Конспект занятия в старшей группе "В царстве ягод и грибов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исаева Оксана Анатольевна

Расширять знания детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания, развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, закреплять правила безопасного поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarstve_yagod_i_gribov.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «В царстве грибов и ягод»

Цель. Расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы.

Задачи:

- Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.

- Развивать познавательный интерес.

- Пополнять и активировать словарный запас по теме «Грибы и ягоды».

- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

- Развивать  общую и мелкую  моторику, согласовывать речь с движением.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

- Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, картинок о грибах и ягодах, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рисование по трафаретам грибов, ягод.

Материал к занятию:  игрушка Лесовик, фланелеграф, картинки грибов и ягод, картинка «По грибы», ноутбук.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес,  дремучий лес, полный сказок и чудес…

Дети встречают  Лесовика с лукошком грибов и ягод.

Лесовик. Ребята, вы знаете, что грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Игра «Что, где растет»

Лесовик. У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли  рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках. На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор. Посмотрите внимательно на изображения грибов, какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый). Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята).

Упражнение «Соберём семейку»

Лесовик. Ребята, давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».

- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- Как можно назвать большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называют корешки грибов? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)

- А сейчас мы немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Топ-топ, пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

«Загадки-отгадки»

На фланелеграф  Лесовик расставляет картинки грибов.

Лесовик. Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые ... (поганки)

 Физкультминутка «По малину»

Лесовик. А сейчас приглашаю вас в малинник.

Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни.

Лесовик. Ребята, вы знаете, что ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.

- Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)

- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

На фланелеграфе картинки с ягодами, изображением вниз.

- Если вы отгадаете загадки, ягоды появятся перед вами.

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется … (Ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?  (Клюква) 

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

Лесовик. Что можно приготовить из ягод? (компот,  кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)

- С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)

- Из малины получится начинка какая? (малиновая)

- Из брусники - … (брусничная)

- Из черники - … (черничная)

- Из земляники - … (земляничная)

- А какое варенье получится из ягод?

Из малины – малиновое варенье

Из черники – черничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из клюквы – клюквенное варенье

Из брусники – брусничное варенье и т.д.

Лесовик.  Ребята, скажите, какая ягода?

Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)

Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)

Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная)

Беседа по картине «За грибами»

Лесовик. Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено.

- Какое время года изображено на картинке?

- Кого вы видите?

- Куда они пришли?

- Что они ищут в лесу?

- Как вы догадались?

- Какие грибы нашли грибники?

- Что их мамы приготовят из грибов?

Итог.

Лесовик. Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок: много ягод и грибов,  которые мы собрали. Приходите еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

- не вырывать кустики ягод.

- собирать только знакомые ягоды и грибы.

- вести себя тихо и спокойно, ведь лес - это дом для животных, птиц и растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению граммоте.Звуки У — А. Грибы. Ягоды.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "В лес по грибы и ягоды"

Сценарий образовательной ситуации "В лес по грибы и ягоды" с использованием интерактивной доски Smart Touch...

Конспект занятия в старшей группе "Ядовитые ягоды и грибы"

Конспект занятия в старшей группе "Ядовитые ягоды и грибы"...

Конспект занятия в старшей группе "Съедобные и несъедобные грибы".

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе на тему "Съедобные и несъедобные грибы"....

Конспект занятия в старшей группе Лепка на тему: "Грибы"

Цели:- Расширять знания детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные, их сходства и различия).- Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной диско образной формы, пользуясь...

Конспект занятия в старшей группе "Царство трех минералов".

Программное содержание:• Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями, познакомить с составом Земли - почва.&bul...