Проект «Хлеб - всему голова!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Булько Галина Степановна

Проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb-vsemu_golova.docx618.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Умка»

        

 Проект «Хлеб - всему голова!»

                                                                         Разработала:

                                                                              Булько Галина Степановна

 

г. Сургут

2024г.

Проект: «Хлеб - всему голова».

Вид проекта: информационно-практический, коллективный.

Участники: дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: две недели.

                                  Актуальность:

ХЛЕБ - величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысяч лет.   Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет  и обеда, «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай». В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле. В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как  трубно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Через практическую деятельность мы пытаемся изменить отношение детей к хлебу.                                                                                        

                                                   Цель:

 -познакомить детей со злаковыми растениями;

 -дать представление о том, что хлеб - основной продукт питания человека;

-познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;

-уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в настоящее время; о национальных сортах хлебобулочных изделий;

-развивать познавательные способности, расширять и активизировать словарь детей;

-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

                     

                                 Подготовительный этап:

1.Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин: «На пашне» с картины М.К.Клод, «Сеятель» с картины Г.Г.Мясоедова, «Рожь» с картины И.И. Шишкина, «Жатва» с картины Г.Г.Мясоедова, серию наглядно-дидактических пособий: «Как наши предки выращивали хлеб в старину», «Выращивание хлеба», дидактические игры.

2.Собрать колосья разных злаковых культур (пшеницы, ржи, овса), зерна данных злаков, крупы.   

                                   Реализация проекта:  

1.Занятия познавательного цикла:

- «Как выращивают хлеб?»;

- «Откуда пришел хлеб?»;

- «Земля кормилица»;

- «Как выращивали хлеб в старину?».

2.Беседы:

- «Виды хлеба у разных народов»;

- «Когда и где родился хлеб?»;

- «Виды национальных сортов хлеба».

3.Сюжетно-ролевая игра: «Добро пожаловать в магазин хлебобулочных изделий».

4.Занятия по изобразительной деятельности:

-рисование «Колосья в вазе»;

-лепка « Хлебобулочные изделия» (тестопластика);

-аппликация «Колосок»;

-занятия по музыке: пение р.н. песни «Блины».

5.Чтение, заучивание наизусть: Я.Тайц «Все здесь», Н.Нуждина из энциклопедии для малышей  Чудо-всюду мир растений и животных «Пшеница», «Рожь». Чт.ст. С.Погореловского « Урожай», « Вот он-хлебушек душистый», « Слава хлебу на столе», Я.Аким «Хлеб ржаной», В.Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора».

6.Отгадывание загадок о хлебе.

7.Работа над пословицами и поговорками о хлебе (беседы, заучивание).

8.Дидактические игры:

-Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

-Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют изделия (рж.хлеб, пряник, сушка, батон, печенье) и определяют по вкусу.

-Игра «Угадай по запаху, что под салфеткой».

-Игра «Что сначала, что потом?». Дети рассматривают сюжетные картины из серии «как хлеб на стол пришел», размещают их в логической последовательности.

-Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке).

-Игра «Кто назовет больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.

-Игра «Назовите пословицы и поговорки о хлебе».

-Игра «Кто что делает?» (пекарь печет, комбайнер водит комбайн, убирает урожай).

-Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.

-Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб).

      Совместная деятельность родителей и детей:

Национальные сорта хлебобулочных изделий (поиск информации о хлебе в интернете).

Итог:

-Викторина «Все о хлебе».

-Выставка любого хлебобулочного изделия из соленого теста.

Фотоотчет:

                                 

                         Приложение:

                                                   

                             

G:\ЕРУНДА!!!!!\Рабочий стол\с флешшки\Флешка№2\фото с работы\DSC00620.JPG

Викторина  «Все о хлебе»

Цель: закрепление знаний детей о хлебе, хлебобулочных изделиях, их производстве.

Задачи:

а)        активизировать и расширить словарный запас;

б)        развивать логическое мышление, память, внимательность; умение работать в команде.

в)  воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Оборудование:

•        Картинки с этапами производства хлеба.

•        Разные виды хлеба и хлебобулочных изделий (батон, булка, каравай, сушки и т. д.).

•        Медали  для награждения.

•        Аудиозапись русской народной музыки.

Ход:

Воспитатель: Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол —

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о самом главном продукте на нашем столе – о хлебе. Хлеб называют богатством страны, потому что его выращивают и пекут многие люди. Давайте проверим, как много вы знаете о хлебе!

Сегодня у нас интеллектуальная викторина "Все о хлебе". Встречаем аплодисментами команды « Хлеборобы» и  «Пекари»!

(звучит музыка дети рассаживаются командами за столы)

Разминка «Вопрос-ответ». Дети отвечают хором или по очереди:

•        Из чего делают хлеб? (Из муки)

•        Как называется поле, где растёт пшеница? (Нива)

•        Кто печёт хлеб? (Пекарь)

•        Какой хлеб бывает? (Белый, чёрный, батон,с зёрнышками и т. д.)

•        Хлеб из ржи? (Ржаной)

•        Каша из овса? (Овсяная)

Воспитатель: 1 конкурс «Собери пословицу». Дети собирают из слов известные пословицы:

•        Хлеб – всему голова.

•        Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Воспитатель: 2 конкурс «Выбери правильный ответ»

1) хлеб - всему (шея, голова, ноги);

2) хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки);

3) земля - матушка, а хлеб (батюшка, дедушка, учитель);

4) плох обед, (если не выспался, если нет компота, коли хлеба нет).

Воспитатель: 3 конкурс  «Что сначала, что потом?». Разложить картинки в правильном порядке:

1.        Посев зерна.

2.        Уборка урожая.

3.        Помол муки.

4.        Выпечка хлеба.

Физминутка

Воспитатель: 5 конкурс «Загадки»

1) Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.. (Хлеб);

2) Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука);

3) Что на сковороду наливают

да вчетверо сгибают? (Блины);

4) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос)

5) Тесто заварено прямо на печке.

Белый пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь ты и вечером, и спозаранку

Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)

6) На подбор все эти братцы,

Жалко с ними расставаться,

Все с начинкою дружки —

Ароматны… (Пирожки.)

7) От формочки бочок весь в рубчик,

Но с ним невкусным будет супчик.

«Гав, гав!» — попросит песик Рекс

С изюмом выпеченный… (Кекс.)

8) Если буханку ножом измельчить,

Эти кусочки в печи подсушить,

Смело с собою в поход их бери,

Ведь получаешь всегда… (Сухари.)

9) Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Воспитатель: 6 конкурс «Дегустация». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки разных видов хлеба и угадывают их.

Подведение итогов:

•        Подсчёт жетонов, награждение медалями «Знаток хлеба».

•        Воспитатель напоминает о бережном отношении к хлебу.

Воспитатель:  А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом.

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...

Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»

Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...

Проект в подготовительной группе Проект «Хлеб- всему голова»

                                                    ...