Познавательно- исследовательский проект "Маленькие огородники"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно- исследовательский проект "Маленькие огородники"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация
«Зеленый мир глазами детей» (учебно-исследовательские проекты).
Исследовательский проект
«Маленькие огородники»
Участники проекта:
5 детей
Руководитель проекта:
Макаренко Людмила
Валериевна, воспитатель
подготовительная группы № 4
г. Певек
ОГЛАВЛЕНИЕ
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников умственного, эстетического, нравственного. Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и правильно выбрать их.
Введение.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее развитие. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении. Поэтому, я стараюсь поддержать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Актуальность
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. Дошкольники общаются с природой в разное время года, когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда приходит лето. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет проектная деятельность, с помощью которой и происходит познание детей с окружающим миром. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, дети непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, краски. Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, экспериментов и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов, явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике:
Новизна
Создание мине ферму на подоконники группы, для огорода. Посадить урожай огурцов самими дошкольниками, в регионе Чукотского Автономного Округа.
Тема: «Маленькие огородники»
Тип проекта: проектно - исследовательский
Характер проекта: творческо - исследовательский.
По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
По количеству участников: под группа 5-6 детей
Возраст старшая группа (6-7 лет)
По продолжительности: краткосрочный
Предмет исследования: огурец
Цель
Формирование у детей элементарных знаний о выращивании культурных растений, развитие познавательных интересов сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, фиксировать результаты.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (огурец).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев).
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности
- Организация рабочего пространства. Групповая комната оформлена в виде лаборатории: на столах семена огурца, тарелочки, лупы, построить мине ферму для огорода.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; создание книге рецептов вместе с детьми.
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Создать в группе детского сада огород на подоконнике (построить мине ферму для огорода) получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.
Ожидаемые результаты:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Активное участие родителей в реализации проекта
Гипотеза: Сможем ли мы в условиях вечной мерзлоты, вырастить теплолюбивые огурцы на подоконники группы
Основные этапы проекта:
1 этап – подготовительный (с проекта).
2 этап – основной (с неделю проекта).
3 этап – заключительный ( неделя проекта).
Перспектива проекта: Создание условий для проекта «Маленькие огородники». Создание условий для реализации
Условия работы с детьми:
Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
Оборудования: семена огурцов, тарелочки, лупа, ватка, маленькие лейки, клеенка, фартуки, нарукавники, совочки, грабли, горшок с землей для исследовательской деятельности. Лего конструктор для создания мини фермы.
1 этап реализации проекта – подготовительный
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проект.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов об овощах и способах их выращивания в домашних условиях.
Цель: Создать методическое обеспечение проекта
- Консультации для родителей.
Цель: Просвещать родителей по данной теме
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования, подбор семян. Цель: Создать условия для реализации проекта «Маленькие огородники»
2 этап реализации проекта
- Рассматривание иллюстраций овощных культур. Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Просмотр презентации.
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.
- Дидактические игры с детьми.
Цель: Расширение словарного запаса. Развитие игровой деятельности. Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.
- Рассматривание семян через лупу, увеличительное стекло.
Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
- Творческое оформление подоконника. Совместное создание в группе мине фермы, огорода на подоконнике. Практическая деятельность: высадка семян огурца.
Цель: Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. Настроить детей на длительный уход за рассадой и наблюдение за её ростом.
2 этап реализации проекта – основной
- Экспериментальная деятельность.
Цель: Выявить свойство земли. Определить роль солнца, воды, человека в жизни растений.
- Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Труд в природе. Совместный с детьми уход за огородом на подоконнике: полив, рыхление земли, уборка пожелтевших листьев, сухих цветочков. Цель: Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят в процессе роста и созревания овощных культур. Формировать умение ухаживать за растениями.
- Художественно – эстетическое развитие: аппликации «Корзинка с овощами»
Цель: Развивать эстетическое восприятие, детское творчество в художественном конструировании; Формировать трудовые умения и навыки, образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.
Заключительный этап реализации проекта
- Оформление выставки рисунков - «Корзинка с овощами»
Цель: Вызвать положительные эмоции, чувство радости.
- Фотовыставка «Мини ферма».
Цель: Отразить результаты проектной деятельности родителям.
- Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. Создание презентации.
Цель: Обобщение результатов проектной деятельности.
Вывод: В результате наблюдений за ростом огурца, у детей расширились представления об особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (огурец). Расширили знания детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений о культурных растениях. С формировали умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Способствовали развитию творческих способностей у детей. Развили чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев). Развивали наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Воспитывали уважение к труду и бережное отношение к его результатам.
Список литературы
1.Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с 3.Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997г. 6.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007. 7. Вахрушев А.А. Мир и человек. - М.: Дрофа, 1998 8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 9. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
11. Л.В. Голубева , Г.П. Попова Экологические проекты в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Познавательно-исследовательский проект: тема: «Мы сами огородники» (старшая группа)
Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.Огород в детском саду нужен...

Познавательно – исследовательский проект «Маленькие огородники» (4 ясельная группа) - 2019 год
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, в частности, о горохе, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в...

Информационно-исследовательский проект « Огородники»
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Познавательный проект «Юные огородники»
Продолжительность проекта: краткосрочный Тип проекта: познавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети (3-4 лет)...
Познавательно-исследовательский проект "Юный огородник"
В современных условиях, когда большая часть людей проживает в городах, не у каждого ребёнка есть возможность понаблюдать за ростом и развитием огородных растений. Для формирования элементарных естеств...
