Эколята - защитники природы!
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

В статье представлен краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Эколята - защитники природы!" для средней группы детского сада. Проект направлен на формирование у дошкольников экологического сознания и навыков правильного обращения с мусором. В ходе реализации проекта в течение 4 недель дети совместно с воспитателями и родителями участвовали в различных видах деятельности: наблюдениях, экспериментах, дидактических играх и творческих занятиях. Особое внимание уделялось проблеме загрязнения окружающей среды отходами и способам их вторичного использования. Авторы проекта успешно достигли поставленных целей, что подтверждается положительной динамикой экологической культуры детей и заинтересованностью родителей в вопросах экологического воспитания.
 
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, проектная деятельность, раздельный сбор мусора, вторичное использование отходов, экологическая культура, детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon эколята96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Проект

«Эколята - защитники природы!»

в средней  группе

     

Подготовили и провели воспитатели:

Чепик Анна Васильевна

Пиралиева Милана Зейнутдиновна

г. Санкт-Петербург

2023г

Паспорт проекта

Название  проекта: «Эколята - защитники природы!».

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 4 недели.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы: Загрязнение мусором — одна их главных экологических проблем современного мира. С каждым годом Земля все больше покрывается отходами, огромные площади земли отводятся под свалки. Проблема отходов не только в занимаемых площадях, но и в загрязнении окружающей среды. Процесс разложения мусора проходит по-разному и может длиться от нескольких дней до десятков тысяч лет. Всё зависит от состава продукции и видов воздействия на неё. Главная проблема мусора — в его количестве. Человечество генерирует огромное количество отходов, которое не в состоянии переработать. Необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о разнообразных видах деятельности по защите природы; учить детей правильно обращаться с мусором.

Задачи проекта:

Расширить знания детей о видах отходов и их последствиях на природу;

Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

 Вызвать интерес к исследовательской деятельности, выявить опытным путём, в течение какого времени разлагаются определенные отходы, совершенствовать умение делать выводы;

 Учить выражать свое мнение к поступкам людей с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

Учить детей сортировать предметы, раскладывая их в определённые контейнеры используя дидактические игры;

Ожидаемые результаты:

 Сформировались навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности.

Осознание детьми значимости охраны природы, что нельзя мусорить бездумно.

Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, и предметам на выброс можно дать

вторую жизнь;

У родителей сформирован интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.

 

Участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий – благоустройство и

   

  украшение группы в детском саду с использованием «бытовых отходов»

Содержание проекта.

Задачи

Деятельность  с детьми

Деятельность  с родителями

Материалы и средства реализации

Сроки и ответственный

Подготовительный этап

Выбор темы Планирование

Заинтересовать детей проектом «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды!»

«Что произойдет , если не убирать мусор?»

Обогащение развивающей среды.

Информирование  родителей с темой нашего проекта.

Предложить родителям оказать помощь в изготовлении игр из бросового материала.

1. Сбор и ознакомление с литературными источниками по теме.

2. Составление и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

Июнь

Чепик А.В.

Пиралиева М.З.

Основной этап -  Реализация проекта

Формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире; формирование коммуникативных навыков в ходе совместной речевой деятельности. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы) .

Учить детей правильно сортировать мусор. Развивать логическое мышление.

Формировать основы экологического сознания.

Наблюдения за явлениями природы (дождь, туман, гроза, роса, радуга); за насекомыми: божья коровка, муравьи, шмели, пчелы…); лекарственные растения( подорожник, тысячелистник); деревья и кустарники летом.

1. Беседа:«Правила поведения в природе?»

«Откуда берется и куда девается мусор?»

Просмотр мультфильма «Крокодил  Гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора

Ситуативный разговор  «Что произойдет, если не убирать мусор?»

Экспериментальная деятельность  «Что будет, если закопать мусор в землю…». Закапывание разного вида мусора для дальнейшего наблюдения за ним. Через определенный промежуток времени проверить состояние материалов.

Игра – викторина «Мы с природой дружим – мусор нам не нужен»

Опыт «Влияние воды на батарейку»(появление ржавчины

Организация акции «Сдайте батарейку!»

Дидактические игры

«Сортируем мусор правильно»,

«Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы), «Что из чего сделано», «Расскажи о предмете».
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы).

Предложить родителям по дороге в садик обратить внимание ребенка на ближайшее окружение. Опрос родителей «Как я обращаюсь с мусором».

Работа с родителями Рубрика «Вам интересно, детям полезно»

папка-передвиждка «Вторая жизнь мусора»

Консультация «Как с пользой провести время с детьми летом на отдыхе».

Ближайшее окружение;

Подбор иллюстраций, сюжетных картинок, книг, календарь природы, наглядный м-л с явлениями природы

Разметки для игр.

Музыкальное сопровожден

Подбор дидактических игр, пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме.

Чепик А.В.

Пиралиева М.З.

Ежедневно

Чепик А.В.

Пиралиева М.З.

Ежедневно

Расширение представления детей о вторичном использовании твердых бытовых отходов. Использованным бутылкам дать вторую жизнь.

Развивать творческие способности, комбинировать движения, учить организовывать и придумывать собственные игры.

Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы) .

Развивать художественно-эстетические способности детей.

Лепка «Вазочка» из пластмассовых бутылочек с использованием круп.  

Изготовление платьев для кукол из полиэтиленовых пакетов, использованных воздушных шаров.

Рисование и раскрашивание запрещающих экологических знаков.

С/Р: «Лесное происшествие», «Команда спасателей природы»

«Семья. Наводим порядок дома», «Мы идем в поход».

П/И «Что в ведро мы соберем»

Чтение художественной литературы— стихотворения о мусоре. Чтение экологические сказки:»Моя планета- мой дом»

Сказка «Про  Хламище-Океанище»

«Сказка про то, как Чистота Мусор победила».
Рассматривание иллюстраций на тему «Мусор вокруг нас»

Конструирование из природного и бросового материала по замыслу.

Лепка с исп. бросового материала «Чашечки для зайчат»; «Вылеплю что захочу»

Предложить родителям изготовить с детьми экспонаты из бросового материала для мини-музея; участие экологической акции «Сдайте батарейку».

Консультации для родителей

«Как можно использовать бросовый материал с пользой».

Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

Бросовый м-л: крышки от бутылок, пластмассовые бутылки, пакеты, веревочки, использованные воздушные шары, крупы

Атрибуты для С/Р игр: макеты деревьев, пожарный шланг, каски для пожарных, фуражка.

Сырой песок, пластилин, шишки, листочки, палочки, коробочки из киндер сюрпризов.

Цветные мелки, фломастеры, раскраски.

Чепик А.В.

Пиралиева М.З.

Ежедневно

Чепик А.В.

Пиралиева М.З.

Ежедневно

Заключительный этап

Подведение итогов оценка результатов

Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

Коллективный коллаж «Береги планету, обращайся с мусором правильно!»

Летний экологический праздник «Эколята- друзья и защитники природы»

Совместные поделки детей и родителей из бросового м-ла.

Коллективная коллаж.

Сценарий праздника.

ВЫВОД:

При помощи исследовательской деятельности и наблюдений, у детей сформировались знания о влиянии неправильного обращения с мусором на природу. Дети узнали, что из некоторых предметов на выброс можно сделать поделки. При помощи эксперимента мы узнали в течение какого времени разлагаются определенные отходы в земле. Таким образом, обобщив все полученные знания, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала. Анализируя проделанную работу можно с уверенностью сказать, что совместная работа педагогов и родителей способствовали обогащению знаний детей о проблеме мусора в природе. Теперь мы будем бережно и внимательно относиться к природе и правильно обращаться с мусором.

Беседа на тему « Как правильно утилизировать мусор?»


Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте, его прочитаем вместе.
Воспитатель читает письмо:
"Здравствуйте, ребята! Я очень люблю детей, которые мусорят и засоряют все вокруг себя. Вчера вечером я гуляла у вас в саду. Там была очень чистая полянка, а теперь вся полянка сильно вытоптана, везде валяются пустые банки, бутылки, бумага, остатки от еды и тряпки, Красотище! Если вы тоже любите мусорить приезжаете ко мне на полянку. " Ваша Злючка – Грязнючка.
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Надо спасать нашу полянку от Злючки - Грязючки. Поедем на машине. Берите рули и поехали.
Под музыку едем.
Воспитатель: Ну - вот и приехали!

Дети выходят на полянку, где разбросан мусор: стеклянная бутылка, пластмассовая, жестяная банка, бумага, обертки от конфет и полиэтиленовые пакеты, листья.
Воспитатель: Ребята, вот та самая полянка. Вам нравится такая полянка?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы бы хотели отдыхать на ней? Почему? Как вы думаете, чем мы можем помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: А как надо убирать мусор? Правильно, мы наденем перчатки, чтобы не пораниться и не испачкаться и будем собирать мусор в пакеты.
Дети надевают одноразовые перчатки и собирают мусор.

Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!

Воспитатель: Вот молодцы! Ну, что лучше стало на полянке? Ребята как вы думаете, куда мы денем мусор?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, принесли сюда мусор люди и они должны его забрать с собой. Вот мы и заберем его с собой. Ну что, ребята, снова в путь, садимся в машину и домой.
Садятся на стульчики. Дети "едут" под музыку.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, убрали мусор на полянке. Как вы думаете, что может случиться, если все будут оставлять мусор? Презентация.
Ежедневно мы выбрасываем различные упаковки, банки, бутылки, предметы из пластмассы и пластика и многое другое. Каждый человек выбрасывает в день килограмм мусора (показывает пакет с килограммом мусора – это много). Мусор вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Всё это не исчезает бесследно, все это копится и загрязняет нашу планету. Кроме свалок, существуют мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия.
Воспитатель: Давайте, подумаем, что можно сделать из пластмассовой бутылки?
Предполагаемые ответы детей.
Из бутылки можно сделать вазу для цветов, подставку для карандашей.
Воспитатель: Что можно сделать из коробочки из-под сока?
Предполагаемые ответы детей.

Из коробки можно сделать кормушку, шкатулку.
Воспитатель: Давайте и мы попробуем. Проходите за столы. У вас на столах разные предметы (киндеры, пластиковые бутылки, пластилин, фантики от конфет). Варианты: пчелка, бабочка, змейка и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Давайте, мы с вами напишем письмо Злючке -Грязнучке, как мы можем помочь окружающей среде, как надо вести себя на природе?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, выбрасывать мусор нужно в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей…
Давайте будем беречь планету!
Другой такой на свете нету!
Развеем над нею тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!


Беседа на тему «Что произойдет, если не убирать мусор?»


Воспитатель: Сегодня нам в садик принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий грязного города, горы мусора…).
Воспитатель:
Как вы думаете, откуда берется мусор? (ответы детей)
Что произойдет если мусор не убирать?
Как назвать мусор другими словами? (сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал) .
Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (на свалку) .
Как вы думаете свалка – это хорошо или плохо?
Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.
Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора) с каждым годом становится всё больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличиваются. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используют специальные мусоросжигательные установки.

Особую опасность представляют стихийные свалки: мусор и отбросы нередко содержат высокие концентрации вредных веществ, в местах их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней.

Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора.

Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачёв в стихотворении «Мусорная фантазия».
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Воспитатель: Давайте рассмотрим содержимое нашей мусорной корзины. Много ли накопилось отходов за сегодняшний день?

Физ. минутка
Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!

Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
Дидактическая игры «Сортируем мусор правильно».
Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как – то использовать? (предположения детей).
В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты? (ответы детей)
Правильно, их сжигать нельзя, когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.
Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегорает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? (ответы детей)
При правильной сортировке и переработке мусора. получается много ценных вещей.
Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно повторно использовать? (ответы детей).
Расскажите, что делают в передаче «Очумелые ручки » из ненужных вещей?
Мы с вами тоже попробуем сделать что – нибудь из предметов оказавшихся в нашей корзине. Мы с вами откроем творческую мастерскую под названием «Мусорное рукоделие».
Вот и подошло наше занятие к концу. Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатство.
Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эколята - защитники Природы"

Отчет о проведенном мероприятии в Доу, посвящение дошкольников в Эколят - защитники Природы....

"Эколята - защитники природы"

Проект разработан и реализован с детьми второй младшей группы....

Проект "Эколята - защитники природы" "Знатоки птиц"

Как известно,2017 год объявлен годом Экологии, поэтому дети нашей группы принимают активное участие в экологическом проекте Эколята - Защитники природы"Цель проекта: Привить любовь к родному краю...

Эколята защитники природы

В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Вырубка лесов, загрязнение водое...

Эколята - защитники природы!

Играем с дошкольниками...

Презентация к уроку по экологии "Эколята - защитники природы"

данная презентация может быть использована в работе воспитателей старшего дошкольного возраста, педагогов по экологическому воспитанию...

#УрокЭколят#ДрузьяЗемли Фотоотчет о проведении Всероссийского урока "Эколята - защитники природы" на тему "Юные друзья леса"

Цель мероприятия: воспитание у детей любви к природе, к родному краю; воспитания желания заботиться о природе.Задачи: закрепление и расширение представлений о лесе и его обитателях; развитие познавате...