованной деятельности (изготовление атрибутов, распределение ролей)

Практический этап.

        Практический этап начался с просмотра презентации «История чеснока» (Приложение №1)         

Из презентации дети узнали, что давным-давно на территории горных районов Европы и Азии появился дикий чеснок. Слово «чеснок» имеет славянские корни, буквально — «расщепленный на зубцы». Это одна из самых древних в мире овощных культур. Её выращивают в разных странах, на всех континентах. Первыми грамотными «чесноководами» были древние шумеры. Также выращивали чеснок в Древнем Китае и Древней Индии. На Руси чеснок появился в старинные времена, примерно в IX веке и быстро распространился. В нашей стране чеснок используется повсеместно.  Дошкольники познакомились с целебными свойствами чеснока и узнали о применении в кулинарии.

        После знакомства с историей растения перешли к посадке чеснока. Рассмотрев чеснок, дети узнали, что дольки чеснока называются «зубчиками», используются в качестве посевного материала. Далее перешли к серии опытов по выявлению причинно-следственных связей между живыми и неживыми объектами; определение оптимальных условий для выращивания чеснока; сравнение с другими растениями.

Опыт №1 «Какие условия необходимы для выращивания чеснока»

Цель: установить связь между ростом растений и их потребностями в разных условиях среды. Формировать навыки ухода за растением.

Чтобы понять, какие условия для выращивания чеснока более оптимальные, мы подготовили четыре контейнера с чесноком и условные обозначения (капелька и солнце, зачеркнутая капелька, солнце, луна) поместили в разные условия:

Контейнер№1 (без воды + без света).

Контейнер№2 (без света + вода)

Контейнер№3 (без воды + свет)

Контейнер№4 (свет + вода)

Прогнозирование результата.

Дети предположили, что, в темноте и без воды чеснок не вырастет.  

Выполнение опыта:

Дети под руководством воспитателя, произвели посадку зубчиков чеснока. И разместили контейнеры в разные условия.

Результаты наблюдений:

  • Первые росточки появились в контейнере №4 (свет + вода) через 7 дней после посадки.
  • В контейнере №2 (без света + вода) ростки появились через 14 дней после посадки.
  • В контейнере №3 (свет + без воды) первые ростки не появились.
  • В контейнере №1 (без воды + без свет) чеснок не пророс.

Вывод: Только сочетание трех основных условий (тепла, света, влаги) будет обеспечен бурный рост растения.

В карте наблюдений зарисовали наблюдения роста высаженных растений.

(Приложение № 2).

Опыт №2 «Посадка чеснока в почву разными способами.

Цель: познакомить детей с правильной посадкой чеснока, через решение, проблемной ситуации. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Для проведения эксперимента подготовили: два контейнера для посадки, почва, вода, зубчики чеснока, условные обозначения (картинка чеснока и картинка чеснока, перевернутого вверх корнями).

Выполнение опыта:

Девочки посадили зубчики чеснока корнями вниз, присыпали землей и полили водой.  

Мальчики, посадили зубчики чеснока корнями вверх.  

Прошла неделя и в контейнере девочек появились первые ростки, через три недели проросли все зубчики. В контейнере мальчиков через три недели проросли 3 ростка, остальные зубчики не дали роста.

Вывод: для того, чтобы получить хороший урожай необходимо сажать чеснок корешками вниз. (Приложение №3)

Опыт №3. «Свойства чеснока»

Цель: Выявить какими свойствами обладает чеснок, сравнить с другими растениями.

В ходе эксперимента сравнивали  

  1. чеснок по цвету с луком и картофелем,
  2. чеснок по запаху с луком и картофелем
  3. чеснок по форме с луком и картофелем

 Полученные результаты заносили в карту наблюдений, которую разработали вместе.

(Приложение №4)

Вывод: каждое растение отличается по цвету друг от друга; выявили, когда растения в кожуре у них запах слабый, когда разрезали растения у лука и чеснока запах стал ярче, запах картофеля практически не изменился; каждое растение имеет свою форму.

Опыт №4 «Есть ли в чесноке вода»

Цель: узнать содержится ли в растениях вода с помощью двух способов.

Выполнение опыта.

1.Дети прикладывали салфетку к разрезанным растениям: чесноку, луку, картофелю, на салфетках остался влажный след.

2.Разрезанные растения поместили в полиэтиленовые пакеты и положили на подоконник, через некоторое время проверили, что изменилось. На пакете на внутренней части образовались капельки и растения изменились в размере. Все наблюдения занесли в карты наблюдения (Приложение № 5).

Вывод: В ходе опытов дети выявили, что в чесноке, картофеле, луке есть вода.  Испарение воды уменьшило размер лука и картофеля, чеснок же изменился не значительно, воды из него испарилось мало.

          

При проведении опытов использовалось художественное слово: загадки, пословицы, поговорки и стихи по теме чеснок. Это позволяет дать детям более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, повышает наглядность и доступность материала. Литературно-художественные образы вызывают повышенный интерес к разгадке тайн природы, наиболее полно удовлетворяют естественную любознательность детей. (Приложение № 6).

Родители совместно с детьми поделились разнообразными  рецептоми блюд с использование чеснока.

3 этап. Итоговый.

В ходе реализации проекта, поставленные цель и задачи были выполнены.  Дети узнали о роли и значении чеснока в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся чеснок, убедились в том, что чеснок убивает болезнетворные микробы. Поняли, что только сочетание трех основных условий (тепло, свет, вода) будет обеспечен бурный рост растения. Была эмоциональная заинтересованность у детей, проявили себя в творчестве. Полученные карты наблюдений мы использовали для составления рассказов о чесноке «Что сначала, что потом?».

Узнав много интересного о чесноке, ребята решили поделиться с другими детьми детского сада.  Мы создали буклет: «Что за чудо паренек? Он зовется - Чесночок» (Приложение № 7) 

             В итоге реализации проекта получили продукт своей деятельности: постановка спектакля «Сказка о богатыре- Чесноке». (Приложение № 8).

В сказке отразили знания о полезных свойствах чеснока. Тем самым еще раз закрепили полученные знания.

        В ходе проекта активно принимали участие родители, изготовили «Волшебные кулоны» для ребят, собрали информацию о чесноке из литературы и интернет – источников, принесли растения для опытов и посадки, а также в сотворчестве с детьми изготовили «Книгу рецептов» (Приложение № 9).

 Родители поделились своими рецептами использования чеснока в домашних условиях, дети дополнили рецепты рисунками.

Параллельно с нашим проектом дети высадили дома чеснок и самостоятельно за ним ухаживают.        

Перспектива.

        В следующем году посадить на подоконнике: морковь, петрушку. Думаем, что задуманное получится, и новые открытия нас ждут впереди.

Список литературы.

1. Каменский А.А. Биология. Школьная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004, 990с

2. Шантуров А.Г. Врач-больной-лекарство» Иркутск. Восточносибирское книжное издательство, 1986

3. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины» М.: Просвещение, 1991.

4. Киреевский И.Р. Мифы древних славян. — Харьков: 2006, 240.

5. Приходько С.Н. «Лечебница на подоконнике» Киев. Наукова думка,1968

6. Интернет ресурсы:

http://sites.google.com/site/etnomedicina/lekrastvennye-rastenia/specii-i-pranosti/cesnok

http://www.naromed.ru/ns_svoistva_chesnoka.htm

 

 

     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....