Проект «Хлеб - всему голова!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 618.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Умка»
Проект «Хлеб - всему голова!»
Разработала:
Булько Галина Степановна
г. Сургут
2024г.
Проект: «Хлеб - всему голова».
Вид проекта: информационно-практический, коллективный.
Участники: дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: две недели.
Актуальность:
ХЛЕБ - величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысяч лет. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда, «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай». В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле. В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трубно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Через практическую деятельность мы пытаемся изменить отношение детей к хлебу.
Цель:
-познакомить детей со злаковыми растениями;
-дать представление о том, что хлеб - основной продукт питания человека;
-познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;
-уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в настоящее время; о национальных сортах хлебобулочных изделий;
-развивать познавательные способности, расширять и активизировать словарь детей;
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Подготовительный этап:
1.Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин: «На пашне» с картины М.К.Клод, «Сеятель» с картины Г.Г.Мясоедова, «Рожь» с картины И.И. Шишкина, «Жатва» с картины Г.Г.Мясоедова, серию наглядно-дидактических пособий: «Как наши предки выращивали хлеб в старину», «Выращивание хлеба», дидактические игры.
2.Собрать колосья разных злаковых культур (пшеницы, ржи, овса), зерна данных злаков, крупы.
Реализация проекта:
1.Занятия познавательного цикла:
- «Как выращивают хлеб?»;
- «Откуда пришел хлеб?»;
- «Земля кормилица»;
- «Как выращивали хлеб в старину?».
2.Беседы:
- «Виды хлеба у разных народов»;
- «Когда и где родился хлеб?»;
- «Виды национальных сортов хлеба».
3.Сюжетно-ролевая игра: «Добро пожаловать в магазин хлебобулочных изделий».
4.Занятия по изобразительной деятельности:
-рисование «Колосья в вазе»;
-лепка « Хлебобулочные изделия» (тестопластика);
-аппликация «Колосок»;
-занятия по музыке: пение р.н. песни «Блины».
5.Чтение, заучивание наизусть: Я.Тайц «Все здесь», Н.Нуждина из энциклопедии для малышей Чудо-всюду мир растений и животных «Пшеница», «Рожь». Чт.ст. С.Погореловского « Урожай», « Вот он-хлебушек душистый», « Слава хлебу на столе», Я.Аким «Хлеб ржаной», В.Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора».
6.Отгадывание загадок о хлебе.
7.Работа над пословицами и поговорками о хлебе (беседы, заучивание).
8.Дидактические игры:
-Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать лишний предмет, объяснить почему он лишний.
-Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют изделия (рж.хлеб, пряник, сушка, батон, печенье) и определяют по вкусу.
-Игра «Угадай по запаху, что под салфеткой».
-Игра «Что сначала, что потом?». Дети рассматривают сюжетные картины из серии «как хлеб на стол пришел», размещают их в логической последовательности.
-Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке).
-Игра «Кто назовет больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
-Игра «Назовите пословицы и поговорки о хлебе».
-Игра «Кто что делает?» (пекарь печет, комбайнер водит комбайн, убирает урожай).
-Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
-Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб).
Совместная деятельность родителей и детей:
Национальные сорта хлебобулочных изделий (поиск информации о хлебе в интернете).
Итог:
-Викторина «Все о хлебе».
-Выставка любого хлебобулочного изделия из соленого теста.
Фотоотчет:
Приложение:
Викторина «Все о хлебе»
Цель: закрепление знаний детей о хлебе, хлебобулочных изделиях, их производстве.
Задачи:
а) активизировать и расширить словарный запас;
б) развивать логическое мышление, память, внимательность; умение работать в команде.
в) воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Оборудование:
• Картинки с этапами производства хлеба.
• Разные виды хлеба и хлебобулочных изделий (батон, булка, каравай, сушки и т. д.).
• Медали для награждения.
• Аудиозапись русской народной музыки.
Ход:
Воспитатель: Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол —
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о самом главном продукте на нашем столе – о хлебе. Хлеб называют богатством страны, потому что его выращивают и пекут многие люди. Давайте проверим, как много вы знаете о хлебе!
Сегодня у нас интеллектуальная викторина "Все о хлебе". Встречаем аплодисментами команды « Хлеборобы» и «Пекари»!
(звучит музыка дети рассаживаются командами за столы)
Разминка «Вопрос-ответ». Дети отвечают хором или по очереди:
• Из чего делают хлеб? (Из муки)
• Как называется поле, где растёт пшеница? (Нива)
• Кто печёт хлеб? (Пекарь)
• Какой хлеб бывает? (Белый, чёрный, батон,с зёрнышками и т. д.)
• Хлеб из ржи? (Ржаной)
• Каша из овса? (Овсяная)
Воспитатель: 1 конкурс «Собери пословицу». Дети собирают из слов известные пословицы:
• Хлеб – всему голова.
• Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Воспитатель: 2 конкурс «Выбери правильный ответ»
1) хлеб - всему (шея, голова, ноги);
2) хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки);
3) земля - матушка, а хлеб (батюшка, дедушка, учитель);
4) плох обед, (если не выспался, если нет компота, коли хлеба нет).
Воспитатель: 3 конкурс «Что сначала, что потом?». Разложить картинки в правильном порядке:
1. Посев зерна.
2. Уборка урожая.
3. Помол муки.
4. Выпечка хлеба.
Физминутка
Воспитатель: 5 конкурс «Загадки»
1) Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.. (Хлеб);
2) Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука);
3) Что на сковороду наливают
да вчетверо сгибают? (Блины);
4) Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос)
5) Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец, как колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)
6) На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… (Пирожки.)
7) От формочки бочок весь в рубчик,
Но с ним невкусным будет супчик.
«Гав, гав!» — попросит песик Рекс
С изюмом выпеченный… (Кекс.)
8) Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
9) Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)
Воспитатель: 6 конкурс «Дегустация». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки разных видов хлеба и угадывают их.
Подведение итогов:
• Подсчёт жетонов, награждение медалями «Знаток хлеба».
• Воспитатель напоминает о бережном отношении к хлебу.
Воспитатель: А главное, дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство нашей Родины, создан он огромным трудом.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...

Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»
Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...

Пословицы и поговорки о хлебе (в рамках проекта "Хлеб - всему голова!").
Подборка пословиц и поговорок о хлебе....






