Технологическая карта
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Плахтий Любовь Ивановна

«Маленькие жители планеты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_prakticheskoe_zadanie.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила Плахтий Любовь Ивановна

1. Общие положения

Название проекта: «Маленькие жители планеты»

Идея проекта: Познакомить детей с многообразием мира насекомых, их ролью в природе и жизни человека.

Актуальность проекта: Изучение насекомых способствует развитию наблюдательности, экологического мышления и бережного отношения к окружающему миру.

Характеристики проекта

Вид проекта: Познавательно-творческий, краткосрочный.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Место проведения:

Сроки реализации: 15–19 мая 2025 г.

Цель проекта: Формирование представлений о насекомых, их особенностях и значении в природе.

Задачи проекта:

Образовательные: Учить различать насекомых по внешним признакам, познакомить с их жизненным циклом.

Развивающие: Развивать любознательность, мелкую моторику через творческие задания.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, понимание взаимосвязей в экосистеме.

Дидактическое обеспечение проекта:

  • Иллюстрации, энциклопедии о насекомых.
  • Видеоматериалы («Жизнь бабочки», «Муравьиная ферма»).
  • Наборы для творчества (пластилин, краски, бумага).

Продукты проекта:

  • Коллаж «Насекомые вокруг нас».
  • Выставка поделок «Букашки-таракашки».
  • Театральная постановка «Приключения Муравьишки».

Вид итогового мероприятия: Познавательный досуг «Путешествие в мир насекомых» с выставкой работ и инсценировкой.

  1. Примерное содержание образовательной деятельности детей

Содержание деятельности

Названия форм организованной деятельности

Познавательная деятельность

Наблюдения

На прогулке: «Кто живет в траве?» (жуки, бабочки, муравьи).

Экскурсия или целевая прогулка

• Прогулка-исследование «Кто живет под листьями?»:
— Наблюдение за муравьями, жуками и пауками в естественной среде.
— Сбор природных материалов (шишки, листья) для создания «Мини-музея насекомых».
— Использование луп для изучения мелких деталей.

Виртуальная экскурсия

«Тайны муравейника» (просмотр видео).

Рассматривание

 Рассматривание иллюстраций «Виды насекомых» с обсуждением особенностей (крылья, усики, окрас).
• Изучение коллекции фигурок насекомых под лупой («Кто здесь прячется?»).

Рассказ воспитателя:

• «Как бабочка становится красавицей?» (метаморфоз гусеницы в бабочку).
• «Пчелы — труженицы природы» (роль пчел в опылении растений).

Просмотр диафильмов и кинофильмов, видеофильмов, электронных презентаций

• Просмотр мультфильма «Лунтик. Насекомые» (серия о жизни муравьев).
• Электронная презентация «Удивительный мир жуков» с фотографиями и аудиозаписями звуков насекомых.
• Документальный ролик «Жизнь стрекозы» (короткий фильм о стадиях развития).

Комплексные занятия:

• «День пчелы»:
— Беседа о пчелах,
— Рисование улья гуашью,
— Подвижная игра «Собираем нектар».
• «Муравьиные истории»:
— Рассказ о муравейнике,
— Конструирование муравейника из песка и веточек,
— Дидактическая игра «Кто живет в домике?».

Мини-исследования

«Почему пчелы любят цветы?» (опыт с сахарным сиропом).

Опыты, игры-экспериментирования

• Опыт «Водные насекомые»:
— Наполнение тарелки водой и наблюдение за предметами, которые держатся на поверхности (перец, легкие шарики). Объяснение поверхностного натяжения на примере водомерок.

• Игра «Муравьиные тропы»:
— Дети строят дорожки из веревок и переносят «грузы» (шарики, кубики), имитируя работу муравьев. Акцент на командной работе и устройстве муравейника.

Коммуникативная деятельность

Беседы

«Зачем нужны насекомые?», «Опасные и полезные букашки».

Ситуативные разговоры

 «Почему паук плетет паутину?» — Обсуждение во время наблюдения за пауком на прогулке (ловля добычи, защита).

• «Куда летит бабочка?» — Беседа о питании бабочек (нектар), их яркой окраске (маскировка, привлечение партнера).

«Почему муравьи бегают цепочкой?» — Обсуждение после экскурсии к муравейнику (работа в команде, поиск пищи).

• «Что будет, если исчезнут пчелы?» — Размышления о роли пчел в опылении растений и производстве меда.

Чтение художественной литературы:

Стихотворения:

Сказки:

Рассказы

Сказка В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», стихи о насекомых.

Разучивание

• Стихотворения: «Бабочка-красавица

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Составление творческих рассказов на темы:


— «Тайна светлячка» (с фонариками и темной тканью для создания атмосферы).
— «История жука-носорога» (с фигурками насекомых и природными материалами).


— «Как гусеница стала бабочкой» (после просмотра видео о метаморфозе).
— «Приключения комарика на озере» (с использованием рисунков детей).

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Найди пару» (с карточками насекомых), «Чей домик?».

Сюжетные игры:

«Бабочки и цветы»:
— Часть детей изображает цветы (стоят с раскрытыми ладонями-лепестками), другие — бабочек, «собирающих нектар» (берут цветные шарики из «цветов»). Игра сопровождается музыкой.

Подвижные игры:

«Пчелки и цветы», «Бабочки и ветер».

Игровые упражнения

«Гусеница-путешественница»:
— Двигаться цепочкой, держась за плечи друг друга, огибая препятствия (конусы, мягкие кубики). Акцент на координацию и командную работу.

Игры-путешествия

Игры-драматизации

Инсценировка сказки «Кузнечик и кувшинчик».

Настольно-печатные игры

Пазл «Собери бабочку»:
— Разрезные картинки с разными видами бабочек. Усложнение: собрать по этапам (гусеница → куколка → бабочка).

Пальчиковые игры

«Пчелки»:
— «Пчелка кружит над цветком (вращение указательным пальцем), собирает сладкий мед (похлопывание ладонями). Ж-ж-ж, домой летит (руки за спину)!».

 «Паучок»:
— «Паучок ткал сеть (переплетение пальцев), ждал комара (стук пальцами). Поймал — и в норку (прячут руки)!».

Изобразительная деятельность

Рисование

«Разноцветные бабочки» (техника симметричного рисунка).

Лепка

«Жуки на полянке» (из пластилина).

Аппликация

Конструктивная деятельность:

Конструирование из строительного материала

«Мост для жуков»:
— Создание моста через «ручей» (синяя ткань) из плоских деталей. Дети проверяют устойчивость конструкции игрушечными жуками.

Конструирование из конструктора

«Улей для пчел»:
— Создание улья из пластикового конструктора с шестиугольными секциями. Дети добавляют фигурки пчел

Конструирование из бумаги и др. материалов

Оригами «Стрекоза».

Музыкальная деятельность

Слушание

Пение

Песня «В траве сидел кузнечик».

Музыкально-дидактические игры

«Чей это голос?»:
— Дети слушают аудиозаписи звуков насекомых (жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, писк комара) и определяют, кому они принадлежат. Используются карточки с изображениями.

Музыкально-ритмические движения

Танец «Полет бабочки» под классическую музыку.

Трудовая деятельность

Труд в природе

Создание «Отеля для насекомых» из веточек и шишек.

Хозяйственно-бытовой труд

«Пчелиный улей в порядке»:
— Расстановка игрушечных сот (пластиковые контейнеры) и «нектара» (желтые шарики) по ячейкам. Акцент на аккуратности.

Ручной труд

«Божьи коровки из камней»:
— Раскрашивание гладких камней акриловыми красками, добавление черных точек и глаз.

• «Пчелки из помпонов»:
— Изготовление пчел из желтых помпонов, черных ниток (полоски) и проволоки (крылья).

Познавательные тематические досуги, развлечения и праздники

Познавательной направленности

Мини-лекция «Интересные факты о насекомых»:
— Рассказ о рекордсменах (самый быстрый жук, самая крупная бабочка).
— Просмотр микроскопических фотографий крыльев и лапок насекомых.

Оздоровительной направленности

Утренняя гимнастика «Проснись, жучок!»:
— Упражнения с имитацией движений насекомых (ползание, махи «крыльями», прыжки кузнечика).

Художественно-эстетической направленности

Рисование «Мир глазами стрекозы»:
— Использование пастели для передачи многоцветья природы.

Развлекательной направленности

Игра-розыгрыш «Сюрприз от кузнечика»:
— Поиск «сокровищ» (наклейки, фигурки) по подсказкам, связанным с насекомыми.

Взаимодействие  с родителями

Изготовление масок насекомых для театральной постановки.

Обогащение предметно-пространственной среды

Выставка книг, коллекция фигурок насекомых.

Требования к структуре и оформлению проекта:

–   Структура проекта заложена схемой проекта.

– Шрифт текста Times New Roman, размер шрифта 14 пт., начертание шрифта – обычное; одинарный междустрочный интервал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с Машей» Ольга Макарова Технологическая карта НОД по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с Машей»

Тема: «Пальчиковые игры с Машей»Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познават...