Познавательно- исследовательский проект "Маленькие огородники"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Макаренко Людмила Валериевна

Познавательно- исследовательский проект "Маленькие огородники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Маленькие огородники»26.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Номинация

«Зеленый мир глазами детей» (учебно-исследовательские проекты).

Исследовательский проект

«Маленькие огородники»

                                                                                                                Участники проекта:

5 детей                                                                                                    

                                                                                                                        Руководитель проекта:

                                                                                                                   Макаренко Людмила

                                                                                                                            Валериевна, воспитатель      

подготовительная группы № 4

г. Певек


ОГЛАВЛЕНИЕ

         Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
   Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников умственного, эстетического, нравственного. Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и правильно выбрать их.

 

Введение.

          Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее развитие. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

      Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении. Поэтому, я стараюсь поддержать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Актуальность

      Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. Дошкольники общаются с природой в разное время года, когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда приходит лето. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет проектная деятельность, с помощью которой и происходит познание детей с окружающим миром. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, дети непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, краски. Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Разнообразие объектов природы позволяет мне организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, экспериментов и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов, явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике:

         

Новизна

Создание мине ферму на подоконники группы, для огорода.  Посадить урожай огурцов самими дошкольниками, в регионе Чукотского Автономного Округа.

Тема: «Маленькие огородники»

Тип проекта: проектно - исследовательский

Характер проекта: творческо - исследовательский.

По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

По количеству участников: под группа 5-6 детей

Возраст старшая группа (6-7 лет)

По продолжительности: краткосрочный 

Предмет исследования: огурец

Цель

Формирование у детей элементарных знаний о выращивании культурных растений, развитие познавательных интересов сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, фиксировать результаты.

Задачи: 

  • Расширить знания детей о культурных растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (огурец).
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев).
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности
  • Организация рабочего пространства. Групповая комната оформлена в виде лаборатории: на столах семена огурца, тарелочки, лупы, построить мине ферму для огорода.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; создание книге рецептов вместе с детьми.
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Создать в группе детского сада огород на подоконнике (построить мине ферму для огорода) получить урожай огурцов выращенных самими дошкольниками.

Ожидаемые результаты:

  • Дети познакомятся с культурными   растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание в группе огорода на подоконнике.
  • Активное участие родителей в реализации проекта

    Гипотеза: Сможем ли мы в условиях вечной мерзлоты, вырастить теплолюбивые огурцы на подоконники группы

Основные этапы проекта:

       1 этап – подготовительный (с     проекта).

       2 этап – основной (с     неделю проекта).

       3 этап – заключительный (          неделя проекта).

         Перспектива проекта: Создание условий для проекта «Маленькие огородники». Создание условий для реализации

Условия работы с детьми:

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

Оборудования: семена огурцов, тарелочки, лупа, ватка, маленькие лейки, клеенка, фартуки, нарукавники, совочки, грабли, горшок с землей для исследовательской деятельности. Лего конструктор для создания мини фермы.

                      

1 этап реализации проекта – подготовительный

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».  

Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проект.

  • Подбор и анализ литературы, информации с интернет-ресурсов об овощах и способах их выращивания в домашних условиях.

Цель: Создать методическое обеспечение проекта

  • Консультации для родителей.

Цель: Просвещать родителей по данной теме

  • Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, приобретение необходимого оборудования, подбор семян. Цель: Создать условия для реализации проекта «Маленькие огородники»

 

2 этап реализации проекта

  • Рассматривание иллюстраций овощных культур. Беседы с детьми о том, что такое   огород и что на нём растёт.  Просмотр презентации.

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

  • Дидактические игры с детьми.

Цель: Расширение словарного запаса. Развитие игровой деятельности.  Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.

  • Рассматривание   семян через лупу, увеличительное стекло.

Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

  • Творческое оформление подоконника. Совместное создание в группе мине фермы, огорода на подоконнике. Практическая деятельность: высадка семян огурца.

Цель: Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. Настроить детей на длительный уход за рассадой и наблюдение за её ростом.

2 этап реализации проекта – основной

  • Экспериментальная деятельность.

Цель: Выявить свойство земли. Определить роль солнца, воды, человека в жизни растений.

  • Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Труд в природе.  Совместный с детьми уход за огородом на подоконнике: полив, рыхление земли, уборка пожелтевших листьев, сухих цветочков. Цель: Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят в процессе роста и созревания овощных культур. Формировать умение ухаживать за растениями.
  • Художественно – эстетическое развитие: аппликации «Корзинка с овощами»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, детское творчество в художественном конструировании; Формировать трудовые умения и   навыки, образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

 Заключительный этап реализации проекта

  • Оформление выставки рисунков - «Корзинка с овощами»

Цель: Вызвать положительные эмоции, чувство радости.

  • Фотовыставка «Мини ферма».

Цель: Отразить результаты проектной деятельности родителям.

  • Анализ результативности. Обработка и оформление материалов проекта. Создание презентации.

Цель: Обобщение результатов проектной деятельности.

Вывод:    В результате наблюдений за ростом огурца, у детей расширились представления об особенностями выращивания овощных культур в домашних условиях (огурец). Расширили знания детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений о культурных растениях. С формировали умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Способствовали развитию творческих способностей у детей. Развили чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, уборка сухих цветочков, пожелтевших листьев). Развивали наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Воспитывали уважение к труду и бережное отношение к его результатам.

Список литературы

1.Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.                                                                                    2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с                                                                                                                                        3.Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997г.                                                                       6.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.                                                                                                                                     7. Вахрушев А.А. Мир и человек. - М.: Дрофа, 1998                                                                  8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.                                                                                                                9. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.     

11. Л.В. Голубева , Г.П. Попова Экологические проекты в детском саду.                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Познавательно-исследовательский проект: тема: «Мы сами огородники» (старшая группа)

Трудовое и экологическое воспитание    является важным фактором в воспитании  и  развитие  ребенка дошкольного возраста.Огород в  детском  саду  нужен...

Познавательно – исследовательский проект «Маленькие огородники» (4 ясельная группа) - 2019 год

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, в частности, о горохе, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в...

Информационно-исследовательский проект « Огородники»

Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Познавательный проект «Юные огородники»

Продолжительность проекта: краткосрочный Тип проекта: познавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети (3-4 лет)...

Познавательно-исследовательский проект "Юный огородник"

В современных условиях, когда большая часть людей проживает в городах, не у каждого ребёнка есть возможность понаблюдать за ростом и развитием огородных растений. Для формирования элементарных естеств...